Иван Плотников. КАК И ГДЕ МЫ ЧИТАЕМ СТИХИ?

За последние десятилетия значительно расширился диапазон мест для
размещения/публикации стихов. К журнальным и газетным публикациям, к
поэтическим сборникам и книгам стихов добавились публикации в интернете (на
личных страницах и в различных сообществах). Попадая в то или иное окружение,
поэтический текст становится частью большого текста всего журнала/книги/интернет-сообщества.
Но у каждого пользователя социальной сети также формируется свой
большой текст его «ленты», где поэтический текст, если пользователь подписан на
поэтическое сообщество, может соседствовать с публицистическим текстом, кулинарным
рецептом, мемом и т.д.
Требует ли поэтический текст особого восприятия и, следовательно, «ментального
выделения» из общего ряда текстов «ленты»? Пожалуй, да, но, возможно, то же самое
можно сказать про любой тип текста. Возможно, мы не до конца прочувствуем иронию
юмористического поста сразу после поста на серьезную тему. В одной одиозной ныне
социальной сети поэтическое сообщество крайне продуктивно делилось своими мыслями
о поэзии/литературе/литературном процессе, в том же ряду размещались
непосредственно поэтические тексты членов сообщества (под сообществом здесь
понимается не конкретная страница в соцсети, а неофициальное объединение людей по
деятельности и интересам). Поэтический текст в таком контексте превращался в объект
этого самого литературного процесса, в еще одно его «событие» и оценивался в общем
ряду мыслей и «заявлений». Не стоит объяснять, что потенциал у поэтического текста
значительно выше.
Зайдя на страницу поэтического сообщества, посвященного поэзии, мы будем
читать поэтическую книгу этого сообщества, тексты в которой объединены, возможно, не
общим авторством (или не только им), а вкусом администраторов сообщества. Авторская
страница в соцсети представляет из себя что-то вроде книги этого автора в авторской же
редакции. Чтение отдельно таких сообществ, а не стихов из них, попадающихся в ленте,
возможно, сильнее погружает читателя в поэтический контекст. Хотя нельзя исключать,
что отдельные пользователи могут настроиться на восприятие поэзии при попадании им
стихотворения в ленте. Для меня чтение стихов и чтение ленты – это очень разные
процессы, которые я совершаю с разным настроем и в разном настроении, так что я
предпочитаю заходить в поэтические сообщества.
К слову, можно отметить, что поэтические тексты и раньше размещались в
непоэтическом окружении. Например, на стенах. Но в этих случаях текст чаще всего
выполнял не столько поэтическую, эстетическую функцию, сколько более
публицистическую. Даже в чисто лирическом стихотворении, размещенном на
городской стене, мы будем искать социальный подтекст. Так что контекст играет роль,
но и осознание этого может помочь, когда надо, отстраниться от него.

Опубликовано в Противоречие №5, 2023

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Плотников Иван

Родился в 1993 г. в Екатеринбурге. Окончил институт иностранных языков УрГПУ, кандидат филологических наук. Работает учителем английского языка в лицее. Стихи публиковались в журналах «Урал», «Плавучий мост» и других. Руководитель екатеринбургского отделения литературного клуба «Лампа». Живёт в Екатеринбурге.

Регистрация
Сбросить пароль