Ефим Гаммер. НА ПАРУСАХ БЕЗОГЛЯДНОГО ВРЕМЕНИ

Путевой обходчик
минувшей эпохи

На смытой кинопленке –
кадры дождевые,
но все же различимы,
присмотрись:
Путевой обходчик
сошел с колеи.
Теперь ищут его
в придорожных кустах.
А он в том временном
отрезке Земли,
где надежнее слов,
чем «режь!» и «коли!»,
не найти,
коль гложет смертельный страх.
Справа – враг, слева – друг,
чуть подальше – стукач.
А душа в самоволку рвется –
домой.
Но домой – ни ногой!
И ни шагу назад.
Стой! Стой! Стой!
И не плачь!
А ведь он – путевой обходчик.
Ему
не стоять,
а ходить – не сходить с колеи.
Однако: «ни шагу назад!»,
«Режь – коли, режь – коли!».
Никакого движенья,
а уходишь во тьму,
где все кувырком:
морг – гром,
мод – дом,
гол – лог,
год – дог,
му – ум,
мук – кум.

Из цикла
«Одиннадцать космических
секунд»

Ученые установили:
жизнь человеческая равна
одиннадцати космическим секундам.
Что ж, нам скорости не занимать –
махнем вдоль по космическим секундам.

Первая космическая секунда

1

Мне рассказали о песне.
Пел ее поводырь.
Он вел слепого на виселицу
и в такт малоподвижных ног
выводил:
– Лето встречают по запаху
ягод лесных и грибов.
Осень встречают по шелесту
листьев, спадающих с веток.
Будет зима – поднатужишься,
снег напружинишь и вырвешься
к дальней, весной расцвеченной
вербе на том бережку.
– Деду! Скажи, а где тот бережок?
– Он в лето восходит под запах
ягод лесных и грибов.
В осень вступает под шелест
листьев, спадающих с веток.
И в свете к тебе приближается,
ступеньки навстречу мостя.
– И долго еще мне, незрячему, до света
идти по ступенькам, ведущим наверх,
и чувствовать не опору,
а шаткую тьму под ногой?
– Будет зима – поднатужишься,
снег напружинишь и вырвешься.
– Деду! Я вижу! Весеннее
солнце восходит и светится.
Верба ветвями тянется.
И берег – рукою подать!
– Прости, я не слышу тебя.
– Деду! Гляди! Я на том берегу.
Здесь лето с весной одновременно,
Зима здесь иль осень – без разницы.
Здесь шелест и запах и… вижу я!
Здесь вижу что-то прекрасное,
наверное, новый мир.
Деду! Ты меня слышишь?
– Я тебя не слышу, сынок.
Пятая космическая секунда

3

Смерть каждого
живущего по духу и по родству
начинается с тоннеля.
Ты входишь в тоннель,
и тебя впервые
несет пространство –
то ли мира,
то ли души.
Но в конце тоннеля –
свет,
белое пятно.
Все оно – целиком –
круговое расстояние
от «Я», доступного пониманию,
до «Я» недоступного.
И не разъехаться!
Доступное «Я»
вклинивается в недоступное,
наделенное
магнетическими свойствами.
Тянет тебя –
не сгинуть в пути.
Тянет тебя…
А там – впереди…

Восьмая космическая секунда

11

При обмене серого вещества
на мозговую извилину
обнаружил толику разума
и решил поделиться с другом.
Послал эсэмэску по адресу,
получил эсэмэску в ответ:
– Не пойму, что даешь мне РАЗОМ?
Дай за два РАЗА… шутка, старик.
Подивился на глупость и двинул с досады
в близлежащий ломбард,
чтоб с умом заложить находку
на месяц-другой, пока не понадобится.
Но приемщик, посмотрев сквозь очки
на толику разума, деньгами не стал сорить,
а предложил снести в парламент:
– Ваш товар там в цене,
в особенности когда вносят поправки в закон.
– Божий?
– Им виднее, в какой…
Но и там не купили,
пояснив с высоты положения:
– С чего вдруг платить?
ЭТО каждому человеку бесплатно положено!
– Бесплатный сыр бывает только в мышеловке! –
откликнулся он и понуро пошел восвояси,
оставшись при РАЗУМЕ,
который никому не нужен,
что он понял внезапно,
как и Вольтер, когда в сердцах произнес:
«Отчаянье выигрывает бой».

Одиннадцатая космическая секунда

1

На парусах безоглядного времени
по штурманской прокладке Ноя
доплываю до благодатного острова,
чтобы увидеть Древо познания.
Ветви его – своего рода антенны.
Направлены в космос,
впитывают информацию
из вселенского банка данных
и насыщают ею плоды свои – яблоки,
дарующие познание добра и зла
каждому, кто…
Но кто способен распознать зло в добре?
И добро во зле?
Полнятся и тем и другим,
считая себя приравненными к богам.
И выходят к людям,
чтобы…
Как тут не вспомнить:
«Не сотвори себе кумира!»
Как тут не подумать:
«А если бы я?»
Спелое яблоко теплится в моей ладони.
Внешне похоже на земной шар.
Так и хочется надкусить.
А что?
Вспомним детскую присказку:
«Ама-ам, вкусно нам!»
И…
Наступает прояснение.

2

Наша душа – энергетика потустороннего мира.
Оттого и борются высшие силы за нашу душу.
Чем сильнее вера, тем энергичней душа.
А кто приносит жертву, тот обладает
особенно стойкой и сильной верой.
Выходит, человек, свято верящий
в свое предназначение,
предпочтительнее потустороннему миру,
чем обычный человек.

3

Реальность обманчива.
Люди обманчивы.
На каждого двадцать пальцев.
А видишь только десять,
Причем те, что в любой момент могут сжаться
и превратиться в кулаки.

Опубликовано в Традиции & Авангард №1, 2023

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Гаммер Ефим

Член правления международного союза писателей Иерусалима, главный редактор литературного радиожурнала «Вечерний калейдоскоп» – радио «Голос Израиля» – «РЭКА», член редколлегии израильских и российских журналов «Литературный Иерусалим», «ИСРАГЕО», «Приокские зори». Член израильских и международных Союзов писателей, журналистов, художников – обладатель Гран При и 13 медалей международных выставок в США, Франции, Австралии. Живёт в Иерусалиме. Родился 16 апреля 1945 года в Оренбурге (Россия), окончил отделение журналистики ЛГУ в Риге, автор 18 книг стихов, прозы, очерков, эссе. Лауреат ряда международных премий по литературе, журналистике и изобразительному искусству. Среди них – Бунинская, серебряная медаль, Москва, 2008, «Добрая лира», Санкт-Петербург, 2007, «Золотое перо Руси», золотой знак, Москва, 2005 и золотая медаль на постаменте, 2010, «Петербург. Возрождение мечты, 2003». В 2012 году стал лауреатом (золотая медаль) 3-го Международного конкурса имени Сергея Михалкова на лучшее художественное произведение для подростков и дипломантом 4-го международного конкурса имени Алексея Толстого. 2015 год – дипломант Германского международного конкурса «Лучшая книга года». Диплома удостоена документальная повесть «В прицеле – свастика», выпущенная в свет рижским издательством «Лиесма» в далёком 1974 году.

Регистрация
Сбросить пароль