Валентин Нервин. МАЛЕНЬКАЯ МУЗЫКА ЗЕМЛИ

***
Я во Вселенной разбираюсь слабо:
но, как свою планету не хвали,
Есть музыка вселенского масштаба
и маленькая музыка Земли.

Она летит, пути не разбирая,
перевирая свой диапазон;
а музыка, которая из рая,
случайно попадает в унисон.

По недосмотру или по ошибке,
но в партитуре утренней зари
моя любовь солирует на скрипке
и согревает космос изнутри.

* * *
На перекрестке судеб и дорог
я огляделся вдоль и поперек:
земля поката, а душа крылата.
Я видел свет небесного огня,
который завораживал меня,
и говорю на языке заката.

Пора усвоить истину одну,
что высота уходит в глубину,
где наша боль и вечная потрава.
Мы не имеем права убивать
и не имеем права умирать –
на остальное мы имеем право.

ГОРОД

Город на глобусе не различишь:
малозаметная точка, всего лишь –
даже Лос-Анджелес или Париж.
Или Воронеж.

Каждый по-своему плох и хорош,
в каждом свои тараканы и крысы;
куча забот, а любви ни на грош –
баксы да визы.

Глобус однажды сотрется в труху,
время окрысится – и не догонишь.
Выгляну в небо, а там, наверху,
тоже Воронеж.

* * *
Батареи, не веря весне,
понемногу тепла добавляли.
Я фрамугу открыл на окне –
сквозняки по квартире гуляли.

Очертания прошлого дня
исчезали по мере заката;
разве, милая, ты виновата,
что весна разлюбила меня?

А тебя унесло сквозняком,
но пропахли твоими духами
три звезды над моими стихами,
и над выморочным коньяком.

* * *
Они звучат из года в год –
от колыбельных до венчальных.
Я думаю, веселых нот
у жизни больше, чем печальных.

И, как беда не тяжела,
как бы душа не трепетала,
у поминального стола
задерживаться не пристало.

Всему на свете свой черед –
печаль уходит понемногу.
Я думаю, веселых нот
у жизни больше, слава богу.

* * *
Сколько листвы под ногами,
столько любви за душой –
топчут ее сапогами
на переправе большой.

Только паром от причала
не увезет за моря:
долго ли нам, от начала
осени до ноября?

Прошлое ходит кругами
прямо по кромке воды –
сколько листвы под ногами,
столько любви и беды.

ТРАМВАЙ

Я ничего не забываю –
ни понарошку, ни всерьез.
Как я скучаю по трамваю,
который в будущее вез!

Он дребезжал, как ненормальный,
систематически пыля,
по улочке провинциальной,
где закругляется земля.

Мои товарищи-погодки,
со скоростями не в ладу,
не дожидаясь остановки,
выпрыгивали на ходу.

Я тоже соскочил с подножки,
перемахнув через года.
Трамвай уехал понарошку
и не вернулся никогда.

СТАРИКИ

Назло болезням или стрессам,
назло печалям и нужде,
они толкутся по собесам,
не понимая, что и где.

Одни приходят с орденами,
дабы узрели за версту,
другие просто костылями
выстукивают пустоту.

Всю жизнь работали на Кафку
и получали по труду,
а надо в рай представить справку,
что родственников нет в аду.

* * *
Если долго вглядываться в лица
стариков, то можно угадать:
старость перед смертью молодится,
чтобы по достоинству предстать.

А на берегу суровой Леты
ни глаза, ни звезды не горят,
потому что внешние приметы
ни о чем уже не говорят.

Как же напоследок удается
сохранить достоинство, когда
ничего тебе не остается,
кроме боли, совести, стыда?

* * *
Ангел мой, для чего мы живем
в ожидании мора и глада? –
отпусти меня петь соловьем
на окраине райского сада!

Чтобы время текло по ладам
и сияла звезда на востоке,
чтобы души, забытые там,
полагали, что не одиноки…

* * *
В этом доме холодно зеркалам
и душа певучая замерзает:
эхо прячется по углам,
то ли страх из погреба выползает.

Эта боль, зажатая в кулаке,
поминутно вглядывается в лица.
…Книга Судеб где-то на чердаке,
никому не ведомая, хранится.

ТЕНЬ

Он всю войну прошел солдатом
по человеческой золе.
Его убили в сорок пятом,
а тень осталась на земле.

По европейскому Содому,
в котором покати шаром,
она пошла к родному дому,
сгоревшему в сорок втором.

И всё понятней, год от года,
по чьей заслуге и вине
домой вернулась тень народа,
убитого на той войне.

* * *
Красиво гуляли, прикольно острили,
пока не раздался последний звонок;
о судьбах Отечества мы говорили,
покуда земля не ушла из-под ног.

Прикольно острили, красиво гуляли,
но за поворотом теряется след.
Во многая мудрости много печали –
печали до черта, а мудрости нет.

* * *
Когда качаются фонарики ночные…
Г. Горбовский

Российские дороги не кончаются:
какой бы не случился поворот,
фонарики по-прежнему качаются
и черный кот выходит из ворот.

Бесхитростную песенку Горбовского
на все четыре стороны поют.
Ему за это надо было «Оскара»,
но «Оскара» в России не дают.

У нас такая тонкая материя,
такая Вифлеемская звезда,
что вечная Российская империя
поет и плачет, раз и навсегда.

ПУШКИН

Пушкин… Какие еще имена
символизируют наше гражданство? –
он остается на все времена
в координатах иного пространства.

Как ни пытайся добраться туда,
как ни заламывай пальцы до хруста,
в русской поэзии будет всегда
место, которое свято, но пусто.

Опубликовано в Дрон №2, 2022

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Нервин Валентин

Родился в 1955 году. Член Союза российских писателей, автор 12 книг стихотворений. Советник государственной гражданской службы РФ 1 класса в отставке. Лауреат литературных премий имени Н. Лескова (Россия) и имени В. Сосюры (Украина), специальной премии Союза российских писателей «За сохранение традиций русской поэзии» (в рамках Международной Волошинской премии–2013), Международной Лермонтовской премии (2014). Стихи переводились на английский, немецкий, румынский, украинский языки. Живёт в Воронеже.

Регистрация
Сбросить пароль