Наталья Пейсонен. СТИХИ В ЖУРНАЛЕ “ЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРА” №3, 2020

Стихи Натальи Пейсонен – настоящая поэзия, наполненная течением жизни, событиями, впечатлениями. Это переживания, свойственные молодому автору, взрослеющей девушке, молодой женщине, обладающей способностью к поэтическому восприятию жизненных явлений. Это драматические голоса любви, доносящиеся до читателя сквозь дыхание времени.

Д. Ч.

* * *
Здравствуй, Ева. Тебе не спится? И мне не спится.
За окном весна. За окном, не поверишь, как впредь – столица.
Только все тебя где-то носит, моя Жар-Птица,
не проститься с тобой никак и не откреститься
от тебя. Не послать тебя ни к такой-то матери,ни к чертям в подруги…
Все мне грезится прищур твой близорукий,
и копна твоих рыжих, и тоненькие запястья.
Кто снимает сандали с тебя, кто платья?
Кто ведет тебя под руку под каталонским небом?
Где я будто бы был однажды. Где точно не был.

Не поверишь, Ева, здесь птицы сошли с ума – не дают проспаться.
И я, кажется, жив. Говорят, что нельзя сдаваться.
В телевизоре врут. В социальных сетях народ не в себе. Как будто
Бог однажды с кем-то меня попутал
и отправил вот так вот на грешную землю вместо…,
где я чье-то чужое теперь занимаю место.
И ничто мне не мило, ничто меня здесь не держит.
Я купил себе новый Lexus, сменил одежду,
я нашел себе Маню, вывез ее в Европу.
Маня любит меня. Зовет меня мизантропом.
И, казалось бы, все у меня как у всей столицы.
Хватит сниться мне, рыжая, хватит сниться.

Ева-Ева, я болен тобой которое лето кряду,
я бы ради тебя любого наелся яду.
Я бы вплавь, через любые моря, босиком – сквозь любую стужу.
Только ведь я не нужен тебе. Совсем не нужен.

* * *
Ева пишет ему в ответ ровно восемь строк:
– Я разучилась любить или быть счастливой.
Видно я, мой друг, нахлебалась и сбилась с ног
в поисках сверхъестественного мотива
для простого человеческого (что ли) счастья.
Я давно раздарила подаренные мне платья,
вычеркнув тех, кто, кажется, их дарил.
В общем, та, которую ты любил…
нет ее больше, слышишь, вот как-то так.
Дальше живи. – Он сжал и разжал кулак,
выдохнул, перечитал еще, а потом еще…
Долго слонялся, ежился под плащом,
вымокнув насквозь, долго курил, молчал,
что-то как будто жало ему в плечах.

Это больней, когда тебя не убьют, а ранят.
– Ева, зачем я знаю, что ты живешь?
Если бы можно было разрушить память.
Дождь продолжался – серый московский дождь.

* * *
Нет, не встретимся, нет не поговорим.
Промолчим равнодушно. Жизнь отдадим другим,
будто будет ещё одна, словно сплошной шедевр.
Обещай не искать меня после, в конце прозрев.
Время перекроит нас и внешне и изнутри,
тех прекрасных и чистых, которым по двадцать три.

* * *
Я, кажется, разлюбил тебя по пути
в рай, который мы обещали друг другу десять
или более лет назад, а еще идти,
а у нас уже нет ни общих любимых песен,
ни тем, ни слов, ни чего-либо там еще.
Я смотрю на тебя, и мне кажется, что я мертвый.
Как бы знать, что будешь потом прощен
нашим сыном, который идет в четвертый.
Как бы знать, что это потом пройдет,
что я выдержу еще десять или пятнадцать.
Что же все-таки стоит жизни в конце концов:
вырваться или гибнуть, но оставаться?

* * *
Если мы с тобой когда-нибудь совпадем,
где-нибудь на пространстве старого континента,
обещай, что тогда сойдемся и снимем дом
в несколько счастливых квадратных метров.
Станем гулять вечерами, скрываться днем,
мерно тянуть портвейн из простых стаканов.
Просто пообещай, что однажды станем
ближе, если когда-нибудь совпадем

* * *
Нет, ты все-таки вспоминай прошлогодний снег,
помести его в самое сердце жесткого диска.
Промежуток огромен меж двух всем известных рек,
по ту сторону – ты, здесь – римские обелиски.

