Елена Лапшина. СТИХИ В АЛЬМАНАХЕ “ЛЁД И ПЛАМЕНЬ” №5,2019

>>>

Поговори со мной, стоящий за спиною,
не поминая зла, утешь меня, утешь
на этом языке, где самое родное —
страдательный залог, винительный падеж.

Услышь меня, пока шепчу из-за плеча я,
покуда сторожу и времени сполна.
Я слышу голоса, но слов не различаю,
уже не вижу лиц, но помню имена.

Я с ними говорю, стоявшими заслоном.
Их, прозвучавших здесь, там — эхо повторит.
И ты пойдёшь за мной, как я иду за Словом,
и тот, кто за тобой, — пусть с нами говорит.

>>>

Хорошо бы жить, ничего не зная —
вот тебе коврижка-ватрушка-сайка.
Если мир — тарелочка расписная,
то и жизнь — что яблочко-покатайка.
Жаль, не наливное, а так — китайка.

Да тебе неймётся — всё ищешь смысла.
Куды котишься, ладная, молодая?
Переставляя то падежи, то числа,
на кофейной гуще впотьмах гадая,
вечный голод яблоком заедая.

Видно, не по разуму эта ревность.
Никни, долгий волос в косу свивая.
Засыпай, отравленная царевна, —
матери оскомина вековая.

>>>

Неужели, Господи, так и сгинем
на бескрайнем белом под синим-синим…
Запечатляясь письмом, портретом
(что на том — неведомо пусть на этом!)
Фотоснимком переживать живое,
комаром впечататься в лобовое,
слепком, следом ли на подталом,
чтобы здесь остаться хоть чем-то малым.
Ладно книгой, хотя бы культёй абзаца,
парой строк куда-нибудь да вписаться,
расшибая лоб, матеря иное,
всё ломиться в мнимое, плотяное,
пробивая бреши в небесной гжели,
вопрошая: Господи, неужели?..

СТИХИ ИЛЬЕ

1
Мы — в замысле — сошли не ро́зными — родными
на терние земли из Божьего жилья,
и памятью тому — моё земное имя,
созвучно твоему: Елена — Илия.

Услышь меня, услышь, хоть я шепчу иначе,
чем Ева в райский день, обутая в росу.
Под шелестом ветвей, в неразличимом плаче,
не яблоко тебе — спасение несу.

С усладой на словах и с немощью —на деле
не плотскости ищу, а помощи —душе.
Мне ноша тяжела, давай её разделим —
родные — в небесах, не чуждые — уже…

2
Как его ни зови, силой ни увлекай,
в слове, а не в любви вечность увидел Кай.

Чтоб не воскреснуть врозь, веруя, что могу,
я прорываюсь сквозь призрачную пургу.
Превозмогая хлад в этом кромешном льду,
в твой одинокий ад из своего бреду.

«Рвения моего, веры не умали, —
так и молю Его: Бог, Элоим, Или́».
В эту шагаю глушь ради любви земной.
Только — зову — услышь! Только — прошу — узнай!

Помня родство имён, не откажись, не брось,
чтобы к концу времён нам не воскреснуть врозь.

3
Это имя — льняное, больное, как стебли былья,
в тонкостенном стекле остыванье живого литья,
в черноте полыньи февраля ледяная ладья,
это — несовместимая масть — или ты, или я.

Это имя люблю за его и твою красоту,
это имя — солёное, словно осколки во рту.

4
Я чувствую, что больше не могу
жить на бумаге — мне привычней в теле.
А ты мне снишься в мартовском снегу,
лежащий навзничь в настовой постели.

Глуша тахикардический галоп,
уж столько раз во снах — напропалую —
я целовала твой высокий лоб,
что знаю вкус такого поцелуя.

На перекрёстке скрытых снегом троп —
прошу! — проснись. Но сколько ни проси я,
вся эта жизнь твоя — хрустальный гроб,
бескровная война, анестезия.

