Владимир Буравцов. АКСАКОВСКИЙ НАРОДНЫЙ ДОМ: ОТ ИДЕИ ДО ОТКРЫТИЯ

Дореволюционная Уфа имела одно из лучших в России летнее театральное здание – в саду Видинеева, но много лет в городе не было хорошего зимнего театра: деревянные здания неоднократно сгорали, а залы Большой Сибирской гостиницы, Общества вспоможения частному служебному труду, Дворянского собрания были неудобны как для артистов, так и для зрителей. Уфе требовалось театральное здание, функционировавшее круглый год. А ещё город нуждался в хорошем музейном помещении.
По замыслу Уфимского губернатора Александра Степановича Ключарёва решить все эти проблемы могло бы строительство одного, но самого большого в Уфе здания. 30 октября 1908 г. в зале Дворянского собрания (ныне Академия искусств) состоялось совещание «с участием всех слоёв населения», которое приняло решение построить в Уфе на добровольные пожертвования Аксаковский народный дом. На заседании 1 декабря 1908 г. был образован специальный Комитет по увековечению памяти С.Т. Аксакова. Были избраны председатель – А.С. Ключарев и его товарищ (заместитель) – А.А. Кугушев. Членами комитета стали авторитетные и богатые горожане.

Состав Комитета по увековечению памяти С.Т. Аксакова (в скобках указаны годы жизни и номер, которым данное лицо отмечено на фотографии1)

Ключарёв Александр Степанович (1853–1918? № 6) – Уфимский губернатор с 27.12.1905 по 28.02.1911,
Кугушев Александр Александрович (№ 14) – князь, губернский предводитель дворянства в 1899–1914 гг,
Квецинский Андрей Фелицианович (№ 21) – управляющий Уфимским отделением Государственного банка,
Кузнецов Степан Васильевич (№ 1) – статский советник, в 1909–1912 гг. инспектор Оренбургского учебного округа,
Костерин Павел Иванович (1852–1913. Предположительно № 27) – купец 2-й гильдии,
Гуськов Константин Александрович (предположительно № 15) – архитектор,
Джантюрин Салимгирей Сеитханович (1864–1926. № 22) – непременный член уфимского губернского присутствия,
Сокуров Павел Матвеевич – присяжный поверенный, гласный Городской думы, редактор газеты «Уфимский вестник»,
Гурвич Николай Александрович (1827–1914. № 5) – врач, экономист, историк и этнограф, географ,
Зайков Сергей Петрович (1860– ? № 16) – купец, в 1909–1913 гг. городской голова,
Скловский Михаил Данилович – в 1906–1917 гг. губернский архитектор,
Ница Александр Фёдорович (1870–1918. Предположительно № 26) – секретарь, редактор газеты «Вестник Уфы»,
Чаплиц Владимир Николаевич (предположительно № 27) – архитектор Оренбургского учебного округа,
Матвеев Владимир Николаевич (1842–1919. № 4) – директор мужской гимназии,
Степанов Николай Никанорович – купец, первый председатель Уфимского биржевого комитета,
Вощинин Александр Гаврилович – редактор газеты «Уфимский край»,
Бухартовский Генрих Генрихович (№ 12) – Уфимский полицмейстер в 1903–1912 гг.,
Берштейн Дмитрий Петрович (? –1911) – купец 1-й гильдии,
Рудавский Павел Павлович (на фото его нет) – губернский инженер строительного отделения Уфимского губернского правления,
Рябинин Михаил Васильевич (№ 31) – заместитель Городского головы,
Лобунченко Алексей Петрович – управляющий канцелярии губернатора,
Боголюбов Николай Ильич – уфимский нотариус, агент Нижегородско-Самарского банка в Уфе,
Фёдоров Александр Иванович – старший советник губернского правления, c 1910 г. – редактор газеты «Уфимский край»,
Несмелов Павел Флегонтович – казначей Губернской земской управы.
Итин Азарий Александрович (1859 – 1926. Предположительно № 29) – гласный Уфимской городской думы, председатель Попечительного о бедных комитета Императорского человеколюбивого общества,
Коропачинский Петр Флегонтович (1863? –1943. № 8) – председатель губернской земской управы,
Жданов Александр Константинович (предположительно № 2) – начальник Уфимского участка службы пути Самаро-Златоустовской железной дороги,
Терегулов Ахмет-Султан Галеевич – младший чиновник особых поручений при губернаторе (№ 11),
Нагибин Анатолий Львович (на фото его нет) – заведующий 1-м хирургическим отделением губернской земской больницы,
Глазырин Иван Степанович (1851–1914. № 24) – потомственный почётный гражданин, заместитель директора Городского общественного банка),
Блохин Алексей Кондратьевич (1856–1916. № 30) – потомственный почётный гражданин, директор Городского общественного банка,
Товарищев Николай Павлович (№ 18) – отставной поручик, член Губернской земской управы,
Гачечиладзе Арчил Дмитриевич (№ 20) – член Губернской земской управы.

