Людмила Шарга. НАБЕЛО

Из цикла стихотворений

НАБЕЛО

Набело – значит – не было
черновиков горящих.
Кто-то метафор требовал –
образов настоящих.
Кто-то над рифмой корчился –
чтобы не так избито…
Выпишешь – обхохочешься –
прожито-пережито.
Сеяно-пересеяно
зёрен от плевел – с боем,
наедине со всеми, но
наедине с собою.
Набело – значит – коротко
и до предела сжато,
жало тугого ворота
сжалилось – мир расшатан.
Кровушка ль ночью… капала,
сукровица-водица ль.
Дождь ледяной накрапывал.
Слово.
Строка.
Страница.
Но, соблюдая правила,
к точке зеро готова:
набело – значит, набело.
Буквица – Образ – Слово.

ЧУТЬ СЕВЕРНЕЕ…

Чуть севернее – чуть медлительней.
Ещё каких-нибудь вёрст двести
до станционного смотрителя
на старом маленьком разъезде,
где раньше было и наряднее,
и как-то ближе и роднее…
Чуть севернее – чуть прохладнее,
чтоб не сказать – что холоднее.
Кому-то – сон,
а мне – бессонница,
смотреть в окно и мимо ехать:
Вот здесь была когда-то звонница,
теперь осталось только эхо.
Размыты ледяными ливнями
черты берестяных скрижалей…
А помнишь – на Николу Зимнего –
какие тут снега лежали!
Луна всходила.
Ветер всхлипывал.
Зима сорила жемчугами…
Мы в церковь шли,
и чуть поскрипывал
снежок под нашими ногами.
И Бересна1, речушка чёрная,
промёрзшая до дна – дремала,
и санная дорога торная –
тогда ещё не пустовала.
Дубы серебряными гриднями
меж сосен высились поджарых,
и было видимо-невидимо
берёз и молодых и старых.
На мудреца довольно всякого
и простоты и удивления:
теперь здесь чужестранки-сакуры
промеж черёмух и сирени,
где эхо звонницы от храма… и
всё теплее и теплее.
И как берестяные грамоты –
берёзы в сумерках белеют.
____
1 Полное название речки – Чёрная Бересна.

*

Тоненький след карандашный
в книжке моей записной
с днём срифмовался вчерашним,
с давней холодной весной.
С домом в далёкой деревне
в богом забытой глуши,
где на цветущих деревьях –
снег –
а вокруг ни души.
Старый разъезд у опушки,
дикий шиповник и сад…
Отогревая друг дружку,
яблони дышат, парят.
Память неспешно листая,
годы и вёрсты стряхнув,
я из окна наблюдаю
юную чью-то весну,
в воспоминаниях зябну,
словно по снегу бреду
там, где парят вместо яблонь
ангелы в старом саду.
Что ж…
В роковом поединке
насмерть замёрзнуть – не грех.
Где-то в российской глубинке
медленно падает снег
и обещает спасение
тем, кто отцвёл и… замёрз
в давнюю пору весеннюю –
где-то за тысячу вёрст.

БЕРЕЩЕНЬЕ

Ни прощаний не ждать,
ни прощений,
не менять на покои – покой,
и в весеннюю ночь берещенья
прислониться к берёзе щекой.
Рассказав о грехах своих дольних,
слушать тихий живительный дождь,
звон берёзовых струн белоствольных –
тонконогих берёзовых рощ.
И не в шутку –
на полном серьёзе,
в бледном свете неполной луны
породниться душою с берёзой
чтоб почувствовать горечь весны,
чтобы вымолить боль возвращения,
хоть… казалось бы – где ни ложись…
Берещенье идёт,
берещенье –
бродит в венах берёзовых жизнь.
Памятуя о сказочных росах,
с давней горечью наедине,
здесь – вдали – к одинокой берёзе
прислоняюсь и я по весне,
избавляюсь от тлена и плена,
обнажая лишь самую суть:
отворить тонкокожую вену
и как в детстве – устами прильнуть.
И каких тебе надо отмщений,
благодати и веры какой…
Прислониться в канун берещенья
к одинокой берёзе щекой.

