Анастасия Винокурова. ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНЫХ ФЕСТИВАЛЕЙ, ТУРНИРОВ И КОНКУРСОВ ЗА ИЮЛЬ-СЕНТЯБРЬ 2023 ГОДА

Есть три базовых реакции на стресс. Это всем известные «бей-беги-замри». Неизменное восхищение вызывают у меня люди, действующие по первому принципу. Те, кто, несмотря на любой вызов, не теряют сил для того, чтобы противостоять отчаянию и продолжать бороться. В культурном дискурсе это, пожалуй, можно сформулировать так: преодолеть поэтическую немоту и не дать царящему вокруг хаосу сожрать последние ростки надежды и оборвать тонкие нити, связывающие нас друг с другом. В то время, когда практически у каждого есть свой список личных потерь,  именно такие люди заставляют поднять голову и продолжать.
XIV Всемирный поэтический фестиваль «ЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРА» прошёл с 12 по 18 августа 2023 года в Брюсселе, Льеже и Париже. Официальные итоги можно найти в пресс-релизе фестиваля, а я хотела бы остановиться на стихах поэтов, вызвавших наибольший отклик в сердццах жюри.

Наступает странная немота, словно вечная мерзлота.
Как трясти малину с лесного куста – вот такая же маета.
Как траву косить в непогожий день, и уткнуться в пень.
Наблюдать в заколоченное окно, как бежит олень.
Ни малины вам, ни травы, ни дня, ни оленя, ни даже пня,
Под землёй маета, на земле суета, и на небе та же фигня.
Раздирай же горло своёнемое, но не вой, Бог не любит воя.
Не рифмуй дурное – «конвоя» с «боем» никогда не рифмуй. Другое
Выползает, если предаться бегу по ещё предстоящему снегу.
Если снег состоится, а не приснится. И не пей водицы
Ни живой, ни мёртвой – тут рифма «к чёрту». Избегай её. Медуницу
Собирай в полях с чистотелом, если будут поле и медуница.
И о чём писать, и на что смотреть, если всюду таится смерть –
В рыбьем плавательном пузыре, в игле, и в чернильнице на столе.

(Ася Аксёнова, Москва. 1 место).

Я бы хотел на Родину,
где все мои друзья.
Хоть там и не угоден я
и мне туда нельзя.

Закрыты все границы мне,
нигде не проскочить.
С живыми не увидеться,
могил не посетить.

Чтоб вечною разлукою
грозила мне страна –
за что такая мука мне
к исходу лет дана?

Хотел бы я на Родину,
ей заглянуть в глаза.
И вроде бы, свободен я,
но мне туда нельзя.

(Алексей Глуховский, Баден-Баден. 1 место).

Закрой уши, Дюк, закрой глаза,
закутайся в тогу.
Тот же, что и 80 лет назад,
запах тревоги

въедается в побледневшие стены. Сгорбившись, фонари
теряют осанку.
Дороги мертвы. Жилой дом горит.
Ползут танки,

выныривая из прошлого на всех углах
через порталы,
ползут, вмешивая гарь, смуту, и страх
в снег талый.

Молча поверх натянутой тетивы границ
пролетают стаи.
В мысли стучатся имена с ветхих страниц:
Авель, Каин…

Родственник, друг, невеста – всёлетит
теперь к чёрту?!
Пробивается сквозь вязкий туман софит
сине – жёлтый.

Кажется по венам течёт не кровь, а ртуть.
Где вы, Люди?!
Господи, пощади, пусть кто-нибудь
меня разбудит.

(Ирина Сапир, Холон. 2 место).

Послушаем старое стерео
И выпьем немного вина.
Когда-то у нас было дерево,
Теперь у нас только война.

Смородиной пахнет и сливами
И в трубах ночных спит вода…
Мы знали, что будем счастливыми,
Но только не знали когда.

(Владимир Морозов, Остин. 3 место).

Я балансирую
на тонкой верёвке проказы
своей непринадлежности,
напряжённой от берега дыхания
к берегу без дыхания.
Бездна
прерывает мой шаг,
ноги еле несут.
И звуки их губ
спотыкаются о мои.
Нет тайны, когда нет очевидности.
Засеянные поля принадлежат им.
А я скатываю целину в дорогу.
Неоплаченный долг
не разнесёт ни почтальон,
ни ветер.

(Бронислава Волкова, Прага. 3 место).

На стыке хрупких стёкол, мокрых стен
И ёлочки потертого паркета
Сжимается податливая тень,
Кончается приветливое лето.

Разбитые ступени без перил
Как сходни позабытого портала;
Шагов на них невидимый настил
Не подогнать под новые лекала.

Для нас, рождённых в призрачной стране
И в настоящем без вести пропавших,
Останутся картины на стене
От тех, других, на путь прощенья вставших.

Они напомнят о коварстве дня,
Исход ему безвременный пророча.
А пес скулит и смотрит на меня,
Ему знакома беспощадность ночи.

(Виктория Хайзер, Людвигсбург. Лучшее стихотворение в номинации «ЗДЕСЬ»)

ЖЕНА ЛОТА

Покидая пределы ада,
Поборов миллион преград,
Я твердила себе: не надо!
Не оглядывайся назад!

Уходя, обруби канаты
И сожги за собой мосты.
Засыпает затихший кратер
Под назойливый вой пустынь.

Я внушала себе: не струшу,
Одолею любую боль.
Только соль разъедает душу,
Да из глаз вытекает соль.

А ладони влажны от пота,
Дом в дыму различим с трудом.
Застываю женою Лота,
Оглянувшись на бывший дом.

