Полина Михайлова. ПЛАЧЬ

#1

В ноябре хоронили бабушку – и Тая совсем не плакала. На брянском кладбище, у самой оградки, стояли пять человек: папа, Тая, дед, брат и копщик в мятых вангоговских ботинках. Гроб еще не заколотили. Корки черного снега врезались в неестественно светлую, салатовую траву.
– …Да, да, объезд с улицы Красноармейской, семнадцатый участок, – твердил кому-то по телефону папа, промакивая бирюзовой кухонной салфеткой уголки глаз. брат, сгорбившись, отколупывал с ограждения краску, потрескавшуюся от преждевременных холодов. Всхлипывал как-то по-детски: он был старше Таи на девять лет, также работал проводником на маршруте «Москва – Брянск» и пережил все то же, что и сестра, но горевать совсем не умел.
Горе не шло его округлым, кротким чертам.
Дед стоял прямо, расстегнув куртку и заткнув в нагрудный карман носовой платок.
Оттуда торчал плотный, остроносый комок.
На кладбище пахло вкусно: влагой и кутьей с изюмом.
– Почему-у ты не пла-ачешь? – вяло спросил дед и тут же забыл об этом.
Тая подошла к нему, вытащила из нагрудного кармана платок, расправила его и положила обратно.
– Смотри, чтоб не выпал.
В груди у Таи ухали поезда: «Брянск – Москва, тух-тух-тух, Москва – Брянск». Тая понимала, что теперь, когда ушел из жизни единственный близкий человек, единственный, кто задавал этот частый отеческий вопрос «как дела?» не потому, что хотел показаться самому же себе праведным и прилежным, а потому только, что Таю любил – теперь, когда бабушка умерла, у Таи начнется совсем другая жизнь. бабушка с этой минуты в ней: ее теплые ладони, которые пахнут дачей; апельсиновые рогалики; нежность – за сохранение этого отныне ответственна Тая.
Иначе… иначе в мире вовсе не останется любви. Таина бабушка была выносливой, жесткой, сильной – а значит, и Тая все сможет вынести.
Внезапно послышались шаги, они мешались с хлюпаньем ноябрьской грязи.
– Тетя Оксана. Добралась.
В лодочках из кожзама, поочередно утопающих в жидкой земле, с оранжевым шелковым шарфом и мокрым от слез лицом, тетя Оксана встала к оградке, по левую сторону от папы. У нее были черные, как воронье крыло, волосы, почти несуществующие брови- веточки, обрисованные коричневым карандашом, и ярко-тыквенная помада.
«Макияж она успела сделать», – подумала Тая.
– Гляньте-ка! – вскрикнула тетя Оксана, впечатывая свой голос в насыщенную кладбищенскую тишину, – Тайка-то – совсем не плачет!
Тетя Оксана явно пыталась понравиться папе (Тая стала замечать это с месяц назад): она незаметно придвинулась к нему и с легким, как бы успокаивающим, жестом коснулась его бедра.
Тая съежилась. Визг мешал им с бабушкой. Они говорили не так, как «общаются» покойник и живой, покойница и живая: они говорили по-настоящему. бабушка не умерла для Таи. Она жила в этом вечном «Москва – Брянск, Брянск – Москва», неизменном в Таиных буднях; жила у Таи под кожей.
– Срам какой – не плакать! – продолжал тонкий, как скрип металлических поездных колес, сопрано.
– И действительно, Тая, – присоединился к скрипу махровый папин баритон, – это неуважение. К себе, к бабушке.
Кончики пальцев окоченели, хотелось есть. Тая с жадностью посмотрела на лежащую в дорожной сумке кутью и ломтики белого хлеба, обжаренного в сахаре и молоке.
Поискав глазами ложку и не найдя ее, Тая облизнула пальцы и зачерпнула ладонью кутью из большой алюминиевой миски. Миска была теплой, и Тая прижала ее к себе, от слабости едва не падая с ног. – бесстыжая! – взвизгнула тетя Оксана.
Миску вырвали из рук Таи, и остатки кутьи разлетелись вокруг чужих могил.
– Дура, – сказал папа и замахнулся на Таю рукой.
Тая бросила первый взгляд на дремавшую в гробу бабушку (первый, потому что раньше не решалась глядеть) и скинула с себя ботинки.
– Вот, возьмите, – шепнула она тете Оксане, – ваши лодочки грязные. Под макияж… не подходят. босая, Тая побежала к выходу с кладбища, а оттуда – на Чашин курган, на холм.
С него виден горизонт, а бабушка любит гулять там, где ничего не заслоняет простор.
Ясно же: им вдвоем нечего делать на кладбище.

