Сергей Попов. В ТИШИНЕ ОКРАИННОГО СЧАСТЬЯ

* * *

Голубятни тающего города.
Окна слуховые на торцах.
Птичьего предпевческого голода
горловая свежая пыльца.

Пальцы сводит. Кровли водосточные
подставляют мятые бока.
Новости летят ближневосточные,
поражая цель наверняка.

И вразброс все скрипы, лязги, шорохи,
колкая угрюмая капель
в доковидном путаются мороке
наглухо простуженных недель.

Право дело, видится как слышится:
в переплеске – волнорез крыла…
Мытарю прописанная ижица
лишь вначале буквою была.

Сызмальства раскачивая дворики,
позднезимье, связки разогрев,
обаянье собственной риторики
чует лишь по скрежету дерев.

И одно безлиственное кружево –
вся до капли подать бытия,
чтобы вновь, бедна, но не разрушена,
воскресала азбука твоя.

* * *

Летний свет на трещины тороват –
легкой тени зубчатые края
разрезают грянувший виноград,
и дробится гроздьев его струя.

На десятки брызг – раскардаш листвы,
шалых ягод, жил, кривизны лозы…
И размеры бедствия таковы,
что оно огромней любой слезы.

И восторг, и ужас бессильны там,
где разъятья света ветвится ток –
зной бушует, плещется птичий гам,
выкипает воздуха кипяток.

Выгорает день до глазного дна,
но в угоду зреющему вину
подоплека ночи насквозь видна
по размаху молний во всю страну.

* * *

заморочки нездешнего рода
за внезапной чертой маеты
над разливом закатного йода
громоздятся речные мосты

отороченный лиственной рябью
неизвестен и жуток маршрут
и подошвы дорогу ухабью
как огниво без устали трут

дабы вытрудить искру вдобавок
вопреки укоризне зари
и прибыток на крайней из лавок
раздувать и баюкать внутри

обрывать заскорузлые узы
зыбкой яви с уловками слов
многоточия а не союзы
вызволять из медвежьих углов

перещёлки невидимых тварей
перебивки развилок и круч
перегорклый рассыпчатый карий
точно запертый кем-то на ключ

тесный воздух горючего лета
присный ворох колючих теней
светляковую сыпь до рассвета
осыпь черного йода над ней

* * *

Прежде чем выдать, медлишь который раз –
будто избыток речи тебя слепит,
и на поверку свет состоит из фраз –
точно из ламп накаливания – софит.

Будто бы слово предполагает зал –
темный, с возней и кашлем, фольгой конфет, –
и если все по полной во тьму сказал –
там по любому грянет ответный свет.

Будто бы шепот, ерзания, смешки
от сотрясений всуе воздушных масс
пухом внезапным вспыхивать широки
до холодка по коже и слез из глаз.

Смотришь в июнь и пристально говоришь:
«Вот и сезон заканчивается речей.
В кои-то годы преобладает тишь –
даром, что кровь все гуще и горячей.

Даром, что сцена нынешняя мала –
зал непомерно ширится в никуда…
Публика всё в глазах прочитать могла,
только ее не сыщешь уже следа».

* * *

Вечер пробирается по крышам,
занавески в окнах теребя.
В августе под небом темно-рыжим
сладко ожидание дождя.

На пороге нового ненастья
не взыщи за старые грехи –
в тишине окраинного счастья
поминать былое не с руки.

Положи антоновки в тарелку,
чтоб молчанье наше превозмочь.
Будем нынче слушать перестрелку
яблок, обрывающихся в ночь.

Лобовые частые удары.
Голубые молнии вдали.
Ах, какие тары-растабары
мы б с тобою за полночь вели!

Дабы миром все срослось к рассвету
и не ныли битые бока
у плодов, тревожащих планету
мокрых трав и грязного песка.

Чтоб разряды прожитой тревоги
не дошли сквозь дождь и темноту.
Чтобы мы запомнились в итоге
на промытом временем свету.

* * *

Где сумерки загустевали,
листвы туманилась кайма,
мы всё сидели-гостевали,
почти что выжив из ума.

Забыв о выморочном счастье,
стареть с листвою заодно,
не допивали в одночасье
свое последнее вино.

Оно стояло – душу грело,
покуда зрели холода
и в небе лиственном горела
позднеосенняя звезда.

Она пощадой не мешала
впотьмах ни сердцу, ни уму.
И мы оглядывались шало
на окружающую тьму.

Мерцало присное веселье,
метался холод по спине.
Не убывало наше зелье,
и звезды множились на дне.

* * *

Черные бордовые разводы.
У моста речные теплоходы.
Августа последние часы.
Новостроек обморок фонарный
на крови языческой, янтарной
водоема средней полосы.

