Евгений Чириков. ТРИУМФ И ТРАГЕДИЯ ЛАУРЕАТОВ

О прозе «Огней Кузбасса» в 2018 году

Среди множества рассказов, опубликованных в «Огнях» за 2018 год, как обычно, преобладают крепкие, бытописательные.  Лично мне очень понравился «Рыбак» прокопчанина Александра Давыдова.  Маленький рассказ с большим контрастом счастья и тоски.  Он о метаморфозе любви, такой трогательной на её начальном этапе, в юности, и такой… собственно, уже никакой, исчезнувшей из отношений двоих через годы.
Два рассказа откровенно слабы: «Агези – снежный человек» кемеровчанки Екатерины Тюшиной, написанный якобы по мотивам шорского фольклора, а на самом деле надуманный, и «Сказка в сумерках»
новокузнечанки Надежды Калашниковой – заведомо неудачный оживляж абстрактных понятий (время, жизнь, смерть…) на избитую в квадратной степени тему любви.
Принципиально важное значение для журнала имеет качество «большой прозы».  В повести известного писателя из Екатеринбурга Арсена Титова «Сентябрь» бывший спецназовец, прошедший через «горячую точку», в гражданской жизни 90-х годов сталкивается с пошлостью и торгашескими понятиями, неприемлемыми ни для него самого, ни для того боевого братства, которое проливало кровь за устои Родины.  Человеку искреннему и прямому трудно приспосабливаться к новой, чуждой ему жизни.  Однако он встретил девушку, которая понимает и принимает его вместе с душевной (нравственной) и физической (после ранения) болью…  Это сильная, мужественная проза.
«Прозрачное небо Сирии» Александра Пономарёва – тоже о людях войны. Удивительно, насколько быстро откликнулся липецкий писатель на совсем, в общем-то, недавнее сообщение о гибели российского лётчика в сирийском небе.  И повесть принесла читателю как подробности событий, так и человеческие чувства, с ними связанные.
Главная героиня повести бывшей кемеровчанки, ставшей недавно москвичкой, Евгении Борисовой «Изменю вашу жизнь» – журналистка, которая не удовлетворена собственной жизнью, прежде всего семейной.  С мужем у нее нет ничего общего, и она решительно порывает с ним.  Её уход от мужа совпадает со страстной любовью к другому мужчине.
Увы, и здесь героине не везет: тот, как оказалось, её не любит.  Терзаясь своими переживаниями, журналистка в то же время проводит эксперимент по оказанию помощи другим людям, заставляя их менять несчастливые направления судеб.  Она убеждена, что любой человек, если захочет и если поймёт суть проблем, может изменить жизнь.  Не всем из её «клиентов» это все-таки удаётся, но сама она находит, как можно понять, настоящую любовь, что и является развязкой повести.
В целом интересная, современная и содержательная, написанная бойким языком, повесть имеет заметный дефект в сюжетной завязке.  Предложение об «изменении жизни» подаётся журналисткой глянцевого журнала как сенсационный «розыгрыш» для 1 апреля, такая уж волнующая интрига.  Однако с точки зрения реальности ситуация для любого журнала  вполне заурядна, а натяжка нужна лишь автору, чтобы  начать действие.
Можно отметить и другую особенность, по-своему забавную: буржуазный идеал героини.  Как мы знаем, в западных странах любят денежки.  Но нигде в зарубежной литературе (не претендуя, конечно, на охват бесконечности) не приходилось встречать излишнего пиетета перед капиталом – там  интеллигенция если и не бунтует против власти «золотого тельца», то относится к сей материи спокойно либо с известной долей иронии.    Иное дело у нас, по крайней мере у Е. Борисовой.  Её Ленка воспринимает  богатых мужиков прямо-таки с возвышенным чувством.  Умер Биг-Босс и лежит в гробу, такой красивый.  «Ленка подошла и погладила мёртвого человека по волосам, глядя на свою руку, а не на него. «Спи спокойно, Биг-Босс», – сказала она».
В финале повести совершенно счастливая, отмякшая от предыдущих передряг, она на вершине чувств общается с бизнесменом Александром.  Как же, этот решатель всех проблем мигом упорядочил все  её вопросы…  В общем, счастья ей в личной жизни!
Маленькую повесть Елены Тверитиной «В людях» можно отнести к жанру фантасмагории.  В ней действуют внедрённые в человечество «сферные» и «антиподники» – агенты-гуманоиды, имитирующие небесно-преисподнюю структуру мироздания с этакой бюрократической иерархией чинов.  Антиподники вредят людям, делая им пакости.  Сферные борются с вредителями и, как и положено добрым силам, побеждают.  Всё правильно, хотя и ничего нового…
