Очерк к 95-летию «золотого голоса» Башкортостана
Поёт певец в колхозном клубе,
Поёт, освоившись едва,
И обжигают людям губы
Его горячие слова.
Роберт Паль (Отрывок из стихотворения,
посвященного Хусаину Мазитову)
Герой моего очерка – Хусаин Мазитов, человек удивительной судьбы. Выходец из рабочей семьи, он успел поработать помощником кочегара и шофёром, прежде чем взошёл на сцену Башкирского театра оперы и балета. Многие песни башкирских композиторов стали известны широкой публике именно в исполнении Хусаина Мазитова. Его творческая деятельность оставила яркий след в истории башкирской оперы. О нём написано множество статей, а в издательстве «Китап» вышла книга, посвящённая его жизни.
СЦЕНА 1.
ЗА РУЛЁМ ГРУЗОВИКА
Хусаин – четырнадцатилетний шофёр грузовика. Роста он невысокого, поэтому сидит на ящике. Над ним даже подшучивают: «Парень, не знаешь, где шофёр-то?» Во время войны работы много. Старший брат Гаяз ушёл на фронт. И Хусаин бы ушёл, да его не возьмут. Всё, что может – крутить баранку с утра до ночи. Чтобы не заснуть, Хусаин поёт. Ему вспоминается, как до войны вся семья собиралась за столом. Папа, Зилей-агай, брал в руки тальянку и затягивал народную песню. Мелодию подхватывала мама, Загира-ханум, а за ней и все гости.
Когда по радио передадут, что кончилась война, Хусаин отправится домой и ляжет спать. На душе впервые станет спокойно и радостно.
СЦЕНА 2.
ПЕРВЫЙ СПЕКТАКЛЬ
Хусаин впервые на спектакле. Изза спин впереди сидящих он пытается разглядеть сцену. На ней – красивые люди в ярких костюмах. Хусаин не может оторвать от них глаз. Он следит за каждым движением, вглядывается в лица актёров, вслушивается в каждую реплику. Ему и самому вдруг страшно захочется оказаться там, на сцене.
После спектакля Хусаин запишется в драмкружок при Ишимбайском доме культуры нефтяников, где будет заниматься под руководством опытного режиссёра – Гарифа Гумерова. Однажды их самодеятельный театр даже поедет выступать в Уфу и завоюет первое место в конкурсе. В качестве приза Хусаину достанется шевиотовый отрез на костюм. А в 1948 году на смотр художественной самодеятельности приедет комиссия из Москвы, чтобы отобрать самых талантливых ребят. В числе счастливчиков окажется Хусаин
СЦЕНА 3.
ДЕВУШКА БЕЗ АДРЕСА
Взволнованный Хусаин садится в поезд. Он отправляется в самое удивительное путешествие в своей жизни. Мама страшно им гордится, всем рассказывает: «Наш Хусаин будет учиться в Москве!»
В вагоне Хусаин знакомится с девушкой по имени Алифа – она тоже едет в столицу, поступать в экономический. Они пообещают друг другу, что ещё встретятся. Так всё и случится. Хусаин, как Пашка Гусаров, герой фильма «Девушка без адреса», разыщет Алифу в огромном городе, и она станет его женой.
СЦЕНА 4.
БАШЛАНГАН ЭШНЕ ТАШЛАМА
Хусаин сидит за пианино и подписывает карандашом каждую ноту. Пока ищет на клавишах «си», теряется нота «ре». Чтобы разобрать одну партию, приходится потратить несколько часов. От аккордов и сольфеджио голова кругом. Иногда Хусаину хочется плакать. Ему кажется, что он никогда не выучит нотную грамоту. Перед сном пишет матери письмо о шумной и большой Москве (совсем не похожей на родной Ишимбай) и о том, как ему хочется вернуться домой. Ответ мамы оказывается неутешительным: «Былмас, башланган эшне ташлама». Отчаявшийся Хусаин рассказывает о своих тревогах педагогу по вокалу Елене Васильевне Кузьминой. Та только сурово скажет: «Трус никогда не сможет быть певцом».
Хусаин окончит консерваторию с красным дипломом. На защите дипломной работы председатель комиссии Иван Петров скажет: «Вы рождены для оперы!» Хусаину предложат остаться в Москве. Но он отказывает, понимая, что тогда ему придется довольствоваться лишь ролями второго плана. Молодой артист видит себя на сцене башкирского театра.
СЦЕНА 5.
НА ПОДМОСТКАХ
БАШКИРСКОГО ТЕАТРА
Хусаин с успехом проходит прослушивание в Башкирский театр оперы и балета. Он начинает с небольших оперных партий. Как пишет Альда Валеева в книге «Добрый свет. Хусаин Мазитов на сцене и в жизни», 50-е годы – время рассвета театра. Главными дирижёрами тогда были Исай Альтерман и Нариман Сабитов, а режиссёром – Ефим Бриль. Больше всего Хусаин Мазитов рад работать с концертмейстером Елизаветой Крыловой. В детстве он слышал её концерты по радио и даже и представить не мог, что когда-нибудь именно она будет ему аккомпанировать.
