Татьяна Соловьева. КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ В ЖУРНАЛЕ “ЮНОСТЬ” №4, 2022

НОВИНКИ И НОВЫЕ ИЗДАНИЯ РУССКОЙ ПРОЗЫ

Издатели говорят о дефиците бумаги и подорожании основных материалов, но тем не менее всеми силами стараются выпускать запланированные новинки. Мы подготовили обзор интересных книг марта-апреля, на которые стоит обратить внимание.

ФРИДРИХ ГОРЕНШТЕЙН, «УЛИЦА КРАСНЫХ ЗОРЬ» («РЕДАКЦИЯ ЕЛЕНЫ ШУБИНОЙ», 2022)
Если имя Фридриха Горенштейна ни о чем вам не говорит, давайте попробуем зайти с другой стороны. Помните, были такие фильмы: «Солярис» Андрея Тарковского, «Раба любви» Никиты Михалкова, «Первый учитель» Андрея Михалкова-Кончаловского? Так вот все эти (и многие другие) сценарии написал Горенштейн. А в прозе имя ему сделал всего один рассказ: опубликованный в «Юности» в 1964 году «Дом с башенкой».
И это единственный его текст, опубликованный в СССР. Он был «закрытым» писателем, который работал в стол, его произведения читал очень узкий круг людей: Андрей Тарковский и Бенедикт Сарнов, Юрий Трифонов и Андрей Кончаловский, Марк Розовский и Лазарь Лазарев.
Горенштейна называют самым пессимистичным писателем, мрачным мизантропом, его произведения населены босхианскими персонажами и полны ветхозаветных мотивов. Мир лежит во зле, и задача людей — искупить это зло и выбраться из ада.
В сборник «Улица Красных Зорь» вошли опубликованная в знаменитом неподцензурном альманахе «Метрополь» повесть «Ступени» и три произведения периода берлинской эмиграции: «Чок-Чок», «Муха у капли чая» и «Улица Красных Зорь».

СЕРГЕЙ АНУФРИЕВ, ПАВЕЛ ПЕППЕРШТЕЙН, «МИФОГЕННАЯ ЛЮБОВЬ КАСТ» («АЛЬПИНА. ПРОЗА», 2022)
Главная постмодернистская сага русской литературы, не издававшаяся двадцать лет. Первый том выходил в 1999 году, второй — в 2002-м. Таким шквалом критики могут похвастаться очень немногие книги. Авторов называли русскими Толкиенами (и Мартинами, неизбежно хочется добавить теперь, после «Игры престолов». Как «Игру престолов» невозможно игнорировать и выключать из списка самых важных сериалов последних лет, так и после «Мифогенной любви каст» невозможно остаться прежним — это книга, переключающая сознание в новые регистры). Этот огромный текст — не бред, как некоторые поспешили заметить, толком не разобравшись, но тщательнейшая рефлексия и фиксация бреда, уникальная работа с коллективным бессознательным. Авторы, известные художники, основатели арт-группы «Инспекция “Медицинская герменевтика”», работают, с одной стороны, с пластом истории Великой Отечественной войны (вернее, тем, как она отразилась в массовом сознании), а с другой — с огромным фольклорным комплексом, который у нас вшит в сознание с младенчества.
Этот роман — уникальный пример перехода текста концептуальной школы, эстетского, «для немногих», в пласт современной литературы, в мейнстрим. Противостояние мира и войны здесь выводится за пределы конкретного исторического периода и приобретает предельно общие, глобальные, надчеловеческие черты. По Пепперштейну и Ануфриеву, границы между мирами принципиально и подчеркнуто проницаемы — именно эта проницаемость границ и рождает уникальную Вселенную «Мифогенной любви каст».

