Вера Зубарева. ДРЕВО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Не закрывая глаза на события, происходящие сегодня в мире, мы, однако, как журнал литературный, следуем принципам, сформировавшим большую русскую литературу, где превалирует духовное и философское в противовес сиюминутному, узкому, социально-политическому. «Война и мир», «Преступление и наказание», «Мастер и Маргарита», «Доктор Живаго» или даже «Один день Ивана Денисовича» остаются востребованными и по сей день в силу подобного подхода. Авторы этих и других произведений, составивших золотой фонд русской литературы, никогда не снижали планки, не шли по упрощённому пути, привлекающему массового читателя. А те, что шли, познали пик популярности и такой же стремительный спад и забвение (романы Булгарина, проза Потапенко и др.).
Лицом к лицу лица не увидать… Это основной принцип большой литературы, умеющей дистанцироваться от злободневности во имя непреходящей актуальности. Не зря в своей нобелевской речи Солженицын заявил: «работа художника не укладывается в убогой политической плоскости, как и вся наша жизнь в ней не лежит.»
Как только политика примешивается к литературе, истории или науке, получается чеховская осетрина с душком. Русская литература чутка. «Не потому ль что в высшем свете теперь являться я должна?», — вопрошает она всякий раз, когда время предлагает ей компромисс в обмен на признание сильных мира сего. И она отказывается от высшего света и адюльтера с сиюминутным, оставаясь верной своей традиции и ценностям. Именно поэтому звучание больших произведений не ослабевает с течением времени и сменой идеологий. Они – над идеологиями и направлены одновременно вглубь и ввысь, формируя древо русской литературы.
Зерно этого древа заронено «Словом», которое не утрачивает своего современного звучания и по сей день. И действительно, тема объединения разрозненных княжеств, погрязших в междоусобицах, тема разработки стратегии и тактики по объединению земель и многие другие вопросы, поднятые в «Слове», не устарели и продолжают волновать читателя. Решением их в «Слове» занимается Святослав, который намеренно приводит Игоря к славе, отметив в своём Золотом Слове его положительные качества наряду с отрицательными, осудив его за поспешность и, в то же время, воздав должное его самоотверженности и отсутствию стяжательских устремлений.*
Святослав осознаёт, что механическое присоединение земель не принесёт укрепления позиций Руси. Земли создают несомненное материальное преимущество. Однако без укрепления отношений оно может обернуться негативным фактором. Намёк на это содержится в образе реки Стугны, поглотившей «чужие ручьи и потоки», но не поправившей этим свою «худу струю», а только погубившей молодого Ростислава.
Установлению коалиции и посвящает мудрый Святослав остаток своей жизни.
Христианская нота, слабо прорывающаяся тут и там, неожиданно разрешается мощным заключительным аккордом за веру. В этом контексте возвращение Игоря в родные пенаты читается, как возвращение блудного сына, который «был мёртв» в стане язычников, «а теперь ожил». И это взрывает текст, потому что только в этот момент и осознаёшь, в чём месседж автора, показавшего, что никаких христианских убеждений у князей и близко не было, что все они пропитаны языческой ментальностью стяжательства и молятся на золотого тельца. Формально они христиане, но не усвоив сердцем христианских заповедей, они действуют ничуть не лучше, а порой даже и хуже язычников, не дававших обет Господу стоять на страже Его закона. Обирая ближнего своего, разоряя земли, они тем самым попирают основы христианства. Посему концовка «Слова» направлена не на прошлые походы, а на будущее. Она не о том, как было, а о том, как должно быть. Здесь певец перенимает эстафету у правителя и вводит новое измерение – духовное – в миссию объединения, поднимая объединение княжеств до уровня духовного единения.
Всё это и многое другое даёт пищу для размышлений и в дальнейшем способствует формированию менталитета и ценностей русской литературы.

Опубликовано в Гостиная 2022

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Зубарева Вера

Доктор филологических наук, поэт, писатель, литературовед, главный редактор журнала «Гостиная». Президент Объединения Русских Литераторов Америки (ОРЛИТА). Она преподаёт в Пенсильванском университете искусство принятия решений в литературе, кино и шахматах. Автор книг поэзии, прозы и литературной критики. Лауреат международных литературных премий, в том числе Муниципальной премии имени Константина Паустовского (2010). Пишет и публикуется на русском и английском языках.

Регистрация
Сбросить пароль