Юрий Татаренко. СТИХИ НАД ВОЛНАМИ ОБИ

О книге Антона Метелькова «Футляр»

В 2015 году вышел в свет сборник стихов 30-летнего новосибирского поэта Антона Метелькова «Футляр». 56-страничную дебютную книгу составили чуть больше сотни стихотворений, написанных в разные годы.
Лирический герой Метелькова — интроверт. Даже если проигнорировать название книги, история пристального взгляда внутрь, самопознание как движущая сила встречаются уже на первых страницах: «ключ в замке заблудился / карандаш не вернулся из боя». А в завершении сборника (другими словами, на дне «Футляра») мы находим оригинальное подтверждение того, что поэзия — вселенского масштаба: «внутри тебя Бог, / в кармане которого небо».
Ирония и каламбур — верные спутники поэта, среди которых то «невольник челси», то «раскрепощенные селяне», позвавшие «негра на обед».
При этом Метельков никогда не переходит в сарказм, поэт всякий раз приглашает к разговору о «полной гибели всерьёз», задавая зримые смысловые вертикали стихотворения: «чтобы припасть к груди мироздания / я мастерю табурет», «солнце под рубашкой / месяц над башкой», «стремительная рубашка / пропуск в неведомый дом», «в мышиной норке живёт медведь / не встать не выйти, лежать и петь».
Антон нередко весьма причудливо переплетает время и место: «руки сами тянутся за спину / чтоб нащупать завтрашний шрам». Стремление поэта к парадоксу очевидно: «а сколько раз ты видел апрель / а сколько не видел апрелей». Но это не отменяет регулярности вкраплений афористичности: «выбор это шаг влево / выбор это шаг вправо».
Четкостью ритмического рисунка Метельков порой пренебрегает, но точностью рифм в лабиринте звукописи — никогда:

…вот и гордись до пенсии
что ты — по-прежнему ты
вот и считай считалочки
как вышел иванушка погулять
как барабан без палочки
как молоко по углям…

Одно из самых первых метельковских признаний, «душа моталась от века к веку», не производит впечатления декларации. К читательскому удовольствию, реминисценций долго ждать не приходится. Перекличка молодого новосибирского поэта с Маяковским — один из самых интересных в книге:

нарезать сыра. поставить кофе
поставить крест на своей голгофе
поставить кофе. порезать рыбы
а вы могли бы? а мы — могли бы…

А. Фролова в послесловии «Поэзия Антона Метелькова: штрихи к портрету» указывает: «Среди фигур литературного сообщества, принятых поэтом за достойные ориентиры, отчетливо угадываются зачинатели отечественных и зарубежных авангардных поэтических школ и традиций: русские «футуристы» (В. В. Хлебников, А. Е. Крученых) и «ОБЭРИУты» (А. И. Введенский, Даниил Хармс и проч.), noble Жак Превер, сюрреалисты, виртуозы эпатажа и папы дадаизма Тристан Тцара и Филипп Супо. К когорте «повлиявших» причислим также лучших представителей современной русской некоммерческой музыкальной сцены — Егора Летова и Александра Башлачева. Некоторыми строчками автор прямо намекает на кровное родство своих поэтических опусов с текстами череповчанина: «как в минном поле душа гуляла» ср. с башлачевским «как в чистом поле душа гуляла» («Ванюша»), или «как вышел Иванушка погулять» с его же «как ходил Ванюша бережком» (там же), или «но понимает все слова / и в том и в этом мире» с репликой Башлачева «он показал бы большинству / и в том и в этом мире» («Случай в Сибири») и др.».
Нельзя не согласиться с А. Фроловой и в том, что Метельков «свободно демонстрирует нам владение искусством словотворчества («сияневый бал», «обеспочвенные ноги», «дева ашдваока / слезорука / влажнонога», «незаштоп»), навыками языковой игры («не оборщай, не оборщайся», «[комендант] бородант и чемодант», «рука — левочка, рука — правочка» и др.)…
Стихотворение Метелькова в процессуально-повествовательном измерении представляет собой последовательную смену — иногда, без очевидной связи — художественных образов: один следует за другим; в выборе такого подхода можно усмотреть мощное влияние кинематографического искусства, пополнившего арсенал изобразительных средств современной изящной словесности приемом монтажа».
Умение Метелькова комбинировать эмоцию с метафорой отмечает известный новосибирский поэт Борис Гринберг: «Благодаря игровым элементам синтаксиса и тотальной парадоксальности эти стихи необычайно легки для восприятия. О чём бы ни говорил Антон, сколь грустна, сложна или даже страшна ни была тема его речи, читателя ждёт главное — удивление.
Удивление светлое и радостное».
На мой взгляд, наиболее силён и мастеровит Антон Метельков в миниатюрах. Читатель без труда разглядит «в малом большое», к примеру, в таких поэтических наблюдениях, как «горячая вода была холодной / наташина беда была володиной» или же «дети и старики / волны одной реки».
Живущего в большом городе на берегу Оби поэта Метелькова, громко заявившего о себе первой книгой, с полным правом можно именовать «не мальчиком, но мужем» в современной сибирской литературе. Сборник стихов «Футляр» возвышается над рекой жизни — и помогает читателю стать еще чуточку возвышеннее.

Опубликовано в Паровозъ №7, 2018

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Татаренко Юрий

Родился в 1973 году в Новосибирске. Работает журналистом. Член Союза писателей России с 2006 года. Публиковался в литературных журналах: «Арион», «Новая Юность», «День и ночь», «Сибирские огни», «Нева», «Иртыш», «Алтай», «Бийский вестник», «Российский писатель», «Чаша круговая», «Южная звезда», «Лава», «Отражения», «Брега Тавриды» и др.

Регистрация
Сбросить пароль