Новинки детской и подростковой литературы
Павел Воля «Петтерсы. Дети океанов» (Рипол классик)
Актёр и шоумен Павел Воля в соавторстве со своей женой Ляйсан Утяшевой и детьми написал приключенческую историю для самой широкой читательской аудитории.
Действие в ней разворачивается в конце XIX века, это рассказ о вполне, на первый взгляд, обычной семье – маме с папой и брате с сестрой, которые живут в маленьком британском городке Пензансе. Только вот профессии у родителей не совсем традиционные – папа владеет небольшой сетью пекарен, а мама – учёный-океанолог. Мама по приглашению Географического общества Лондона отправляется на 5 лет в Полинезию, чтобы изучать местные флору и фауну. Папа с детьми поначалу остаются, но через некоторое время отправляются в долгое и опасное плавание, чтобы встретиться с мамой. Только вот большую часть пути – так сложатся обстоятельства – детям придётся проделать одним.
Автор рассказывает увлекательную историю в духе Даниэля Дефо, и вплетает в текст множество сведений – о морских путешествиях, обычаях племени маори, Великих географических открытиях и многом другом. Почему эта история вызывает ностальгию у взрослых, выросших на Стивенсоне и Верне, понятно. Но, как показывают многочисленные отзывы на читательских отзывах, не оставляет она равнодушными и современных подростков – а это главный критерий качества детской книги.
Бен Миллер «Мальчик, который заставил мир исчезнуть» (Вилли Винки)
Восьмилетнему Харрисону очень тяжело бороться с приступами гнева. Если он зол, родители объявляют «код красный» и пережидают вспышку, пока с мальчиком не удастся договориться. На празднике в честь дня рождения одноклассника Харрисон получает необычный шарик, который на поверку оказывается настоящей чёрной дырой. Вот он – отличный способ избавиться от всего, что мешает ему жить. Правда, в какой-то момент мальчик слишком увлекается – и в дыре исчезает то, без чего он не может и не хочет обходиться. Чтобы исправить то, что натворил, ему предстоит отправиться в очень трудное и далёкое путешествие, а потом и вовсе активировать мост Эйнштейна – Розена, так же известный как непроходимая кротовая нора и позволяющий при верном вращении совершать путешествия во времени. Динамичная приключенческая книга содержит множество сведений об устройстве вселенной, чёрных дырах, лазерных телескопах – а ещё реверансов и благодарностей Стивену Хокингу, благодаря которому мы многие из этих сведений и узнали. Бен Миллер умеет писать интересно – даже если взрослые порой находят в его сюжетных ходах некоторые натяжки и преувеличения, дети – причём довольно широкого возрастного диапазона – принимают их все благосклонно и с удовольствием.
Джеймс Крюс «Тим Талер, или Проданный смех» (КомпасГид)
КомпасГид издал «Тима Талера» с теми самыми иллюстрациями-гравюрами Ники Гольц, которые мы помним с самого детства. Роман Джеймса Крюса впервые увидел свет в 1962 году, и уже спустя четыре года вышел на русском языке. История о четырнадцатилетнем мальчике, который продал свой смех в обмен на возможность всегда выигрывать любое пари, остаётся популярной у каждого поколения детей. Действие книги разворачивается в Германии 1930-х годов, и поэтому взрослыми книга читается несколько иначе, чем детьми – они невольно ищут в тексте предзнаменования надвигающейся на страну – и мир – катастрофы, и понимают весь символизм книги о невозможности улыбаться. Иллюстрации Гольц, угловатые, словно небрежные, чёрно-белые, подчёркивают драматизм и рассказываемой истории (в которой всё, конечно, закончится хорошо), и того мира, в котором совсем скоро предстоит жить её героям. Но в предисловии Джеймс Крюс пишет: Смех объединяет людей всего мира. И в московском метро, и в нью-йоркском смеются точно так же, как в парижском. Остроумной шутке так же весело улыбнутся в Токио, Каире и Праге, как в Мадриде, Копенгагене и Стокгольме. К настоящим богатствам, таким как счастье, мир, человечность, деньги никакого отношения не имеют. А вот смех имеет, да ещё какое!»
