Гюльназ Лежнева. ХОРОШЕЕ ЧТЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И НЕ ТОЛЬКО

Я мало разбираюсь в литературе в целом, а про современную литературу думала, что она уже лет тридцать, как мертва. Но у меня появились дети, и я хочу быть хорошей матерью: хочу им читать книги.
Иду в магазин, спрашиваю у продавцов, что почитать детям на такой-то возраст. Посоветуйте. В лучшем случае мне порекомендуют переводные книги Майкла Брода или Холли Вебб, а ещё «Сказки козы Люськи» Алексея Шевченко с жуткими иллюстрациями. В худшем случае мне скажут, чтоб я посмотрела во-о-он на той полочке, и убегут по делам.
И я набираю книги Шварца, Паустовского, Бианки, Пришвина и Сладкова… Ну а что? Я о них в школе слышала  – классика! Беру Берестова (если я, конечно, знакома с его творчеством), Барто, Чуковского, Маршака и вприпрыжку бегу нести детям радость и любовь к чтению.
Ну, ещё я могу порыться на бэбиблоге и найти там пару книжных самородков. Прочесть их с детьми и вдруг понять – литература-то не умерла тридцать лет назад, а наоборот, расцвела, созрела, соком налилась! Пора собирать урожай!
Не последнюю роль в расцвете литературы сыграли литературные премии: «Новая детская книга»; премия им. Владислава Крапивина; «Книгуру»; премия имени Корнея Чуковского и др.
Премию имени Корнея Чуковского учредили только в 2020 году, но и за два сезона накопилось много качественной прозы и поэзии для детей, ниже список того, что мы прочли с детьми. И у нас сложился свой рейтинг из победителей:
Первое место – Ольга Дробот (произведение Рёрвика Бьёрна «Акулиска Враг Редиски и другие истории о Лисе и Поросенке» – победитель 2020 года в номинации «Лучший перевод на русский язык произведения для детей в возрасте до семи лет». Издательство «Самокат».
Это шедевр. Бьёрн Рёрвик сумел остаться на одной частоте с ребёнком – он как будто не книжку написал, а сам приходит в дома и играет с детьми. По понятным детям правилам и на близкие им темы. Сумасшедшие иллюстрации Пера Дюбвига усиливают этот эффект, а Ольга Дробот смогла донести до русскоговорящего читателя языковую игру!
«Они замолчали и с тревогой стали ждать, что скажет им Корова.
– Озвучь! – сказала она наконец.
Вот как хочешь, так и понимай.
– Ты думаешь, это озвуч кричал? – уточнил Поросёнок.
– Озвуч могуч и хитрюч, – сказал Лис.
– Да нет же, – вздохнула Корова. – Изобразите звук, чтобы я послушала…»
Я, наверное, никогда не смогу понять, как переводчикам это удаётся.
Второе место – Ксения Горбунова, «Кто ты, Няня Ву?» – победитель 2021 года в номинации «Лучшее произведение в прозе для детей в возрасте до семи лет», книга молодого издательства «Пять четвертей».
История робота, который стал личностью, «робот, сделанный с душой». Идея не показалась мне такой уж оригинальной или новой, та же тема хорошо прослеживается в «ВАЛЛ-И», совсем недавно прочли книгу Питера Брауна «Дикий Робот», где робот Роуз эволюционировала и смогла приспособиться к новым для неё условиям, она даже усыновила утёнка, но вместе с тем книга Горбуновой прозвучала по-новому. В ней чётко прослеживается параллель между устаревшей моделью робота и … старой бабушкой. Кому нужны эти дурацкие колыбельные и чудаковатые подарки? Дети хотят играть в компьютерные игры и есть чипсы, они не понимают, в чём толк от старой бабушки, они стесняются её, прячут в чулан и выбрасывают её подарки…
Современные роботы – умеют летать, а устаревшая модель «Няня Ву» – нет. И она, несмотря на настройки, запрещающие ей покидать дом, отправляется в мастерскую Арчибальда Оловянного, где её когда-то сделали, чтобы там её усовершенствовали. И она бы снова стала полезной людям. Она ХОЧЕТ научиться летать.
Книга динамичная, захватывающая. Если начнёшь читать, хочется читать дальше и дальше. Не случайно говорю об этом, того же «Дикого робота» после каждой главы можно закрыть и забыть, что ты что-то читал. И ведь концовка какая неожиданная, свежая!
Третье место – Алексей Зайцев, «Физика Тузика» – победитель 2020 года в номинации «Лучший поэтический сборник для детей в возрасте от восьми до 12 лет». Издательство «Самокат».
До восьмилеток из реальности Алексея Зайцева надо, конечно, дорасти. Я не все стихи понимаю в полной мере, они для меня как ребусы: поймёшь – восхитишься и посмеёшься; не поймёшь – пожмёшь плечами, перелистнёшь страницу. Но всё-таки находок больше, чем недопонимания, и потом, я тешу себя мыслью, что мы дорастём и всё-всё поймём. Особенно про жонглёра Валеру. Просто графика ли это или умлаут, открывающий нам сакральный смысл финских звуков…
Но, главное, я знаю, где искать Прожуя! Он гуляет с Озвучем по книге Рёрвика, с тем самым, который могуч и хитрюч.
Порадовали иллюстрации, в целом получилась приятная книга, из которой сложно вырасти (мы ж помним, до неё, наоборот, дорасти надо).
Четвёртое место – Анна Игнатова, «Принцесса Торнада» – победитель 2021 года в номинации «Лучшее произведение в прозе для детей в возрасте от восьми до 12 лет». Издательство «Пять четвертей».
Эта книга для детей от 12 лет, а не до 12. В ней дворцовые перевороты, козни, первая любовь, а потом и вторая… Там даже есть убийство! Ну ладно, попытка совершить убийство. Написано без принцессовского пафоса, с иронией. Но чтобы понимать эту иронию, нужно иметь определённый жизненный опыт. Этого опыта у детей 8–12 лет, как правило, ещё нет.
У короля и королевы родилась дочь с даром влиять на погоду. И кое-кто понимает, что такая принцесса – это не принцесса вовсе, а супероружие массового поражения. История захватывает, увлекает. Читаешь и ждёшь – кто же владелец того самого когтя хищной птицы? А неизвестно: из этой книжки он ушел безымянным, пошёл заказывать войны в другие миры.
Оформление книг в издательстве «Пять четвертей» очень приятное. Иллюстраций много, они красивые. И «Торнаду» и «Няню Ву» иллюстрировал один и тот же художник – Лена Кураш. Книги и на полке чудесно смотрятся, и подарить не стыдно, и в руках держать приятно, и читать увлекательно.
И ещё два поэтических сборника, которые в наш рейтинг не попадают (увы и ах, даже престижная премия не гарантирует, что книжка понравится всем).
Юлия Симбирская, «Ехал дождь в командировку» – победитель 2021 года в номинации «Лучший поэтический сборник для детей в возрасте от восьми до 12 лет». Не буду писать плохо о книге, к тому же она и не плохая. Просто пресная. Стихи не разошлись на цитаты, они даже не запоминаются. Просто приведу один стишок для примера:

