Сергей Гогин. СОВРЕМЕННАЯ ПОЭЗИЯ УЛЬЯНОВСКА

Симбирск (переименованный в 1924 году в Ульяновск) в XIX веке дал миру несколько больших литераторов, из которых самые известные – это Карамзин, Языков, Гончаров. А вот в ХХ веке здесь появился, пожалуй, только один крупный поэт – Николай Благов. В этом есть некое историческое противоречие между славным прошлым и довольно тусклым настоящим. Обломовский сон обуял местную литературу. Хотя сегодня есть две молодые писательницы из Ульяновска, которые добились относительно широкого – российского и даже международного признания – Ирина Богатырева (давно, впрочем, живущая в Москве) и Гала Узрютова.
В Ульяновске много людей пишут плохие стихи, а вот тех, кто пишет хорошие, не очень много. Даже мало. Мой выбор авторов (некоторые из них город в разное время покинули) для этой подборки, разумеется, очень субъективен. Но я попытаюсь объясниться.
Марию Шакун я знаю лет двадцать, хотя тесно мы никогда не общались. Но за ее редкими подборками в местных изданиях я слежу. Ее первая книга оставила впечатление преждевременной из-за обилия погрешностей стиля, но она обратила на себя мое внимание тем, что в ней звучала чистая поэтическая интонация, был отчетливо слышен голос поэта, рождающегося на свет. Сегодня Марии, должно быть, около сорока лет, ее стихи “сгустились”, стали философичнее, мысли и опыт отлились в строки афористического звучания, появились библейские мотивы. Она не участвует в поэтических тусовках, практически не на виду, но стихи пишутся, и это главное.
Константин Грингут родился в Ульяновске в 1973 году. По его словам, стихи начал писать неожиданно, в 23 года. Перепробовал множество профессий и занятий, от повара до программиста, уехал сначала в Москву, затем в Израиль. Сейчас живет в Хайфе, работает одновременно психотерапевтом и дворником. Я увидел его в конце 90-х в составе так называемого “Клуба поэтов” в центральной городской библиотеке: долговязый юноша, жгучий брюнет с пылающим взором. “Клуб поэтов” давно выродился в клуб пенсионеров-графоманов, и в то время появление молодого Грингута, читающего свои стихи, мне запомнилось как явление жемчужины в куче навоза. Стихи были живые, свежие, образные. В его нынешних произведениях (в подборку вошли тексты за последние шесть лет) появилось какое-то тайное знание, которое человек способен вынести только из-за грани жизни и смерти. Впрочем, знание это – квинтэссенция простоты, которая, казалось бы, очевидна, но дается тяжело и не всем: есть настоящее, есть здесь и сейчас, а помимо этого ничего, по сути, и нет. Так что человеку нужна смелость и мудрость “каждое мгновенье в грудь принять”, когда вся жизнь и все времена сходятся в одной точке под названием “сейчас”, которая есть концентрация всего сущего, начало начал, высшая потенциальность – как точка отсчета времени, запущенного “Большим Взрывом” стиха.
Анжела Мальцева родилась в 1967 году в Иркутске, с 1974 живет в Ульяновске. Закончила истфак местного педуниверситета, где ныне и работает. О себе пишет, что она кандидат философских наук (диссертация на тему “Сомнение…”) и доктор философских наук (диссертация на тему “Желание…”), а также сообщает, что стихов уже пишет, но пишет прозу и производит некоторое количество научных текстов. Так бывает: стихи уходят на время, потом возвращаются. Однажды я услышал на каком-то поэтическом сборище, как Мальцева читает свои стихи. Запомнилось только, что вот – молодая и высокая девушка, преподаватель философии, это необычно, и сохранилось впечатление от текстов – они были живые, дышащие. Несколько лет назад я услышал ее выступление в областном Заксобрании и был неприятно поражен ее правоконсервативной риторикой. Но в стихах остался человек, который, по ее словам, не только проклинает, но и благословляет, не только злится, но и прощает.
Поэтому я включил Анжелу Мальцеву в эту подборку.