А нас так мало между всех — иных,
нас — изначально — двое, может статься,
таких кровавых, нежных и больных,
которым невозможно не срастаться.

5
Из боли выведи, избавь — дли понемногу…
Но это — разная любовь: к тебе и Богу.

Не колесница — колея, — прочь от порога.
Литое имя — Илия, как у пророка.
Но бремя бренное легко — когда без фальши.
Мне до тебя не далеко — до Бога дальше.

А мы близки — листва и ствол, но выйдет боком
мне это разное родство с тобой и Богом.
Ступая медленной стопой, ещё не зная,
что этой кровности с тобой цена иная, —

на плаху шла, где туп топор, мостки дощаты.
Просила силы, а теперь прошу пощады.
И эта слёзная стезя — к тому порогу.
А не любить тебя нельзя, и слава Богу

6
Так явственно нездешнее родство,
что большего искать — не стоит браться.
Кто даст ещё тебе такое братство
и, не страшась, уступит старшинство.

Но это братство нежностью губя,
тебе дарую кроткую строку я, —
минуя бренность, избранность такую,
что обессмертит смертного тебя.

7
Усилье слов оставило листу
на диалог наложенное вето.
Люблю тебя — как Бога — в пустоту,
не получая явного ответа.

И до тебя в безмолвии жила,
лишь на листе следила слов мельчанье.
Но чувствую, как стала тяжела
та тишина, которая — молчанье.

Меня уже ничем не обмануть —
я принимаю жизни дар кромешный.
Не отвечай, но, умоляю, будь —
как Бог, молчащий надо мною грешной.

8
Какая боль в непрошеной любви —
терпение, преодоленье ада…
С такой ни жить, ни умереть — увы…
А, если б жить, так умирать не надо.

………………………………………..
………………………………………..

Какого мёда, вереска, вина
ещё желать, какого первоцвета?
Ещё какого ражева, рожна,
родства какого, большего, чем это?..

………………………………………..
………………………………………..

Как тяжело преодолеть себя
и просто жить — поденно, по привычке,
пересыпая семечки и спички,
не маясь, о небывшем не скорбя.

9
Падёшь и не поднимешься с лопаток,
узнаешь, выживающий едва,
как рвутся узы кровного родства.
А хлеб гордыни — скуден и несладок.
Тебе уже не будет всё равно,
когда Медея увезёт руно
и обречёт Колхиду на упадок.

10
И всё же быть, отверженность терпя, —
немая, нетелесная наука —
слепое узнавание тебя:
глоток тебя, и дальше только мука.

Твой неприход в моё — уже — нигде,
один глоток из темноты горчайшей…
Ночное отражение в воде.
Я пью себя. Но жажды нет над чашей.

11
Тупое упорство природы — вот всё, что смогли, —
слепые стихии, враги, а могли бы — богами.
Над сонной пустыней моей каменистой земли
твоё соколиное солнце восходит кругами.

Пали эту землю — не жалко! — ей поздно рожать:
солёные пыльные степи, бесплодная Геба.
И мреющий воздух от клёкота будет дрожать,
и дрогнет сухая равнина, держащая небо.

……………………………………………
……………………………………………

И горькие травы поднимутся, как оберег,
над стылою лавой, над заново слепленной глиной.
И ринется время набухшими руслами рек,
и эхом прокатится клёкот вдали соколиный.

12
Скучная женщина молится по утрам,
а вечерами смотрит, как на скаку
лунная лошадь берёт барьеры оконных рам.
Ляжет в постель — проснётся с утра в снегу.

Губы срослись и слова превратили в стон —
сделалась так неясна её мольба.
Скучная женщина видит всё тот же сон —
чёрную птицу в палевом небе лба:

перед рассветом привидится ей подчас
в зыбком лице крылатый излом бровей.
Скучная женщина улыбается каждый раз,
лёжа в снегу, а думая, что в траве.