#2

До института Тая бывала на кургане только летом. Ей казалось, что тут лето – всегда; даже тогда, когда во всем городе осень, зима, весна.
Сломленный и нездоровый, как побежденный воин, курган глядел на Таю. Как будто стыдился, но говорил: да, мол, я могу быть и таким, скудным и обездоленным, поседелым. Тая всматривалась в коричневые холмы, в деревья, издалека казавшиеся карликовыми и больными; в грязь, смешанную с травой.
«Стареют и умирают вовсе не от старости», – решила Тая.
Она читала об этом у Евтушенко, в школе. Только у Евтушенко причинами старости были усталость, безысходность, проблемы.
«Не они, не они, – думала Тая, – что-то другое». Но пока не могла ухватить что.
Голые ступни онемели. Чем дольше Тая стояла на одном месте – тем больше под ногти проползала холодная грязь. Тая побежала. Деревья и коричневые холмы смешались в сплошной бурый фон. Только две бледные ступни поочередно врезались в эту пугающую однотонность. Такая же однотонность мелькала, обрамленная рельсами, точно картинной рамой, за окном поезда, в котором работала Тая. Брянск – Москва, тух-тух, Москва – Брянск.
Место, которое занимала бабушка в ее сердце, Тая никогда не переводила в слова.
Мы можем сказать, что ценим что-то отличное от нас, например, человека или быль. Но разве в состоянии мы решить, какую роль в нашей жизни играет, например, наша собственная черта характера? Не замечая ее как что-то отдельное, человек вместе с тем не представляет себя без. бабушка Таи была честной в эмоциях и словах, резкой, иногда искренней до жестокости – но все это только для того, чтобы никогда не краснеть за свою любовь. белокурая гармоничная женщина с уверенным голосом и раскосыми, почти что птичьими, оливковыми глазами – такой знала Тая бабушку. Внучка была похожа на нее. Глаза Таи были такого же, желтовато- зеленого грушевого цвета: осенью, когда бабушка запекала груши, она всегда это подмечала. «До того похожа, что, стань дедушка молодым, не отличил бы жены от внучки».
Здесь, на кургане, они – бабушка и Тая – были близки, как никогда. были одним.
Что-то острое врезалось в порозовевшую от холода Таину ступню. Зеленое стекло!
Тая остановилась – и однотонный фон снова превратился в болезненные деревья и коричневую грязь.
– Все равно красиво, – шептала Тая, уходя: рана не давала ей больше бежать, нужно было идти домой.
В квартире на улице Костычева, в сорок четвертом доме, звенели рюмки и звучали голоса.
«Забудут ведь, – подумала Тая, прижавшись спиной к двери, – похандрят – и забудут».
Это были голоса людей уверенных: в том, что они все делают правильно. Это были голоса людей скорбящих: все-таки бабушка умерла. Но это были и голоса людей радостных: они проплакали достаточно, чтобы убедить себя в том, что добродетельны.
Не всем же быть такими черствыми, как Тая.
Тая, плачь!