РУСЛАН КОЗЛОВ, «STABAT MATER» («РЕДАКЦИЯ ЕЛЕНЫ ШУБИНОЙ», 2022)
Руслан Козлов прерывает свое двадцатилетнее молчание после романа-сказки «Остров Буян». На этот раз — ради очень тяжелого, но очень сильного романа о надежде, которая спасает даже в самые темные времена. Очень своевременная книга. В романе «Stabat Mater» две линии. Первая связана с проблемами современного детского хосписа, вторая — с испытаниями веры христиан в Римской империи.
«Stabat Mater» — «Скорбящая мать» — песнопение с неточно установленным авторством, существующее в нескольких вариантах — каноническом «ватиканском» и альтернативном, использованном, в частности, Перголези и многими другими композиторами.
В романе Козлова страшная пандемия поражает детей, лекарства от нее нет, и все, что могут сделать родители, — это облегчать их страдания в хосписах. Один из них становится настоящей крепостью, но, как и положено крепости, переживает осаду и штурм. Автор пишет в предисловии:  «Трудно не заметить: с нашим миром происходит что-то нехорошее.
Даже не в смысле выпущенных из пробирок смертельных вирусов, и не в смысле планомерного оболванивания и одурачивания людей, и насаждения ложных ценностей, и нагнетания враждебности всех и ко всем, а в гораздо большем и страшном масштабе — в той пандемии очерствения душ, которую мы все видим и чувствуем. Мой роман “Stabat Mater” — попытка найти “вакцину” от этого бедствия. Или хотя бы определить направление поисков».
Мир полон боли, и отмахнуться от этого не получится. Сильная и страшная книга, в которой, однако, есть надежда и свет.

ЛЕНА ЭЛТАНГ, «РАДИН» («АЛЬПИНА. ПРОЗА», 2022)
Лена Элтанг пишет небыстро, но каждым новым романом читатели бывают вознаграждены. Новый роман — «Радин» — имеет структурные и композиционные пресечения с выходившей семь лет назад (и готовящейся к выходу в новом издании этим летом) «Картахеной». Впрочем, это игра, которую автор предлагает продвинутому и внимательному читателю — как бонус к удовольствию от чтения вполне самостоятельного и самодостаточного романа.
Шесть героев-рассказчиков и шесть фрагментов большого, яркого и сложного мозаичного панно. Рассказчики, как водится у Элтанг, будут пытаться водить за нос друг друга и читателя, но автор мастерски сложит из их лжи, правд и полуправд единую завораживающую картину. Здесь есть черты плутовского, философского и психологического романа, а заодно и черты детектива. И несмотря на то, что события происходят в Португалии, вокруг знаменитого моста «Аррабида», герои — выходцы не только из России, но и со всего мира, в итоге получается большой и увлекательный роман, наследующий традициям классической русской литературы.
«Радин» — книга о современном искусстве (художниках и галеристах) и, шире, людях творческих профессий (здесь есть балерина и, как обычно у Элтанг, писатель, правда, на этот раз выдающий себя за детектива) в современном мире. Драматические события происходят во время вернисажа знаменитого художника, но подобно тому, как совы не то, чем кажутся, самоубийство, свидетелями которого стали десятки посетителей выставки, оказывается вовсе не им…

ВЛАДИМИР ШАРОВ, «СЛЕД В СЛЕД. ДО И ВО ВРЕМЯ. МНЕ ЛИ НЕ ПОЖАЛЕТЬ» («РЕДАКЦИЯ ЕЛЕНЫ ШУБИНОЙ», 2022)
Еще одно важное переиздание. Имя Владимира Шарова и при его жизни, и после смерти всегда было в некоторой тени. В то время как это по-настоящему большой русский писатель, чья проза — обстоятельная, глубокая — не терпит суеты. Это издание — прекрасная возможность познакомиться с автором, прочитав сразу три его романа. «След в след: Хроника одного рода в мыслях, комментариях и основных датах» был написан в конце 1970-х, но опубликован впервые только в 1991 году.
Второй — «До и во время» — два года спустя, «Мне ли не пожалеть» — еще через два, в 1995-м.
Шаров придерживался религиозной, христианской концепции истории.
Его романы содержат черты и религиозной философии, и альтернативной истории, наследуют гоголевским и платоновским традициям. Владимир Шаров действительно всегда стоял — и литературой своей стоять продолжает — по ту сторону истории.

НОВИНКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ПРОЗЫ

ЯСМИН ШРАЙБЕР, «МАРИАНСКАЯ ВПАДИНА» («ЛАЙВБУК», 2022)
Книга, которую называют самым ярким литературным дебютом Германии. Можно было бы сказать, что это светлый роман о травме и преодолении, если бы в последнее время это определение не было изрядно скомпрометировано. Здесь же перед нами действительно очень живой и обаятельный роман, не маскирующийся под автофикшен и не ставящий своей целью расковырять душевные раны читателя и бросить его самого с ними разбираться. Начало вполне в духе Фредерика Бакмана или Арто Паасилинны: девушка отправляется в Альпы с весьма странным стариком, собакой, курицей (тут сразу вспоминается мультфильм про Моану) и урной с прахом подруги старика. Вы уже поняли, что Шрайбер точно удаются цепляющие завязки — но и о том, чтобы читатель и дальше не заскучал и не разочаровался, автор позаботилась. «Марианская впадина» — искренняя история о том, как общее горе сближает, как очень разные люди могут дарить друг другу поддержку и утешение, как во тьме выйти к свету.