Нос в молоке
Вот собака на поводке.
По команде сидит у ног.
У собаки нос в молоке,
Потому что она – щенок.

Дмитрий Сиротин, «Вишневый пирог» – лучшее произведение для детей по мнению читателей в 2021 году.
Очень понравилось оформление книги, но стихи… Вот, например, стихотворение:

Если бы папа был капитаном –
Трубку курил бы, дружил с океаном,
Пиратов ловил, бородат и курнос…
И львёнка живого б однажды привёз!
Если бы папа был футболистом –
Был бы он рослым,
Быстрым,
Плечистым.
Ловко б голы забивал и красиво,
Стал бы легендой сборной России!
Если бы папа был космонавтом –
Он бы на Марс полетел уже завтра.
Всех марсиан покорил бы, чего там:
Папочка – мастер по анекдотам…
Пап, не грусти:
Ты – талантливый дворник!
Вон как сияют
Подъезд наш и дворик!
Тебе повинуются листья и снег:
Ты – лучший на свете, и это – навек!

Не понимаю, зачем так… с папой, несмотря на богатую рифму и весёлый слог, мне такой юмор чужд.
Здесь я ничего не сказала про ещё одного победителя премии им. Корнея Чуковского – Анастасию Орлову. Потому что не нашла её книгу «В голове цветные мысли», но творчество Орловой мы очень любим. Её стихи для малышей прекрасны! Добрые, искромётные, свежие, чистые. А истории про грузовик и прицеп уже стали бестселлерами. В нашем семейном рейтинге Орлова разделила первое место с Дробот.
А мне остается только добавить, что современная детская литература жива и хорошие книги были, есть и, будем надеяться, будут.

Опубликовано в Бельские просторы №4, 2022

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Лежнева Гюльназ

Родилась 15 ноября 1983 года. Участник совещания Совета молодых литераторов России в Уфе (2020); участник совещания Совета молодых литераторов России в Москве в мае 2021 г. Проза публиковалась в альманахе «Душица», журнале «Лоскутное одеяло», на литературном радио «Пролиткульт». Живёт в Стерлитамаке.

Регистрация
Сбросить пароль