1 Кроме того, вместе с членами Аксаковского комитета сфотографировались: вице-губернатор А.Г. Толстой (№ 7) и купец А.Ф. Чижов (№ 33).

Сбор средств на строительства дома проводился по всей Уфимской губернии, а позднее – и по России. А.С. Ключарёв не жалел ни сил, ни времени для личного сбора денежных средств с состоятельных лиц. Так, купец А.В. Кузнецов жаловался, что губернатор лично несколько раз приезжал к нему с подписным лицом, затем присылал не только полицмейстера, но и пристава, и околоточного. В итоге он заплатил около 30 раз. Иногда этот почти насильственный со всех сословий общества сбор «копеечки» приводил к курьезным случаям. Башкиры, приезжавшие в город на базар и попавшие под одну гребенку с богатыми купцами, доставая пятаки, спрашивали: «Какой-такой Аксак – давай ясак?» За короткий срок Ключарёв собрал 200 000 рублей. Однако этих денег было недостаточно: для строительства здания требовалось полмиллиона рублей. Остальные 300 000 рублей собирали по всей России.
С целью получения «возможно художественного проекта» Уфимским комитетом по увековечению памяти С.Т. Аксакова был объявлен конкурс. Комитет обратился в Императорское Санкт-Петербургское общество архитекторов, как «компетентному в этом деле учреждению», с предложением объявить всероссийский конкурс на «составление проектов Народного дома имени С.Т. Аксакова в Уфе». По замыслу членов комитета это здание должно было стать самым крупным и оригинальным сооружением этого типа из всех имеющихся в то время на Урале. Содержание условий конкурса предполагало, что задумывалось создание многопрофильного общегородского учреждения, которое будет располагаться на лучшем месте города. В условиях конкурса подчеркивалось, что «место, назначенное под постройку, находится на торговой площади в центре г. Уфы, на углу главных улиц – Центральной и Пушкинской». Аксаковский народный дом должен был включать театр на 1000 зрителей, народную аудиторию на 600 человек, музей Уфимского края и картинную галерею «для произведений, поднесённых в дар городу Уфе художником Нестеровым». Кроме того, в здании намечалось разместить «жилые помещения и четыре магазина». Заказчиком проекта определена общая сумма премий в 3 000 рублей. В Комиссию судей конкурса вошли: от Комитета – губернский инженер П.П. Рудавский, земский инженер С.С. Плудермахер и городской архитектор К.А. Гуськов; от Общества архитекторов – Л.Н. Бенуа, В.Р. Бернгард, В.А. Косяков, А.А. Стаборовский, В.П. Цейдлер, А.В. Щусев.
После окончания срока подачи проектов (30 марта 1909 г.) в докладе Комиссии судей было отмечено, что на конкурс поступило 24 проекта (19 городских и 5 иногородних). Все они были выставлены в зале заседания комиссии. Для победителей конкурса были назначены три премии. Для объективного рассмотрения работ все участники выступали не под своими именами, а под придуманными ими девизами. 1-я премия в размере 1 500 р. была присуждена проекту под девизом «Sсіепtiа еst lux sоlaris» (дословно: знание – свет солнца), 2-я – в 800 р. – проекту под девизом-знаком «Круг» и 3-я премия в размере 700 р. – проекту «Гусляр». Авторами проектов оказались: архитектор М.X. Дубинский (первая премия), гражданский инженер А.И. Ржепишевский и художник-архитектор Н.В. Васильев (вторая премия), художник-архитектор В.А. Покровский (третья премия).
С этими тремя премированными проектами на одном из заседаний ознакомились члены Аксаковского комитета. Вскоре работы детально рассмотрели члены Строительной комиссии комитета, а затем в течение 10 дней они были выставлены в залах Городской управы. Проанализировав проекты победителей, Аксаковский комитет пришёл к неутешительному выводу, что ни один из них «ввиду совершенного несоответствия прямому назначению сооружаемого здания, так и местным условиям» принят быть не может. Прежде всего потому, что авторы не желали считаться с теми рабочими силами и материалами, что имеются в распоряжении местных строителей, на плечи которых ложится производство работ.