*

Мы вряд ли когда-нибудь станем взрослеть,
извечные странники –
вечные дети.
Какое бы ни было тысячелетье,
и что там – за окнами, –
прозелень, медь,
оскомину в рифме набившая просинь;
мы детские сны и надежды – отбросим,
но неопалима надежд купина…
И снова – дорога.
И мы – у окна,
подолгу, неясной тоскою влекомы,
прижавшись стоим к крестовине оконной
и видим нетканую гладь полотна,
ведущую в храм – в златоглавую осень.
Молитву творя, на прощанье попросим
ночлега в пути у огня и вина,
и затемно выйдем – ещё до рассвета –
не зная, куда и зачем в этот раз,
не зная, что было,
что будет,
что спето
и сказано кем-то задолго до нас.
Мы затемно выйдем.
Мы снова в пути,
усталые странники –
вечные дети.
Какая там разница – что впереди,
что было когда-то,
что будет на свете.
Дорога – вестимо,
дорога одна.
Но неопалима надежд купина.

*

Женский смех, переходящий в визг.
Множится перед глазами босх.
На губах следы солёных брызг –
плачет море.
Или… плачет Бог?
Мы – нигде.
Мы – только облака,
две души – два сущих пустяка.
Вновь летим, летим через века,
спит в твоей руке моя рука.
Нас качает шалая волна,
то до неба бросит,
то до дна…
Слышишь? Золотые города
вспоминает спящая звезда,
и песчинки наших малых звёзд
вспоминают лето.
Отмель.
Мост.
По нему из августа тайком
мы ушли с тобою босиком
и очнулись раннею весной
сон-травою на тропе лесной,
солнечным лучом на дне ручья,
вечными кругами на воде…
Плачет море.
Или Бог…
Но я
ничего не помню о дожде…

*

Переболеть зимой…
Не обессудь.
Мне наши зимы кажутся недугом.
Я – стрелка.
Я по замкнутому кругу
не время – бремя времени несу.
Переболеть зимой.
Перемолчать.
Разбить две-три любимые тарелки…
Я маленькая часовая стрелка –
хранящая молчания печать.
Под утро ветка постучит в окно –
все вечера теперь уходят в утро,
минуя ночи.
Как печально, мудро
писал Экклесиаст давным-давно
о жизни – что подобие ярма,
что камни собирать приходит время,
что… он ни в чём, что пишет… не уверен;
ученье – тьма,
и неученье – тьма.
Он обращался к сердцу своему:
приди ко мне, поговорю с тобою.
И я беззвучно вторила ему:
Приди.
Я ни божбой –
ни ворожбою
тебя не растревожу – исполать.
Молчало сердце.
Плакал мальчик.
Ветер…
А мальчик… он не юн,
и он – не Вертер.
Но вот, – к несчастью – обречён страдать
и спрашивать: что… скоро ли зима?
Я отвечаю: непременно – будет
и выстудит печаль
и боль остудит,
и радости отсыплет – задарма.
Он засыпает, и в недолгом сне
его печали засыпает снег…

*

И приметы и мечты сбылись:
сумерки тихи, как чистый лист.
Значит – быть стихам.
Они приходят,
лунную дорогу переходят,
словно мой знакомый чёрный кот;
будто сны, сбываются, и вот
лунный кот и пятеро котят.
Все черны.
Все молока хотят –
пять случайных строчек – без сомненья.
Пятница.
Декабрьский закат
полыхает в небе откровеньем,
обещая скорый снегопад.
Облако – небесный пароходик –
жизнь к другому берегу уводит –
тихо светлой тенью проплывёт
и исчезнет, как минувший год.
Целый год – а, в сущности – мгновение
порастёт быльём – травой забвенья,
мы с тобой не видели его,
выдохнули – только и всего.
Но печаль утраты сердце тронет:
мы – в году почти потустороннем –
спорили о разных пустяках,
главного страшась и избегая,
будто предначертана другая
жизнь в сплетенье линий на руках.
От земной освободившись скверны,
не спеша, отсчитывая мерно
каждый вздох, за облаком пройдём
скорым снегопадом и дождём.
Сбудемся, как в первый раз сбылись.
И молчит о прошлом чистый лист.

