Елена Трухан. «ПОД СЕНЬЮ ДРУЖНЫХ МУЗ»

При подготовке статьи были использованы материалы газеты «Большевистская сталь» (Сталинск) и журнала «Сибирские огни» (Новосибирск).

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз, –

писал А. С. Пушкин своим друзьям-лицеистам, в который раз утверждая мысль о необходимости полноценного писательского и дружеского общения для человека творческого. Именно она, особая атмосфера, является благоприятной средой для развития литературных талантов, «местом силы» и поддержкой в самые сложные периоды.
Благодаря коллективной творческой энергии пробиваются новые идеи, крепнет молодая поросль литераторов и оттачивается перо профессионалов.
Немногим известно, но литературный процесс в Сталинске (Новокузнецке) в годы Великой Отечественной войны не затихал. Несмотря на сложную обстановку в стране и мире, в городе работали любительские объединения молодых литераторов, или кружки, как их тогда называли.
Организовывались они на предприятиях, в учебных и культурных учреждениях энтузиастами: профессиональными писателями и журналистами, библиотекарями, педагогами-литераторами, заведующими педагогическими кабинетами, лекторами, представителями гороно. Главной их целью было повышение мастерства самодеятельных авторов, улучшение навыков журналистской работы и развитие художественного творчества. Кружки, как правило, имели ярко выраженную образовательно-воспитательную и патриотическую направленность, что сказывалось на содержании их программ, выборе изучаемых произведений и тем.
Один из таких литературно-творческих кружков открылся в середине октября 1942 года в помещении библиотеки Дворца культуры металлургов. Точнее, не открылся, а возродился.
Острая необходимость в специалистах, умело владеющих словом, возникла вновь из-за «роста и увеличения промышленности» Сталинска, пополнения «рядов выдающихся передовиков производства, подлинных героев труда».
Руководителем кружка стал литературный критик Ф. И. Дубровская. К сожалению, узнать какиелибо биографические сведения об этом человеке пока не удалось. Известно только, что она была эвакуирована в Сталинск. Ранее работала литературным критиком-консультантом журнала «Молодая гвардия». Нынешний редактор этого издания писатель В. В. Хатюшин на запрос о Ф. И. Дубровской сообщил, что «к сожалению, в редакции «МГ» никаких сведений о Ф. И. Дубровской нет. Возможно, она была рецензентом-консультантом вне штата. А может быть, числилась не в журнале, а в издательстве «Молодая гвардия».
О занятиях молодых под руководством Дубровской городская газета «Большевистская сталь» сообщила задолго до их начала. Писали, что там планируется изучать жанры газетно-журнальной публицистики, развивать журналистские навыки.
В то время Сталинску требовались юные драматурги, способные на местном материале создавать небольшие произведения для клубного драмкружка, и смелые критики, умеющие разбираться в сути производственных и жизненных вопросов, осмысливать прочитанное и увиденное, ясно излагать факты, отстаивая собственную точку зрения. Взращивать эти таланты собиралась Дубровская в городском литкружке.
Научить ярко и образно рассказывать о повседневной жизни металлургического завода и его людях – такую задачу ставила она перед собой.
На первом организационном собрании в заводской  библиотеке  присутствовало  около 30 человек. Среди них были поэты Гринбаум и Кирьянов, прозаики Тотыш и Подыногин, ставшие впоследствии активными членами литкружка. Они приходили на заседания и консультации по средам к 20:00 или 20:30, сразу после работы. Остаётся только изумляться, как в суровые военные будни кружковцам хватало времени и сил не только на выполнение и перевыполнение рабочих норм, но и на учёбу, творческие контакты, создание художественных произведений!
Иным же и того было мало! Валентин Гринбаум, к примеру, умудрялся ещё вести общественную работу на посту председателя завкома Кузнецкого завода металлоконструкций им. В. М. Молотова! В 1941 году в связи с приближением к Днепропетровску линии фронта часть оборудования завода металлоконструкций, где он работал, была эвакуирована с Украины в Сталинск. Вместе со своими коллегами, сопровождая ценные производственные мощности, стратегически важные для Победы, приехал в далёкий таёжный край и Гринбаум. Впечатления об этом он навсегда сохранил в памяти и стихах.

Нас увозил гремящий эшелон
В суровые, неведомые дали.
«Сибирь» – колёса грозно повторяли.
«Сибирь» – сердца стучали в унисон.
Вдоль поезда, на запад уходя,
Мелькали вперемежку сосны, ели;
Поля и степи сумрачно темнели
Под сеткой августовского дождя.
Но вскоре мы узнали, что светла,
Ясна в Сибири осень золотая:
Про наш родимый край напоминая,
Погода тёплой, солнечной была.
А ночью столько звёздного добра
И небосвод такой чудесно синий,
Как будто мы сейчас на Украине,
На берегу широкого Днепра!
Война не ждёт – и первый цех готов,
И к механизмам пригнаны детали;
И вот уже станки загрохотали,
Оружие давая для фронтов.
Пустив литые корни в глубь земли,
Цеха росли колонна за колонной,
Казалось нам: с корнями из бетона
И наши корни в землю пролегли.
Любовь и гордость воплотив сполна,
Завод опять работал, как бывало.
Не мачехой, а матерью нам стала
Сибирская родная сторона.
(В. Гринбаум. «В Сибири». 1945)