Подключили и прессу. Газета «Уфимский край» писала, что обладатель первой премии нарисовал «без цоколя несколько казарменного типа зданий, с будкою и нагроможденными крышами, аудитории без света, картинная галерея художника Нестерова выходит во двор, представляющий из себя колодец». Досталось и обладателям второй и третьей премий: в проекте одного газетчики не разглядели, «где передний фасад, а где боковой», а у другого им не понравились узкие коридоры и крошечные окна, что недопустимо с точки зрения пожарных.
Неудача результатов конкурса заставила Аксаковский комитет внимательнее отнестись к продолжению дальнейшей работы. С 27 мая по 3 июня 1909 г. проходили заседания Комитета. В своём окончательном решении Аксаковский комитет категорически высказался за отклонение всех премированных проектов. Городской архитектор К.А. Гуськов отметил, что авторы «ради достижения большей художественности совершенно не считаются с теми способами, какими здание может быть выполнено в натуре, и отбрасывают в сторону, как ненужный балласт, задаваемую обыкновенную стоимость здания… Сразу бросается в глаза или невозможность его выполнения местными силами, или же значительное превышение стоимости здания… Для провинции требуются возможно более простые формы, красивая группировка масс здания».
Ещё когда рассматривались присланные проекты и постепенно становилась ясной их неприемлемость, губернатору А.С. Ключарёву пришла идея обратиться к местным, собственным   силам. С этой целью, сделав черновой набросок распланировки Аксаковского народного дома, он обратился к члену Комитета П.П. Рудавскому детально проработать его как с внутренней, так и с внешней стороны. Губернский инженер взял на себя всю работу по составлению проекта Аксаковского народного дома.
И вскоре эскизный проект Рудавского, как удовлетворяющий всем пожеланиям членов Комитета, был единогласно принят. Имея перед собой лишь черновой карандашный набросок распланировки здания, Рудавский за короткое время нарисовал фасад дома и составил планы первого и второго этажей.
На заключительном заседании Комитета довольно оживлённо обсуждался вопрос о том, кому должна быть передана архитектурная разработка составленного Рудавским проекта – его автору или кому-то из лиц, получивших премии на конкурсе. Комитет признал логичным и справедливым и единогласно (на заседании присутствовало 30 человек) постановил архитектурную разработку передать Рудавскому ввиду данного им согласия (за плату 3 000 рублей, в счёт которых сразу же выдать 300 рублей).
8 июля 1909 г. Ключарёв подписал с Рудавским договор о том, что губернский архитектор принимает на себя обязательство сделать детальную разработку будущего здания. Строительство же началось ещё в июне: подрядчик Ларионов выполнял земляные работы, плотники занимались своим делом, прокладывался водопровод. Для производства работ завозились галька и цемент, подрядчик Камоцкий вёл бетонные работы.
Проект Рудавского Аксаковский комитет решил выставить в зале Уфимской городской управы для обозрения. Анализ проектов показал, что главные принципы лучших работ конкурса не пропали даром. В расположении корпуса с музеем и картинной галереей и в композиции фасада со стороны улицы Пушкинской ощущалось влияние проекта Дубинского. Кроме этой работы внимание Строительного комитета привлёк проект художника-архитектора В.А. Покровского, признанный по основным принципам решения наиболее удачным. Приём расчленения здания на три основных корпуса прямо указывал на использование чертежей этого зодчего.