«Сказки и мифы Северной Европы для детей» (Вилли Винки)
Неспешная, увлекательная, погружающая в свой мир британская, скандинавская и германская мифология в пересказе Леонида Яхнина с иллюстрациями Игоря Олейникова. Мифы о сотворении мира богами, их спорах и битвах; о рыцарях круглого стола и королях; драконах и чародеях; принцессах и валькириях; викингах и эльфах. Древний эпос оживает на страницах этой книги и дарит переживания текста той силы, что возможны только в детстве: идеальная комбинация рассказчика и художника, отличная выборка мифов, по-настоящему хорошее издание: и для самостоятельного чтения младшекласснику (крупный шрифт, комфортная полоса набора) и в качестве книги для чтения с родителями перед сном: «Легенды и мифы живут дольше людей, их сотворивших. Из уст в уста, от деда к внукам передаются они, и уже невозможно знать, когда возникло предание, пришедшее к нам из глубины столетий, насколько правдиво оно повествует о жизни древних обитателей земли. Однако некоторые из этих легенд попали в старинные хроники и записки древних писателей, неожиданно принимая вид исторических свидетельств». Для ребёнка король Артур и драконы – герои этой книги – суть явления одного порядка. Сказочная условность по отношению к одному и другим воспринимается им одинаково. Для него не имеет значения, кто из них существовал на самом деле, а кто выдуман: все события этих мифов каждый раз происходят для него здесь и сейчас.
Юлия Весова «Патиссон и Горькая Редька» (Стрекоза)
Книга для любителей традиционной детской прозы: Драгунского, Носова и Алексина. Написана в классической советской традиции – истории о лете школьника, который сперва не хотел ехать в деревню к бабушке, когда все его друзья разъехались на моря и в лагерь, а потом нашёл там настоящего друга. Вернее, подругу. И лето определённо удалось. И вот в том, как показана зарождающаяся дружба между мальчиком и девочкой, пожалуй, главная отсылка к советской традиции. В литературе того периода действительно часто подчёркивалась разница миров мальчишек и девчонок, их соревнование, порой переходящее в противостояние. В наше время – и это уже неоднократно подмечалось – этой полярности не наблюдается абсолютно. Девочки играют с мальчиками и на каникулах, и в школе, вопрос, «что будет, если друзья узнают, что я дружу с девчонкой», давно уже перестал быть актуален. Впрочем, вполне можно вынести это за скобки и читать просто добрую сюжетную, приключенческую историю о том, как в детстве лето становится целой маленькой жизнью, в которой можно успеть побывать индейцем и рыбаком, найти на свалке тотем, а на запущенном складе – старый телевизор с кинескопом. Книга о настоящем детстве без виртуальной реальности, в которой дети сами создают себе самое лучшее лето.
Владимир Благов «Дай слово, что не будешь смеяться» (Стрекоза)
Не секрет, что дети очень любят читать истории про свою жизнь. Про школу и приключения (ну не уроки же в ней главное, на самом деле), про каникулы и друзей. Историй этих создано великое множество, и всё время создаются новые – и на каждую хорошую находятся благодарные читатели. Владимир Благов пишет совсем короткие истории, в которых фантазия и реальность совершенно неразделимы: как в детском сознании. Здесь можно вместо урока русского языка улететь на Альфу Центавра – и это так же реально, как написать всем классом письмо в Министерство образования, чтобы пожаловаться на глупо составленные задачи в учебнике. А магия и интернет – суть явления одного порядка. Если интернет может столько всего, кто сказал, что заклинания не работают? «Дай слово, что не будешь смеяться» – книга о детском воображении, о его силе и возможностях. О том, как фантазия помогает подружиться и поднять настроение, как она в конце концов формирует человеческую личность и помогает справиться с самыми трудными ситуациями.
