Многие из нас представляют творчество Некрасова, к сожалению, несколько однобоко -так, как нам внушали школьные и вузовские педагоги: певец народной скорби, поэт-гражданин, поэт-трибун и т. п.
Все это верно.
Но ведь Некрасов был не только мастером поэтической публицистики, сатиры и юмора, не только автором эпических полотен. Он был еще и тонким лириком. Если отложить в сторону школьную хрестоматию и взять в руки пусть даже не полное собрание его сочинений, можно найти великолепные, ничуть не уступающие по силе его гражданской публицистике стихи о любви. Причем обращены они не только к любимой женщине, но и к человеку, который дал ему жизнь – и телесную, и духовную.
Светлый образ матери проходит через все творчество Некрасова.
«Я помню себя с трех лет, – говорит поэт в своих воспоминаниях. – Писать стихи начал с семи, помню, я что-то посвятил матери в день ее именин: Любезна маменька! Примите Сей слабый труд И рассмотрите, Годится ли куда-нибудь.»
Именно к матери обращены его мысли, его воспоминания, его любовь и перед самым уходом из жизни:
.
Но перед ночью непробудной
Я не один.
Чу! голос чудный!
То голос матери родной:
«Пора с полуденного зноя!
Пора, пора под сень покоя;
Усни, усни, касатик мой!
Прими трудов венец желанный,
Уж ты не раб – ты царь венчанный;
Ничто не властно над тобой!
Не бойся горького забвенья:
Уж я держу в руке моей
Венец любви, венец прощенья,
Дар кроткой родины твоей…
Уступит свету мрак упрямый,
Услышишь песенку свою
Над Волгой, над Окой, над Камой,
Баю-баю-баю-баю!..»
Восторженно отозвался об этом стихотворении знаменитый художник-портретист Иван Крамской – в те дни он писал портрет Некрасова: «…Какие стихи его последние, самая последняя песня «Баюшки-баю»! Просто решительно одно из величайших произведений русской поэзии!»
«Голос матери родной» вдохновляет Некрасова и в поэме «Мать», которую он не успел закончить. А начал ее поэт так: В насмешливом и дерзком нашем веке Великое, святое слово: «мать» Не пробуждает чувства в человеке.
Но я привык обычай презирать.
Я много лет среди трудов и лени
С постыдным малодушьем убегал
Пленительной, многострадальной тени,
Для памяти священной.
Час настал!..
Пожалуй, поэт излишне самокритичен к себе. О том, кем была для него мать, знали товарищи Николая по гимназии, которым он, по воспоминаниям одного из однокашников, часто о ней рассказывал.
А когда уже начал заниматься литературным творчеством всерьез, вплел образ матери в ткань одного из лучших своих стихотворений – «Родина»:
Вот темный, темный сад.
Чей лик в аллее дальной
Мелькает меж ветвей, болезненно-печальный?
Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!
Кто жизнь твою сгубил. о! знаю, знаю я!..
Навеки отдана угрюмому невежде,
Не предавалась ты несбыточной надежде –
Тебя пугала мысль восстать против судьбы,
Ты жребий свой несла в молчании рабы.
Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;
Она была горда, упорна и прекрасна.
Кто же она, мать поэта – с ликом болезненно-печальным, с душой гордой, упорной и прекрасной? О ком он так сокрушался и печалился? Кем так гордился и кого так нежно любил?
К сожалению, биографических сведений о матери поэта до нас дошло немного. Известно, что Елена Андреевна Некрасова (урожденная Закревская) была дочерью богатого польского пана. Красавица полька получила хорошее образование, играла на фортепьяно, пела, читала в подлинниках иностранную литературу. И, конечно, семья ни за что не согласилась бы выдать ее замуж за небогатого армейского офицера в чине капитана. Но девушка влюбилась в него и, не спросив благословения родителей, позволила Алексею Некрасову увезти себя (по его словам, «прямо с бала») и обвенчалась с ним по дороге в полк. Счастливым замужество матери поэта не стало, что он с душевной болью подчеркивал всякий раз, обращаясь к этой теме. В той же автобиографической поэме «Мать» есть 3-я глава, единственная из трех, которой Николай Некрасов дал название («Письмо»). Бабушка поэта взывает к дочери, променявшей роскошный родительский дом, внимание блестящих поклонников, богатство, родину – на российское захолустье, на рабскую жизнь с мужем-деспотом, который чтит национальный обычай «любить и бить», на бедность, на чужбину:
Какую ночь я нынче провела!
О дочь моя! Что сделала ты с нами?
Кому, кому судьбу ты отдала?
Какой стране родную предпочла?
Письмо из Варшавы, найденное сыном в архиве родителей после кончины матери, потрясло его: Я книги перебрал, которые с собой Родная привезла когда-то издалёка, Заметки на полях случайные читал: В них жил пытливый ум, вникающий глубоко.
И снова плакал я, и думал над письмом,
И вновь его прочел внимательно с начала,
И кроткая душа, терзаемая в нем,
Впервые предо мной в красе своей предстала.
И неразлучною осталась ты с тех пор,
О мать-страдалица! с своим печальным сыном…
Беспокойство бабушки поэта о судьбе своей дочери оказалось не напрасным. Жизнь Елены Андреевны вдали от дома была и трагичной, и короткой.
Восемнадцати лет она вышла замуж за двадцатидевятилетнего Алексея Сергеевича Некрасова, а на сорок первом году ушла из жизни.
Мы не знаем, что толкнуло навстречу друг другу двух этих, как выяснилось позже, во многом чуждых людей. Но свершилось то, что свершилось! Любовь прекрасной гордой панночки, отбросившей обычаи и нравы своего сословия, не побоявшейся стать «москаля презренною рабой», подарила нам певца, равного которому найдется мало не только на Руси, но и в мире.
В поэме «Мать» у Некрасова есть такие строки:
Незримой лестницей с недавних юных дней
Я к детству нисходил, ту жизнь припоминая,
Когда еще была ты нянею моей
И ангелом-хранителем, родная.
Не правда ли, эти строки чем-то напоминают стихи Пушкина, посвященные его няне Арине Родионовне? И думается: как хорошо, что у поэта Некрасова тоже был ангел-хранитель, а кроме того, наставник и учитель – его мать, к которой он столько раз обращал слова благодарности.
…И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты –
О мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу – ты!
г. Юрга
Опубликовано в Огни Кузбасса №6, 2021