Антон Вальковский. «МЕГАЛОМАНИЯ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ» НА ВЫСТАВКЕ АЛЕНЫ ШАПОВАЛОВОЙ

Зал 1. Меланхолическая революция: к генеалогии ресентимента.
Все начинается с хаоса и шума.
Дикого   и   яростного   шума  роторов  гидроэлектространций и миллионов тонн речной воды, остервенело обрушивающихся на  зрителя.
Мельтешения циклопических – но таких крошечных в масштабе –  машин, вгрызающихся  в плоть земли, из-меняющих геологический  ландшафт и формирующих   оспины   исполинских   каверн.   Равномерного    гула монструозных  нефтяных станков-качалок, высасывающих  иссиня-черную венозную  кровь  прибрежного  шельфа.  Взгляд  перемещается,  и  на соседней  картине  мы понимаем, что локоны волн  –  это  бороздыи завихрения  донного песка Аральского моря, в плену которого  увязли некогда затонувшие корабли.
Мегаломанские   мечты  о  повороте  сибирских   рек,   спасающих Аральское   море,   оказались   слишком   недостижимыми.    Слишком амбициозными. Слишком чудесными, чтобы одна только сила веры смогла воплотить их в реальность.
Через   работы   Алены  Шаповаловой  мы  становимся   невольными свидетелями  поражения  советской Утопии. Советское  индустриальное наследие  – как развалины античного храма – оборачивается обломками великих  амбиций  и  руинами  великих надежд  с  горьким  привкусом ностальгии по периоду монументальных претензий.
«Я не политический и не социальный художник».
Это   неправда.   Ее  работы,  выдающие  себя  за   эстетические экзерсисы  и  штудии  в композиции, говорят о ней  и  ее  поколении практически все.
Загадка  Алены Шаповаловой – и одновременно – важнейший  ключ к пониманию ее творчества – это ее двойственная идентичность. Она как посредник   и  медиатор,  все  время  пребывающий  на  границе,в изматывающем состоянии «между»: потеряна между осетинской и русской этнической  культурой, между российским и международным контекстом, между  советским и постперестроечным. В сознании людей, чье детство пришлось  на  1980-1990-е  гг., руины советского  периода  странным образом    ассоциируются   не   только   с   ушедшей   в    прошлое социалистической  утопией,  но  и тесно  связаны  с  воспоминаниями детства  как  с безвозвратно утраченным Золотым веком. Произведения Алены  повествует  не  столько  о памяти  архитектуры,  сколько  об архитектуре  памяти:  ее  аберрациях  и  ложных  реконструкциях,о чувстве  щемящей тоски по тем временам, которые она  застала  в  их конечном  интегральном состоянии. Потерянный и  потерявший  систему координат  художник пытается найти точку отчета.  Это  архетипичная история   о  поисках  приюта,  о  пытках  воссоединения  с  прошлым (детством), об утрате.
Завершающие  работы первого зала меняют тональность  экспозиции.
Отстранение   доходит   до  финального  предела   –   до   звенящей высасывающей пустоты полей с остатками чужого присутствия и  глухой беспросветной тоски уводящей в небытие колеи железной дороги.  Тема оставленного  и  потерянного дома рефреном  повторяется  в  работах художника.   Меняется   лишь  причина:  будь   то   технологическая катастрофа или война.
Все заканчивается тишиной.

Зал 2. Три состояния: вынужденное положение.
Второй  зал  –  это своеобразное повторение первого,  но  уже с микрооптикой взгляда, где точкой отчета становится не коллективное, а индивидуальное тело. Тело самого художника и его исповедь.
В  основе  анамнеза – персональная травма. Начало  цикла  –  это надломленное и руинизированное тело. Но перелом происходит  внутри.
Рваные   жесты  и  хореографическая  пластика  похожи  на  линейную сценографию  и танцевальную нотацию. Это сбивает с толку,  пока  не осознаешь,  что перед нами – фигуры в пароксизме, которые  пытаются приспособиться и принять «вынужденное положение» – термин,  которым в  медицине  обозначают позу, которую принимает тело,  испытывающее боль.  Очень  логичное завершение любой персональной мегаломании– завышенных ожиданий и завышенной веры в собственные силы.
Второй   этап  трансмутации  –  как  защитная  реакция   –   это пересобирание   тела.  Тело  художника,  обладающего  теургическими претензиями, как и тело шамана, должно пройти этап расчленения  для последующего обновления. Духи («чудовища разума») разрывают тело на части, которые пожирают злые духи болезней и смерти. После съедения кандидат пробуждается. Инициация завершена.
На  третьем  этапе на полотнах Шаповаловой появляются «зооморфы» –  персонажи с защитными оболочками – экзоскелетами, уже отрицающие свою   уязвимость.   У  многих  народов  Сибири  шаманский   костюм символизировал  небесную птицу. Только надев  такой  костюм,  шаман получал возможность летать и таким образом выполнять возложенные на него обязанности посредника между человеческим миром и миром духов.
Преодолев   боль   и   страдание,  художник  становится   полностью свободным.
Завершает   экспозицию   Вундеркамера,  сводящая   воедино   два контрапункта   выставки.   Она  же  и  является   общей   метафорой творческого  пути  Алены последних лет. Ее  паноптикум,  в  котором помещается  все  –  от  черепов зверей и артефактов  античности  до скарифицированной советской индустриальной архитектуры –  весь  тот строительный   материал,  из  которого  она  как   масон   возводит собственный храм.

Опубликовано в Дарьял №2, 2019

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Вальковский Антон

Независимый куратор, менеджер социокультурных проектов, к.ф.н. Инициатор создания в Волгограде новой генерации молодых современных художников. В 2018 году – куратор Северо-Кавказского филиала Государственного центра современного искусства (Владикавказ).

Регистрация
Сбросить пароль