#3

Проскользив лопатками по поверхности двери и присев на корточки – холодный бетонный пол пах мокрым асфальтом и ноябрьской свежестью – Тая почувствовала резкий толчок в спину.
Дверь отворилась – и из-за нее показалось раскрасневшееся от водки лицо тети Оксаны. Ее шелковый оранжевый шарф измялся и некрасиво съехал на один бок.
– А! Это ты, – рассмеялась Оксана, – заходи, у нас тут кутья (она запнулась так, как будто сообщала что-то сокровенное) … и домашний рахат- лукум.
Тая заметила, что в левой руке тетя Оксана держала карточку от лото.
В квартире было душно и шумно. Создавалось впечатление, что отмечают какой-то праздник. Окна чуть запотели, а дверки старинного стеклянного шкафа были неестественно широко раздвинуты. В них стояли пиалы с ярким, почти бутафорским рахат-лукумом.
Духота и шум – то, чего бабушка избегала. Сердце у Таи сжалось.
– Пап, – позвала Тая улюлюкающую компанию заполнивших гостиную людей (среди них были и малознакомые, и совсем не знакомые Тае люди).
Никто не ответил.
– Пап, дед! – окликнула Тая еще раз, – у нас остался спирт?
– Тебе зачем?
– Обработать ноги. Порезалась.
– Водку возьми.
Чужая смуглая рука вручила Тае бутылку водки в полупрозрачной марципаново-матовой бутыли. Тая села в одежде в сухую теплую ванну, закрыла за собой дверь и стала лить эту кристально чистую жидкость на застрявшие в ступнях куски стекла. бабушка не терпела лото и любила, когда уютно дома.
– Черт! – подскочила в ванне Тая, – почему я так легко позволяю…?
В одно мгновение перешагнув бортик ванны и забыв про раны, Тая пошла на кухню. Остановившись перед дверью, она обняла себя за предплечья: любопытно и превосходно было любить того, чья кровь текла в твоих собственных жилах.
Кухонного стола не было: его перенесли в гостиную. Столешница была заставлена сладостями, банками с оставшейся кутьей и бутылками с чем-то спиртным (Тая не разобрала, да и не хотела разбирать, с чем именно).
Одним движением Тая сложила все в мусорный пакет и выкинула в окно. Ей понравилось, что после этой странной шалости кухня стала похожей на ту, которую знали некогда при бабушке; пока бабушка была здесь.
«Но я здесь, – сказала Тая, – и это мой дом».
Тая отыскала мед и корицу. В погребке, примыкающем к кухне, оказались груши: несколько вздутых, желтовато- зеленоватых плодов, завернутых в целлофан. Уже через полчаса раздался знакомый, тяжеловатый запах печеных груш. В семье его знал каждый.
Тае показалось, что еще вдох – и она станет водить подушечкой пальца по знакомому узору на скатерти, и ей будет восемь, и будет детство.
Тая вошла в гостиную с гжелевым блюдом печеных груш, которое едва умещалось в руках. С минуту сидевшие на диване – широком и пригодном для лото – продолжали жестикулировать и переговариваться, не замечая девушки. брат первый протянул руку к гжелевому блюду. За ним – дед.
– У меня «цыганка»! – визгнула тетя Оксана, обращаясь к папе.
Но папа уже надкусывал горячую нежную грушу. Стало тихо.
Дед выронил рюмку. Кто-то (вероятно, незнакомый) прижался к стене, задев выключатель. За окном проехала машина, оставляя вдоль стены преломленный малиновый луч фар.
И свет так упал на Таю, что сидящим в гостиной показалось, что зоркие оливковые глаза бабушки сморят прямо на них.

Опубликовано в Южный маяк №8, 2023

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Михайлова Полина

Родилась в Москве в 2002 году. Alma mater – философский факультет МГУ им. Ломоносова (2019–2023). Победитель секции «Поэзия» семинара- совещания «Мы выросли в России»-Урал, издала книжку стихотворений «Ранка на ладони» (2022) по полученному гранту. Член литературной студии драматурга Елены Исаевой «Коровий брод» (с 2019 года). В 2020 году стала участником Школы поэтов в Сочи международного фестиваля им. Ю. Башмета. В декабре 2021 года прошла конкурсный отбор на семинар молодых поэтов и писателей «От сердца к сердцу» в Абрамцево.

Регистрация
Сбросить пароль