По ту сторону юность моя по проспектам пылит-пылит.
Мы счастливые, глупые щедро транжирим юность,
А по сторону эту – сердце болит. Болит.
Даже, если я на карточке улыбнулась.

VACANZEROMANE

Dolce vita, иначе – излюбленно-сладкая жизнь.
Сквозь ладони мои и сочится, и вдруг утекает
вдоль Трастевере – праздник, и сквозь чья-то скрипка визжит,
чья-то скрипка… вдогонку взлетающей маленькой стае.
До утра прибывает толпа. Кто-то празднует жизнь
в этих стенах тщеславного старого вечного Рима.
Средь невидимых муз мы уже никуда не спешим,
как когда-то спешили. Мне сладко и невыносимо
пребывать здесь одной среди праздничной пестрой толпы,
среди шепота, шума и шороха шелковой ткани,
а над Тибром покорно по-прежнему дремлют мосты
и покорно хранят чьи-то вечные страшные тайны.
Как заманчивы дебри запутанных улиц, и как
манят тонкие запахи странно разбросанных «чайных»,
знают те, что, возможно, однажды держали в руках
это хрупкое счастье, потом превратившись в случайных
друг для друга, покинув таким навсегда-навсегда
этот праздничный город, что стал невзначай очевидцем.
Мне хотелось еще раз однажды вернуться сюда,
чтоб увидеть такие же чьи-то блаженные лица.

ПРО ЛЕТО

Лето придет и бросится на песок,
лето тебя оденет в льняные платья.
Он тебя выпьет, как виноградный сок.
Ты пропадешь. В разнузданные объятья
ты попадешься глупо, на раз-два-три,
у голубой воды, где песчаник сточен.
Сердце сорвется, выпорхнет изнутри.
Нежный противник выпит и обесточен.
Утро разбудит шумом, морской волной,
птицы сорвутся вниз и разрежут небо.
Будет что вспомнить: иссиня-голубой
взгляд, вдоль лопатки маленький оттиск щебня.

* * *
Когда ты вырастешь, ты скажешь:
Я – сын своего отца.
У меня его голос, сила, черты лица
его горных предков, его неспокойный нрав.
Мне неведом страх.

Я могу стать воином, поэтом,
смогу пересечь моря,
я смогу брать любые вершины и покорять
любые сердца, любой самый сложный бой
будет выигран мной,

ибо в венах моих Сакартвело
и горный ее хребет,
потому что каждый, кто связан с ней,
выращен для побед.
Посмотри, у меня черты повстанца и мудреца,
потому что я – сын своего отца.

ME SHEN MIKVARHAR[1]

Кавказские крови по северным жилам.
Я слово твое, как свое полюбила,
царапая горло гортанною речью.
Я тело свое для тебя изувечу,
детей нареку именами чужими
и странными уху. По тоненьким жилам
горячая кровь неспокойного рода…
Мы примем крещение горных народов
и предков твоих… Я забуду свой север,
озерные воды, суровость осенних
ветров, недвижимые глыбы гранита,
и ноги мои уже будут омыты
иною прохладой – потоками горных
течений. Я буду верна и покорна
в ответ… за пожар, за смешение крови,
за нежность в чужом и чарующем слове
твоем, за согласие многоголосий…
Я стану носить то, что женщины носят
в краях твоих. Стану сестрой твоим сестрам.
Бескрайнее небо, огромные звезды,
как тайна, как необъяснимая сила
Кавказа. И жар твоей крови по жилам.

ВЕНЕЦИЯ

У Венеции летом глаза зеленые,
руки-раструбы, гондолы то вдоль, то вспять.
Толпы шаркают и шумят, а церквухи сонные
по рассеянным площадям продолжают спать.

Ты берешь меня за руку, мимо каких-то двориков
мы как два персонажа ныряем с тобой насквозь.
Чтобы ты не сказал, я верю в твои истории,
даже если потом совсем разлетимся врозь.

Ты красивый такой, ты пахнешь ветрами южными.
Жаль, что день невозможно запечатлеть.
Я тобой совершенно обезоружена.
Гондольер внезапно решает петь,

и летит его песня вверх и стихает в улицах.
Длись еще, пожалуйста, песня, длись!
Если все запомнить, а время спустя зажмуриться,
то получится обратно перенестись.

