…Однажды маленький мальчик увидел над колхозными полями пролетающий «кукурузник» и долго бежал за ним, задрав голову. Ему казалось, еще немного – и он догонит эту чудо‑машину.
Но самолет скрылся за холмом, а мальчик в бессилии упал в траву и горько заплакал. Он долго лежал зажмурившись, вновь и вновь воссоздавая по памяти эту огромную необычную машину, так похожую на стрекозу. Мальчик приоткрыл глаза: в синем небе – причудливые облака, на изумрудной травинке рядом качается необычайная бабочка, вот мимо пролетел гудящий мохнатый шмель.
Какая красота вокруг и как не хочется уходить отсюда, вот бы забрать все это с собой, перенести все это великолепие на серые стены дома!
Этот луг, гудящий «кукурузник» в небе – пожалуй, первые яркие детские впечатления Альберта Кудаярова, будущего художника. Впрочем, почему будущего? Наверное, художник тогда и рождается, когда замечает красоту мира, когда появляется ощущение хрупкости и мимолетности момента, и хочется увековечить, подарить увиденное другим.
А рисовать Альберт начал значительно позже – в третьем классе.
До этого не получалось. Семья жила трудно, как и многие семьи той поры.
Вместе с родителями Альберт исколесил полстраны: жили в Уфе, Буздяке, Сибае, на севере степного Казахстана.
Ютились в вагончиках, в коммуналке, у родственников на подселении.
Альберт был старшим. Родители по‑своему формировали его будущий характер, не баловали излишней опекой первенца. До четырех лет мальчика часто оставляли дома одного. В то время отец работал на железной дороге, прокладывал путепровод, мама трудилась в колхозе, семья жила в вагончике.
Позже, когда отец утроился водителем‑ дальнобойщиком, он часто брал сына в рейсы. Мальчик встречался с самыми разными людьми, следил за часто меняющимися картинами из окна кабины грузовика. Так он рано научился наблюдать за стремительно трансформирующимся пейзажем.
В 60‑е годы из‑за нехватки рабочих рук отца с семьей направили в далекую Среднюю Азию, в город Джизак. Отец, чтобы прокормить семью, работал и водителем, и кочегаром, и трактористом. Почти тридцать лет семья прожила в Узбекистане, под Самаркандом.
На Альберта, как на старшего ребенка в многодетной семье, ложились хлопоты по уходу за младшей сестрой и тремя братьями, в отсутствии родителей он управлялся и с большим хозяйством. Когда отец уезжал в командировку, оставался за старшего в доме.
Мать всегда младшим детям говорила, чтобы не перечили брату, беспрекословно слушались его и не грубили.
Он был авторитетом в семье и ответственным за младших. Больше всего хлопот доставляла непоседливая сестренка, которую Альберт и из воды не раз спасал, и даже из‑под свалившегося на нее верблюда вытаскивал.
Хлопот было много. Не до баловства и развлечений. Но встреча с красками все‑таки состоялась. И в начальной школе Альберт увлекся рисованием.
А уже в шестом получил свой первый «серьезный» заказ: классная руководительница его сестры, Валентина Васильевна, попросила нарисовать портреты известных писателей, поэ‑ тов. Эти работы оформила в рамки и развесила в кабинете русского языка и литературы. Позже просили нарисовать портрет Ленина, хотя тогда запрещено было рисовать вождей. Но и это задание Альберт выполнил успешно.
И у него даже появились первые ученики – двоюродный брат Флюр и друг Бахтиер.
Три друга после уроков убегали на природу и рисовали все, что их окружало. Рисование стало серьезным увлечением. Вместе мечтали и дальше учиться, но рядом не было художественной школы. А еще с друзьями создали школьный самодеятельный инструментальный ансамбль и успешно выступали на праздниках. Альберт был главным гитаристом. Костюмы для выступления кроили и шили сами.
Родители хотели видеть своего сына военным: в роду у Кудаяровых были штабс‑ капитаны, летчики, врачи, служители мечети. Альберт и сам, как и большинство мальчишек послевоенных лет, мечтал стать летчиком.