Ещё 30 апреля 1909 г. – в день пятидесятилетия смерти писателя – состоялось торжественное освящение места строительства Аксаковского народного дома. А 14 сентября 1909 г. была торжественно совершена закладка Народного дома: «…в приготовленное углубление положили пергаменты с соответствующими надписями, заключенные в медный цилиндр, накрытый затем камнем и залитый цементом».
Сразу после этого торжества началась кипучая деятельность по сбору пожертвований в пределах губернии. К осени 1910 г. было собрано пожертвований около двухсот тысяч рублей в самой Уфимской губернии. Однако этих денег было недостаточно, для строительства здания требовалось полмиллиона рублей, и ввиду значительности необходимой суммы было запрошено Высочайшее соизволение на подписку в Империи. Остальные триста тысяч собирали по всей России.
8 мая 1910 г. на заседании Строительной комиссии была образована «особая постоянная строительная подкомиссия»: Г.Г. Бухартовский, А.К. Жданов, П.И. Костерин, А.П. Лобунченко и В.Н. Чаплиц. Её задачей было следить за ходом постройки, оказывая помощь строителям.
Аксаковский народный дом строился долго. «На постройке Аксаковского народного дома окончен кладкой второй этаж. Приступлено к кладке последнего (третьего) этажа. Работы ведутся только до помещений краевого музея. Возведение кладки в этой части здания не ведется. Тем не менее и при таких условиях здание становится очень внушительным» («Уфимский край». Июнь 1911 г.).
Когда было закончено строительство театральной части здания, ее на выгодных условиях сдали купцу Каримову, который открыл кинотеатр «Юлдуз». После начала Первой мировой войны в Народном доме был устроен госпиталь. Осенью 1914 г. в здание Аксаковского народного дома вселились шесть учебных заведений Уфы: 1-е, 9-е, 11-е и 13-е начальные, 2-е Мариинское и четырехклассное городское училища. Уфимская городская библиотека, получившая название Аксаковской и размещавшаяся в здании Городской думы (угол современных улиц Коммунистической и Ленина), также переехала в Народный дом. Несмотря на войну, сбор средств для окончания строительства продолжался. Шла окончательная отделка различных помещений вдоль улицы Пушкина.
Наконец 7 сентября 1919 г. Аксаковский народный дом, переименованный в Дворец труда и искусств, был открыт, на одной и той же его сцене «по очереди играли драматическая и оперная труппы». Первые спектакли были организованы для красноармейцев Чапаевской дивизии. После освобождения Уфы работники политотдела 25 дивизии устраивали в Аксаковском доме спектакли и концерты для красноармейцев. На одном из них присутствовал сам комдив. В этом же здании днем 2 декабря 1923 г. М.И. Калинин выступил с обширным докладом перед делегатами 4-го Всебашкирского съезда Советов. Здесь же находился и театр кукол. А вот подаренная городу М. Нестеровым коллекция картин в октябре 1920 г. была размещена в особняке Лаптева на Гоголевской улице, где находится и до сих пор в фондах Башкирского художественного музея.
Газета «Власть труда» в одном из номеров за 1924 г. сообщила: «В стенах дворца Труда есть небольшая комната запасного выхода, в углу которой под пылью десятилетий лежит статуя известного писателя С.Т. Аксакова. Статуя очень солидная, но брошенная всеми». Интересно, где сейчас находится этот уникальный памятник?
Аксаковский народный дом в 1930-е гг. получил название «Дом культуры», а в 1938 г. – «Башкирский государственный театр оперы и балета».

