Прочитал недавно поэму «Настоящие волки» Аркадия Олеговича Польшина из Липецкой области. И вспомнилось, что не далее чем месяц назад на презентации одной книги довелось говорить об Ишимском восстании, безжалостно подавленном правительством и армией. Очень скромно говорилось у нас о борьбе с собственным народом: умалчивалось, затиралось, пряталось в архивах. Но трудно остановить краеведов, находящих документы не в архивах государственных, а в семейных альбомах, письмах. Пробиваются наружу ростки тщательно упрятанных событий и находят внимательного и вдумчивого читателя.
Автор поэмы нашел события и слова, чтобы рассказать о Тамбовском восстании правду. В простой непритязательной обстановке встречаются и ведут разговор герои – за «чаепитием с бубликами». Так принято в России – все важные вопросы поднимать за столом и накалять атмосферу беседы до высшей точки. Что скажут наши внуки о событиях, ушедших в историю? Задаются вопросом участники. Извечная проблема питания для всех времен и народов, возникающая в трудные для государства дни. Нужно отдать хлеб, добровольно отдать. И некогда богатая черноземами, а с ними и урожаем Тамбовская губерния отброшена на грань вымирания.
И с этого момента мужики превращаются в разбойников, кадровые военные – в атаманов. Поднимают они народ на борьбу за правду матушку, и противостоят им будущие маршалы Тухачевские. На краю оврага поставят мужиков и очередью из пулеметов… в назидание другим.
Батенька, стало быть, чаю?
Справим по контре поминки:
Пускай пятьсот расстреляют –
Где-то в тамбовской глубинке.
А тех, кто противостоит власти, – волками по лесам разгоним, и стрелять, стрелять безжалостно. Неважно, чем живет этот человек, что у него в душе, в голове. Он встал на грань, за которой только вечность.
Знаю я, что покатятся скоро
Буйны головы с плачущей плахи.
Будут плыть у стены приговора
Белым парусом крылья-рубахи.
Любой в такой обстановке задастся вопросом: «кто я: бандит али воин», ради общего дела поднялись. Ради хлебушка, выращенного собственными руками. За что нас к стенке? Безжалостно, не только мужиков, но и детей, и женок. На поверку оказывается, что не с чистыми помыслами пришли комиссары. Уж больно меркантильные и плотские интересы бродят в их головах. Вседоступность – страшное дело, и непонятно, кто больше бандит: те, что прячутся по лесам, или кто пользуется предоставленной властью вседозволенностью.
И идут мужики в последнюю схватку, против сильного и подготовленного врага. Идут на смерть бывшие пахари, поэты, пастухи. Нельзя ведь дать волю тем, кто со своим народом борется и уничтожает его.
Жаль только сынов: кем сделает их власть. Как заставит отвечать за поступки отцов?
…Коль не свидимся – не беда беда.
Сыновья прошуршат теми тропами.
Пропадать и нам, все равно когда.
Казаками? Ворами? Холопами?
И тащат казака на глазах жены латыши-коммунары, и не оставляют ему другого пути государство и автор. Подрезают влет и оставляют при дороге. Не по-христиански оставлять и не придавать земле. Да закусили удила все: и чекисты, и повстанцы.
За кем правда? Не та, что временно победителям досталась, а та, что в будущем потомками оценена будет. Встречаются потомки спустя семьдесят лет, а вся страна разделена условно: пастухи, офицеры, зеки.
Это простой народ, остальные выше стоят. Извечный вопрос: от Врангеля до Кабула – за кого воевали. Один хлеб растит и скотину пасет, второй дармовой труд на заготовках леса отдает и в рудниках руду на-гора выдает, третий, самое важное, жизнь поставил. Баррикады много лет.
Только жаль мне того пацана,
Что сегодня погиб «за Советы».
Кто растолкует? С кем сражение: Восток и Запад или белые да красные? Задумывается человек, ради чего. Сколько его, как волка, флажками обкладывать будут? И выход есть – уехать из страны. Да только и там никому мы не нужны, от себя не убежишь.
Хоть пастух, а немного… того…
Начинаю мудрено кумекать.
Я уеду отсель далеко –
Далеко от себя не уехать.
И однажды, став волком, уйду
В лес – туда, где бунтуют березы,
Буду выть на хромую звезду
И корябать поэмы и прозы.
«Волки, волки, волки…», кто же нас такими сделал? А может, действительно пустить шапку по кругу, собрать деньги и построить храм!
Покаяться и тем, и другим, да с верой в светлое, в справедливость, отправиться в будущее. Чтобы дети наши не искали правду в старых комодах, а была бы она вся на виду.
Без водки. С церковью. С воли!
Так будет! когда-нибудь будет.
Когда каждый крашеный воин
Вдруг вспомнит (без пламенной мути)
Не волки мы, братцы, а
ЛЮДИ!
Вот с верой в этих людей и живет автор и ищет истину жизни. Хороший путь и добрые мысли.
Валерий Фёдорович НЕУДАХИН,
поэт, прозаик, публицист.
г. Бийск
Опубликовано в Бийский вестник №1, 2023