Иногда бывает очень странно слышать о том, что поэзия никому не нужна, что это никчемная игра разума. Так ли это? Думаю, что не так, потому что посредством поэтических находок, людям доносится простая, как хлеб истина, правда.
Правда нравится не всем. И тогда поэзия начинает искать форму, в которой можно будет высказать правду с наименьшими потерями для поэта. Я не говорю о сатирических трактатах баснописцев. Хочу лишь показать, как доносили свою правду людям некоторые поэты, писавшие и пишущие для детей. Казалось бы, они всего лишь издавали детские книжки. Папы-мамы покупали их, дома усаживали на колени своё чадо, и читали ему в книжке Сергея Михалкова, к примеру, стихотворение «Важный совет»: Нельзя воспитывать щенков Посредством крика и пинков.
Щенок, воспитанный пинком,
Не будет преданным щенком.
Ты после грубого пинка
Попробуй, подзови щенка!
Где раздают щенкам пинки
Там воспитатели пеньки.
Ясно, взрослым тут остаётся лишь открыть рот: «Ничего себе, детский стишок!». Чадо же, пусть и не до конца поймёт его смысл, но первые уроки истины, правды, останутся в памяти его души вместе с этим стихотворением.
Конечно, Сергей Михалков мог такую правду выразить в любой другой форме, но он, как поэт, понял, что эту задачу человек должен решать ещё тогда, когда сидит на коленях у своих старших родственников и, надо сказать, не просто сидит, но и анализирует рассказанное в стихотворении о пинках и прочих взаимоотношениях со взрослым миром. Как и многие другие стихи, которые вы прочтёте в этой статье, стихотворение «Важный совет» написано автором с надеждой на долгосрочную перспективу, с понимание того, что в будущем, воспитывать щенков пинками станет вообще неприемлемо.
Многие поэты прибегали к стихам, в которых обращались к взрослому читателю. Но они подавали их в детской упаковке. То есть, издавалась детская книжка, а в ней…
Вот, давайте, почитаем стихи из книжки Бориса Заходера «Лохматая азбука»:
…
Давно я не встречал ГАДЮКИ
И что-то не скучал
В разлуке.
Написано давно, но очень современно. Готовая цитата для офисного планктона, не так ли?
…
– Что ж ты, ЁЖ, такой колючий?
– Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки да медведи.
Почитаешь такое стихотворение, глянешь вокруг, и перемкнёт мозги.
Подумаешь, а и правда, кто ж нас только не окружает. Тут и про свою родную страну мысли в голову полезут – и про новую АНТАНТУ – и всё тут!
А вот как Борис Заходер приглашает иных людей «на себя оборотиться». О многом даёт задуматься прочитавшему стихотворение «Обезьянки»:
Наши предки, ваши предки,
На одной качались ветке,
А теперь нас держат в клетке.
Хорошо ли это, детки?
Кажется, именно деткам придётся решать этот вопрос вплотную. Что касается меня, то чем старше становлюсь, тем негативнее отношусь к зоопаркам, циркам со зверями. Вот когда, оказывается, начинает яростно клевать мою душу красный петух плимутрок, из давным-давно прочитанного одноимённого рассказа.
А сколько раз среди людей мне приходилось видеть павлинов, про родственника которых написал Борис Заходер:
…
До чего красив ПАВЛИН
У него Порок Один:
Вся павлинья Красота
Начинается
С хвоста.
А вот что сказал поэт о всевозможных авторитетных экспертах, обозревателях, ведущих всяческих телевизионных ток-шоу ещё тогда, когда их и в помине не было. Просто он отпустил на волю стихотворение из своей «Лохматой азбуки» «Попугай»:
– Если сможешь, угадай,
Что нам скажет ПОПУГАЙ?
– То и скажет, полагаю,
Что вдолбили попугаю.
Это, конечно, попугаю-птице надо было вдалбливать, но попугаи-люди открывают рты и начинают калякать, «как только в щёлочку монетка вброшена».
Упомянул я о ток-шоу, а Заходер об этих шоу давно знал, да и написалто он о них – лучше не напишешь:
…
ШАВКА
Очень громко лает,
ШАВКА
Очень твёрдо знает:
Тот, кто громче
Скажет «гав»,
Тот всегда
И будет прав!
Конечно, не бесплатно гавкнет тот, самый громкий. Это нынче и ежу понятно.
Чем больше рядом с вами появляется нищих, по каким-то невероятным правилам растёт и количество персонажей, о которых и говорить не хочется. Уж больно они узнаваемы. Вот Заходер и написал:
…
Хватать, глотать
Умеют
ЩУКИ –
Другой
Не нужно им науки.
Может не всё адресованное взрослым заметил я в «Лохматой азбуке» Бориса Заходера, да, думаю, вы и сами прочитав её, отметите для себя ещё несколько стихотворений, которые войдут в копилку вашей памяти.
У прекрасного детского поэта Владимира Орлова взгляды на взрослую жизнь тоже были свои. Недавно я отыскал у него такое мудрёное стихотворение, которое называется «Идея»:
Пока идею
Излагали
Её злодеи
Изолгали.
Когда идею
Изолгали
Её злодеи
Излагали.