Бен Гутерсон «Диковинные загадки отеля «Зимний дом»» (Wbooks)
Третья книга приключений друзей Элизабет и Фредди, в весьма таинственном отеле «Зимний дом»: до этого в издательстве Wbooks выходили «Тайна отеля «Зимний дом»» и «Странные дела в отеле «Зимний дом»». Для любителей загадок и закрученных сюжетов книги Гутерсона подходят как нельзя лучше: атмосфера мистического герметичного детектива прекрасно передаётся даже в переводе (к которому есть некоторые вопросы, но не очень критичные). Снова перед друзьями возникают старые семейные тайны, снова призраки прошлого не дают им спокойно отдохнуть на Рождество. Впрочем, и заскучать они тоже не позволяют. В книге есть всё, что нравится детям, – героиня с экстраспособностями, приключения, элементы триллера, держащие в напряжении, хорошо прописанные персонажи и очень убедительный мир, интересные иллюстрации Хлои Бристоль. В целом, если первый роман серии был скорее чуть-чуть затянутой экспозицией, погружением читателя в пространство «Зимнего дома», то со второй книги сюжет всё более набирает скорость. Впрочем, читать можно начать и со второй, и даже с третьей части: за первые пару глав писатель умело и ненавязчиво пересказывает основные эпизоды прошлых приключений героев.
Сара Гарре и Марейке Гюисманс «Большая книга воды» (Альпина Дети)
«От капли росы до водопровода и разрушительных цунами» – носит книга подзаголовок, и это, пожалуй, наиболее ёмкий пересказ содержания этой книги. Прекрасный научпоп для детей о роли воды в нашей жизни и на нашей планете. Из книги читатели узнают, из чего вода состоит, как она связана с погодой и формированием климата, почему мы не можем прожить без воды, как можно экономить воду и что такое виртуальная вода. Оказывается, вода повсюду – это явный повод для того, чтобы познакомиться с ней поближе. Авторы предлагают предельно краткую и понятную форму подачи информации: в минимум текста умещается огромное количество самых разных сведений, а иллюстрации Венди Пандерс делают их изучение ярким и интересным. Книга, читать которую детей не придётся заставлять: хочется уж по крайней мере долистать до конца. А ещё это прекрасный источник сведений для подготовки сообщений и докладов по окружающему миру в начальной школе: тот случай, когда ребёнок не просто выполнит задание, но благодаря наглядному источнику информации и запомнит её на всю жизнь.
Светлана Шахвердова «Я иду искать в Москве», «Я иду искать в Санкт-Петербурге» (Альпина Дети)
Виммельбухи уже много лет популярны во всём мире. Это книги, состоящие в основном из одних картинок с редкими подписями. Казалось бы, развлечение для совсем маленьких детей? На самом деле, не только. Это прекрасный тренажёр для внимания и концентрации, а ещё он помогает формулировать мысли и учит рассказывать истории. Если малыши просто смотрят на яркие картинки и находят на них что-то знакомое или интересное, то дети старшего дошкольного возраста уже могут прослеживать развитие линий тех или иных сквозных персонажей книги, а младшеклассники – узнавать о достопримечательностях Москвы и Петербурга, сведения из их истории, а также сопоставлять образы и ситуации из реальной жизни с теми, что изображены на страницах виммельбуха. Яркое и увлекательное краеведение для самых маленьких.
Лаура Гальего «Монстры Акслин. Хранители Цитадели» (Wbooks)
Первая книга трилогии испанской писательницы о борьбе людей с монстрами. Жители анклава, в котором живёт девочка Акслин, вынуждены скрываться и защищаться от монстров каждый день. Чудовища нападают на детей и взрослых, население анклава стремительно сокращается. И так происходит со всеми соседними поселениями – об этом люди узнают от кочующих торговцев, которые выбирают для себя прибыльную, но смертельно опасную жизнь. Акслин умеет читать и писать, поэтому становится писарем – поначалу она ведёт хронику анклава, но потом понимает, что её миссия гораздо важнее: ей нужно составить книгу монстров с информацией о том, как бороться со скакунами, зубастиками, длиннопалыми, корявыми, шипастыми, костлявцами, упырями и многими другими.
«Хранители Цитадели» – не просто остросюжетное фэнтези, не только детально прописанный мир, но и роман воспитания с элементами триллера. Это роман о человеческом предназначении, о служении людям и выборе собственной судьбы.