Однако тяга к искусству оказалась сильнее, и в 1970 году, окончив среднюю школу, втайне от семьи он поступил в Ташкентский художественный техникум им. П. П. Бенькова. Но, проучившись несколько месяцев, по настоянию родственников забрал документы из техникума и вернулся домой, чтобы помогать кормить семью. Потом была служба в армии в Туркестанском военном округе.
После демобилизации вернулся в Уфу и устроился на Уфимский моторостроительный завод в цех слесарем‑ сборщиком двигателей. К огда‑то в военные годы на этом же заводе его мама, Юсупова Гарифа Даутовна, стояла у станка и делала снаряды.
Работая в цехе, Кудаяров на общественных началах занимался оформительской работой, создал инструментальный ансамбль и участвовал в культурных мероприятиях завода. Таланты рабочего не остались незамеченными, и Альберта перевели в бюро эстетики на ставку художника‑ оформителя.
И в личной жизни тоже происходили большие перемены: семья, две дочурки.
В 1977 году Альберт окончил вечернее отделение ДХШ № 1 и с 1979 года стал участвовать в городских, республиканских, всесоюзных, региональных, в том числе специальных и групповых, выставках.
Увлечение переросло в серьезное занятие, и Кудаяров поступает в Московское художественно‑ промышленное училище им. Калинина по специальности «Лаковая миниатюрная живопись». Во время учебы он часто бывал в музеях, на выставках, ездил на экскурсии. Во время посещения Троице‑Сергиевой Лавры «он был потрясен умиротворенностью, царящей в монастыре, и работой монахов над иконами на досках. Позже, уже в Федоскино, наблюдал, как в почти стерильной обстановке, работая в белых халатах, в мастерской создают шедевры. Так закладывалась тайна будущего творческого пути художника» 1 . Эта поездка повлияла на выбор направления в училище. С этого момента Кудаяров осваивает лаковую миниатюру.
Во время учебы Альберт пробует свои силы в станковой графике и живописи, обращается к портрету, натюрморту, но предпочтение отдает камерному пейзажу. В студенчестве к акварели относился как к вспомогательной технике, с помощью которой разрабатывал многочисленные цветные эскизы для миниатюр. Уже тогда, в училище, один из старейших педагогов – Анвар Гилязетдинович Сагитов, наблюдая за работой талантливого студента, высоко оценил его склонность к стремительным красочным импровизациям и наставлял:
«Альберт, пиши больше акварелью, это – твое!» 2 После окончания Уфимского филиа‑ ла МХПУ им. М. И. Калинина Альберту Кудаярову как перспективному молодому художнику, владеющему крепкими навыками рисунка и живописи, предлагают вести преподавательскую работу в том же училище. Он шесть лет преподает графику и лаковую миниатюрную живопись. Под его руководством были выпущены два курса студентов. «Затем, в связи с закрытием училища и экономической нестабильностью в стране конца 1980–90‑х годов, учительствовал в разных учебных заведениях Уфы» 3 .
В 1999 году Кудаяров А. в качестве художника переходит работать в Дом культуры им. Калинина при ОАО УМПО.
Он восстановил знаменитую народную студии им. Г. В. Огородова, из которой вышли многие профессиональные художники. В тот же период сам Альберт Шамилевич ведет активную творческую деятельность.
Художник‑ прикладник создает ряд значимых художественных произведений, такие как ларцы «Песня», «Айгуль», «Охотник Ансар», «Родник»; шкатулки «Влюб ленные», «На реке Уфимка», панно «Батыры» и другие.
В миниатюре «его основным стилистическим приемом… стало синтезирование федоскинской, мстерской 4 и восточной традиций» 5 . Но больше всего восточная миниатюра соответствовала «созерцательности его мироощущения» 6 .
Альберт Кудаяров как художник‑ миниатюрист экспонирует свои шедевры на I и II республиканских гала‑выставках «Профессиональное декоративно‑ прикладное искусство Башкортостана» в Уфе, на региональной выставке народных художественных промыслов и ремесел «Мастера Большого Урала» в Кургане (1999). О его профессионализме, незаурядном таланте свидетельствует диплом лауреата за высокохудожественное решение и национальное своеобразие росписи.
