Анастасия Волкова. ОБРЕТЕНИЕ ВОЗДУХА

Рецензия на книгу Татьяны Грауз «Падающая комната»

О наличии концепции в книге Татьяны Грауз «Падающая комната» нам сразу говорит деление стихотворений на два цикла, а так же специальные дополнительные названия (в первой части стихотворения именуются «взглядами», во второй — «парковыми зонами». Каждый взгляд и зона имеет номер по очередности). Первый цикл называется, как и сама книга — «падающая комната». Второй цикл называется «парковая зона».
Стихотворения в книге герметичны, каждое — это медленный, тихий разбор ощущений. Такие стихотворения напоминают вырванные из потока сознания навязчивые мысли о невыразимых состояниях. Именно состояния связывают эти стихотворения в два цикла, а затем и в книгу. На концептуальном уровне появляется некая история невыразимых состояний, с завязкой развитием и кульминацией. Рассказана история небольшими, словно отстраненными стихотворениями, которые не предлагают открытий и сильных эмоций, но создают ощущения, сплетаясь друг с другом в единое полотно.
Подходя к этим стихотворениям, мы, учитывая каждое стихотворение как этап, видим в конце концов целое, цельное.
Настроение цикла «падающая комната» — меланхоличное, передающее духовное мучение, но спокойно — тихое переживание закрытости. Комната — образ отделения от метафизического мира, невозможности выйти в природу (противопоставление: «мертвое — живое»). Комната — это нахождение в неживом, из-за чего нет возможности вздохнуть полной грудью и произнести «живое» слово. При этом в цикле много именно природных образов. Например, образ ветра из стихотворения «Не дотянуться»: ветер врывается в город, но не может дотянуться «до сердца бедного больного». Из трижды повторенного слова «дома», складывается слово «ад». В то же время на далеком поле — в природе, за городом, «…сквозь лёгкость странную как будто / неугасимые цветут изъеденные горем души…»
В этих строчках видится недоверие, смешанное с удивлением — души изъедены горем так же, как души, что находятся в домах и заперты в комнатах. Но, тем не менее, те, что находятся в поле — неугасимые.
После «Взгляда №7» чувствуется, что комната преодолена, но слова всё еще «гниющие». Свежий морозный воздух ощущается, но теперь нужно говорить. Голос начинает пылать. Лирический герой выбрался из заточения, оказался в кругу «живого» и теперь нужно предпринять что-то, чтоб всё-таки ещё и сказать живое — ведь всё было ради этого.
Закончен цикл стихотворением, которое называется «Завершение тела». Голос обретен, как и тело, и теперь следует двигаться «в лесу», хоть это и вызывает опасения, поскольку слова «…не знаешь куда заведут знаешь только/ сумрачна эта дорога в лесу hyle [hyle] сокровенного тела…» Но всё это меркнет перед обретением пути, слов, тела и будущего.
По сути, данный цикл — это описание оттаивания, перехода из зимы в лето, трудный процесс становления из безжизненного — живым.
В цикле «Парковые зоны» нет духовных метаний, только иногда ощущается грусть. Почему-то мы всё-таки вышли в парк, а не в лес, который упоминался в последнем стихотворении предыдущего цикла. Думаю, дело в том, что, ощущая отсутствие голоса, запертый в комнате, поэт рвется наружу, к живому. Он готов идти в поэтическое пространство, связанное с природой. У кого-то это бескрайняя степь, где можно пойти в любую сторону, у кого-то — горные хребты — опасный и тяжелый путь, у кого-то — путь вдоль берега реки и т.д. Но заранее мы не знаем. Лирический субъект был готов выйти в лес, но вышел в парк.
В условиях парковых зон он может уходить иногда в воспоминания, иногда и во сны. Благоприятная атмосфера летнего парка располагает к этому, дает простор мыслям, воспоминаниям, фантазиям. В строках «К июню» улавливается ощущение невыразимого — лирический субъект испытывает чувство, для которого как будто невозможно подобрать словесные воплощения. Это момент вдохновения:

«…это конечно не это и словом его не отмеришь
только молчишь изумлённо
и погружаешься в лаву текучую
в эти божественные сверхтяжёлые а или и» 

Последнее стихотворение цикла — «Выздоровление». Оно сочетает в себе воспоминание, созерцание, ощущение. При этом само по себе «выздоровление» — это сильный образ:

«…выздоровленье это не то что ты думаешь
это пульсация воздуха
тайна прозрачная
ещё не проявленной плоти стиха»

Лирический субъект вспоминает детство, когда он еще не ощущал себя поэтом (но внутренне был им: он замечает вокруг красоту — природы, мамы). Выздоровление — это осознание себя поэтом.
Несмотря на чувственную сторону, в стихах Татьяны Грауз присутствует и концептуализм — для автора важно показать, как он приходит к слову, к воздуху, а также рождение вещей, переход из одного состояния в другое — эти моменты словно документируются. Стихотворения связаны одной нитью, смотреть на них, как мне кажется, лучше в совокупности их циклов. Хотя и в книгу оба цикла органично вписываются — один может быть продолжением другого.

Опубликовано в Противоречие №2, 2022

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Волкова Анастасия

Родилась в 1996 году в городе Ревда Свердловской области. Окончила Екатеринбургский государственный театральный институт (специальность «Литературное творчество»). Стихи публиковались в журналах «Урал», «Плавучий мост», в альманахе «Балкон». Лауреат премии имени А. Верникова «За молодую зрелость». Живёт в Екатеринбурге.

Регистрация
Сбросить пароль