Анна Вольтц «Эви, Ник и я» (Поляндрия)
Ещё одна типичная повесть об одном лете, которое становится самым лучшим летом для троих ребят – застенчивой Флоры, популярного в школе и общительного Ника и избалованной, но в то же время парадоксальным образом обделённой вниманием Эви. Они знакомятся на свадьбе тёти Флоры, и поначалу остаются совсем не в восторге друг от друга. Но совместные приключения не могут не сблизить, особенно, если попытаться понять и принять другого человека таким, какой он есть, а не таким, каким ты бы хотел его видеть. Анна Вольтц поднимает не новую, но не теряющую актуальности тему отцов и детей: что такое семья, может ли кто-нибудь заменить умершую маму, можно ли позволить папе быть счастливым и как от этого не стать несчастной самой. Дети придумывают себе настоящее приключение, когда сперва присваивают себе соседскую курицу-наседку, а потом добывают для неё яйца. Это повесть, показывающая взросление ребят, развитие их характеров – и их дружбы. Всё, что нужно для отличной детской книжки.
Натали Сомерс «Амнезия. Дневник потерявшего память» (КомпасГид)
«Доверяя» повествование своему герою, Натали Сомерс использует приём максимально ненадёжного рассказчика – дневник по совету врача ведёт пятнадцатилетний Ромен, у которого после несчастного случая диагностирована амнензия. Он помнит большой объём общей информации, но абсолютно ничего – о себе самом и том, что важно ему лично. Своей внешности, своих родителей, одноклассников, даже сюжет любимой книги «Граф Монте-Кристо» – и тот вытеснен из сознания. Мальчику предстоит разобраться не только в том, кто друг, а кто враг, но и заново выстроить себя как личность. Теперь он чувствует себя клоном из научной фантастики, который прекрасно умеет жить в обществе, но лишён собственной личности. И в отличие от узника замка Иф, сбежать из своей тюрьмы он не может. Эпиграф Жан-Поля Сартра: «Свобода – это то, что я сам сделал из того, что сделали из меня», – очень точно передаёт важную мысль книги. Мы люди социальные, и вне социума трудно представимые: у нас есть роль в семье, колледже, среди друзей, в социальных сетях. И перемена однажды полученной роли даётся очень трудно: но что будет, если получить возможность начать с чистого листа и посмотреть без предрассудков и изначальных установок прежде всего на себя самого, а заодно – на окружающих?
Ольга Замятина «Роман с читателем» (Стрекоза)
Повесть, ставшая лауреатом конкурса В. Крапивина, рассказывает о переживании подростком травмы. Рома и его родители перенесли огромное горе, в котором мальчик винит себя, и чувство вины мешает ему нормально жить дальше. Он всё сильнее замыкается в себе и всё резче говорит с окружающими. В его жизни две отдушины – лучший друг, с которым он может поговорить обо всём, и литература: Рома пишет фанфики к «Хроникам вампиров», пока таинственный Ано Ним в соцсети не советует ему попробовать писать что-то своё, оригинальное. Конечно, фокус с таинственным Ано Нимом читатель, в отличие от героя, раскусывает моментально, но в целом этот и несколько других не сработавших сюжетных крючков общего впечатления не портят. Цельная, добрая, психологически достоверная (хотя не без нескольких осечек, когда литературное страдает от перегиба с психологическим и драматическим) повесть о преодолении, принятии и выстраивании диалога с родителями, друзьями и учителями, которые в этом диалоге заинтересованы.