Как художник‑ акварелист Альберт Кудаяров дебютировал на республиканской выставке «Акварельная весна» в 1998 году.
«Республиканский проект «Акварельная весна» стартовал именно тогда, когда башкирская акварель переживала не лучшие свои времена: казалось, канули в Лету прекрасные 80‑е – взлет башкирской акварели, связанный с такими знаковыми именами, как Василий Лесин, Иван Фартуков, Зуфар Гаянов.
В следующее десятилетие к ним присоединились еще несколько талант ливых акварелистов…» 7 . Такие как Ильдус Валитов, Виктор Суздальцев, Рамиль Абдуллин, Лейсан Рахматуллина и другие. Некоторые живописцы и графики пробовали себя в этом сложном жанре.
Тогда из практики детских художественных школ техника акварели почти исчезла. «Необходимо было что‑то делать, тем более что у башкирской акварели был выдающийся первоисточник – акварельное наследие К. С. Давлеткильдеева (1887–1947) и М. Н. Елгашиной (1873–1966). Экстремальность ситуации оценили тогда многие – решительные действия предприняли единицы. Среди решительных был и Кудаяров» 8 . «Как человек основательный, последовательный, он изучил творчество наиболее близких ему по духу художников: Фонфизина, Фешина» 9 , Сурикова, Репина, Федотова, Караваджо, Дюрера и других.
Не один день проводил он в залах музеев, выставочных залах страны.
Бесконечно изучал систему наложения слоев краски, приемы, рылся в каталогах библиотек – искал старые пособия по акварели, не жалея денег покупал книги по графике, живописи, рисунку.
«И чтобы только приблизиться к непокоренной еще вершине» 10 , ему приходилось начинать с самых простых вещей. «Это постоянное хождение по кругу, от простого к сложному и обратно.
Но на таком непростом, опасном пути развития собственной индивидуальности, зашедшего за привычный уровень художника подстерегали множественные испытания, препятствия и вплоть до непонимания… 11 Этот путь художника был тропою душевного роста и духовных свершений. «Он, этот сложный путь, героичен, рискован, чреват потерями простых радостей. Его нельзя никому пожелать, а можно только осмелиться самому взвалить его на себя…»12 .
Упорный труд, размышления, концентрация душевных сил подвели его к успеху. «Беззаветно влюбленный в графику, он создал свой авторский выставочный проект… Его основной целью стало не только знакомство зрителей с собственными творческими достижениями, но и пропаганда материалов и техник уникальной графики…
Акварель в этом проекте заняла особое место» 13 .
Творческим кредо Альберта Кудаярова стал крепкий здоровый реализм, базирующийся на традициях мирового наследия классики и российских мастеров акварельной графики. В основе его живописи – любимая художником природа родного Башкортостана, России, а также психологические портреты родных, друзей и знакомых людей.
Особый резонанс вызвали его персональные выставки в «Ижад» БГХМ им. М. В. Нестерова в 2009 году и в Малом выставочном зале Союза художников РБ в 2010 году, которые были и частью его выставочного проекта.
На выставке «помимо изумительных пейзажей художника, которые давно оценили любители изобразительного искусства (заметим, не только Башкирии)», было представлено много психологических портретов, «…живой, мерцающий свет – во всем, что создано Кудаяровым» 14 . В авторском проекте он не только мастер акварели, но и талант ливый педагог, «стремящийся привить маленьким художникам такую же пламенную, как у него самого, любовь к акварели» 15 .
Талант Альберта Шамилевича Кудаярова проявился и в педагогической деятельности. С 2001 года он руководил изостудией «Многоцветье» Центра детского и юношеского технического и творчества «Гефест» на базе лицея № 68. Вместе они представляли собой малую академию. Он был бессменным руководителем и преподавателем изостудии до 2015 года.
В зрелом возрасте он получил еще одно высшее художественное образование, окончив в 2006 году отделение изобразительного искусства Самарского государственного педагогического университета.
