Дмитрий Бураго. ВЕЧНЫЙ ДОМ

***
                                 Владыке Исаакию

Спаси, Господи – это побудь со мной.
Посиди за чаем, пройдись по лугу –
облака с озёрною пеленой
завораживают округу.

Порыбачь со мной, расскажи, что как,
и куда теперь, и зачем?
А лягушка прыгает просто так,
и проходит жизнь насовсем.

Стой, не то я хотел сказать,
не о том бубню, распоясавшись!
Прости, Господи – это лад,
и черешнями холм скрашенный.

Прости, Господи – это такт,
что в созвучье с душой отзывчивой.
Слово за словом – крестный клад,
что венчает на царство нищего.

Дух Святой и святые угодники
за колосьями, за цветами.
Только б не было, страха, Господи,
и забвения между нами.

16.06.2022, Голосеевский скит

ГРЕЧЕСКИЙ САЛАТ В ПЕЙЗАЖЕ СИВИРИ

Завяжется слово,
в зазубринке звука –
основа для лова,
для памяти мука.

Попробуй, надрежь
помидор над скалою,
и в сочную брешь
попадёшь с головою.

Смешайся с листвой
огуречною тенью,
надежду – долой,
отдавайся мгновенью.

У облака привкус
овечьего сыра.
Катая оливку –
живи на полмира.

Здесь в сладости горечь
болгарского хруста,
и зоркое море –
до радости грустно.

Пусть слёзы от лука,
пусть терпкая осень
перчинки в разлуку
из дома заносит.

Лимонные волны
в оливковой дали
Кассандре покорны,
и гаснут едва ли.

Родная душица,
зеновка, матрёшка –
как тут не забыться,
присев на дорожку.

Олимп над заливом
напротив таверны.
Казаться счастливым?
Возможно, наверно…

8.09.2022, Сивири

БОГОМАТЕРЬ

Бездарный месяц. Не весна,
а Катюжанка
взбивает синь, вскрывает темь,
вот-вот гроза,
а город пуст, а город нем,
и как из танка,
из чёрных окон, из-за сна
следят глаза.
Следят глаза из маеты
тугого быта,
портьера дрогнет – отблеск, луч
скользнёт тайком.
Как воздух сжат! Как смысл тягуч!
Как всё избыто!
Затянуто до точки «ты».
Ты босяком
сбываешься, как часть войны,
как область плана,
где в камуфляжные часы
приходит жуть,
где меры нет, где нет красы,
где блажь экрана,
и кажется, что нет весны –
всё как-нибудь.
Всё – как управит…
Лёгкий жест,
как взмах одежды,
и вот уже родная синь
в бетонной мгле,
и будет благо, будет Сын
дарить надежду –
оконный, он нательный крест,
вся боль в стекле.
Так смерть гребёт то здесь, то там,
в свинцовой ступе.
Разболтан целый горизонт,
гудит праща.
И только Сын твой вознесён
и неотступен,
и за Него, за Божий храм
горит душа.

30.03.2022 – 26.09.2022

ПОЭТ В ЭСТЛЯНДИИ

Северянин, Северянин –
блеск живца!
Кто в Эстляндии помянет
мудреца,
словолова удалого
в дебрях лет?
До чего же горько слово –
пустоцвет.
Северянин, Северянин,
ты один
у Эстляндии в тумане
из седин.
Не глубокое, но подлое
житьё.
Поэтическое кодло –
не твоё.
Северянин, Северянин,
ты лови –
в море пасмурном герани,
соловьи.
В море выцветшем – кружись,
назло ветрам!
Не для жизни
только сырость по ночам.
Северянин, Северянин,
оглянись!
У луча за тусклой гранью
сжалась высь.
Небо катится волною
по губам,
отдаваясь то прибою,
то стихам.
Северянин, Северянин,
кумжа, сельдь –
обожают хуторяне
рыбу есть.
За улов даётся кринка
молока.
А в груди першат пылинки –
облака.
Северянин, Северянин –
всё любовь!
Ею до смерти изранен –
горлом кровь.
И Москва твоя за тридевять
широт –
не согреет, не увидит,
не взойдёт.
Северянин, Северянин,
жизнь – бурлеск,
обернётся и обманет –
был ли блеск?
Только плеск усталых вёсел
на закат –
на живца Господь забросил
в этот ад.

27.09.2022

***

И отвечал сатана Господу и сказал:
разве даром богобоязнен Иов?
Иов. 1:7

Всё будет синим, жёлтым, страстным,
от крови чёрным,
раскроено под солнцем красным –
мечты зазорны.

Чем дальше отлегает фронт,
тем горе круче:
черёд побед и похорон
маячит, мучит.

Жестокая епитимья
за отступленье –
цвета на грани бытия,
за гранью тленья.

Просверкивает тишина
зелёной дробью,
а уцелевшая стена –
житью надгробье.

Коричневые облака
в белёсой пене…
И страха нет ещё пока,
и нет смятенья.

Тропинка через кирпичи
в осколках света.
Безумный, хоть бы прокричи
Ему об этом.

2.10.2022

С КАВАФИСОМ

Выпивая с Кавафисом,
ничего не меняется,
только шире разломы,
доверчивей память.
Выпивая с Кавафисом
Греция мается –
от Хаоса до Храма,
собою самой влекома.

