Юрий Коваль. ЖИЗНЬ В МУЗЫКЕ И ТАНЦЕ

Из истории Башкирского государственного театра оперы и балета 

14 декабря 1938 года в культурной жизни республики произошло чрезвычайно важное, поистине историческое событие: в Доме Аксакова уфимцы увидели оперу-буфф итальянца Джованни Паизиелло «Прекрасная мельничиха». Героиня оперы Амаранта и все остальные действующие лица пели на башкирском языке. В этот день родился Башкирский оперный театр. За давностью лет мы не должны забывать двух выдающихся деятелей, которые имеют самое прямое отношение к этому событию: Газиз Альмухаметов и Файзи Гаскаров собирали по всей республики талантливую молодежь для башкирской студии при Московской консерватории и национального отделения знаменитого Ленинградского балетного училища.
Еще одно имя навсегда вписано в историю Башкирского оперного театра. Это имя Петра Михайловича Славинского, прекрасно образованного музыканта, виолончелиста, композитора и дирижера. Он прибыл в Уфу, имея за плечами опыт работы дирижера в Большом театре, Перми и Ташкенте.
В городе не было симфонического оркестра. Петр Михайлович находил музыкантов на радио, в ресторанах и кинотеатрах. Оркестр состоялся.
И вот 14 декабря свершилось чудо — уфимцы слушали блестящую, остроумную оперу итальянца на родном, башкирском языке. В главных партиях выступили выпускники башкирской студии при Московской консерватории: Бану Валеева, Хабир Галимов, Зайтуна Ильбаева, Ульяна Сыртланова, Габдрахман Хабибуллин.
В июле 1941 года после окончания Ленинградского хореографического училища в Уфу приехали Зайтуна Насретдинова, Халяф Сафиуллин, Хашим Мустаев, Раиса Дербишева, Адыхам Нарыков, Фаузи Саттаров, Николай Захаров. 2 октября балетная труппа выступила в совместной постановке — премьерном спектакле «Коппелия» Лео Делиба.
В годы Великой Отечественной войны большую роль в развитии молодого творческого коллектива сыграл эвакуированный в Уфу Киевский театр оперы и балета имени Т. Шевченко. Молодые башкирские артисты наблюдали за работой выдающихся мастеров на ежедневных репетициях, спектаклях. Уфимцы были заняты в классических произведениях русских и украинских композиторов: «Евгении Онегине» Чайковского, «Запорожце за Дунаем» Гулака-Артемовского, «Иване Сусанине» Глинки, «Наталке Полтавке» Лысенко и «Аиде» Верди. Они пели вместе с корифеями украинской сцены: Зоей Гайдай, Марией Литвиненко-Вольгемут, Андреем Ивановым, Константином Лаптевым, Иваном Паторжинским. Украинские артисты дали несколько спектаклей в Летнем театре сада имени А. Луначарского.
В ноябре 1941 года при Оперном театре была «…организована студия повышения квалификации студентоввокалистов башкирского отделения Московской консерватории и национального отделения Ленинградского хореографического училища». В студии вели занятия и артисты Киевского театра. В октябре 1942 года киевляне отбыли из Уфы в Иркутск. Они пробыли в Башкирии только один год, но он стал для артистов уфимского театра школой высшего мастерства.
С 27 мая по 5 июня 1955 года в Москве состоялась Декада башкирской литературы и искусства. Башкирский театр оперы и балета показал москвичам оперы «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Салават Юлаев» Исмагилова, балеты «Журавлиная песнь» Степанова, «Лауренсия» Крейна. Режиссер Большого театра Борис Покровский писал тогда в газете «Правда»:
«Спектакль «Салават Юлаев», которым открыл свою декаду Башкирский театр оперы и балета, показал, каких замечательных успехов достигла башкирская музыкальная и театральная культура».
На Декаде литературы и искусства Башкирии в Москве республика показала себя с наилучшей стороны, продемонстрировав богатство и разнообразие многонациональной культуры.
Ведущие актеры получили очередные почетные звания и заманчивые предложения. Артисту Башкирского академического театра драмы Арслану Мубарякову и балерине Зайтуне Насретдиновой были присвоены звания народного артиста СССР.