Юрий Тотыш как писатель интересен тем, что поднимает серьёзные темы из советской истории. В документально-художественной повести «Ратник» («Огни Кузбасса» № 2-2018) Ю. Тотыш удачно привлёк документы и воспоминания, связанные с окончанием Второй мировой войны, точку в которой с советской стороны поставил генерал Деревянко, подписавший Акт о капитуляции Японии.  Личность генерала, как-то выпавшего из пантеона прославленных военачальников и практически неизвестного российскому читателю, описана очень увлечённо, с приданием образу сакрального ореола путём цитирования апокалиптических видений Иоанна Богослова.
Публикацией романа «Иудин хлеб» Сергея Павлова его «Кузбасская сага» потяжелела на ещё один увесистый «кирпич», осветив в этом эпосе многострадальной семьи Кузнецовых период Великой Отечественной войны.  Главным сюжетом «Иудиного хлеба» стала судьба юного Егорки, искусно втянутого «органами» в неблаговидную роль стукача.
Нечего сказать, история любопытная и поучительная.  Параллельно с ней писатель задействовал судьбы других Кузнецовых на фронте и на чужбине, в эмиграции.  Однако с этих сторон автор обнаруживает весьма посредственное знание реалий, что едва ли не грозит «клюквами» и по меньшей мере приводит к перепевам литературы о шпионах.
В сочетании с каким-то идиллическим описанием простонародного беловского быта и сквозь призму плавно-тягучего языка произведение обращается в доморощенную смесь, которой не выдержать сравнения с образцами современной российской прозы.  Кое-какие странности в романе вообще трудно объяснить.  К примеру, бабушка Егора чаще всего почтительно именуется автором «старой женщиной».  И в то же время мужчины то и дело объясняются ей в любви, так и норовя впиться в её губы страстным поцелуем.
Ирина Тюнина, повесть «Сказка по слогам».  Возможно, эта повесть нашла себе горячих поклонников в интернате для умственно отсталых детей, но и некоторым читателям нормальным, судя по отзывам на устном обсуждении журнала, она понравилась.  Здесь можно философствовать, а можно деликатно помолчать, к чему я смиренно и склоняюсь.
Но, признаться, ничего более уродливого в психологическом плане мне доселе читать не доводилось.  Утешает лишь то, что это произведение может заинтересовать фрейдистов-психоаналитиков, буде таковые найдутся среди потребителей прозы.
Сюжет повести построен на личности слабоумной девочки, которая не справляется с учёбой, но добивается успеха в бисероплетении.  Для полного счастья ей не хватает только мужчинки.  И принц непременно находится.  Это одноглазый банщик Колька, парень с добрым и чутким сердцем.
Всё содержание «сказки» можно свести к одной формуле: кривой Колька овладевает дебильной Мотькой, и в итоге рождается шедевр бисероплетения, который автор воспевает с преувеличенным вдохновением.
Потрясающая кульминационная сцена происходит в бане.  Возможно, я просто не понимаю эту словесную живопись, когда голая Мотька, чуть стыдясь (ну, совсем чуть-чуть, ведь она с Колькой ещё незнакома), уступает его, знамо дело, сильным и, конечно же, нежным рукам, которые «скользили далее по её телу». Они, эти долгожданные руки, накрыли упругие девичьи груди, и вот тут И. Тюнина совсем немного не дожала до самой типовой картинки женского романа, где непременно «соски напряглись»…  Тогда был бы, как говорится, полный… абзац.
Примечательно, что и «Сказка по слогам», и «Агези – снежный человек» победили в конкурсе «Новое кузбасское слово» 2017 года.  В том, что это триумф их авторов, сомнений нет.  Трагедия же в том, что данные произведения, на мой взгляд, псевдолитературны.  Кто-то не согласится со мной и скажет, что скорее мы имеем дело с комедией, чем с трагедией.  Что ж, спорить не буду, может, и так.

Опубликовано в Огни Кузбасса №2, 2019

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Чириков Евгений

Родился в 1952 году, живет в Кемерове. Окончил филологический факультет Кемеровского госуниверситета. Основная профессия – журналист. Издал две книги художественной прозы. Публиковался в журнале «Огни Кузбасса».

Регистрация
Сбросить пароль