(Людмила Чеботарёва, Ноф-а-Галиль. Лучшее стихотворение в номинаии «ЭМИГРАНТСКИЙ ВЕКТОР»)

Не трожь! Сказал, не трожь! –Не трожь!
Там чёрный хлеб и соль, стакан и грубый нож;
Там накипело в зле добро –в словах слюна;
Там все никто, там всё ничто–и там луна
Красна как кровь, там ночь черна, но тени в ней,
В задворках памяти, растут ещёчерней;
Не трожь! И не ходи туда! И не ищи
Ключей к святым местам, замкам –в яйце ключи,
В былинах –тех, что ты читал и страх копил,
В истории, что без зеркал, где сорок жил
Привязывают к той земле, где был рожден;
И грех помыслить о себе, и там закон
Прост как кулак, как Царь, как Крест –не утаишь…
Не трожь, и не ходи туда, стой где стоишь!

(Саша Казаков, Торонто. Диплом и приз за оригинальное раскрытие темы «ТАМ»).

НЕ СМОТРИ НА СВОЮ ЛАДОНЬ

«Греби выше – жизнь снесёт!» (С.И.)

В крепком доме на берегу
Можно жить от бед вдалеке.
Можно жизнь прожить на бегу,
Можно в лодочке, на реке
И без якоря – лишь весло –
Берегись его обронить!
Если с лодочкой повезло,
И крепка Ариадны нить –
Ни жара тебя, ни дожди,
Ни волна, что стирает борт,
Не убьют, только ты не жди,
Что получится первый сорт
Из всего, что смешает бог
В котелке для твоей судьбы:
И щенок, и матёрый волк
Перед силой небес – рабы.
Только лучше о том не знать,
Говоря себе: «Всё ладóм!»,
Хиромантию не читать,
Не смотреть на свою ладонь,
Где не линии – волдыри –
Затвердеют! Сиди, греби,
И на звёздную даль смотри,
И люби её, и люби!

(Татьяна Юфит, Лондон. Диплом и приз за оригинальное раскрытие темы «ЭМИГРАНТСКИЙ ВЕКТОР»).

С 7 по 10 сентября в Тарту прошёл  МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПОЭТИЧЕСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ИМЕНИ В.А. ЖУКОВСКОГО. Фестиваль приурочен к 240-летию со дня рождения Василия Андреевича Жуковского. В программе –поэтические чтения, лекции, презентации новых книг, экскурсии по городу, а также антивоенная поэзия и панельная дискуссия при участии авторов из США, Германии, Эстонии и Латвии.
«В этом году мы обращаем больше внимания поэтическому многоязычию. Есть целые группы, которыесейчас этим увлечены –и в Казахстане, и в Берлине, и в других местах. В известном тексте Галины Рымбу о великой русской литературе как раз сказано, что литература, поэзия существует не внутри языка. Она просто существует. И она может быть как двуязычной, так и многоязычной (Л. Казарян).
19-22 октября в Штутгарте состоится Феcтиваль «ЛЕБЕДЬ БЕЛАЯ» (ранее извеcтный как Руccкий Stil. Главный вечер программы – 21 октября. После официальной части и награждения победителей участников ожидает Вторая часть – не менее торжественная, но при этом и мистически-мистериозная.
«Эпоха Средневековья – сама по себе долгий период, в течение которого происходило много событий, менялись короли и правители, создавались и распадались рыцарские ордены, распространялось и насаждалось христианство, буйствовала инквизиция. Это та эпоха, которая подарила выдающихся учёных, художников, правителей и завоевателей. В это же время почитались, но и клеймились самые разные гадатели, прорицатели и алхимики. Искусством трубадуров, жонглеров и скоморохов большинство восхищалось. К слову, именно благодаря трубадурам, труверам и миннезингерам сложился первый литературный романский язык. А творчество странствующих поэтов послужило вдохновением для Данте и Петрарки.
Итак, пропускной билет на мероприятие – это не только звание финалиста, лонг-листера или лица сопровождающего, это ещёотличное настроение и костюм средневековой эпохи или его атрибуты. Наш маскарад – это полное преображение + возможность интересно и весело провести время в хорошей компании!» (с официального сайта мероприятия)
Также на фестивале будут объявлены победители конкурса «ЕЁ ВЕЛИЧЕCТВО КНИГА!».
с 20 по 22 октября 2023 года  в Витебске пройдёт XXХVII открытый фестиваль авторской песни, поэзии и визуальных искусств «ВИТЕБСКИЙ ЛИСТОПАД»
Каждый раз форум старается преподнести любимому зрителю новые сюрпризы, оставаясь неожиданным и актуальным, не теряя прежней теплоты. В 2023-м «листопадом» накроет сразу несколько локаций: концертный зал «ВИТЕБСК», Центр культуры, выставочный зал «ДУХОВСКОЙ КРУГЛИК», ВИТЕБСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ, а также ВИТЕБСКУЮ ОБЛАСТНУЮ ФИЛАРМОНИЮ.
Боль от потерь дорогих и любимых друзей едва ли когда-нибудь утихнет. Но память – это то, что заставит не сдаться окончательно. И когда в очередной раз дыхание перехватит вопрос, можно ли жить и писать стихи после Освенима? А во время?
В ответ тихим знакомым шёпотом прилетит:
И как жить, если не писать?

Опубликовано в Эмигрантская лира №3, 2023

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2 (необходима регистрация)

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Винокурова Анастасия

Поэт. Живёт и работает в Нюрнберге, Германия.

Регистрация
Сбросить пароль