Педагог считал, что главное нужно понять индивидуальность ребенка и помочь ему реализоваться. И чтоб ребятам было интересно открывать что‑то новое для себя, видеть результат своей работы. С этой целью в школе организовал галерею юных художников изостудии. Он утверждал, что «не надо торопиться и сразу требовать слишком многого от ребенка, ведь все дети разные – каждый ребенок со своим темпераментом, настроением».
Акварель была первым материалом, который осваивали юные художники, и для некоторых на всю жизнь она становилась ярким выразителем красоты окружающего мира.
Каждый год ученики Кудаярова А. Ш. принимали активное участие в республиканских, российских и в международных конкурсах: Македонии, Аргентины, Италии, Польши, Франции и др. Студийцы становились лауреатами ежегодных Открытых Республиканских и Международных конкурсов детского художественного творчества им. А. А. Кузнецова и им. А. Э. Тюлькина, первоапрельского Всероссийского конкурса детского юмористического рисунка «Черниковская котовасия» и многих районных и городских конкурсов и проектов. В 2007 году изостудия «Многоцветье» стала победителем конкурса мини‑грантов в рамках программы Культурного развития города Уфы и его жителей. В копилке изостудии – более 100 дипломов и наград.
Альберт Шамилевич не ставил своей целью воспитать великих художников. Он помогал детям раскрыть их природный талант, развить чувство прекрасного, научить разбираться в искусстве, освоить различные техники. Всегда говорил им, что «должны писать только то, что в душе, пропус‑ кать увиденное через себя, свои ощущения». Кудаяров А. Ш., как истинный патриот, прививал детям любовь к своей родине и умение видеть ее тонкую красоту.
Педагог от бога, он считал, что детское творчество и должно быть детским, даже в масштабах выставки. Он говорил о том, что «в детских рисунках не должно быть руки преподавателя и влияния его стиля. Все должно быть естественно и органично».
В его изостудии занимались более 90 школьников от шести до пятнадцати лет. Многие воспитанники замечательного педагога связали свою жизнь с изо бразительным искусством и получили профессиональное образование в этой области.
Кудаяров А. Ш. участвовал во всех республиканских выставках‑ конкурсах художников‑ педагогов, был удостоен диплома в номинации «Графика», за плодотворную педагогическую дея‑ тельность был награжден нагрудным знаком и удостоен звания «Отличник образования Республики Башкортостан».
В 2018 году в выставочном зале «Ижад» БГХМ имени М. В Нестерова открылась студия изобразительного искусства, ее руководителем стал Альберт Кудаяров. В арт‑студии «АКварель» обучались секретам его мастерства не только профессиональные художники, но и все желающие, в том числе и дети. Студийцы часто посещали мастера. В «храме искусства» (так называл мастерскую Кудаяров) он старался передать весь запас художнического академизма. Благодаря Альберту Шамилевичу состоялись три совместные выставки студийцев: «Красота вокруг нас» (2019), «Волшебная кисть» (2020), «Дыхание осени» (2020).
…Из воспоминаний учеников, студийцев, художников:
«Альберт Шамилевич был моим педагогом в художественной школе при лицее № 121 г. Уфы. Учился с 1996 по 2000 годы. Занятия были как праздник. В кабинете живописи царила атмосфера творческого вдохновения, доверия. Он обладал великим даром педагога, психолога, мог подобрать ключи к каждому ученику. Воспитывал в нас отношение к живописи как к величайшей науке, трактующей красоту и открывающей тайны природы. Его наставления были популярны и доходчивы. Говорил: «Художник должен начинать работу метлой, а заканчивать иглой». Эти уроки стали для меня судьбоносными и открыли дорогу в будущую профессию. После окончания колледжа по дизайну, получил основную профессию. Сейчас я дизайнер в рекламном агентстве г. Уфы», – вспоминает Оканов Михаил.
«Безусловно, Альберт Шамилевич был и есть для студийцев непререкаемый авторитет в своем деле и как художник, и как наставник, и как ценитель художественного творчества.