13
Где-то там высоко ввечеру протрубили «отбой».
Я заметила, стал тяжелее мой крестик нательный.
Я болею смертельно, но, знаешь, уже не тобой —
ни ревниво, ни жадно, ни страстно, а просто смертельно.

А душа отчего-то щедра, точно старая мать, —
причастившись даров, для тебя неустанно просимых.
Я, наверно, умею уже это всё принимать.
Я любуюсь на вас — молодых и беспечно красивых.

Я прощаюсь бесслёзно, но несколько слов о любви:
это всё хорошо, что она веселей и моложе.
Эту девочку хрупкую, Господи, благослови.
Я молилась не зря, и Ты дал ему ангела, Боже.

14
В золотое небо твоё отлетает мольбы зола.
Отпускаю в небытиё, из которого призвала.
Только льдинки словес граня, тенью блекну на белизне.
И не холодно без огня опалённой опальной мне.

>>>

Здесь нет чужих и ра́вно нет своих —
какой-то общий вывих на двоих,
разрозненность рискующих над краем, —
не оступись, не сгинь за окоём!..
Но мы стареем быстро, как живём.
И медленно, и скоро умираем…
Не выдавай, несведущим скажись, —
какая мука — длящаяся жизнь,
сожми её, как боль, в одно мгновенье.
Какая воля к смерти нам дана…
Война во мне — предвечная война —
грядущее всего исчезновенье.

>>>

И вроде бы ле́та короче, а зимы лютей,
и ночи бессонней, а сны наяву — беспробудней.
Уже фотографии стали дороже людей,
а воспоминания ближе сегодняшних будней.

И вещи уже тяготят, хоронясь по углам,
теснят в неуюте квартиры (тоска городская) —
желанные прежде — теперь превращаются в хлам,
лишь те, что из детства, упорствуют, не отпуская.

И вот бы проснуться отсюда, и там — наяву —
себе постаревшей, как старому другу, доверя
и ключ от квартиры, в которой уже не живу,
и запахи комнат, и звук открываемой двери…

И чтобы все живы, и в воздухе пыльная взвесь,
воскресное утро, на кухне вещает столица.
И всё, что даётся, и всё, что кончается здесь,
вне места и времени длится,
и длится,
и длится…

>>>

Кто в доме лубяном? Насельник, отвори —
поговори, согрей продрогшего на стуже.
Послушай, если ты тот, кто сидит внутри,
то почему коришь стоящего снаружи?

Чего тебе ещё?.. — за тридевять ходить,
носить тебе рожна и быть во всём повинным?
Да как тебя ни тешь, ничем не угодить —
ни птичьим молоком, ни рисом муравьиным.

Молчи себе, а нет — с любовью обличай,
по мелочи пеняй, оправдывая случай.
Не нарочито — нет, — как будто невзначай.
А лучше ничего не говори, не мучай.

Опубликовано в Лёд и пламень №5, 2019

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Лапшина Елена

Родилась в подмосковном Фрязине. Окончила экономический факультет Московского лесотехнического института. Член Союза писателей Москвы. Основные публикации: «Новый мир», «Октябрь», «Арион», «Дружба народов», и т. д. Автор книг «Вымани Ангела» (2005; совм. с Ольгой Ивановой), «В невесомой воде» (2006), «Библиотечка поэзии» № 3, «Всякое дыхание» (2010), «Сон златоглазки» (2018). Лауреат V Открытого международного литературного Волошинского конкурса (Коктебель, 2007), лауреат премии литературного журнала СП Москвы «Кольцо А» (2008), лауреат международного литературного конкурса «Согласование времен» (Германия, 2009), призёр международного поэтического конкурса им. Н. С. Гумилева «Заблудившийся трамвай» (2010), лауреат конкурса «Псалмопевец» (2010), дипломант премий «Московский счёт» и «Антоновка. 40+» (2019). Живёт в Москве.

Регистрация
Сбросить пароль