Коротко об архитекторах и строителях, упомянутых в тексте

Гуськов Константин Александрович (1879 – ?). В 1901 г. окончил Институт гражданских инженеров в Петербурге со званием гражданского инженера. С 1903 по 1907 гг. – городской архитектор Пензы, в 1907–1912 гг. – Уфимский городской архитектор. Автор планировки и застройки Верхнеторговой площади, улиц города: Александровской (Карла Маркса), Центральной (Ленина) и Большой Успенской (Коммунистической). Проектировал общественные сооружения: приходские школы в Северной слободе и на Сибирской улице, Коммерческое училище, дом Уфимского купеческого общества.
Дубинский Михаил Хаимович (Анатольевич) (1877 – после 1955). С 1898 г. учился в Императорской академии художеств по классу архитектуры. Занимался декоративным убранством дворцов и особняков в Санкт-Петербурге. В 1909 г. перешел к монументальному строительству. Выполнил более 40 конкурсных проектов. После революции эмигрировал в Константинополь. Участвовал в выставках, создал проект курорта на Мраморном море. Во время Второй мировой войны два года провел в концентрационном лагере. Последние годы жизни, потеряв зрение, находился в старческом приюте. Умер во Франции.
Жданов Александр Константинович (1874–1950). Окончил Институт инженеров путей сообщения (1897). Начальник Уфимского участка пути Самаро-Златоустовской железной дороги. Преподаватель дорожно-строительного факультета в Харьковском политехническом институте. Заведовал карьерами по заготовке щебня для Китайско-восточной железной дороги.
Ларионов Михаил Семёнович (? – 1908). Уфимский купец 2-й гильдии, один из крупных подрядчиков Уфы периода 1890–1910-х гг. Владелец собственного кирпичного завода. С 1899 г. постоянно входил в состав строительной комиссии при Уфимской городской думе. Брал подряды на строительство значительных общественных сооружений, его артелью в 1900-е гг. возведены многие каменные доходные дома в районе Верхнеторговой площади. Брал также подряды на различные строительно-дорожные работы – мощение улиц, устройство набережных, пристаней и дамб. В 1903–1904 гг. построил дом для Уфимской Александринской общины сестёр милосердия на углу Центральной и Уральской улиц.
Плудермахер Самуил Соломонович. В 1894 г. окончил Институт гражданских инженеров, в 1899–1915 гг. работал в Уфимской губернской земской управе сначала старшим техником, затем губернским земским инженером и заведующим дорожным отделом. В 1914–1915 гг. – Уфимский городской архитектор, в 1914 г. составил проект пристроя для гимнастического зала Коммерческого училища, в 1915–1917 гг. – архитектор Строительного отдела Уфимской городской управы.
Покровский Владимир Александрович (1871–1931). Учился в Московском высшем художественном училище. Участвовал в надзоре за строительством и украшением храма Св. Георгия Победоносца на Гусевских стекольных заводах (1899–1902). Совместно со своим учителем Л. Бенуа реставрировал Софийский собор в Царском Селе. За возведение в Лейпциге храма-памятника русским воинам получил звание профессора архитектуры (1913). В 1912–1918 гг. – архитектор Русского музея. В 1914–1929 гг. занимался преподаванием архитектурного проектирования в Институте гражданских инженеров.
Ржепишевский Александр Иванович (1879–1930). Выпускник Института гражданских инженеров (1903), гражданский инженер (архитектор). Обучался в Школе изящных искусств Сорбонны в Париже (1904–1906). Работал в Харькове, Крыму и Москве. По его проектам был построен ряд доходных домов, особняков, общественных и промышленных зданий.
Рудавский Павел Павлович (1859 – после 1920). В 1885 г. окончил Строительное училище Института гражданских инженеров, получив звание гражданского инженера. Был приглашён инженером в Чердынское уездное земство. В Чердыни построил два здания для городского и земского училищ, богадельню, казармы для местной команды, каменный дом и лавки с кладовыми «Общества потребителей», а также больницу в Соликамске. С 1906 по 1911 гг. – губернский инженер Строительного отделения Уфимского губернского правления, позднее – губернский инженер Харьковского губернского строительного отделения. Участник Белого движения.
Чаплиц Владимир Николаевич (1874–1955). Из семьи учителя начальных классов. В 1899 г. окончил Институт гражданских инженеров в Петербурге. В 1899–1918 гг. выполнял обязанности инженера-строителя и архитектора по сооружению и проектированию учебных зданий Оренбургского учебного округа (в Миассе, Троицке, Челябинске и других местах). В Уфе по его проекту построено здание Дворянского пансиона (Учительского института, 1909 г.). В 1920–1930 гг. проводил экспертизы проектов строительства в Башкирии. Последние годы жизни работал начальником архитектурного сектора Башпроекттреста. В 1948 г. назначен консультантом Управления по делам архитектуры при Совете министров БАССР.

Опубликовано в Бельские просторы №9, 2019

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Буравцов Владимир

Владимир Николаевич Буравцов родился 6 декабря 1945 года. Краевед. Автор многочисленных публикаций в республиканской периодике, посвященных истории города Уфы и Башкортостана.

Регистрация

Сбросить пароль