* * *
Ты красишь губы малиновым в коридорах,
ты носишь платья цвета асфальта – цвета
моей печали. Ты не выносишь споров
и истин тоже не любишь, а любишь лето.
И солнце дарит, дарит тебе веснушки,
и рыжих прядей тоненькие полоски
в копне кудрявых и непослушных, сушит
и щиплет губы море и бьет о плоскость
песчаных пляжей, пристаней. Километры…
их сотни, тысячи до твоего моря.
И я посылаю к отрезанной части света
ветра вместо писем для той, что уже не спорит
ни с кем ради истин о главном. Я так тоскую
по горьким губам твоим. Только взгляни – стаи
от наших морей к вашим, они рискуют
разбиться в пути и не дожить до мая.

ЛЕТО НЕ ВЫДАЛОСЬ

«Chiamera Butterfly dalla lontana.»

А если совсем уж честно, то я тоскую.
Подумать страшно, что за абсурдной встречей
потянутся/тянутся будни. Опять вслепую,
опять на ощупь двигаться дальше. Вечер –
страшнейшее время суток, и я спасаюсь
надломленной Butterfly, но уже не тешу
себя ожиданием. – Деточка, баю-баю –
я так выживаю. Я пребываю между
заснеженной сказкой и трехэтажным бытом,
а там у тебя вторую неделю грозы,
и лета не обещают, а здесь, в забытом
тобой краю, я вчитываюсь в прогнозы
(как хочешь, зови меня, это – неизлечимо,
и это все, что мне от тебя осталось).
И солнца больше не будет. Столичный климат
совсем, совсем ни к черту, как оказалось.

* * *
Никаких заблуждений более и никаких поллюций.
То, чего так хотелось, не принесли на блюдце.
Время напрочь пообтесало, и сбило спесь.
Мы не там. Мы здесь.

Здесь все просто: каждый +/- равен, никто не Бог.
Каждый в чем-то немного мастер/немного плох,
во главе всего благо, квартирка и новый фонд,
и большой ремонт.

И среди всего, кем мы не стали, где не срослось,
мы убили обиды и усмирили злость,
мир не перевернулся, небо все так же блю.
И, возможно, я даже больше тебя люблю.

ПЕСЕНКА ДЛЯ МАРКА

Никому не скажу, что осталось на том конце.
А о том, что действительно важно – тебе известно.
Лето было у моря, было в твоём лице,
И об этом при всех и каждому – неуместно.

Только мы с тобой знаем,
как бился у ног прибой,
в самый ветреный час желаннейших откровений.
Лето было немыслимым счастьем бывать с тобой,
обернувшимся в ворох нежных стихотворений.

* * *
Нет ничего особенного в весне:
ты – нараспашку, тонкая как во сне –
юная, светлая, тянешь остывший кофе.
Снишься в профиль.

Город нарядный, выряжен в облака.
Есть в тебе что-то хрупкое от цветка,
пахнет грозой, ты тянешься и смеёшься,
в косах – солнце.

Счастье продлится вечность – длинной в весну,
память прижмётся острым лицом к окну:
Что это было: встреча, случайность, фильм?
Все потеряем, больше не повторим.

Вырастем, погрубеем, перегорим,
Так и не съездив вместе ни в Грасс, ни в Рим,

[1]Я тебя люблю (пер. с груз. яз.).

Опубликовано в Эмигрантская лира №3, 2020

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Пейсонен Наталья

Родилась в Петрозаводске. В 1992 году переехала в Финляндию. Окончила РАТИ (ГИТИС), Мастерская Бармака А.А. (факультет музтеатра, 2008). Автор стихотворного сборника «До и после тебя». Лауреат международных поэтических конкурсов «Бекар», «Всенародная поэзия», «Время любить», лауреат поэтических конкурсов чтецов «О, сто моих колец» (Москва, 2017), «Мой Поэт» (Ювяскюля, 2017). Финалистка международного конкурса молодых поэтов русского зарубежья «Ветер странствий» (Рим, 2009, 2012). Публиковались в журналах, альманахах, литературных сборниках, в том числе неоднократные публикации в альманахе «Под небом единым» (Финляндия, 2007–2017), «Пусть нам станет родиной дорога» (Мюнхен, 2007), «Edita» (Германия, 2007), «Лепестки ромашки» (Новосибирск, 2008). Член международной творческой ассоциации «Тайвас» (Финляндия). Блогер. В интернет-пространстве печатается под псевдонимом @evapishet.

Регистрация
Сбросить пароль