Тамара Верёвкина. ЭТЮДЫ ПАМЯТИ

В далёком военном 1941 году из Москвы в Башкирию была эвакуирована детская художественная школа при Институте живописи им. В. И. Сурикова.
Многие из учеников школы впоследствии стали известными художниками, которые на всю жизнь сохранили в памяти затерявшееся в предгорьях Южного Урала село Воскресенское.
Талантливые дети прибыли в село Воскресенское в три этапа – в июле, августе и сентябре. Директор школы Н. А. Каренберг, спасая детей от голода, бомбёжек, сохранял не только их жизни, но и их талант, будущее поколение художников, целый пласт отечественного изобразительного искусства. В каждом из юных учеников был заложен огромный творческий потенциал. Дети и педагоги, не веря, что вой на продлится долго, приехали в село Воскресенское на летний пленэр легко одетыми, с холстами и красками, творческими планами и надеждой скоро вернуться в Москву, в стены родной школы, к родителям…
Ехали на поезде в теплушках, пережили по дороге и авианалёты, и голод.
Но юных художников волновало лишь то, что они не могут воевать с оружием в руках, участвовать в боях. «Не тем мы занимаемся и не туда, куда надо бы, едем», – говорил своему однокласснику Гелию Коржеву Моня Миркин. Через два года, когда ему исполнится 18 лет и школа вернется из эвакуации, Миркин запишется добровольцем на фронт и погибнет в бою за освобождение Венгрии.
Этот «пленэр» продлился два года и остался в их памяти как время, подарившее и незабываемый опыт, и новые впечатления, и заряд вдохновения. Будут вспоминать они и удивительную природу этого края, и своих учителей, и работу в колхозе, и трудную, по-военному полуголодную, но самостоятельную жизнь, когда в простых крестьянских лаптях по несколько часов летом и зимой, под открытым небом писали жителей и пейзажи Воскресенского.
«Полупогребённое под снегом село.
А на улицах села – фигурки кое-как одетых ребят и девчонок с этюдниками. Голодных, замёрзших, яростно спорящих о только что сделанных набросках», – напишет о том времени Илья Симанчук в своей книге «У тех Синих Венцов…»
Поколение оптимистов, тружеников и замечательных художников. Среди этой творческой молодежи были Гелий Коржев, Клара Власова, Петр Оссовский, Андрей Марц, Виктор Иванов, Борис Немечек, Владимир Стожаров, Олег Буткевич, Алексей Ткачёв, братья Тутуновы, Руслан Кобозев, Валентин Пурыгин, Иван Архипов, Виктор Бабицын, в будущем известные художники у нас в стране и за рубежом.
Яркие впечатления эвакуированных детей отобразились в удивительных картинах, где есть и щемящее чувство Родины, и детская наблюдательность, и несомненный талант. Пронзительно глубоки краски полотен, созданных по мотивам воспоминаний о времени, проведенном в Воскресенском.
Зима в предгорьях Урала оказалась суровой. Но хуже всего было то, что кончились запасы картона и бумаги, холстов и красок. Выход из этой ситуации искали все. Виктор Иванов, ныне действительный член Российской академии художеств, чей «Автопортрет» приобрела знаменитая галерея Уффици, в сельском общежитии затачивал гусиные перья, чтобы рисовать тушью.
Пробовали писать, разбавляя краски стащенной из медпункта касторкой, но она, проклятая, напрочь отказывалась сохнуть. Экспериментировали с «клопомором»: вышло сносно, но потом этюды почернели. На холсты шли распоротые и натянутые на рамы мешки. Их тоже надо было чем-то грунтовать. Не было холстов – приспособились к местной продукции. В годы войны в здании бывшего Воскресенского завода работала небольшая мебельная фабрика, выпускавшая мебель, лыжи для фронта, ящики для снарядов, деревянные детали для самолетов и коричневый ноздреватый картон из соломы и прессованных опилок. Его-то и научились грунтовать под масло. Как реликвии хранят сегодня в частных коллекциях московские художники свои старые работы, выполненные на этом картоне.
Есть они и в коллекции Воскресенской картинной галереи, созданной по инициативе художников-воскресенцев в знак благодарности за человеческую доброту, проявленную в годы Великой Отечественной войны. Задумка сказать таким образом «спасибо» жителям села, которые приютили юных художников, появилась у Виктора Бабицына и Руслана Кобозева, побывавших много лет спустя в селе Воскресенское. И в 1971 году картинная галерея была открыта. Первые работы, положившие начало художественного собрания сельской галереи – картины, подаренные Н. А. Сапожниковой, К. Ф. Власовой, В. А. Бабицыным, Т. А. Осиповой, О. В. Буткевичем и другими мастерами.