Библиотекари Дворца культуры всячески поддерживали подопечных Дубровской в их писательских начинаниях, знакомили с лучшими образцами зарубежной, русской классической и советской литературы, а в последующем планировали устраивать конкурсы на лучшее художественное произведение, посвящённое производственной теме. К слову, долго ждать не пришлось: литературные конкурсы в Сталинске действительно вскоре были объявлены (достаточно вспомнить творческое состязание 1943 года «Героизм в труде»).
Корреспондент Ю. Григоренко, присутствовавший на первом заседании кружка в библиотеке металлургов и написавший о серьёзных планах литературной учёбы в «Большевистскую сталь», познакомился с программой работы Ф. И. Дубровской. В неё входило изучение технологии творческого процесса и знакомство с отдельными литературными формами. Воодушевившись услышанным, он порекомендовал ей включить в список литературы побольше советских произведений, ведь Сталинску «нужна не вообще новелла, а советская новелла, не вообще роман, а советский роман».
Надежды, возложенные на руководителя кружка и его воспитанников, во многом оправдались. В июле 1943 года один из членов кружка, тот самый Валентин Гринбаум, добавил несколько весомых строк в литературную летопись города: «…тов. Дубровская прочитала цикл лекций о творчестве классиков западноевропейской и русской литературы, увязывая теоретический курс с практической работой начинающих молодых писателей. Силами членов кружка выпущено два литературных бюллетеня и две литературные странички в газете «Металлург». В настоящее время ведётся большая работа по сбору материалов для тематического сборника, выпуск которого намечен на 15 августа».
Стоит лишь добавить, что с тех пор, как в библиотеке образовалось литературное сообщество под руководством Дубровской, хорошей традицией стало проведение литературных вечеров, где звучали авторские творения, созданные в Сталинске.
Во время Великой Отечественной войны кружок литкритика Дубровской был, пожалуй, самым серьёзным из всех городских литобъединений. Профессиональная зрелость руководителя, качество подготовки членов, основательность программы способствовали тому, что в мае 1945 года он уже стал именоваться литературной группой и имел в своём составе бюро.
Литературные кружки появлялись и на производстве. Например, при строительном управлении треста «Сталинскпромстрой» (начальник тов. Иерерва). В его члены вступали молодые рабочие разных строительных специальностей.
До нас дошли фамилии некоторых из них: Холодов, Калакутский, Хлиманенко, Орловский. Руководила ими лектор Демиховская. Строители настолько увлеклись творчеством, что провозгласили  каждый  четверг  днём  обязательной литературной учёбы.
Литкружок  «Сталинскпромстроя»,  скорее всего, имел воспитательно-патриотическую направленность и, возможно, пропагандировал творчество Л. Н. Толстого. На это недвусмысленно намекают исследовательские темы, над которыми вместе с наставником усердно трудилась одарённая молодёжь: «Патриотизм Толстого в «Севастопольских рассказах», «Образ Кутузова», «Хаджи-Мурат», «Жизнь Толстого». Вообще же, вкус к литературе кружковцам трес та прививался через изучение русской классики. Так, к концу 1944 года они изучили несколько патриотических тем, раскрывающих особенности художественной лаборатории писателей XIX века:
«Пушкин-патриот», «Горький – борец против фашизма», «Наш Чехов», «Лев Толстой и чёрные дни Ясной Поляны». Последняя, думается, появилась в связи с публикацией в № 9–10 журнала «Новый мир» за 1941 год дневниковых записей М. Щеголевой «Чёрные дни Ясной Поляны».
Организатор кружка Демиховская преследовала цель воспитать новых критиков, публицистов, журналистов. И это ей удавалось: известно, что в декабре 1944 года юные писатели уже приступили к выпуску газеты «Литературная учёба», первый номер которой как раз был посвящён жизни и творчеству Льва Толстого.
Развитие литературного творчества приветствовали и в сталинских школах. 12 ноября 1944 года при средней женской школе № 25 по инициативе заведующей педагогическим кабинетом тов. Немоляевой и инспектора гороно тов.Прокофьевой открылась литературная комната.
Она была создана городским отделом народного образования. Во внеурочное время учащиеся старших классов могли прийти туда, чтобы поучаствовать в беседах на литературные темы, прослушать доклады, лекции. Раз в месяц руководители комнаты Немоляева и Прокофьева устраивали творческие вечера, где звучали художественные произведения начинающих авторов: стихи, рассказы. Первый такой вечер, по информации «Большевистской стали», прошёл 18 ноября 1944 года.
Некоторые разрозненные факты имеются и о деятельности литературного кружка, руководимого учителем литературы, мастером педагогического труда З. И. Ильиных. Кружок был организован ею в средней школе № 12 (директор П. Пеккер), которую с начала учебного 1944/45 года преобразовали в мужскую. В 1945 году, как сообщали корреспонденты городской газеты, юноши, обучающиеся в 12-й школе, активно готовились к 150-летнему юбилею А. С. Грибоедова, а литкружковцы по этому случаю даже выпустили литературный альманах «Заря». г. Новокузнецк

Опубликовано в Огни Кузбасса №6, 2020

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Трухан Елена

Родилась в Новокузнецке. Окончила филологический факультет Томского государственного университета. Заместитель директора по научной работе в Литературно-мемориальном музее Ф. М. Достоевского (Новокузнецк). Пишет прозу, публицистику, литературную критику. Публиковалась в кузбасской и центральной периодике, в коллективных сборниках. Лауреат областных литературных конкурсов, поощрена региональными наградами. Живёт в Новокузнецке.

Регистрация
Сбросить пароль