Алла Докучаева. УСЛОВИЕ ДЛЯ СЧАСТЬЯ

Более двадцати лет тому назад я написала очерк о профессоре Уфимского института искусств Миляуше Муртазиной, который в 2000 году вошел в мою книгу «Лица.
Знакомые и не очень». С тех пор возвращалась к своей героине во многих публикациях, потому что почти всегда самые яркие музыкальные события в Башкортостане так или иначе связаны с ее именем.
Либо они посвящены лично ей, либо это премьерные оперные спектакли или гала-концерты, в которых участвуют ее ученики. А их так много, что, как правило, на слуху лишь полтора десятка имен самых звездных певцов. Между тем сама Миляуша Галиевна помнит всех, потому что каждому помогла раскрыться так, чтобы непременно уровень исполнительского мастерства благодаря постоянной терпеливой работе перерос природные вокальные способности.
Помню, как рассказывала мне о своей самой первой ученице. Будучи начинающим педагогом, буквально упрашивала, чтобы ей не назначали учеников, на которых возлагались большие надежды. Валентина Белякина имела медицинские проблемы с голосом, так что с ней заниматься решила попробовать, начав с визита к врачу-фониатору. С соблюдением его советов и работали, постепенно повышая нагрузки и поднимаясь с тех начальных шагов, когда у Вали вообще не было никакого звучания, к финальной пятерке при окончании училища.
Познать характер ученика, вникнуть в его психологическое состояние, его бытовые проблемы и при таком индивидуальном подходе оставаться строгой, требовательной, не признающей никаких компромиссов, коли речь идет о достижении высокого вокального профессионализма. Эти и другие методические и человеческие наработки профессора Муртазиной, конечно же, возникли благодаря ее педагогическому дару и тому опыту, который накапливался годами добросовестного и неутомимого труда. Не только студенты, которые посещали ее класс, но все выпускники, давно ставшие ведущими солистами или действующими педагогами, всегда оставались в зоне ее внимания и участия. «В любую непогоду, хоть ливень, хоть гололед, мама спешит в оперный, если поет Раиль Кучуков или Хамит Ижболдин, да полтеатра — ее бывшие ученики», — так говорила ее дочь Лейла, да я и сама не раз наблюдала, как, отрешившись от окружающего в зале, она с волнением слушает исполнителей — своих бывших воспитанников. Какой радостью освещается ее лицо, когда это выступление ей нравится, и как она чуть покачивает головой, когда что-то, на ее взгляд, не складывается. Самым авторитетным вокалистам, будь то известный в Уфе бас Салават Аскаров или прославленные на весь мир братья Абдразаковы, она открыто скажет: «Нет, я не всем удовлетворена».
Как актер выбирает из пережитого те чувства, что пригодятся в очередной роли, так и думающий педагог складывает в копилку наблюдений победы и ошибки, которые случались в период обучения того или иного студента или в своей собственной ученической молодости. В Казанской консерватории, где получала вокальное образование, или когда пробовалась в солистки оперного театра, Миляуше Муртазиной не слишком везло с преподавателями: все пятеро, к которым в разные годы попадала, подходили к ее способностям, исходя из собственных интересов и меняя ей репертуар. Только одна — Прасковья Александровна Ноздровская пыталась развить ее природные данные, считая, что это высокое сопрано. Но как раз от нее Миляуша «перебежала» к другому учителю и по сей день тяготится своим «предательством».
Когда однажды очень способный ученик перешел от нее к другому преподавателю, с грустью приняла это как наказание «за Ноздровскую». Зато потом, чувствуя, что с кем-то из студентов не получается взаимопонимания, сама предлагал попробоваться у другого педагога. Так, например, сурово выговорила Зухре Байбуриной: «Нет результата, переходи в другой класс». Но та проявила характер: «Никуда от вас не уйду». Ныне известная певица, лауреат международных конкурсов, она иногда с улыбкой напоминает Миляуше Галиевне про упрямство: «Не зря ведь я отказалась следовать этому совету».