МЕРВИН ПИК, «ТРИЛОГИЯ ГОРМЕНГАСТА»: «ТИТУС ГРОАН», «ГОРМЕНГАСТ», «ТИТУС ОДИН» («ЛАЙВБУК», 2022)
Имя Мервина Пика в английской литературе без преувеличения культовое, а вот в России оно известно гораздо меньше. Цикл книг о Титусе Гроане — его главная работа. В его романах — золотом фонде жанра фэнтези — есть тот самый неповторимый микс, который делает его классиком: мистика и гротеск, приключения и психологизм, сатира и ужас.
Трилогия о древнем замке Горменгаст и наследнике королевского рода Титусе Гроане — это история о безграничной власти и свободе, гибели одного семейства и надежде на спасение. Роман, кстати, вошел в список 200 лучших книг по версии BBC, которые сняли по трилогии сериал «Темное королевство». А в готовящейся новой экранизации одним из продюсеров стал Нил Гейман.

АЛЕКСАНДРА ЭНДРЮС, «КТО ТАКАЯ МОД ДИКСОН?» («СИНДБАД», 2022)
Когда мы говорим о писателях, скрывающих свою личность или предпочитающих не появляться на публике, сразу вспоминаются Пелевин, Сэлинджер и Ферранте. Героиня романа «Кто такая Мод Диксон?» как раз из таких писателей, и образ ее вдохновлен как раз Ферранте. Конечно, скрывается она не просто так, но почему — выяснить окажется не так легко. Психологический триллер о тайне личности писателя — еще один роман в копилку любителей захватывающих книг о писательском ремесле и издательской кухне, вслед за «Правдой о деле Гарри Квеберта» Жоэля Диккера и «Сороками-убийцами» Энтони Горовица. Роман Александры Эндрюс — о последствиях, которые наступают, когда кто-то решает примерить на себя чужое имя и чужую славу.

ЭНН ЭНРАЙТ, «АКТРИСА» («СИНДБАД», 2022)
Лауреат Букеровской премии и Медали Эндрю Карнеги за выдающиеся достижения в литературе Энн Энрайт написала о том, как слава меняет жизнь человека, стирает границу между частным и публичным, по-новому выстраивает драматургию взаимоотношений даже между родными людьми.
Исповедь «обычной» дочери знаменитой матери — легенды ирландского театра. Она помнит множество деталей и подробностей, множество эпизодов из повседневной жизни актрисы, но чем больше она рассказывает, тем сильнее ощущение искусственности и сыгранности. Тем дальше ускользает истинный образ — актрисы, а не роли. Книга о пропасти между «быть» и «казаться», которая преодолевается с большим трудом и иногда слишком поздно.

НОВИНКИ ЛИТЕРАТУРЫ НОН-ФИКШЕН

ОЛЬГА ЧЕРНОВА-АНДРЕЕВА, «ХОЛОДНАЯ ВЕСНА. ГОДЫ ИЗГНАНИЙ: 1907–1921» («РЕДАКЦИЯ ЕЛЕНЫ ШУБИНОЙ», 2022)
Дочь (на самом деле падчерица, удочеренная в раннем детстве вместе с сестрой Натальей. Их настоящий отец — преподаватель Петербургской академии художеств Митрофан Федоров) лидера партии эсеров Виктора Чернова провела детские годы в Италии, а юность — в России после Февральской революции. Была арестована вместе с матерью и сестрами, но после письма Чернова Ленину о содержании детей под стражей девочек поселили в одноместном номере гостиницы «Националь», а потом перевели в детскую колонию в Серебряном Бору. И это было только начало долгой жизни, в которой были эмиграция в Париж и участие во Французском сопротивлении, попытки вернуться в СССР, переезд в Нью-Йорк, вывоз из СССР на запад микрофильма «Архипелаг ГУЛАГ» и многое другое. Яркий и важный портрет на фоне неспокойной эпохи.

