Антон Маринин. К ВОПРОСУ О ДАТЕ РОЖДЕНИЯ ГЕОРГИЯ ШЕНГЕЛИ

В архивном фонде поэта, переводчика и теоретика стиха Георгия Аркадьевича Шенгели (1894–1956) хранится машинописная копия глубоко пессимистического, не единожды публиковавшегося стихотворения «День рождения»*. Чем интересна эта копия? Помимо даты «2.V.1953», в ней обнаруживается авторское примечание: «Мой день рождения. Мне 59 лет». Под примечанием Шенгели стоит комментарий Нины Манухиной: «По метрике Георгий родился 20 мая 1894 г. стар. ст. Следовательно, по новому стилю — 2 июня. Георгий почему-то ошибался в дате». Позволю себе дополнить комментарий вдовы поэта. Затем предоставлю некоторые косвенные аргументы в пользу главной версии о дате рождения Георгия Аркадьевича.
Шенгели не уточнил день и месяц своего рождения в наиболее детализированной, датированной 1955 годом автобиографии**. Судя по разнообразным документам (в том числе и дубликатам), он родился либо 20 мая (1 июня), либо 20 июня (2 июля). При этом сам Шенгели считал, что он появился на свет 20 апреля (2 мая). Говоря о первой дате, нужно иметь в виду, что разница между юлианским и григорианским календарями в XIX веке составляла 12 дней. Учитывая эту разницу, Шенгели родился 1 июня. Как это будет видно дальше, Георгий Аркадьевич соглашался с обозначенной в комментарии Манухиной датой (2 июня).
В 1954 году Шенгели в последний раз в своей жизни посетил столь любимую им с детства Керчь. Находясь там, Шенгели получил две поздравительные телеграммы в связи со своим 60-летним юбилеем. Одна телеграмма была отправлена Анной Ахматовой***, другая — падчерицей Ириной****. На пришедших телеграммах стояло одно и то же число — 2 июня. «В день 70-летия незабвенного Георгия Аркадьевича мы с Вами. Ахматова. Ардов.
Тарковский» — таково было содержание еще одной телеграммы, полученной уже Ниной Манухиной 2 июня 1964 года*. Каждый, кто посетит могилу Шенгели на Ваганьковском кладбище, своими глазами увидит высеченные на скромном памятнике даты «2.6.1894–15.11.1956». Когда же родился Шенгели?
Если мы обратимся к автобиографическим запискам Шенгели, то увидим следующее: «Родился 20 апреля ст. ст. (в метрике указано 20 мая — это неверно)»**. В тех же записках встретим и его разъяснение:
«В метрике стоит 20 мая: ошибка дьячка»***. Полагая, что оба утверждения относятся к хранящейся в РГАЛИ выписке из метрической книги, я решил найти метрическую запись. Чтобы отыскать такой документ, не требуется прилагать много усилий. Вопреки моим ожиданиям, она показала, что дьяк вовсе не ошибся и что Шенгели на самом деле родился 20 мая****. Ошибка церковнослужителя, заполнявшего метрическую книгу Михаило-Архангельского собора, исключается: младенец был крещен 7 июня.
Допустим, что церковнослужитель все же ошибся и родившийся в апреле ребенок по каким-то причинам был крещен только в июне. Попытаемся выявить эти причины. Среди наиболее очевидных — удаленность собора, откладывание крещения до последнего момента, командировка отца. Ни одна из них не выдерживает критики: собор находился в черте города; в конце XIX века было принято сразу крестить младенца; отец еще не успел стать присяжным поверенным и поэтому не мог отправиться в длительную командировку.
Итак, мы установили, что ни первый, ни второй дьяк не могли допустить ошибку. Кого же тогда имел в виду Шенгели? Ответ очевиден: еще одного дьяка. При поступлении в гимназию Шенгели был обязан предоставить метрическое свидетельство. Такой же документ требовался для приписки к призывному участку, для поступления в университет. В дипломе об окончании Керченской Александровской гимназии* и в свидетельстве о приписке ко второму Керченскому призывному участку** — документах, при составлении которых использовалась информация из метрического свидетельства, — четко указано, что Шенгели родился 20 июня. Поступая в Московский университет, Шенгели обещал направить в канцелярию учебного заведения не метрическое свидетельство, а «метрическую выпись взамен метрического свидетельства»***. Перед поступлением в университет Шенгели, видимо, умудрился каким-то образом потерять метрическое свидетельство. Думается, уже ясно, какая дата фигурировала в предоставленной университету выписи. Наиважнейший документ так и не пополнил папку, в которой велось личное дело студента Шенгели.
Пришедшую из Симферополя выпись Шенгели оставил у себя. Теперь она хранится в РГАЛИ****. Датировка «9 июля 1914 года» и примечание в метрической записи «копия выдана 9 июля» не оставляют в этом никаких сомнений. Будем считать, что Шенгели элементарно забыл выполнить данное университету обещание (почти сразу после зачисления перевелся в Харьков) и зафиксируем: в метрической книге Михаило-Архангельского собора стоит «20 мая»; то же самое — в метрической выписи; в метрическом свидетельстве — «20 июня». Выходит, что Шенгели должен был написать «В метрике [метрическом свидетельстве] стоит 20 июня: ошибка дьячка», и это соответствовало бы правде, потому как «еще один дьяк», собирая данные для метрического свидетельства, очевидно, просто не разглядел слово «мая» рядом с цифрой «20» в книге записей за июнь.
Сетуя на ошибку, Шенгели допустил неточность в ее описании. Очередной же служитель церкви был не только слеповат, но и очень невнимателен, потому что только такой человек мог не заметить, что родившийся 20 июня мальчик был крещен 7 июня…
Историк Василий Молодяков (он же — биограф Шенгели) в одном из присланных мне сообщений сделал совершенно справедливое замечание: «По историографической традиции, метрическая запись все перевешивает». Соглашусь с ним и добавлю: дискуссию об истинной дате рождения Шенгели можно считать закрытой. Хочется верить, что она окончательно закрыта в том числе и благодаря дополнительной, кратко изложенной здесь информации. Интересно, есть ли какой-то другой поэт Серебряного века, чей день рождения празднуется, скажем, 10 марта, только на основании утверждения самого поэта, что он родился именно в этот день?
Подведем итоги. Сразу два документа свидетельствуют, что Шенгели родился 20 мая (1 июня). Ошибка в метрической книге маловероятна.
Выяснилось, где она была сделана. Вопрос «зачем Шенгели пытался сделать себя старше на один месяц?» остается без ответа.