Мария Ботева «Новое чёрное пальто» (КомпасГид)
Сборник из пяти повестей журналистки и драматурга Марии Ботевой. Повести очень разные, но объединяет их глубокий психологизм и увлечённые и искренние герои-подростках. Первая – «Куплю черепаху» – о школьниках, которые ходят в археологический кружок. Им нравится история и учитель, который умеет видеть в них людей, личности, который умеет не просто рассказать положенный материал, а увлечь по-настоящему. Когда в класс приходит слегка странная новенькая, далеко не все принимают её с восторгом, но главная героиня, от лица которой и рассказана повесть, однажды почти случайно приглашает её после школы в гости, и вскоре узнаёт её тайну. Повесть «Костя Блюз» – это история не только о героях, но и о музыке. Она – одно из главных действующих лиц здесь. Главная героиня Хелен живёт с хиппующей мамой Джанис, а папа появляется в её жизни весьма нерегулярно: сначала он был в тюрьме, но и потом не очень тянет на идеального отца. А крёстный Костя Блюз в жизни девочки присутствует гораздо серьёзней и основательней. Если поколение родителей – это рок-н-ролл, то поколение нынешних подростков – это рэп. Явления разные, практически не пересекающиеся, как и миры отцов и детей. Костя Блюз становится тем самым мостиком, по которому возможна переправа от одних к другим. Тот же конфликт отцов и детей в основе ещё одной повести – «Новое чёрное пальто». Это пальто, не подошедшее маме и подаренное дочери – яркий символ непонимания, подросткового протеста, невозможности выглянуть за рамки собственного мира в мир другого.
Не менее остросоциальны и художественны и остальные повести сборника – «Где правда?» и «Серебряная Америка». Проза Марии Ботевой – пример абсолютно внепоколенческой литературы, которая равно близка и понятна и детям, и взрослым.
Истории о путешествиях во времени
Снежана Каримова «Приплывший дом» (КомпасГид)
История легендарной Мологи, находившейся в тридцати километрах от Рыбинска и затопленной Рыбинским водохранилищем в первой половине 1940-х годов. Целый город, с монастырями, улицами, зданиями, ушёл под воду и стал называться русской Атлантидой.
История затопления города – очень живая и драматичная – прекрасный материал для книги, и автор придумала прекрасный ход с путешествием во времени: десятиклассница Дарина, собирающаяся поступать на исторический факультет, попадает в прошлое, и на её глазах происходит и история города, и история семьи. Вопрос о том, стоит ли технический прогресс целого города с памятниками культуры и плодородными землями, в книге показан и глазами вынужденных переселенцев, и глазами наших современников. В том, что касается работы с историческим материалом, автор несомненно преуспела: и тема интересная сама по себе, и повёрнута так, что не только подросткам, но и взрослым интересно. А вот к психологии и речевым характеристикам героев есть некоторые вопросы: не всегда персонажи реагируют на те или иные реплики и события адекватно своему времени и возрасту. Впрочем, интересной историей это компенсируется сполна.
Виктория Ледерман «Календарь ма(й)а» (КомпасГид)
Новое издание популярной детской повести в кинооформлении. Дебютная книга Виктории Ледерман получила специальный приз конкурса имени В.Крапивина, стала бестселлером, была переведена на 6 языков и легла в основу одноимённого фильма. Школьники во время экскурсии на археологические раскопки пишут на древней стене дату поездки – 23 мая – и случайно запускают тем самым машину времени: теперь для них троих время течёт вспять. Они заново проживают все уже прожитые дни, но в обратной последовательности. Теперь, несмотря на всю взаимную неприязнь, у них есть общая цель, а потому действовать придётся сообща. Задача перед ними весьма небанальная: детям нужно стереть надпись, которой теперь – в прошлом – ещё не существует, потому что появилась она в удаляющемся с каждым днём будущем. Ледерман написала прекрасную приключенческую повесть о приключениях и загадках, о дружбе, которая рождается несмотря на все противоречия, о взрослении и способности отвечать за свои поступки. Ну и конечно, о том, что в прошлом при случае лучше ничего не менять, как бы порой ни хотелось. Улучшить не факт, что удастся, а вот испортишь что-нибудь почти наверняка.
Яна Ткачёва «Боги как люди. Круги на воде» (КомпасГид)
Славянское этнофентези прочно закрепилось на книжном рынке, и первая часть дилогии Яны Ткачёвой работает в этом же жанре. Это обращение к культурному коду, который во всех нас где-то очень глубоко присутствует, но порой хорошо спрятан за многовековыми наслоениями. Однако популярность жанра говорит о том, что эти внутренние археологические раскопки вызывают живой отклик читателей. Этот роман построен на двойном столкновении миров: реального и фэнтезийного – с одной стороны, а также человеческого (бытового) и надмирного, где обитают и вершат судьбы людей славянские боги, – с другой. Тысячелетнее соперничество Перуна и Велеса затрагивает все миры и рождает новые и новые противостояния. Автор намеренно сближает две этих вселенных, показывая богов с человеческой точки зрения, как бы спуская их на землю и объясняя их поступки с точки зрения психологии. Яна Ткачёва подходит к мифотворчеству серьёзно и ответственно, демонстрируя прекрасное владение материалом и культурологический бэкграунд. Таким образом, мир литературного произведения в понимании исследователя Валентина Хализева, как воссозданная в нём предметность посредством речи и вымысла, безусловно удался.