Но всё чаще вспоминаются эпизоды простого человеческого общения с ним. Не было в нём ничего, что выдавало бы его за эдакого мэтра, недосягаемого учителя, не терпящего возражений и чужого мнения. Мы охотно высказывали свои впечатления о том или ином художнике, о направлениях в живописи, о событиях в культурной жизни, и он честно и открыто говорил своё мнение, не претендуя на главенство. И это так подкупало, а затем и убеждало нас в его верном взгляде, широком видении и глубоком знании предмета обсуждения», – вспоминает Динара Габбасова, член арт‑студии «АКварель». «В перерывах с удовольствием пили чай в его мастерской, в маленькой комнатке, приспособленной под кухню. Альберт Шамилевич тоже любил эти моменты, когда в тесном кругу, по‑домашнему, ели пироги, пробовали настоящий мед, приобретённый им по случаю, хрустели яблоками и говорили, говорили, и не хотелось прерывать эти минуты. Альберт Шамилевич просто накрывал нас душевным теплом, заботливым гостеприимством, что давало новые силы и желание работать дальше, творить и совершенствоваться. А потом, после чаепития, он говорил: «Ну, давайте теперь повторим тот же пейзаж, самостоятельно на цельность, за 20 минут. Дайте мне большие цветовые пятна, колорит, основу, без мелких подробностей.
Ваша цель – передать цельность. Если вы этого добьётесь, подробности будут уместны и оправданы. Писать каждый день этюды на цельность!» И «цельность» стала не только главным словом, а смыслом нашей творческой жизни».
«Альберт Шамилевич три года назад часто проводил мастер‑ классы в галерее «Урал» для художников клуба «ТАН», а в своей мастерской организовал занятия для любителей живописи.
Люди с удовольствием посещали гостеприимную мастерскую художника, где он с известной всем отдачей передавал свои познания. Группа так и называлась «Акварелька». Несколько выставок было организовано с этим коллективом. Творческая и педагогическая деятельность этого замечательного радушного человека не должна затеряться», – рассказывает Нина Сайкина, художник.
«Всегда восхищали и восхищают глубоко духовные портреты Альберта Кудаярова, – вспоминает художник Ирина Наземцева, – безошибочно определяющие психологический образ натуры. Для меня всегда было важно его профессиональное мнение.
Несмотря на его занятость, он пришел на открытие моей персональной выставки в Национальной библиотеке им. А. З. Валиди в сентябре этого года…
Творчество Альберта Кудаярова, бесспорно, огромный исторический вклад в утверждении Башкирской живописи на Культурной карте мира».
«…Творческие достижения Кудаярова А. Ш. заслуживают особенного внимания и уважения. Уровень его мастерства в акварельной живописи достиг таких высот, что был признан не только в нашей республике, но и за ее пределами, за границей», – из воспоминаний Валентина Иванова, художника.
«…Его творчество несет любовь, красоту, радость и душевное тепло зрителю. Культурное наследие Альберта Кудаярова должно стать частью культурного достояния республики», – Нияз Иркибаев, художник.
Когда‑то рисуя портрет отца, Альберт задал вопрос, давно его тревоживший.
Бережно обняв старика, он тихонечко спросил: «Скажи, пожалуйста, если есть рай, а кого Всевышний допускает туда?
У меня столько в жизни совершено ошибок, да и не безгрешен я… Допустит ли Бог меня хотя бы до ворот рая?» Взгляд отца устремился куда‑то вверх, немного помолчав, с едва уловимой грустью в глазах промолвил: «Сынок, нет безгрешных людей, в жизни без ошибок не прожить. Главное – осознать свои ошибки и стараться не повторять их.
Надо благодарить Творца за тот талант, который Он тебе дал. Честно трудиться, с любовью относиться ко всему, делать добро людям и по возможности помогать им». После паузы продолжил:
«…ты несешь красоту, свет через свои картины. Ты учитель, и помогаешь детям раскрыть их души через прекрасное, прививаешь им чувство любви к родине, к окружающему миру…» Эти слова запали в душу, по ним Альберт Кудаяров сверял свою жизнь, свое творчество.
Его уход из жизни стал большой утратой и для учеников, и для культуры. Самой большой моей потерей в прошедшем году. Сложно смириться с этим фактом, еще сложнее жить. Греет одно – тот неугасимый свет, который оставил художник, еще долго будет освещать наш путь.
Опубликовано в Бельские просторы №1, 2021