В западне прибрежного заката
отражений злая стекловата
от финифти нефти на плаву
яростно карябает по нёбу,
укоряя душу и утробу
тем, что умираю и живу.

Корабельный крик похож на птичий.
Или это равенство обличий
на предельном выделе тепла?
Длинноклювых кранов развороты.
Встречных чаек гибельные ноты.
Осени небесная зола.

Резво разоряется из рубки
про ветра побед и еврокубки
радио в казенном кураже.
И сигналит фара носовая,
что слепа волна голосовая –
непроглядны заводи уже.

Что словам не писаны значенья,
что сердцам опасны попеченья –
всё в крови над крапчатой волной.
Всё острей и ярче сигарета,
всё трудней видны от парапета
масло света, деготь водяной.

* * *

Кончаться вечеру, качаться
вчерашней тени на стене.
Далекий голос домочадца,
улыбка детская во сне.

Плясать, пороги обивая,
ночной метели наугад,
чтоб наша сказка бытовая
предполагала сон и сад,

план заполошного пострела
в сердцах уехать насовсем.
Горит укутанное тело –
и пламень глух, и разум нем.

И раскаленным нетерпеньем
померкший мир заворожен,
дворцовой мглой, подблюдным пеньем,
калифьей властью, страстью жен,

визиря льстивым мадригалом,
Евфрата мутною водой,
кинжалом тайным, платьем алым,
кунжутом с цедрой молодой.

Идет садовник в недрах сада,
идет свеченье от реки
сквозь переплясы снегопада
и пригородные дымки

в берлогу вирусной дремоты,
в горнило липких одеял,
ведь счастья северные льготы
еще никто не отменял.

* * *

Рассохся к осени сарай –
косой в прогалах свет.
Вороний грай, сплоченья край,
подмога сигарет.
На бреши брешь, куренья блажь,
горение небес.
Везде и всюду раскардаш,
и времени в обрез
к морозам щели извести
и розное скрепить,
когда темно уже к шести
и дождь готов кропить.

А будке сумрак и сквозняк,
и утварь кверху дном.
И не успеть уже никак,
и мысли об одном –
что как былое ни храни,
а скорая зима
разъять твои труды и дни
нагрянет в закрома.
И с топором за рукоять
средь сумерек и льдин
разъятью противостоять
ты выделен один.

Опубликовано в Плавучий мост №2, 2021

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Попов Сергей

Родился в 1962 году. Окончил Литературный институт им. А. М. Горького. Печатался в журналах «Новый мир», «Дружба народов», «Арион», «Москва», «Юность», «Зарубежные записки», «Интерпоэзия», «Волга», «Дети Ра», «Новая юность», «Артикль», «Футурум Арт», «Литературная учёба», «Крещатик», «Европейская словесность», «Зинзивер», «Подъём», «Дальний Восток» и других. Автор книг стихов и прозы «Папоротник» (1992), «Транзит. Стихи» (1997), «Вопрос времени. Стихи, поэмы» (2005), «Встречи без продолжений. Роман» (2007), «Воронеж etc. Книга стихов» (2011), «Мыльный пузырь. Роман» (2011[переведен на нем.]), «Обычай исчезать. Стихи и поэмы» (2012), «Отдел теней и лавров. Стихи, проза, пьесы» (2017), «Песни и пляски. Стихи» (2018). Победитель Всероссийского литературного конкурса им. Маяковского в номинациях «стихи» и «поэмы» (2004). Победитель Международного поэтического конкурса журнала «Крещатик» «Перекрёсток» (Германия) (2007). Обладатель специального приза Союза российских писателей Международной Волошинской премии в номинации «за лучшую поэтическую книгу года» (2010). Финалист Всероссийской литературной премии им. Валерия Прокошина (2014). Лауреат премии журнала «Дети Ра» за лучшую поэтическую публикацию года (2011, 2014). Лауреат премии литературной газеты «Поэтоград» за лучшую поэтическую публикацию года (2011). Лауреат премии газеты «Литературные известия» за лучшую поэтическую публикацию года (2014). Лауреат премии журнала «Зинзивер» за лучшую поэтическую публикацию года (2015). Финалист Бунинской литературной премии (2017). Финалист премии «Писатель ХХI века» (2018). Финалист Международной премии имени Фазиля Искандера (2019). Лауреат премии «Писатель XXI века» в номинации «поэзия» (2019). Лауреат специальной премии Союза российских писателей Международной Волошинской премии в номинации «за лучшую поэтическую книгу года» (2019). Член Союза российских писателей и Международного ПЕН-клуба. Живёт в Воронеже.

Регистрация
Сбросить пароль