«ПОЛКА. О ГЛАВНЫХ КНИГАХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ», В 2 ТОМАХ («АЛЬПИНА НОН-ФИКШН», 2022)
Этот двухтомник — важный культурологический документ и социокультурное явление. «Полка» — образовательный проект о самых важных русских книгах. Редакция выбрала их с помощью голосования среди нескольких десятков профессионалов в области литературы. Он охватывает более сотни книг, но в первые два тома вошли статьи о шестидесяти текстах, вошедших в литературный канон: «Слове о Полку Игореве», «Войне и мире», «Отцах и детях», «Чайке», «Преступлении и наказании», «Былом и думах» и многих других. Среди авторов сборника — Юрий Сапрыкин, Варвара Бабицкая, Лев Оборин, Лена Макеенко, Вячеслав Курицын, Майя Кучерская… О каждом произведении авторы пишут доступно и увлекательно, погружая читателя в контекст эпохи и показывая, какой на самом деле была наша школьная программа по литературе, о которой часто остаются не самые однозначные воспоминания.
Первые два тома охватывают период с литературы Древней Руси до 1917 года, а дальше обещан весь ХХ век вплоть до «Чапаева и Пустоты».

АЛЕКСЕЙ ПОЛЯРИНОВ, «НОЧНАЯ СМЕНА» («АЛЬПИНА. ПРОЗА», 2022)
Алексей Поляринов после романа «Риф» радует поклонников «Почти двух килограммов слов» и окончательно утверждает статус одного из лучших современных эссеистов. «Ночная смена» — это разговор о кино и литературе, причем такой, что оторваться совершенно невозможно: книга, предполагающая фрагментарное чтение, на деле не оставляет ему никаких шансов — читается целиком и на одном дыхании. Поляринов рассуждает о проблеме перевода и границах, которые дозволено (или нет) пересекать переводчику. Где заканчивается перевод и начинается переложение? Где заканчивается переложение и начинается вариация на тему? Как переводчику обуздать в себе писателя (и надо ли)? Что такое «чучело мыши» и как от него избавиться?
Одна из главных проблем писателя заключается в том, что ему в голову приходит множество прекрасных идей для романов. И почти все они при воплощении трансформируются и меркнут. Иногда получается очень неплохо, но автор-то всегда помнит, насколько прекрасна была та, изначальная, идея… Эти эссе — ненаписанные романы Алексея Поляринова, которые теперь стали романами Шредингера — они есть и их нет одновременно.

МИХАИЛ МАЙЗУЛЬС, «ВООБРАЖАЕМЫЙ ВРАГ: ИНОВЕРЦЫ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИКОНОГРАФИИ» («АЛЬПИНА НОН-ФИКШН», 2022)
Историк-медиевист Михаил Майзульс — специалист про средневековой иконографии, католической и православной демонологии, визионерским текстам и практикам — выпустил новую книгу об иноверцах и образе врага. «Воображаемый враг» — книга о том, как изображали еретиков и приверженцев прочих религий, соотнося их образ с самим дьяволом.
Для конструирования образа врага использовался целый арсенал средств и приемов: злобные гримасы и черные лица, непристойные позы и странные колпаки. Средневековая иконография, по сути, была мощным инструментом наглядной пропаганды, углублявшей пропасть в оппозиции «свой — чужой» самыми разными способами.

МИЛЛИОН ФАКТОВ ОТ ФАРАОНОВ ДО БРЕЙК-ДАНСА: НОВЫЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

НИНА ДАШЕВСКАЯ, «ОКОЛО МУЗЫКИ И ДРУГИЕ РАССКАЗЫ» («КОМПАСГИД», 2022)
Дашевская прекрасно изображает внутренний мир подростка — сейсмически опасную зону, где то и дело что-то бурлит, движется и извергается, а иногда замирает и становится очень уязвимым и тихим.
Почему одни ребята популярны, а другие незаметны, как получается, что в дружбе противоположности сближаются и притягиваются? Сколько бы взрослые ни предостерегали, есть ошибки, которые нужно совершить самому. Оказывается, иногда человек считает себя нелюдимым интровертом, но ровно до того момента, пока не встретит «свою» компанию.
И вот тогда-то он и раскрывается по-настоящему. Нина Дашевская не пытается показать идеальный, сферический мир подростков в вакууме.
У ее героев много проблем — детских и совсем нет. Бытовой национализм, насилие и буллинг, предательство и ложь — сложный и почти совсем уже взрослый мир, в котором каждому приходится разбираться самостоятельно. Этому — обычному, по-гофмановски филистерскому миру противостоит другой — особенный — музыкальный. В нем и проблемы другие, в него можно убежать и стать там по-настоящему собой. Стать счастливым.