Софи Кёртли «Дикий путь домой» (Поляндрия)
В жизни Чарли должны случиться сразу несколько долгожданных событий. Завтра ей исполнится двенадцать. Возможно, ей подарят, наконец, смартфон. А ещё у неё вот-вот должен родиться братик. И он рождается за несколько минут до полуночи – до дня рождения Чарли. Только все эти радостные события разом омрачаются – всего одним плохим, очень тревожным. Испытывая целый букет сложных, неведомых доселе чувств, в котором и ревность, и страх, и тревога, девочка бежит в лес – постоянное место её игр с друзьями, где случайно спасает странного мальчика и обнаруживает себя в прошлом. Теперь у настороженных, ничего не понимающих детей есть цель: им нужно пройти длинный и дикий путь: Чарли – чтобы вернуться домой, в своё время и к своей семье, а Олли – чтобы найти младшую сестрёнку, такую же крошечную, как новорожденный брат Чарли. Дети, встретившиеся как враги, постепенно становятся друзьями, несмотря на всю разность их жизней и культурных кодов. Эта книга о том, как общечеловеческое, гуманистическое побеждает социальные предрассудки, о том, как очень разные люди учатся говорить на языке доброты и взаимопомощи. А ещё о том, что трудности и опасности помогают человеку понять очень важные вещи и научиться ценить и беречь то, что у него есть. Беречь.
Росс Уэлфорд «Путешествие во времени с хомяком» (Wbooks)
Росс Уэлфорд «Тысячелетний мальчик» (Wbooks)
Сразу две книги восходящей звезды подростковой научной фантастики – англичанина Росса Уэлфорда. В первой из них в день своего двенадцатилетия Ал (названный в честь Альберта Эйнштейна) получает письмо от своего отца, который умер четыре года назад. В письме содержится подробная инструкция, как отправиться в прошлое, в 1984 год, и предотвратить его гибель. Перед нами книга, в которой есть всё необходимое, чтобы полюбиться и детям, и взрослым: тонкий юмор, фантастическое допущение, основанное на научных фактах и теориях, живые и располагающие герои (один дедушка Байрон чего стоит), захватывающие приключения, индийские мотивы – и даже хомяк. При всей лёгкости и увлекательности романа в нём поднимаются психологические и остросоциальные проблемы – взаимоотношения с отчимом и сводной сестрой, переживание утраты папы, школьный буллинг и многие другие. Уэлфорду уже в дебютном романе удалось найти идеальный баланс всех этих компонентов и выстроить цельную и запоминающуюся историю, где художественный сюжет прекрасно сосуществует с научными данными.
«Тысячелетний мальчик» – история абсолютно художественная, в ней фантастическое допущение уже гораздо менее научно: одиннадцатилетний Альфи Монк, его мама и их кошка благодаря жемчужинам жизни живут уже тысячу лет. Плюсы такой долгой жизни, застывшей в расцвете жизненных сил, понятны, но минусов оказывается гораздо больше. Чтобы не вызывать подозрений в стремительно развивающемся мире, они вынуждены регулярно переезжать и почти ни с кем не контактировать без необходимости: люди рано или поздно замечают, что мальчик не растёт, а женщина не стареет. Бесконечное детство – звучит прекрасно, но и здесь есть подводные камни: грустно наблюдать, как взрослеют твои друзья, как меняются их интересы, а ты вынужден в очередной раз срываться с места. Поэтому когда в жизни Альфи случается трагедия и он остаётся один, ему предстоит длинный путь и нелёгкий выбор – остаться бессмертным или обрести новую семью и друзей, но стать обычным человеком.
Опубликовано в Юность №8, 2022