Всякий раз, когда доводилось бывать на концертах, которые ее знаменитые выпускники посвящают любимому педагогу, замечала их особое волнение. Да, конечно, они стараются понравиться публике, но при этом создается впечатление, что на самом деле поют для одного человека, чье мнение им архиважно. Взглядом находят Миляушу Галиевну в зрительном зале. Ей словно адресуют каждую ноту. И, честное слово, кажется, что получают от нее какие-то неуловимые флюиды, радиоволны, рождающие их ответное невероятное вдохновение, приводящее в восторг зрительный зал.
Так именно было в 2016 году, когда отмечалось 90-летие профессора Муртазиной. Их было шестнадцать — участников праздничного вечера в Башкирском государственном театре оперы и балета, шестнадцать муртазинцев, как они с гордостью сами себя называют. В это великолепное созвездие талантов вплеталось и многоголосье тех, кто присутствовал только на экране. Так вольно и так душевно, как прозвучал тогда «Уралым» незабвенного Радика Гареева, не дано повторить никому другому. Так же, как и невозможно заменить Рината Башарова, Вячеслава Храмова, Сажиду Галимову, Ильфака Смакова… А потом выходили на сцену, покоряя публику, Алим Каюмов с романсом Надира из «Искателей жемчуга», Владимир Белов с арией Вертера, приехавшая из Астана Оперы Альфия Каримова и Владимир Копылов с дуэтом Церлины и Дон Жуана. Апогеем концерта стало выступление Идриса Газиева, когда «Музыка» композитора Важи Азарошвили, будто переливаясь через стены зала, уносилась в небесные дали.
Блистательный финал коллективного музыкального посвящения Учителю расцветили неповторимыми интерпретациями знаменитых оперных арий Аскар и Ильдар Абдразаковы, взорвав переполненный зал бурей аплодисментов и восторженными возгласами «Браво!». И все-таки самой главной звездой этого вечера оставалась удивительно молодая и красивая в свои девяносто Миляуша Галиевна Муртазина, с великим достоинством принимавшая столь дорогие подарки — мастерство своих талантливых учеников.
Вот и недавнее торжество, посвященное выходу книги Миляуши Идрисовой о жизни и творчестве ее знаменитой тезки — профессора Миляуши Муртазиной, запомнилось незаурядным составом поздравителей. Книга недаром называется «Творчество — синоним счастья». Это утверждение не только самой Миляуши Галиевны. Ее ученики, выступавшие в Гала-концерте, продемонстрировав щедрую отдачу в каждом выступлении, доказали, что этот девиз — основа и их профессиональной деятельности. В конечном счете, он становится лейтмотивом и всей их жизни, неотделимой от творчества.
У одних это уже подтверждено немалым опытом и многими заслугами, достаточно назвать Раиля Кучукова, Салавата Аскарова, Вахита Хызырова, Владимира Белова, Аскара Абдразакова, у других, что возрастом помоложе, тоже становится не только перечнем успехов, но и определяющим жизненным принципом — у Ильдара Абдразакова, Альфии Каримовой, Диляры Идрисовой, Алима Каюмова… Многоточие означает, что список имен продолжается.

Фото В. Стрижевского с вечера, посвященного презентации книги М. Муртазиной «Творчество — синоним счастья»

Опубликовано в Бельские просторы №4, 2019

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Скрытое содержание доступно только для подписчиков Lit-Web. Если вы подписчик, авторизируйтесь на сайте. Если еще нет, то перейдите к выбору плана подписки.

Докучаева Алла

Алла Анатольевна Докучаева родилась 7 января 1935 года в г. Горьком (Нижний Новгород). Окончила филфак Горьковского государственного университета. С 1970 года живет в Уфе. Журналист, писатель, автор 22 художественных и публицистических книг. Заслуженный работник культуры РБ. Лауреат премии им. Ш. Худайбердина и литературной премии им. С. Злобина. Член Союза писателей Республики Башкортостан.

Регистрация

Сбросить пароль