*  РГАЛИ. Ф. 2861. Оп. 1. Ед. хр. 400.
**  Георгий Шенгели. Автобиография / Публ. и предисл. А. В. Маринина; коммент. А. В. Маринина и В. А. Резвого // Библиофилы России. Альманах. Т. XIV. М.: Любимая Россия, 2018. С. 563–572.
*** РГАЛИ. Ф. 2861. Оп. 1. Ед. хр. 136.
**** Там же. Ед. хр. 171. Л. 5.
*  Там же. Ед. хр. 381. Л. 8.
**  Там же. Ед. хр. 220. Л. 6.
*** Там же. Ед. хр. 220. Л. 42.
**** Архивный отдел администрации муниципального образования «Темрюкский район». Ф. 153. Оп. 1.Д. 21. Л. 35.
*  ЦГА Москвы. Ф. 418. Оп. 328. Д. 2564. Л. 9.
**  Там же. Л. 7.
*** Там же. Л. 4.
**** РГАЛИ. Ф. 2861. Оп. 1. Ед. хр. 202.

Опубликовано в Юность №9, 2021

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Маринин Антон

Родился в Москве в 1977 году. Выпускник американского университета. Специалист по связям с общественностью. По линии отца — дальний родственник Г. А. Шенгели. Автор нескольких публикаций, посвященных жизни и творчеству Г. А. Шенгели. Вместе с В. А. Резвым подготовил к изданию первую книгу художественной прозы Г. А. Шенгели «Черный погон». Составитель, автор предисловия и комментариев к книге Г. А. Шенгели «Из зала Московского губернского суда. Избранные репортажи (1926–1927)».

Регистрация
Сбросить пароль