И опять в книжных залежах –
Александрия
разгорается заживо.
Как грибница в песке
беспристрастна София,
на её волоске
мир всегда и впервые.
И бредёт впереди Одиссей
никому неизвестный,
то ему предлагают любовь,
то – взашей.
А взамен будут древние песни,
и мечты обольстительный тлен.

Выпивая с Кавафисом
по пути на Итаку
мы всё больше молчим
о любви,
даже юность горчит,
укрывая порочные знаки –
кровит
в непроглядной до бегства ночи.

Выпивая с Кавафисом
зоркое ципуро
в каплях клепсидры
оставляет без выбора
Иолая,
Геракла, и Гидру,
звонким мифом расплёскиваясь –
в блёстках
орбит сгорая.

А на забрале славянская дочь
кличет на всю Итаку:
«Ветер, гони нас прочь
из троянского мрака,
не заводи коня,
огороди волною!
Перебирая пепел –
степи встают за мною!
Смеешь ли ты, меня,
жену,
называть вдовою?»

Выпивая с Кавафисом,
каждый глоток,
как китайский фонарик
продолжает лететь
на восток,
пропадая в мучительной гари
над Фанаром.
Но едва ли
в нём кончится свет.

Выпивая с Кавафисом –
уже и пространства нет.

12.10.2022

ОДА КИЕВСКОМУ ПОЭТУ

Аттиле Могильному

Ах, Аттила, накатила,
повела кружить молва:
было – не было, да сплыло –
выболталась голова,
закружилась, закатилась
за холмы, за острова.
Что на пьяном сердце ныло?
Что цеплялось за слова?

Ах, Аттила, это осень,
что тоскует о поэте.
Это в окнах тени сосен
пустоту дыханьем метят.
Это клёны голы-босы.
Это слёзы с жару, с пылу.
Ах, Аттила, это просыпь,
что сознанью не под силу.

Ах, Аттила, до могилы
только клавиш промежуток.
Что влекло, и что любило?
Был прекрасен, или жуток?
Что ты предал? Что ты пропил?
Что со дна вздымало в пене?
Ах, Аттила, это дроби,
Это сбитый шаг ступеней

в полутёмные кофейни,
где дотошные расчёты
у судьбы с мечтой трофейной,
и почти не ясно, кто ты?
Отдыхает мирозданье
за бессменной горькой стойкой.
Что подвластно причитанью –
скроется за оговоркой.

Только осень будет биться
всеми листьями под ноги.
Отрыдав, ожесточится,
перепутает дороги,
что вели когда-то в город,
где давно уже всё было.
Поднимая куртки ворот,
курит в сумерках Аттила.

4.11.2022

К ПУШКИНУ

К.П. Воробьёву

Что же нам делать, когда начинается смерть?
Нет, не закат, настоящее потное дело!
Твердь поддаётся излому и пугала жердь
кровоточит на её осквернённое тело.

Кто здесь герой? И кого избегают пути?
Некому вспомнить о тех, кто не выдохся с ложью.
Ах, Александр, ты ещё далеко впереди,
и до тебя то безбожье, то бездорожье.

Томик стихов обожжённых везу в тарарам –
здесь, в чужинe, на чужбине отечество ближе.
Нам до тебя наизусть, как на свет по слогам,
чтобы сгорая бесславно, в стихах твоих выжить.

11.01.2023

ВЕЧНЫЙ ДОМ

Рыхлое небо за пазухой, жжёт горизонт,
циркулем кружит вороньи стропила.
Вытащу облако, дуну и стану под зонт,
азбучных истин Мефодия и Кирилла.

Книжное дело в дали монастырских скитов –
светлая радость на горьких поминках.
Славься! Присутствуй! Со всех ненасытных Голгоф
выведут только невидимые тропинки.

Сердце в смычках – разошёлся небесный оркестр!
Смерть отступает, сбивается дробь циферблата.
Круг, да квадрат, в середине Андреевский крест,
а на груди то ли ладанка, то ли заплата.

14.01.2023

Опубликовано в Южное сияние №2, 2023

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Бураго Дмитрий

Родился 28 октября 1968 года в Киеве, где живёт и поныне. Закончил филологический факультет Киевского педагогического института имени Максима Горького. Сегодня преподаёт на кафедре русской и зарубежной литературы своей alma mater. Член Национального союза писателей Украины (НСПУ), лауреат литературной премии имени Л. Вышеславского (2007), премии НСПУ имени Н. Ушакова (2008), международной премии имени Арсения и Андрея Тарковских (2011), Премии НСПУ имени М. Кириенко-Волошина (2018). Автор многочисленных публикаций в московских и киевских журналах, альманахах и антологиях. Автор поэтических книг «Эхо мёртвого города» (1992), «Здесь» (1996), «Поздние времена» (1998), «Шум словаря» (2002), «Спичечный поезд» (2008), «Киевский сбор» (2011), «Снеговик» (2015), «Избранное» (2018), «Московский мост» (2019). Кандидат филологических наук. Член редколлегий ряда научных и художественных изданий. Организатор ежегодной Международной научной конференции «Язык и культура» имени проф. Сергея Бураго. Главный редактор научного журнала «Язык и культура», научно-художественного журнала «Collegium», литературного журнала «Соты»; редактор книжной серии «И свет во сне светит, и тьма не объяла его» и серии «Киевская поэтическая школа». Возглавляет издательский дом. В 2018 году основал премию в области науки и культуры «Rara avis».

Регистрация
Сбросить пароль