Айнур Хужахметов. СЛОВО О “БАШКИРСКОМ ВОЙСКЕ” РИНАТА КАМАЛА

В 90-е годы XX века жанр документально-исторического романа, основанного на архивных документах и мемуарах выдающихся личностей в башкирской литературе, был представлен «Кровавым пятьдесят пятым» Гайсы Хусаинова и «Кречетом мятежным» Роберта Баимова.
Если в Советском Союзе из исторических деятелей, стоящих у истоков БАССР, лишь Шайхзада Бабич был частично реабилитирован, остальные, от А.-З. Валидова, Ш. Манатова до М.Л. Муртазина, Н. Тагирова, были персонами нон грата – о них разрешалось говорить и писать лишь с отрицательной точки зрения. Мы не говорим уже о братьях Курбангалиевых, Г. Тагане и их сторонниках, остававшихся на протяжении всей Гражданской войны на стороне белых и эмигрировавших впоследствии из страны. Ринат Камал входит в плеяду башкирских литераторов, которые обратились к образам героев национально-освободительного движения Мусы Муртазина, Ахмет-Заки Валидова и других. Сам Муртазин еще в 1920-х годах пишет автобиографическую книгу «Башкирия и башкирские войска в Гражданскую войну», опубликованную в 1927 году в Ленинграде. Широкую известность получили «Воспоминаниях» самого Заки Валиди Тогана (до эмиграции Ахмет-Заки Ахметшахович Валидов).
А в начале 30-х годов XX века появляется роман «Кудей» Имая Насыри, страницы которого стали каноническими для советской литературы в изложении событий тех дней.
Уже в постсоветский период, в 1992 году, прозаик Р. Султангареев издает историко-биографическую повесть «Полет беркута» о выдающемся полководце Мусе Муртазине. Газим Шафиков в документальной книге «И совесть, и жертвы эпохи», а впоследствии и в романе «Расстрел» продолжает развивать эту тематику. В художественных произведениях обоих писателей отражается приключенческая сюжетная канва с романтизированными героями.
Ринат Камал – великолепный рассказчик современного бытия, бытописатель. Его герои и персонажи – это наши современники, попадающие в драматическую среду обитания, которые оказываются меж двух культур, и возникает проблема самоидентификации личности. Яркий пример – его роман «Таня-Тансылу», ставший откровением для широкого круга читательниц. Тема перекройки личности по другому лекалу ради того, чтобы найти свою нишу в обществе, определиться в этой жизни, интересовала многих писателей. Однако показать масштабы результатов такой трансформации получается немногим, талантливым мастерам пера, в числе которых можно смело назвать лауреата премии Салавата Юлаева Рината Камала.
В романе «Башкирское войско» писатель не изменяет своим традициям. Он возвращает документальную прозу к жизни. Но делает это по-своему, соединяя документальность с художественностью, мифы с реальностью. Для него жанр исторического романа – инструмент для достижения панорамности картины создания и эволюции башкирской армии. Можно сказать, что большое полотно «Башкирское войско» продолжает традиции документально-исторического романа. Произведение современного прозаика уносит читателя к уже ставшей популярной эпохе – становления Башкирской национальной республики. Башкирское войско формировалось как инструмент отстаивания башкирами суверенных прав, защиты населения и своей территории в условиях Гражданской войны. Назовем его документально-художественной летописью той эпохи.
Десятки реальных исторических лиц, событий, явлений переплетены воедино вокруг образа Мусы Муртазина. Колоритный и драматичный образ комбрига привлекает внимание многих художников слова. Выходец из бедной семьи, переживший чрезвычайно трудное детство, затем благодаря своему характеру получает начальное образование, личной смекалкой и храбростью добивается звания унтер-офицера царской армии. Стремительный взлет, приключения, доставшиеся его жизненному пути, драматические моменты судьбы, трагический конец одного из выдающихся башкирских полководцев и лидеров не перестает будоражить умы читателей. Как утверждает исследователь Р.Ф. Хасанов: «Можно заключить, что в современном башкирском историческом романе, в отличие от романов довоенного и послевоенного периода, большое место занимают изображение внутренней жизни героев, их психологическая характеристика, показ противоборства точек зрений, разных взглядов на жизнь, морально-нравственных установок. Через духовно-нравственные коллизии, изображение различных внутренних состояний своих героев авторы стремятся воссоздать общественно-политическую, конкретно-историческую атмосферу времени, передать особенности изображаемой эпохи, определившей их судьбу»[1]. В эту волну попадает и роман «Башкирское войско» Рината Камала.
Почему же автор выдвигает Мусу Муртазина как основного транслятора своих мыслей? А Ахмет-Заки Валидов становится в числе многих одним из персонажей произведения?
Во-первых, бум интереса к образу одного из генераторов создания Башкирской республики начался после публикации перевода на башкирский язык его «Воспоминаний» А.М. Юлдашбаевым. Была создана целая плеяда действительно важных публицистических и художественных произведений, способствующих подъему духа национального патриотизма у башкирского народа. Во-вторых, научные исследования привели к открытию новых и новых имен, не только сыгравших огромную роль в сохранении своего народа, но и сумевших сделать возможным его дальнейшее процветание. Их возврат в лоно народной памяти стал делом чести для башкирской интеллигенции.