ПАСКАЛЬ РЮТЕР, «СЕРДЦЕ НА БРАЙЛЕ» («КОМПАСГИД», 2022)
Еще одна история о притягивающихся противоположностях: о зарождении близкой и нежной дружбы между вечно не успевающим в школе Виктором и отличницей Мари. Но даже у самых идеальных учениц не всегда все гладко: они живые люди со своими тайнами и проблемами, иногда — со здоровьем, что заложено уже в самом названии романа. И в друзьях они нуждаются не меньше, чем обычные, «неидеальные».
Хотя «неидеальный» Виктор знает наизусть справочник по истории автомобилестроения и, как выясняется, кроме того, умеет быть хорошим другом. Автор заставляет героев задуматься о том, что значит быть «нормальным» — где эта граница нормальности проходит? Мир подростка не ограничивается школой — эту простую мысль приходится раз за разом постигать заново: школа — это микромодель общества, но в жизни есть еще увлечения, любовь, музыка, семья и множество других вещей, из которых на самом деле состоит человек.

КРИСТИН ХЭМИЛЛ, «ЛУЧШЕЕ ЛЕКАРСТВО» («КОМПАСГИД», 2022)
Справляться с проблемами можно по-разному. Одно из лучших средств — смеяться над трудностями. Герой Кристин Хэмилл (ранее известной как автора нон-фикшен о раке груди) двенадцатилетний Филипп Райт освоил этот способ мировосприятия вполне и продолжает ежедневные тренировки, ведь его цель — стать комиком круче Гарри Хилла. Смеяться и получать за это деньги — работа мечты. Но оказывается, бывают в жизни вещи, над которыми смеяться не получается.
Например, если самый близкий человек болен. Мальчику предстоит разобраться, действительно ли смех может стать лекарством или это всего лишь дурацкая и бесполезная фигура речи. Внутренний мир подростка, который никак не назовешь безмятежным, открывается в книге Хэмилл большому, внешнему миру, и им предстоит научиться взаимодействовать. Герои учатся пускать в свой мир других людей не на правах гостей, иногда незваных, а как близких и важных, держа для них двери открытыми в любом настроении и состоянии. Это та самая личная свобода, управляться с которой полезно научиться не только детям, но и некоторым взрослым. А в процессе выстраивания границ собственной свободы человек постигает простые, но очень важные истины: «Мама сказала, что все будет в порядке, и я ей верил. Мама — главный человек в моей жизни; единственный, кто всегда рядом, делает что-то, действует мне на нервы, знает все обо всем…» Роман «Лучшее лекарство» — о том, как человек учится жить заново после депрессии и отчаяния, накрывающих, когда он узнает о диагнозе. И о том, как вместе с ним заново учится жить вся его семья.

НИКОЛАЙ ШОРОХОВ, «ПРЫГАЙ. БЕГИ. ЗАМИРАЙ» («КОМПАСГИД», 2022)
Книга о преодолении и поиске точки опоры: непростая, но жизнеутверждающая, помогающая понять, как важно не отчаиваться и продолжать искать. Внутренний монолог подростка, который лишен возможности говорить. Его буквально разрывает от чувств и мыслей, но речь после пережитой некоторое время назад трагедии ему отказала. Теперь пятнадцатилетнему Диме предстоит выстраивать свою жизнь заново, искать поводы для радости и новые средства общения и способы самовыражения. Это дается трудно, пока Дима не открывает для себя брейк-данс. «Прыгай. Беги. Замирай» — роман об одиноком мальчике в Санкт-Петербурге, который дружит с одним из Сфинксов на набережной и не дружит с другим. И именно сфинкс однажды укажет ему путь.

СЕРИЯ «ВСЯКОЕ ТАКОЕ» НАТАЛЬЯ САВУШКИНА, «КАК ЭТО БУДЕТ ПО-АНГЛИЙСКИ» («НИГМА», 2022)
В мире детства воображаемые вещи не менее реальны, чем физические. Бабушка Маши три года жила в Англии, она рассказывает внучке множество удивительных историй — для девочки они ничем не отличаются от сказок, разве что «английские штучки», которыми полон бабушкин дом, можно потрогать и внимательно рассмотреть: фарфоровых котиков и гвардейцев, чайник с Букингемским дворцом, портрет Елизаветы II. Котика, правда, хочется настоящего — и вот с ним-то и будут связаны основные приключения повести. Повести, в которой английский язык становится частью игры — неизменного атрибута детства. Игры, впрочем, иногда бывают не очень веселыми, как английские баллады, где «рыцари погибают, корабли разбиваются, а прекрасная леди в зеленых рукавах уезжает далеко-далеко». Или как события в настоящей жизни. Но Маша твердо знает, что главное — не сдаваться.