*

Снова зима за окном.
Где же снег…
С ним бы свободней и легче дышалось.
Память уснула бы и не смешала
вёрсты и мили завьюженных вех,
прошлое с будущим и настоящим,
детские грёзы с разбитой мечтой.
Женщину и – с девочкой, сон бередящей,
с девочкой-призраком – букою той,
что согревала дыханием пальцы
и прижимала ладони к лицу,
и коловрат вышивала на пяльцах
ровным стебельчатым швом – по кольцу.

Вот и зима.
Коротать не впервой
эти бесснежные южные зимы.
Вспомнилось: в круглых плетёных корзинах
бабушка с дедом хранили подвой.
Чтобы потом – по весне – оживить
яблоню-старицу.
Кровь молодую
старице –  с новою жизнью привить.

Зимнее солнце покатится вспять
от Коловрата – вкруг оси вселенской.
Под колыбельную вьюги крещенской
старые-старые яблони спят –
я среди них.
На лету, на бегу…
вышло всё время,
все  с о р о к и-с р о к и.
Буквицы детства текут самотёком –
животворящим играющим соком,
будто по веточкам-венам бегут.

……………………
Азбукой белой, где я – это Аз,
в беличьей шубке, без варежек -– в шапке,
руки замёрзли – «гусиные лапки»…
Верую в свет и в добро – как сейчас.
В добрую сказку про Машу с медведем, –
бука, твердящая:
аз,
буки,
веди…

и познающая жизнь. Я – есть.
Кланяюсь яблоням – здраво  ж и в е т е
Столько насыпало снегу к подклетям
вьюгой крещенской.
…аукнулось – днесь…
За ночь сугроб под окно намело,
очень глубокий…
…всплывает: зело.

Буквица Он – оплывает лицо
в свете свечи, и лишает покоя.
Повелевает десницей… рукою.
Фертом стоит…
Мне б похерить с концом…
все эти ниточки, да не готова.
Рцы же премудрости, веруя в Слово.

Мне бы, забвенья минуя полоны,
всё про незнамое Цы расспросить.

…Кси извивается змейкой червлёной…

Еру и Ерам и Ятям – поклоны –
Юсам – большому и малому –  бить.
Буквицы малые – Ижица, Пси…
Всё не припомню их – и не проси.
Помню себя, невозможную буку,
тихо бубнящую: веди да буки
В снежном сугробе под окнами – днесь
и понимаю:
аз есмь

Опубликовано в Южное сияние №1, 2020

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Шарга Людмила

Поэт, прозаик, член Южнорусского Союза Писателей, Одесской организации Конгресса литераторов Украины, Одесской организации Межрегионального союза писателей Украины, Национального союза журналистов Украины. Лауреат XV Международного литературного конкурса «Пушкинская Лира» (2005, Нью-Йорк), лауреат литературной премии имени А. Мицкевича (2006), Международного литературного фестиваля «Славянские традиции-2009», литературных премий имени «Молодой Гвардии» (2009) и «Славянские Традиции» (2010). Родилась в России, живёт и работает в Одессе. По специальности – педагог. Публиковалась в Одесской антологии поэзии «Кайнозойские Сумерки» (2008), в альманахах «Меценат и Мир. Одесские Страницы» (2008, Москва), «ЛитЭра» (Москва), «Свой вариант» (Луганск), «Провинция» (Запорожье), «ОМК» (Одесса), в журналах «Дон» (Ростов-на-Дону), «Ренессанс» (Киев), «Арт-Шум» (Днепропетровск), в газетах «Литературная газета» (Москва), «Литература и жизнь» (Киев), «Отражение» (Донецк), в интернет-журналах «Авророполис», «Ликбез», «Великороссъ» и других изданих. Автор сборников поэзии и прозы «Адамово ребро» (2006), «На проталинах памяти» (2008).

Регистрация
Сбросить пароль