Азалия Балгазина. ДОЧЬ АРТЕЛИ 

В Стерлитамакском русском драматическом театре состоялась премьера спектакля «Жизель Ботаническая» по одноименному рассказу Э. Кочергина (сценарий Е. Тимофеевой). Постановку осуществила команда из Санкт- Петербурга: режиссер Дмитрий Егоров, художник- постановщик Константин Соловьев, хореограф Сергей Ларионов, художник по свету Евгений Ганзбург.
Эту удивительную, но невымышленную историю о Жизели Ботанической написал известный петербургский сценограф и писатель Эдуард Кочергин, к чьим произведениям уже не раз обращается режиссер. Доподлинно неизвестно, кто на самом деле является реальным прототипом заглавной героини (она же Гюля Ахметова), но автор уверяет, что это биография одной из башкирских балерин. По прозвищам героинь: Лидка Петроградская, Муська Колотая, Шурка- Вечная Каурка, Дашка Ботаническая, Аришка Порченая и др. – не сложно догадаться, что речь в спектакле идет о жрицах любви, зарабатывающих «натурой» в послевоенном Ленинграде. Место действия в спектакле – типичный питерский двор-колодец с обшарпанными стенами и зияющими оконными проемами (световая проекция). Героини расхаживают по сцене, «профессионально» стоят вдоль стен. Режиссер полностью сохранил авторский текст, распределив его по персонажам, ведущим повествование от лица автора, добавив для колорита блатной фольклор и тюремную лирику. Все эти «речные девушки», «дешевки», «чванки», «кооператовки», «ботанические» объединены в одну общую артель по типу, так сказать, профсоюза.
Актрисам удалось создать слаженный ансамбль, в котором каждая играет свою партию. Это не просто артель, а семья, община, чистое сестринство.
Каждую «лёгкую» девицу своя нелёгкая привела на панель. Руководила артелью «островных» девиц Лидка Петро градская (арт. Ольга Бовен) – сероглазая блондинка, «симпатия всех островных мужиков, легенда питерского речного флота». У Ольги Бовен – это роскошная, вальяжная дама, с репутацией некогда добропорядочной жены. Муська Колотая (арт. Анжелика Гришкина) – «красавица, искусно разукрашенная наколками в самых мечтательных местах своего тела», актриса Анжелика Гришкина, обладая ярко выраженной славянской внешностью, создает свою героиню, четко знающей цену своим «прелестям». ШуркаВечная Каурка «отличалась достоинством и замечательной честностью», поэтому вела кассу и медпункт, имела свою квартирку и кота Абрамея, у Светланы Гиниятуллиной она легкая, подвижная и по-детски непосредственная.
Аришка Порченая (арт. Юлия Веретнова) – девица после колонии; Юлия Веретнова придает образу некоторую грузность, взрослость бывалой. Анна (арт. Елизавета Тодорова) и Нюрка (арт.
Юлия Карташова) – неразлучные подружки, их музыкальный дуэт самый трогательный в спектакле. Есть еще Екатерина Душистая, обслуживавшая только больших начальников, о ней рассказывают поочередно все героини, уважительно отзываясь как о меценате и благодетельнице, заботящейся о нуждах артели. Дашка Ботаническая (арт.Регина Рушатова) – мама той самой Жизели, от которой девочке в наследство досталась тяга к танцам и «прочим музыкантским затеям». Родила она свою Гюлю от башкира Ахмета, севшего в тюрьму за «мокрое дело».
Песня со словами «Она проститутка, а он просто вор», иллюстрирующая ее короткую жизнь, исполнена актрисой так драматично и экспрессивно, что становится искренне жаль всех героинь. После трагической гибели Дашки проститутки взяли девочку под свою цеховую опеку и, заметив в ней склонности к танцам, решили отправить ее учиться в знаменитое Вагановское училище, вложив в нее все имеющиеся материальные и душевные ресурсы.
И если условная первая часть (спектакль без антракта) знакомит нас с суровыми буднями девиц, то вторая – искренняя и пронзительная – раскрывает их чистую человеческую сущность и воплощает мечту каждой из них о лучшей жизни. Именно через опеку над «башкирской сиротой», которую они сознательно холили и лелеяли для высокого искусства, сублимировалась вся их нерастраченная материнская любовь, в ее успехе – смысл и оправдание всей их дрянной жизни. В день выступления Гюли Ахметовой в партии Жизели (исп. Розалина Ягафарова) на сцене Кировского театра девицами был скуплен весь второй ярус.
И переполняющая их гордость, и нелепые, смешные ситуации, связанные с первым культурным выходом артели в свет, и шампанское с тостом «Ура!», и цветы, и слезы от счастья – всё это подтверждение ненапрасных усилий, торжество и победа той самой лучшей жизни, воплощенной в судьбе девочки, не пошедшей по стопам «островных» девиц. Жизнь, значит, прожита не зря.
И вот теперь уже можно смело выйти из тени, крупным росчерком на стене обозначив свое присутствие: «Всем привет от нас. Ура! Шурка, Муська, Анна- Нюрка, Лидка, Ариша», – и дружно, громко, чтобы услышал весь мир, затянуть победную «Катюшу».

Опубликовано в Бельские просторы №5, 2021

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Балгазина Азалия

Родилась 9 апреля 1978 г. в Уфе. Окончила Уфимский педагогический колледж № 1 и театральный факультет УГИИ. Работала редактором отдела культуры НИК «Башкирская энциклопедия», сейчас заведует музеем Башкирского академического театра драмы им. М. Гафури. Занимается историей театрального искусства РБ.

Регистрация
Сбросить пароль