* * *
90-е годы для любителей оперного и балетного искусства Башкирии — настоящее пиршество.
В 1991 году к 100-летию дебюта Федора Ивановича Шаляпина на уфимской сцене (18 декабря 1890 года) по инициативе известного певца и директора Башкирского государственного театра оперы и балета Радика Гареева, дирижёра Валерия Платонова и председателя Шаляпинского общества в Уфе Галины Бельской возник фестиваль «Шаляпинские вечера в Уфе».
Поклонники оперы получили возможность услышать в спектаклях и гала-концертах выдающихся артистов Большого, Мариинского и других отечественных и зарубежных театров.
В 1993 году по инициативе Юрия Григоровича в Башкирии был учрежден Международный фестиваль балетного искусства имени Рудольфа Нуреева.
В Уфе гастролировали артисты Большого театра, Московского театра классического балета Н. Касаткиной и В. Василёва, Национальной Оперы Украины имени Т. Шевченко, Гранд Опера, Мариинского театра, «Кремлевского балета», Московского музыкального театра имени К. Станиславского и В. Немировича-Данченко.
Состоялись премьеры балетов «Прометей» Сабитова в постановке И. Маркова, экс-солиста театра Бориса Эйфмана, «Марионетка», на музыку И. Стравинского, и «Семь красавиц» К. Караева в постановке Р. Абушахманова, «Корсар» А. Адана в постановке Ю. Григоровича.
Оперный театр — одна из главных, обязательных примет города, претендующего на звание культурной столицы края, республики. Организм оперного театра сложен и капризен.
Оркестр, хор, балет, производственные цехи. Солисты на договоре и делающие погоду (кассу) именитые гастролеры.
Художественный руководитель и главный дирижер (иногда в одном лице), хормейстер, главный балетмейстер.
Столкновение различных интересов и амбиций…
Должность директора оперного театра притягательна и обманчива, как мираж. В Уфе она к тому же еще и ненадежна. Многих директоров повидал на своем веку Башкирский государственный театр оперы и балета. В последние годы они мелькали как в калейдоскопе.
Пожалуй, больше других запомнились Радик Гареев, Вячеслав Стрижевский и Андрей Шишкин.
Замечательный певец, обаятельный человек, Радик Гареев использовал свою известность, чтобы оживить театральную жизнь. В трудное время при нем стартовали шаляпинские вечера и нуреевский фестиваль. В них принимали участие выдающиеся артисты.
Вячеслав Стрижевский — выпускник Института искусств — был незаурядным журналистом, предприимчивым, изобретательным, фонтанирующим идеями фотокором.
Андрей Шишкин после Авиационного института крепил оборону нашей державы в моторостроительном объединении, в планово-производственном отделе. Неожиданно для многих перспективный инженер-экономист стал главным бухгалтером Республиканского академического русского театра драмы. Его директором в ту пору был Стрижевский.
Шишкин дважды принимал эстафету из его рук. Сначала как директор Русского драматического театра, потом — оперного. К тому времени он успел поработать директором областного драматического театра в Костроме, главным бухгалтером, заместителем министра культуры и национальной политики БАССР, председателем совета учредителей малого предприятия «Зеро» ТОО…
Короткое правление Стрижевского запомнилось шаляпинскими вечерами, балетами Ю. Григоровича, первыми зарубежными гастролями, встречами в клубе любителей оперы с историком театра М. Мугинштейном и музыковедом М. Борисовой. Бывший журналист, он начал издавать альманах «Аксаковский дом».
Шишкин проявил интерес к «Золотой маске». Ее получили дирижер А. Людмилин (опера З. Исмагилова «Кахым-туря») и президент Республики М. Рахимов. На премию номинировалась «Волшебная флейта» В.-А. Моцарта в постановке немца Уве Шварца. При Шишкине театр стал наведываться не только в Европу, но и в Африку. Интересные связи установились с Каирской оперой.
Однажды в околотеатральных кругах заговорили о том, что дни Шишкина в качестве директора Башкирской оперы сочтены. Андрей Геннадьевич подтвердил эту догадку. И сделал сильный ход: он возглавил Екатеринбургский театр оперы и балета — колыбель многих знаменитых певцов, дирижеров и режиссеров. (Здесь будет уместно вспомнить, что Екатеринбургский театр, наряду с Большим театром, Мариинским и Новосибирским театром оперы и балета, имеет статус федерального.)
Шишкин принял театр, который находился далеко не в лучшей форме.
Были, как водится, интриги, судебные разбирательства. Сегодня можно говорить о том, что Шишкин реанимировал театр, вернул ему утраченную популярность, театр занял место в одном ряду с признанными грандами оперного и балетного искусства.
Андрей Геннадьевич не забывает своих земляков. В оперных спектаклях екатеринбуржцев участвуют певица Татьяна Никанорова, хормейстер Эльвира Гайфуллина. С 2010 года наш Ильгам Валиев — солист екатеринбургского театра. Его карьера складывается весьма успешно: он — лауреат премии губернатора Свердловской области и лауреат специальной премии жюри фестиваля «Золотая Маска» (за исполнение партии Принца в опере «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева).