МАРИНА ТАРАНЕНКО, «КОРОЛЕВА ФЛЕШМОБОВ» («НИГМА», 2022)
Директор школы — зомби. Или вампир — но это уже детали. Настя точно знает. Она вообще видит людей насквозь и привыкла доверять своим ощущениям. Но участие в волонтерской театральной постановке для детей с расстройствами аутического спектра меняет Настино мировоззрение: девочка понимает, насколько обманчивым бывает первое впечатление и как важно не торопиться с суждениями о людях.
В процессе взросления каждый ребенок проходит этап осознания, что взрослые не всегда правы, что они далеко не всегда понимают и чувствуют важное — и тоже имеют право на ошибку и заблуждение.
Например, мама Настиной подруги называет ребят, к которым ездила Настя, ненормальными и опасными для общества. Но главная ее проблема в том, что она не умеет слушать и слышать аргументы собеседника. Частный конфликт Насти и Раисы Сергеевны, оставаясь отчасти задавленным из-за Настиных робости и неумения спорить со старшими, превращается в конфликт чуткого ребенка и равнодушного взрослого, для которого проблем, не касающихся его лично, или не существует вовсе, или по ним есть готовое модульное решение.
Формула «нездоровых нужно лечить» становится универсальной, не терпящей исключений. Получается, что миссия сохранения человечности, сочувствия и соучастия ложится на плечи детей.

АЛЕКСАНДР КИСЕЛЕВ, «ЖИЛИ-ПЛЫЛИ ПИРАТЫ. ДИКТАНТ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ» («НИГМА», 2022)
Школьников так часто спрашивают, кем они хотят стать, когда вырастут, что они привыкли давать готовые универсальные ответы, имеющие мало отношения к действительности. А что будет, если трое друзей вдруг решат ответить учителю честно? И скажут, что хотят стать пиратами и отправиться на Остров сокровищ, по пути взяв на абордаж корабль.
Правда, не с золотом, как обычно, а с зефиром: он легче и вкуснее, в то время как польза от золота неочевидна. Однако чем больше мальчишки обдумывают свой большой пиратский поход, тем очевидней совершенно неожиданный парадокс: чтобы быть пиратом, нужно хорошо учиться. Иначе совершить великие географические закрытия едва ли получится.
У Александра Киселева получилась очень веселая, легкая и остроумная книжка про настоящих и будущих пиратов и их друзей — будущих врачей, учительниц и других представителей не менее нужных профессий.

СВЕТЛАНА ВОЛКОВА, «В ПЕТРОПАВЛОВСКЕ-КАМЧАТСКОМ ПОЛНОЧЬ» («НИГМА», 2022)
Еще одна повесть о взрослении. О жестком, порой жестоком столкновении подростка с реальным миром. С одной стороны, просто миром взрослых: пятнадцатилетний Миша после смерти двоюродного деда летит из «европейского» Санкт-Петербурга на другой конец большой страны — в Петропавловск-Камчатский, чтобы потом поехать еще дальше — в маленький охотничий домик. Во время этой поездки Миша, разбирая вещи деда, становится ближе к нему, узнает историю своей семьи. Кроме того, мальчика ждет настоящее испытание дикой, чужой для него природой, которая готовит подростку множество сюрпризов. Среди них — встреча с медведем-шатуном. Именно этот страшный хищник помогает мальчику в полной мере почувствовать себя человеком, способным на яркие эмоции и искренние чувства. Пятнадцать лет — пограничный возраст, когда человек уже не вполне ребенок, но еще и не взрослый.
Это важный возраст, когда нервы оголены и чувствуют наиболее остро, и нужно многое понять про себя и мир вокруг.

