Марина Кудимова. БЕЗЗАКАТНОЕ СОЛНЦЕ “ГОСТИНОЙ”

Самая знаменитая гостиная русской литературы, без сомнения, описана в первом томе «Войны и мира». Это салон Анны Павловны Шерер. Слово «салон» за годы классовой борьбы приобрело какую-то сомнительную коннотацию. Между тем, это в исконном значении и есть не что иное как гостиная. И лишь в переносном смысле «кружок избранных лиц, собирающихся в частном доме».
Салоны – так уж получилось потому, что мужчины некогда были заняты иными делами, традиционно связанными с именами блестящих женщин – Маргариты Наваррской, Марии Шотландской или той, которая осталась в истории под именем королевы Марго. И я подумала, что в случае нашей «Гостиной» — литературно-художественного журнала, сотый выпуск которого свидетельствует о его «постоянной прописке» в виртуальном пространстве, все сходится. Это безусловно «частный дом», поскольку существует без поддержки какого бы то ни было государства, хотя посетители этого дома населяют все страны – члены ООН, где пишут по-русски. Это, безусловно, «кружок избранных лиц», и, хотя он постоянно расширяется, инициацию проходят лишь те, кто готов природниться и стать своим. О прекрасной хозяйке нашей «Гостиной» и говорить много не надо – имя главного редактора Веры Зубаревой, литературный и организаторский таланты органично связаны с ее красотой и обаянием. И вот я наугад открываю роман Льва Николаевича и лишний раз убеждаюсь в пророческом даре автора. Итак:
«Гостиная Анны Павловны начала понемногу наполняться. Приехала высшая знать Петербурга, люди самые разнородные по возрастам и характерам, но одинаковые по обществу, в каком все жили…»
«Гостиная» Веры Зубаревой и ее единомышленников «наполняется» постоянно. Может, сначала и понемногу, но теперь с несколько даже пугающей интенсивностью. Одна надежда, что виртуала и гостеприимства здесь хватит на всех и никто не останется в прихожей. Люди, авторы, которые давно считают за честь публикацию в «Гостиной» — действительно «самые разнородные» и «одинаковые по обществу», то есть принадлежащие к современному русскоязычному литературному процессу и, как правило, хорошо знакомые друг с другом если не лично, то профессионально.
Далее: «Анна Павловна, прохаживаясь по своей гостиной, подходила к замолкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную машину». Вера Зубарева «подходит» к каждому заявившему о себе автору и «одним словом» — ободрения или приглашения – «заводит машину», которая везет участников если не к всемирной славе, то к заметности и активности.
Помните, как в гостиной Анны Павловны появляется князь Андрей Болконский, «новое лицо»? Толстой пишет: «Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно». Придется поспорить с великим писателем. Те, кому надоели и наскучили бывшие в «Гостиной», покидают ее по собственному решению. Отсюда никого не выгоняют бесцеремонно, всем дают время освоиться. И, в отличие от столичных «тусовок», никому не скучно, поскольку в любой момент есть возможность «покинуть помещение», никого не обидев. На моей памяти лишь один – и весьма талантливый – автор по каким-то причинам так и не дал для «Гостиной» стихи. Может, времени не выбрал, а может, просто не вписался в поворот, каковых на литературном пути множество.
Здесь мы покидаем все же достаточно чопорный салон Анны Павловны и плавно перетекаем в хлебосольную гостиную Ростовых. Хозяин дома, граф, «Проводив одного гостя… возвращался к тому или той, которые еще были в гостиной». Наша хозяйка так делает постоянно, и потому авторский актив «Гостиной» стабилен и внятен по всем признакам. Однако он постоянно расширяется, поскольку Вера Зубарева внимательно следит за появлением новых – или ранее не привлеченных – гостей на виртуальных и печатных страницах. Ведь именно хозяйка создала феномен «Русского Безрубежья», и «Гостиная» — первый, существующий с 1995 года, но к настоящему времени – лишь один из необозримых сегментов этой Вселенной. Как свидетельствует о замысле издания его манифест, смысл «Гостиной» – «взаимное творческое обогащение авторов и собеседников.
Каждое произведение, будь то поэзия или проза, есть беседа художника с миром, его диалог с Вечностью, диалог, который имеет много аспектов и направлений».
И последнее, снова из «Войны и мира»:
— Да, — сказала графиня, после того как луч солнца, проникнувший в гостиную вместе с этим молодым поколением, исчез…
В «Гостиной» публикуются лучшие из лучших авторы новых поколений, завтрашние классики. Солнце «Гостиной» всходило уже сто раз. И каждый его «луч», каждое прекрасное молодое – залог того, что ни русская литература, ни ее форпост – тематический журнал под руководством Веры Зубаревой – никуда и никогда не канут и не исчезнут. Заката «Гостиной» не предвидится! Как писал Некрасов:

Есть край, где горит беззакатное солнце
Алмазным пожаром в безбрежной дали…

Слишком много вложено труда и души в это явление, которое язык не поворачивается назвать «проектом». Слишком весомы его плоды.
Слава Русскому Безрубежью и его хранителям!

Опубликовано в Гостиная 2020

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Кудимова Марина

Поэт, прозаик, эссеист, историк литературы, культуролог. Родилась в Тамбове. Начала печататься в 1969 году. В 1973 году окончила Тамбовский педагогический институт. Автор книг стихов: «Перечень причин» (1982), «Чуть что» (1987), «Область» (1989), «Арысь-поле» (1990), «Черёд» (2011), «Целый Божий день» (2011), «Голубятня» (2013), «Душа-левша» (2014). Лауреат премий им. Маяковского (1982), журнала «Новый мир» (2000), Антона Дельвига (2010), «Венец» (2011), Бунинской (2012), Бориса Корнилова (2013), «Писатель XXI века» (2015), Лермонтовской (2015).

Регистрация
Сбросить пароль