Интересненько, правда? И не надо сидеть и думать, отчего это рушится один строй, укореняется другой, а потом и он рушится – диалектика жизни такая! Это глубокая философия, а мне ближе всё земное, вот и запало в память стихотворение этого поэта «Надпись на бетонной плите»:
На бетонной плите
Угольком, кое-как,
Кем-то было написано:
«Петька –дурак!»
Длинный башенный кран,
Завершая монтаж,
Потащил дурака
На десятый этаж.
Может именно так,
А быть может, не так,
На большой высоте
Оказался дурак.
Вот уж из бетона отлитые строки. Вглядываешься в столетия назад – видишь, тащит какой-нибудь «длинный башенный кран» дурака из своих на десятый этаж. Пытаешься вглядеться вперёд, в будущее – и там то ж мерещится. А уж наше время. Ох, читатель, не верти головой – отвалится.
Одни авторы, которые пишут для детей более известны, другие менее, вот как, например, Раиса Куликова. В своём кругу она была больше известной, как талантливый сочинитель сценариев для детской телепередачи «Спокойной ночи, малыши!». Когда она писала своё стихотворение, она и думать не могла, что у нас будут какие-то разногласия с одним, из самых близких нам, украинским народом. Разногласия эти, конечно же навязаны сторонам, простите за каламбур, со стороны. Обыкновенные люди только страдают от них. Вот и получается «Егор и Трезор»:
Вышел бы Егор во двор,
Только трусит…
У крыльца сидит Трезор
Вдруг укусит.
Хочет в дом войти Трезор,
Только видит,
У окна сидит Егор.
Вдруг обидит.
Мне думается, испуг этот рано или поздно пройдёт. А вот как определятся люди – лишь небо знает.
У поэта и прозаика Тима Собакина наше время отразилось в стихотворении, в котором отражена определённая категория людей, совершенно не страдающая от недостатка квалификации в своём деле. Эти люди идут на работу и делают её как умеют, не принося радости ни себе, ни своим клиентам. «Лишь бы денежки отбить!» – основная жизненная установка таких мастеров. «Дело и Мастер»:
Дело в руки
Не давалось:
Дело
Мастера боялось!
Он работал неумело –
Мастер сам…
Боялся
Дела.
Тим Собакин с этим коротеньким стихотворением поработал мастерски. Он отсёк все лишние слова и перед глазами читателей оказалась голая правда о мастерах-ломастерах, так определял их в своё время Сергей Михалков. Сегодня копни любую профессию – сколько там таких неумёх. Вина за такое положение тут лежит в первую очередь, на их дедах и родителях, нас, то есть. Потому, что именно наше поколение, ища мимолётных выгод, бросило своих детей и внуков на выживание, разорвало связь времён.
А один из любимейших моих поэтов, Валентин Берестов, написавший для детей множество замечательных стихотворений, виртуозно адресовал их и взрослым. Смысл их часто витал именно вокруг оторванных от нас поколений. Написал он эти стихи, когда мы ещё пешком под стол ходили, но он уже знал, что несёт с собой будущее, да ещё и психологическую подоплёку попытался в нём рассмотреть. Читайте на здоровье. Мне кажется у поэта был зоркий взгляд.
ЗООПСИХОЛОГИЯ
«Собачья жизнь!» – сказала кошка.
И легче стало ей немножко.
КРИМИНАЛИСТИКА
Одет прилично. Гладко выбрит.
Кто знал, что он бумажник стибрит.
ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
«Дана Козявке по заявке справка
В том, что она действительно
Козявка
И за Козла не может отвечать».
Число и месяц. Подпись и печать.
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Быть взрослым очень просто:
Ругайся, пей, кури,
А кто поменьше ростом,
Тех за уши дери.
МИЛИТАРИСТ
Что-то грустно. На сердце тоска.
Не ввести ль куда-нибудь войска?
Я не настаиваю, что эти стихотворения необходимо привязывать именно к нашему бурному времени, которое длится уже более четверти века, но всё же… Задумай какое-то дело, а тебе сразу: «Мы без предоплаты не работаем!», ведь без предоплаты сейчас и зайца ничего не заставишь сделать.
«Заяц-барабанщик»:
За уши зайца
Несут к барабану.
Заяц ворчит:
– Барабанить не стану!
Нет настроения,
Нет обстановки,
Нет подготовки.
Не вижу морковки.
А вот как офисная гадюка Бориса Заходера перекликается с офисной болонкой Валентина Берестова – «Болонка»:
Избалована болонка,
Извертелась собачонка.
Сколько шерсти,
Сколько злости
При таком ничтожном росте!
Конечно же, это лишь малая крупица коротких, но ёмких миниатюр, которые я включил в эту статью. Но благодаря им какими замечательными смыслами наполнилась она. Как заиграли давно написанные слова и записанные ними мысли. Потому, видимо, поэтов и называют провидцами, что им дано чуть-чуть приоткрывать занавес в будущее и фиксировать мгновения, неведомого другим, времени.
Дар провидения – дар светлый. И поэтому уходящие от нас поэты, расставляют на своём пути вёшки с особыми светлячками. Нам бы идти по ним и понимать, что это не игра разума, а самый настоящий путеводитель, чтоб мы не заблудились и не канули в пропасть небытия.
Опубликовано в Дрон №1, 2022