Муса Муртазин стоит у истоков создания башкирского войска. Нельзя сказать, что он является единственным главным героем романа. Амир Карамышев, Габдулхак Габитов, Харис Юмагулов, Сагит Мрясов, Нуриагзам Тагиров, Саитгарей Магазов, Аухади и Сулейман Ишмурзины и др. исторические деятели встречаются на страницах документально-художественного полотна, с каждым из них связаны особые мини-сюжеты, органично входящие в эпическую ткань. Автор убыстряет время сюжетной канвы, особо останавливаясь на судьбоносных моментах персонажа, чтобы потом перескакивать на описание заседаний Башкирского Шуро (Совета) в Оренбурге, оттуда в Темясово, потом в Уфу, Челябинск, Омск, Саратов, Москву, Петроград, Польшу, обратно в Башкортостан – расширение географических границ повествования является плодотворным полем и для появления новых и новых персонажей.
Автор раскрывает события сквозь призму видения глазами военных. Роман основан на авантюрном времени, приключенческий дух не теряется от начала до конца: от захватывающего описания драки между русскими и башкирскими солдатами до восстания в Башкортостане и роспуска башкирского войска. Этому произведению характерны стремительность действий; накал патриотизма, который должен усиливать описательные лирические конструкции об Урале; предел эмоциональности; неоднозначность поступков персонажей в военное время, в условиях Гражданской войны.
Война становится горнилом перекройки карты старой Российской империи, формирования на ее территории различных национальных республик, первой из которых была Башреспублика, которая была объявлена 16 ноября 1917 г. Башкирское Шуро доказывает свою удивительную жизнеспособность, его лидеры показывают чудеса хладнокровия, незаурядного ума, организационного таланта в объединении народа и управлении им, при том что Башкортостан на несколько лет становится ареной кровавой бойни между главными силами красных и белых, оказываясь между молотом и наковальней. Ринат Камал детально показывает, как нелегко было башкирским руководителям в гуще такого хаоса, в центре социальной катастрофы принимать трезвые решения, иногда, конечно же, вынужденно идя на уступки. К примеру, перед читателем открывается картина телефонного разговора между Ахмет-Заки Валидовым и Лениным, в котором Владимир Ильич приказывает отправить башкирские войска против Юденича защищать Петроград, и когда Ахмет-Заки выражает недовольство, начинает отчитывать, вспоминая и «обиды русских крестьян», и «постройку новых школ», и «захват склада в Стерлитамаке», в конце концов еще раз потребовав отправить войска. Автор резюмирует горькую правду жизни: «С трудом собранное за счет настрадавшегося народа Башкортостана войско, таким образом, опять двинулось в чужие края, затерялось в неласковых объятиях судьбы».
Еще одна хорошая особенность Рината Камала как писателя – это его искренность и стремление к правдивому описанию тех или иных фактов. Он не привирает, не приукрашивает, не называет черное белым и наоборот. Главное качество произведения башкирского романиста – прозрачность и ясность изложения событий и идей, приверженцем которых он является. И в романе «Башкирское войско» мы видим накал национальной идеи, показ всех огрехов и ошибок со стороны противников Башкирской автономии и народа: от белых генералов до большевиков: «Началось вовлечение в члены партии жителей отдаленных селений, глухих деревень, что показалось русским по национальности большевикам свершено лишним… На бронепоезде приехали: будущий знаменитый разведчик Лев Маневич (Этьен); еще молодой, но уже успевший прославиться жестокостью мер, применяемых при подавлении восстаний на башкирских и хакасских землях Аркадий Голиков… В аулах красные ходят по домам и расстреливают людей только за то, что те являются башкирами…». Неприкрытая жесткая позиция автора позволяет ощутить истинную глубину трагедии башкирского народа, за прозаическими строками романа чувствуются боль и страдания, перенесенные от глобального социального катаклизма, устроенного Советской властью. В произведении автор с осуждением показывает и тех, кто повел себя как предатель, провокатор в самые тяжелые моменты формирования башкирской государственности, среди подобных персонажей автор наиболее выпукло рисует образ «тайного агента большевиков», «упертого, вечно ворчащего» Сулеймана Мурзабулатова.
Роман Рината Камала – ода в честь и во славу башкирской армии, башкирского оружия, защитившего свой народ в годы лихолетий, заставившего считаться с интересами башкир и добывшего первую в России автономию. И для автора в создании этого войска важны все личности, исторические деятели того времени, выросшие и показавшие себя как лидеры нации.

[1] Хасанов Р.Ф. «Борение страстей» на страницах исторических романов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. С. 253.

Опубликовано в Бельские просторы №2, 2020

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Хужахметов Айнур

Кандидат филологических наук, доцент Башкирского государственного университета.

Регистрация
Сбросить пароль