АЯ ЭН, «АЗОТ И СЕЛЕДОЧКИНА. П.УШКИН И ПИКСЕЛИ» («НИГМА», 2022)
Две фантастические повести известной детской писательницы, дважды лауреата премии «Книгуру», под одной обложкой. В Ае Эн физик (физфак Тбилисского госуниверситета) идеально сочетается с лириком, то есть писателем: она создает для детей очень убедительные и очень увлекательные научно-фантастические миры, которые как настоящие, только иногда даже лучше.
Вот, например, класс, где ученики — элементы периодической системы элементов Д. И. Менделеева. У каждого из них свой характер, а взаимодействие некоторых может повлечь весьма нежелательные последствия.
Впрочем, некоторые из них дружить вообще не очень рвутся: «Всем известно, чтобы Кальций связался с Кислородом, нужна жара в 300 °С, а чтобы Магний — аж 600 °С».
Герой второй повести сборника «П.Ушкин и пиксели» Петя Ушкин — мастер попадать в разные истории. Впрочем, многие из них — плод его весьма богатого воображения…

ДЖЕРАЛЬДИН МАККОРИН, «ГДЕ КОНЧАЕТСЯ МИР» («АСТ», 2021)
Жизнь на шотландских островах XVIII века легкой не назовешь.
Детский труд тут — необходимость, основа выживания. Каждое лето подростки в компании пары взрослых отправляются на дикую скалу в океане охотиться на птиц, а потом их забирают с добычей домой.
Но однажды за ними не вернулись. Эта книга — основанная на реальных событиях история новых Робинзонов, забытых на холодной скале без самых необходимых для выживания вещей. Чтобы не сойти с ума и не впасть в отчаяние, мальчики рассказывают друг другу истории, подменяя ими страшную реальность и отгоняя мысли о неминуемой скорой гибели. Девять месяцев в пещерах голых скал посреди океана.
Девять месяцев борьбы за жизнь, которая оказалась возможной только потому, что и обычная жизнь на островах далека от комфорта и благополучия. Борьбы, из которой все они вышли победителями. Девять месяцев историй, которые свидетельствуют о торжестве разума над смертью.

РОСС УЭЛФОРД, «НА ОБОЧИНЕ МИРА» («АСТ», 2022)
Вселенная Вне Войны — идеальный мир, место, куда можно спрятаться от реальности, в которой все идет к мировому вооруженному конфликту. Именно так и поступают подростки Мэнни и Уилла. Оказываясь в Боковом мире, они встречают там мифическое существо кобаку (помесь пса с котом) и брата Уиллы, умершего еще до ее рождения. Параллельная реальность, таким образом, — странное пространство, объединяющее миры живых и мертвых.
Попав в идеальный мир, дети живут в альтернативной — абсолютно счастливой — реальности, но потом возвращаются в обычную, далекую от идеала, туда, где почти все время страшно. Страх стал привычной частью жизни, как и взаимная ненависть. Контраст двух вселенных настолько велик, что верить рассказам детей о Вселенной Вне Войны взрослые отказываются.
В Боковом мире Уиллу (Вильгельмину) зовут Миной — смена имени означает переход границы между реальностями в ту, где никто не пользуется мобильными телефонами, у папы нет бороды, но есть университетское образование. Впрочем, в самой новой реальности ребятам освоиться непросто — все базовые понятия и представления здесь оказываются ложными. Во Вселенной фрирайдов и си-мобилей человеку с обычным набором знаний трудно не почувствовать себя безумцем. По сути, это и есть одна из главных тем книги — наше представление о нормальности и его границах. Нормален ли привычный нам мир — мир войн, страха и агрессии?

ЭНИ ТИМБЕРЛЕЙК, «СКУНС И БАРСУК», «СКУНС И БАРСУК. НЕВЕРОЯТНОЕ СОКРОВИЩЕ» («РЕДАКЦИЯ ВИЛЛИ ВИНКИ», 2022)
Серия про двух друзей — очень похожих, но совершенно разных.
Из первой истории читатель узнал, как впервые встретилась эта парочка и как они привыкали друг к другу, а во второй рассказывается об их новых приключениях. Во многих странах в качестве одной из первых книг для самостоятельного чтения традиционно детям предлагается серия про Квака и Жаба Арнольда Лобела. Книги Эми Тимберлейк, обладательницы премии Ньюбери и целого ряда других, прекрасно подходят для того, чтобы стать следующими на этом пути. Замечательные иллюстрации Джона Классена, обаятельные герои, увлекательный сюжет — добрые и веселые, лишенные грубого морализаторства книги для старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Можно ли подружиться с тем, кто с первого взгляда тебе совершенно не понравился? И как быть, когда твой сосед ведет совершенно не такую жизнь, как ты привык? Вместо одиночества и аккуратно разложенных по коробочкам камней и минералов — толпы курочек и совместные завтраки. Остается смириться? Гораздо лучше научиться получать от этого удовольствие!