Вскоре Хусаин Мазитов будет исполнять почти весь репертуар лирического баритона. Его лучшие партии: Роберт в «Иоланте» Чайковского, князь Жермон в «Травиате» Верди, Сильвио в «Паяцах» Леонкавалло. На сцене Хусаин Мазитов живой и непосредственный. Самая яркая его роль – Фигаро в «Севильском цирюльнике» Россини.
В репертуар Хусаина Мазитова входят национальные произведения. Он принимает участие в опере Загира Исмагилова «Салават Юлаев», сыграв там сподвижника Пугачёва и Салавата, крестьянина Ивана Багрова. Особенно зрителям полюбится его роль Курамши в «Современниках» Хусаина Ахметова.
Иногда Хусаину Зилеевичу поручают сразу несколько партий в одной опере. Все знают, что лучше него никто не справится. Так, в опере Мейтуса «Молодая гвардия» он играет одновременно Олега Кошевого и Стаховича. Энергии певца хватает и на общественную работу. Пять лет он занимает должность секретаря комсомольской организации, потом девять лет возглавляет партбюро театра, параллельно занимается организацией концертов. Коллеги знают, что на певца всегда можно положиться.
СЦЕНА 6. ПЕСНЯ ШОФЁРА
В доме Мазитовых царит творческая атмосфера. За столом сидят композиторы Хусаин Ахметов, Нариман Сабитов. За роялем – Рафик Сальманов. Он готов представить гостям «Песню шофёра», которую вместе с поэтом Рами Гариповым написал для друга. Эта песня станет для Хусаина Зилеевича одной из любимых.
Хусаин Мазитов ценит творчество друзей. Именно в его исполнении песни башкирских композиторов приобретают свою популярность.
В 1978 году Хусаина Мазитова приглашают в Башкирскую государственную филармонию. Его известность растёт. В репертуаре певца уже свыше 300 песен. С большим удовольствием он поёт романсы русских и зарубежных композиторов, народный фольклор (песни «Гайса», «Мал», «Ханака», «Ерян-кашка»).
Певец выступает не только в городах и сёлах республики, но и выезжает на гастроли за рубеж – в Монголию, Узбекистан, Германию, Венгрию и Финляндию. Во время гастролей он думает только о семье – жене и любимой дочке. Из каждого города он пишет семье нежные письма.
СЦЕНА 7. ДОЧКА
Отец и дочь идут по залитому солнцем полю подсолнухов.
– Хочется подсолнух, – упрашивает дочка.
Папа срывает для неё один цветок – самый большой и солнечный. На повороте их встречают суровые охранники. Они требуют штраф за сорванный цветок.
– Да как же я дочке мог отказать? – с улыбкой объясняется отец.
Девочка смотрит на папу как заворожённая. В этот момент он сам кажется каким-то невероятным существом, сотканным из солнца и подсолнухов. Она видит, как охранники и сами поддаются отцовским чарам, добреют на глазах, шутят и в конце концов их отпускают.
«Мне всегда казалось, что папа у меня идеальный. Он нас с мамой всегда очень опекал. И я им очень гордилась», – рассказывает о Хусаине Зилеевиче его дочь Гузель Мазитова. – «У отца был необыкновенный тембр. Сейчас таких голосов, такого проникновенного пения, наверное, и нет почти. Он любил песни балладного плана, философские, чтобы за душу брало, чтобы заставляло мыслить. Я поэтому не люблю слушать радио. В современных песнях нет такой глубины».
Свою жизнь Гузель, как и отец, связала с музыкой. С ранних лет Хусаин Зилеевич обучал её игре на фортепиано. Вместе с мамой Гузель была самой преданной поклонницей творчества отца.
Несколько раз дочь аккомпанировала отцу на телевидении, а он в свою очередь пел на её госэкзамене в Уфимском институте искусств. Сейчас Гузель Мазитова работает учителем в детской музыкальной школе.
СЦЕНА 8.
ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ
В 1988 году Хусаин Мазитов записывает пластинку на студии грамзаписи «Мелодия». «А ведь это моя лебединая песня», – скажет он своему коллеге Сергею Тюфякову после записи.
К тому времени как пластинка выйдет, станет известно, что певец тяжело болен. Внутренняя мощь не позволит ему унывать. Он продолжает свою деятельность: организует юбилеи и вечера, участвует в благотворительных концертах, лишь бы только петь – так он влюблён в своё дело.
Когда запись появится в продаже, Хусаин Зилеевич будет лежать в больнице. Несколько пластинок он подарит медсёстрам и врачам.
3 ноября 1989 года дочь Хусаина Мазитова поедет на работу с тревожным предчувствием на душе. В голове будет звучать пьеса Шумана «Последняя утрата». Гузель посмотрит в окно, но вместо привычных городских пейзажей перед глазами сами по себе возникнут ноты. В этот день Хусаина Мазитова не станет.
Опубликовано в Бельские просторы №4, 2023