В Уфе между тем произошла очередная смена руководства оперного театра. Казалось бы, Владислав Самойлов удовлетворяет всем требованиям: музыкант, имеющий опыт административной работы и, что немаловажно, деловую хватку. Самойлов провел реконструкцию театра и… стал не нужен.
Кто тот отчаянный смельчак, который возглавит его? — терялись в догадках поклонники театра…
Бесспорно одно: оперный театр — очень дорогое удовольствие и без попечительского совета, постоянных спонсоров, партнеров рассчитывать на успех не приходится. Требуются помощь и поддержка как республиканского правительства, так и столичной власти, добровольно-принудительное сотрудничество мощных, богатых фирм, холдингов, банков с театром.
Если, конечно, мы хотим, чтобы он соответствовал современным требованиям. Самый престижный и состоятельный оперный театр создан в США, в Нью-Йорке, на средства акционерного общества «Метрополитен-опера хаус компани». Немалую роль в его благополучии играют пожертвования частных лиц.
В настоящее время Башкирский оперный театр переживает ренессанс.
В канун 2016 года его генеральным директором был назначен Ильмар Альмухаметов, послужной список которого дает надежду на добрые всходы, устойчивое развитие главного театра республики. По специальности он — актер, режиссер и вдобавок ко всему еще и менеджер. Будучи директором Башкирского театра кукол, он проявил себя как успешный организатор, режиссер международных театральных фестивалей и режиссер-постановщик церемоний открытия и закрытия VI зимних Международных детских игр. Кроме того, Ильмар Разинович — преподаватель Уфимской государственной академии искусств имени Загира Исмагилова. В наши дни такая разносторонность только приветствуется.
Сильное впечатление оставляет творческая биография главного режиссера театра — Филиппа Разенкова.
Из молодого племени Филипп едва ли не самый именитый российский режиссер. Дело не в том, что он лауреат международных конкурсов оперных режиссёров и увенчан другими престижными наградами. Удивляет, как рано он стал осваивать, погружаться в свою профессию и как много успел.
Студентом ГИТИСа Филипп работал помощником режиссёра в Московском театре «Новая Опера имени Е. В. Колобова». В 2012–2013 гг. — режиссер Северо-Осетинского Государственного театра оперы и балета. С 2013 по 2016й — главный режиссёр Театра оперы и балета Удмуртской Республики имени П. И. Чайковского. Стажировался в Большом театре Варшавы, где в качестве ассистента режиссера работал на постановке оперы К. Пендерецкого «The Devils of Loudun» (режиссер Кит Уорнер, 2013). Выступил ассистентом режиссёра Теодороса Терзопулоса в постановке оперы Д. Курляндского «Носферату» (Пермский театр оперы и балета, 2014). В 2015 году поставленный Ф. Разенковым спектакль «Евгений Онегин» стал победителем фестиваля профессиональных театров Удмуртии «Театральная весна». В том же году он поставил на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета спектакль «Орлеанская дева» П. И. Чайковского, который был номинирован на театральную премию «Золотая Маска» — 2017. В 2016 году по приглашению Л. А. Гергиевой выступил режиссёром-постановщиком монооперы М. Таривердиева «Ожидание» на сцене Мариинского театра. В декабре 2016 года решением секретариата Союза театральных деятелей России Филипп Разенков избран членом комиссии СТД РФ по опере.
Главный хормейстер Башкирского государственного театра оперы и балета (с сентября 2016 года) Александр Алексеев окончил Уфимский государственный институт искусств имени З. Исмагилова; там же с 2007 года преподаёт. Работал дирижёром Государственной академической хоровой капеллы Республики Башкортостан.
А. Алексеев — лауреат всероссийских и мждународных конкурсов. Известен как исполнитель не только академической, но и эстрадной, джазовой музыки. Руководил вокальным ансамблем «Латинский квартал», работал с хором УГИИ имени З. Исмагилова, мужским хором «Уфимские певчие», хором молодёжи и студентов Уфы и участвовал в организации различных фестивалей.
Хочется надеяться, что генеральному директору Ильмару Альмухаметову удастся объединить молодых и дерзких профессионалов с мудрыми и опытными мастерами общей задачей — сделать оперный театр самым престижным, самым массовым и необходимым театром республики.

 

Опубликовано в Бельские просторы №3, 2019

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Коваль Юрий

Родился 23 октября 1936 года. Один из ведущих уфимских журналистов. Работал в газетах «Ленинец», «Советская Башкирия», «Вечерняя Уфа», в журнале «Бельские просторы». Автор книг «Люди с архипелага УМПО», «22 интервью с УМПО», многочисленных публикаций в республиканской прессе.

Регистрация
Сбросить пароль