Иван Сивопляс родился 9 сентября 1972 года, в Ульяновске – с 1987 года. Известен в городе как историк-архивист, краевед, автор книг и статей по истории Симбирского-Ульяновского края. Многие свои работы Иван иллюстрировал собственными оригинальными картинками в лубочной манере. Стихи публикует с 1994 года. Увлечение католичеством отразилось на стихах: в каждом обыденном эпизоде Иван находит промысел Божий и воздает хвалу Создателю. Но в этом, на удивление, нет никакого неуместного пафоса, а есть многая мудрость: Бог у Сивопляса – почти как сосед по дому или пассажир автобуса: вездесущий и всезнающий, но не страшный. Еще стихи Сивопляса отличает очень короткая строка, это его фирменный стиль. Выглядят эти стихи воздушно, почти невесомо, читаются легко, но по собственному опыту знаю, как это трудно – держать короткую строку, особенно в рифмованном стихе.
Иван имеет обыкновение давать своим стихам название в виде дат – очевидно, в соответствии с датой, когда появилось стихотворение. В этом тоже есть какое-то творческое смирение, уступание права первородства стиха некой трансцендентной силе. Сивопляс, очевидно, считает себя секретарем Бога, записывающим надиктованные тексты, и каждый из них становится поводом, – пусть даже самым незначительным, но при этом внутренне важным, – чтобы праздновать бытие и славить Творца.
Павел Солдатов – из поколения 30-летних. В Ульяновске его знают очень многие, потому что он фонтанирует идеями в сфере культуры и может, кажется, организовать все что угодно. Он был артдиректором музыкального клуба, и каждый вечер там была музыка, местные и приглашенные группы и сольные исполнители. Он руководит киноклубам, куда можно прийти, чтобы посмотреть умное или неоднозначное авторское кино и поговорить об этом. Он – руководитель и режиссер театра “Absurdus”. Он устраивает камерные поэтические чтения во Дворце книги и в креативном пространстве “Квартал”, где сегодня работает. Он инициатор поэтического конкурса “Верлибр”, проходящего с 2014 года. В общем, он человек-оркестр. И при этом пишет стихи.
Стихи странные, густо-метафорические, провокативные, поскольку сам автор в культурном смысле – провокатор. Но именно это во многом позволяет ему баламутить спящее симбирское болото, благодаря ему в Ульяновске есть какая-то молодежная жизнь.
Алексей Ланцов – поэт, художник, литературовед. Родом из Красноярского края. Окончил филологический факультет Ульяновского педуниверситета им. И. Н. Ульянова. Обнаружил у себя ингерманландские корни и с 2006 года живёт в Финляндии. Автор книг стихов «Русская тоска» (Ульяновск, 2003) и «Бесстрашные глаза» (СПб., 2018). Из всех представленных в этой подборке авторов он, пожалуй, самый маститый, что чувствуется в самой ткани его поэтического письма, где можно услышать перекличку с лучшими современными поэтами-эмигрантами – Алексеем Цветковым и Львом Лосевым. Видимо, перемещение в иноязычную языковую среду актуализирует скрытые, неочевидные ресурсы родного языка, отчего эмигрантская поэзия сегодня не только не теряется, но выходит на передовые рубежи, возвращаясь на родину высококачественным “товаром”, перебивающим всякое импортозамещение.
Ульяновск – странное место: здесь могут выжить либо циники, либо философы. Поэтому ульяновским поэтам остается либо раскапывать свои психические и ментальные глубины, либо горько иронизировать над окружающим, либо разглядывать проплывающие облака, падающие листья и льющуюся воду.

Опубликовано в Графит №20

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Гогин Сергей

Поэт, драматург, переводчик. Родился в 1964 году. Стихи и рассказы публиковались в ряде сборников и альманахов, в том числе в журналах «Нева», «Октябрь», «Странник», «Журнал ПОэтов». Издал три сборника стихов: «Колодцы снов» (2000 год), «Ночь сторожей» (2008 год), «Круги света» (2016 год). С октября 2014 года – руководит литературной студией «Восьмёрка». Живёт в Ульяновске .

Регистрация
Сбросить пароль