Жизнь художественной школы не ограничивалась учебным процессом. Юные художники и их педагоги осуществляли активную выставочную деятельность. Два года жизни и творческой работы школы в эвакуации в Башкирии нашли отражение в организованных выставках: в 1942 году в Уфе и в январе 1943 года в Москве в залах «Всехудожника».
К сожалению, многие работы тех лет были безвозвратно утрачены. «Точно не установлено, подорвался ли транспорт, следовавший из СССР к берегам Северной Америки, на мине или его торпедировала субмарина «волчьей стаи» гросс- адмирала Деница. Бортрадист стремительно погружавшегося в океанскую пучину судна успел лишь послать в эфир сигнал «SOS!» – пишет Виталий Меньшиков, выпускник московской художественной школы 1946 года.
Вместе с кораблем ко дну шёл уникальный груз: ящики с бережно упакованными работами юных воспитанников Московской средней художественной школы (МСХШ) при Институте живописи им. В. И. Сурикова, эвакуированных в уральское село Воскресенское, где они пробыли с июля 1941-го по май 1943-го. Их пейзажи и портреты жителей далекого русского села военной поры предназначались для вернисажа в США…
Загруженные на роковой рейс 100 лучших произведений учеников МСХШ, только вернувшихся в Москву из двухлетней эвакуации, были отобраны на выставке работ юных дарований, развернутой в том же 1943 году в залах Третьяковской галереи. Этот пронизанный дыханием Великой Отечественной вой ны московский вернисаж вызвал небывалый интерес столичной публики и представителей союзников по антигитлеровской коалиции. Валюта, вырученная от продажи иностранцам работ юных художников, была направлена на нужды фронта».
С сохранившимися работами современный зритель смог познакомится совсем недавно. XV юбилейный Открытый фестиваль искусств «Черешневый лес» устроил выставку «Искусство в эвакуации», которая открылась в апреле 2015 г. в Институте русского реалистического искусства. Здесь были представлены и работы художников «воскресенского» периода.
А в сентябре 2017 г. представители Художественного музея им. М. В. Нестерова торжественно открыли в Союзе художников России знаменательную для москвичей выставку «Адрес памяти – Воскресенское». Выставочная экспозиция вдохновила продюсера и режиссёра Анастасию Трубчевскую на создание документального фильма «Познавая цвет войны».
«Когда я познакомилась с историями юных художников, они поразили меня до глубины души. Насколько взрослыми были поступки и мысли этих детей. Их подвиг заслуживает не меньшего уважения, чем подвиг взрослых, и мы благодарны им за вклад в наше с вами будущее. Невероятно, что у нас есть возможность узнать эти истории из первых уст и поделиться с вами!», – сказала Анастасия Трубчевская, продюсер и режиссёр фильма.
Творческая группа взяла интервью у тех, кто ещё жив, – Клары Власовой, Виктора Иванова, Валентина Сидорова, братьев Ткачевых и др. Героям фильма уже более 90 лет. Это поколение уходит, и авторы посчитали важным, чтобы молодежь узнала о судьбах известных художников от них самих. Автор идеи и режиссёр Александра Костюлина, режиссёры – Игорь Коняев и Анастасия Трубчевская, ведущий – актер тетра и кино Кирилл Зайцев. Все работали бесплатно, за идею. Несколько дней съёмки велись и в селе Воскресенское Мелеузовского района. Приятно отметить, что съёмочная группа пригласила к участию в работе над фильмом и мелеузовского кинолюбителя Кирилла Трушина, экс-руководителя народной киностудии «Зёрнышко».
В залах Воскресенской картинной галереи экспонируются работы, подаренные художниками-воскресенцами.
Память о талантливых детях, эвакуированных в годы войны на мелеузовскую землю, жива. Дружба мелеузовцев с художниками-воскресенцами продолжается, и хочется надеяться, что фильм «Познавая цвет войны» будет продемонстрирован на киноэкранах нашей республики.

Опубликовано в Бельские просторы №4, 2020

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Верёвкина Тамара

Тамара Верёвкина родилась 22 ноября 1964 года в г. Мелеуз. Окончила Челябинский государственный институт культуры. Более 30 лет проработала в Мелеузовской библиотечной системе. В настоящее время – заведующая городской юношеской библиотекой №3 Мелеуза, член совета городского историко-краеведческого музея, представитель сектора по охране памятников истории при Мелеузовском районном обществе краеведов. Печаталась в местных и республиканских СМИ. В 2016 году – полуфиналист, в 2017 году – финалист Всероссийского литературного конкурса «Герои Великой Победы».

Регистрация

Сбросить пароль