КРИСТИАН МАККЕЙ ХАЙДИКЕР, «СТРАШНЫЕ ИСТОРИИ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ ЛИСЯТ», «СТРАШНЫЕ ИСТОРИИ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ ЛИСЯТ. БОЛЬШОЙ ГОРОД» («WONDER BOOKS», 2022)
Дети очень любят страшные истории. Детский мистический фольклор про черную руку передается из поколения в поколение. Кристиан Хайдикер использует детскую тягу к жуткому и таинственному и создает образы маленьких любопытных лисят, отправляющихся ночью в путь за историями, от которых у них хвосты побелеют. Об этом их строго предупредила их мама. Поскольку белый кончик на хвосте — признак взрослых лис, через эти страшилки показан процесс взросления. Слушая об опасных приключениях, лисята набираются жизненного опыта, который страхует их от совершения собственных ошибок.
«Страшные истории для маленьких лисят» — это книги о семейных и фольклорных традициях, приключениях, умении справиться со своим страхом и выйти победителем из самых запутанных ситуаций.

МАРК ХАРТЦМАН, «БОЛЬШАЯ КНИГА МАРСА. МИЛЛИОН ФАКТОВ ОТ ФАРАОНОВ ДО МАСКА» («АЛЬПИНА. ДЕТИ», 2022)
«Когда-то планета Марс была прекрасным местом, где проживали чудесные разумные существа. Марсиане, рост которых составлял от 10 до 12 футов (то есть от 3,05 до 3,66 м), лихорадочно копали каналы, чтобы орошать свою засушливую планету, и отчаянно пытались установить контакт с нами, землянами». Трудно поверить, но такое представление о Марсе широко бытовало всего сто лет назад. Теория о том, что Марс не просто обитаем, но обитаем разумными существами, породила массу попыток наладить с ними контакт. Например, не кто-нибудь, а сам Никола Тесла собирался «дозвониться» до марсиан. Но интерес к планете возник гораздо раньше. Древние вавилоняне назвали дни недели по числу видимых небесных тел. Аристотель изучал Марс и считал, что он находится ближе Луны, китайские астрономы называли его огненной звездой и верили, что он приносит несчастья. Многие писатели-фантасты писали о войне землян с марсианами, а колонизация Марса занимает умы человечества и по сей день.
Марк Хартцман собрал самые интересные истории о красной планете из прошлого и настоящего. Рекомендуется для чтения не только детям, но и взрослым — многие факты удивят даже их.

ФИНБАР ХОКИНС, «ВЕДЬМА» («АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР», 2022)
Книга об Англии XVII века — уже не Средневековье, но еще полным ходом идет охота на ведьм. Здесь любовь и горе шагают рука об руку, а людьми движут гнев и месть. Главная героиня этой истории — рыжеволосая Иви — ревнует младшую сестру Дилл к маме и живет почти совсем обычной жизнью. Но когда охотники на ведьм жестоко убивают мать и забирают сестру, Иви готова на все, чтобы отомстить им и спасти Дилл. В девочке вскипает волна противоречивых чувств: любовь, горе, досада, злость на то, что мать была ведьмой, а ведьмы — плохие, и из-за этого теперь они остались одни. Автор не щадит чувств читателя — это страшная и жестокая книга, но именно потому правдивая. Это книга о фанатизме и озверении, охватывающем людей во имя идеи, в которую они верят, о чувстве вины и раскаянии, которое приходит слишком поздно — тогда, когда уж ничего нельзя изменить. Или все-таки можно?
Оказывается, что иногда для того, чтобы изменить что-то, сначала нужно изменить себя. Только вот… это и есть самое сложное. Измениться и помнить, что даже сражаться нужно с добротой в душе — и во имя добра.

Опубликовано в Юность №4, 2022

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Соловьева Татьяна

Родилась в Москве, окончила Московский педагогический государственный университет. Автор ряда публикаций в толстых литературных журналах о современной российской и зарубежной прозе. Руководила PR-отделом издательства «Вагриус», работала бренд-менеджером «Редакции Елены Шубиной». Заместитель главного редактора журнала «Юность», старший преподаватель Российского государственного гуманитарного университета, руководитель отдела общественных связей «Российской газеты».

Регистрация
Сбросить пароль