К 75-летию Наиля Гаитбаева
Наил Гаитбай (Наиль Асхатович Гаитбаев) родился 20 июня 1948 года в Баймаке. После окончания в 1966 году средней школы работал электрослесарем на Сибайском элеваторе, затем поступил учиться в Магнитогорский горно-металлургический институт. С 1972-го работал старшим мастером-инженером, конструктором на Киселевском машиностроительном заводе Кемеровской области. В 1976–1981 гг. трудился старшим механиком и инженером Сибайского медно-серного комбината. В 1983 году окончил Высшие литературные курсы при Союзе писателей СССР, в 1987 году – Высшие театральные курсы при Государственном институте театрального искусства. В 1988–1990 годах работал литературным консультантом в Союзе писателей Башкирской АССР. С 1992 по 1998 год являлся заместителем министра культуры Республики Башкортостан. В 1994–2010 годах работал главным редактором журнала «Тамаша», в 2000–2007 годах – генеральным директором Национального литературного музея Республики Башкортостан. С 2014 по 2016 год был председателем правления Союза писателей республики. Ныне находится на заслуженном отдыхе, но продолжает активную творческую деятельность.
Современную башкирскую прозу, драматургию и детскую литературу невозможно представить без увлекательных и оригинальных рассказов, повестей, романов, пьес, драм и комедий Наиля Гаитбая. Они уже долгие годы популярны среди читателей. Литературным творчеством Н. Гаитбай стал увлекаться в годы работы в Киселевске. Его повести «Альфия», «Сезон золотых дождей», «Живая капля», «Сердце и сталь» начиная с 1976 года публикуются на страницах журнала «Агидель». Они были тепло восприняты читателями и стали популярными. В 1979 году повесть «Сезон золотых дождей» увидела свет в виде отдельной книги. Позднее его прозаические произведения вошли в книги на башкирском языке «Желтые окна» (1981), «Буран» (1983), «Дороги убегают за горизонт» (1985), «Найди свою цель» (1987), «Черный ящик» (1990), «Капкан» (1993), «Гонка» (1994) и в сборники на русском языке – «Светят окна в ночи» (1988), «О чем говорят трупы» (1992), «Инопланетянка» (1988). Пьесы, драмы и комедии писателя увидели свет в книгах «О, ужас!» (1996), «Как рождается пьеса?» (1997), «Приехали девушки в село» (2001), «Дороги обрываются на берегу» (2003), «Белые ночи» (2008), а также в двух томах избранных произведений. К настоящему времени у писателя издано более 25 книг, многие его пьесы инсценированы в театрах не только Башкортостана, но и других регионов России, а также за рубежом.
Как было сказано, Н. Гаитбай начал свой творческий путь в качестве прозаика. Увидевшая свет в 1976 году на страницах 3-го номера журнала «Агидель» повесть «Альфия» несколько отличается от типичных произведений того времени. В ней нет темы производства, описания человека в тесной связи с его трудовой деятельностью и трудовым коллективом, всего того, чего так жестко требовали официальная идеология и метод социалистического реализма. В центре повествования находится история одной любви, насыщенной глубокими психологическими переживаниями героев. К тому же главные герои не отказываются от «чуждого для советской молодежи» алкоголя.
Как пишет сам автор в мемуарах, названных «Осколки воспоминаний», в журнальном варианте произведения редакторы, не считаясь с волей автора, изменили концовку сюжета и сделали её счастливой[1]. Впрочем, в издании 1981 года Н. Гаитбай представил повесть в собственном варианте.
Литературная критика того времени, хотя в целом и одобрила данное произведение, назвала большим недостатком «игнорирование» автором законов развития социалистического общества и общественного трудового процесса. После этого по совету и требованиям многих писателей и литературных критиков Н. Гаитбай стал тесно связывать свои произведения с темой производства и коллективным трудом.
Вторая повесть писателя «Первый снег» написана в форме дневниковых записей молодого инженера, приступившего к работе после окончания института. В центре повествования – внутренние переживания главного героя, связанные с созданием доверительных отношений с простыми рабочими и руководством машиностроительного завода.
Повесть «Буран» (первоначальное название – «Прощание») также написана на производственную тему. Описываемые здесь события происходят на Сибайской горно-обогатительной фабрике. Произведение открывается сообщением о внезапном увольнении инженера Гумера Хабирова. Далее следуют воспоминания Гумера о детстве и юности, учебе в институте, его первой любви, первых днях работы на фабрике и о взаимоотношениях с начальством. С детства родители прививали ему такие человеческие качества, как ответственность, целеустремленность, принципиальность, честность и доброта, это проявляется в том, что еще в школьные годы он отказывается вступить в комсомол. А на фабрике – устаревшее оборудование, которое часто выходит из строя, несмотря на это все поставлено так, чтобы любой ценой выполнить спущенный сверху план. Подобное отношение к людям приводит к потере человечности среди руководства, и молодой инженер испытывает глубокий духовно-нравственный кризис, потому что искренне борется с таким положением дел, но не всегда выходит победителем.
В повести общение с карьеристами Сафоновым и Иреком, взаимоотношения с красавицами Зифой и Ямилей тесно переплетены со сложными и противоречивыми переживаниями главного героя. Умение молодого писателя построить острый и напряженный сюжет первым отметил известный прозаик Ф. Исангулов, который писал, что в данном произведении конфликт обострен до предела, и нравственное противоречие между очковтирательством и честностью автором выведено на первый план во всей своей остроте и напряженности, даже на уровне трагедии[2]. Ф. Исангулов назвал повесть «Буран» показателем ощутимого роста творческого мастерства молодого соратника по перу.
Так называемая «производственная тема» имеет место и в романе «Гонка», вышедшем в 1994 году отдельной книгой. Соответственно требованиям жанра в данном произведении параллельно представлено несколько сюжетных линий, и события развиваются сравнительно в широком плане. Главный механик комбината Бакыртау Лукманов, механик Нуриман Саляхов, молодой слесарь Халил, его отец Усмангали и любимая девушка Рамиля, бригадир слесарей Ильгам Ахмадуллин, его жена, работающая в Уфимском главном управлении, красавица Гульназ, – все они играют определенную роль в раскрытии идейно-тематического содержания романа. У каждого из них своя натура, свой характер, если кто-то из них всю жизнь стремится к справедливости и объективности, то другие ради достижения своей корыстной цели готовы даже на гнусные поступки, у третьих душа покрыта, как покрывалом, чувством безразличия ко всему происходящему. Сложные и противоречивые взаимоотношения людей на производстве, на отдыхе и в семье доведены до уровня сложнейших эмоционально-психологических коллизий. Скажем, Лукманов ради выполнения поступивших сверху указаний готов идти на любые поступки, вплоть до преступления, Саляхов своим сумасбродством демонстрирует жестокость и бесчеловечность в отношении подчиненных. Ильгам Ахмадуллин – их полная противоположность: ему характерны такие качества, как доброта, человечность, отзывчивость. У Ильгама, увлеченного мечтами и романтикой, не совсем удалась личная жизнь: из-за чрезмерной придирчивости жены он вынужден оставить семью и переехать в общежитие. Позднее на своем пути он встречает Гульназ и, казалось бы, снова находит свою любовь. Однако из-за своего мягкого характера и неумения сочетать работу и личную жизнь опять остается в одиночестве. Надо сказать, этот герой в какой-то степени напоминает и самого автора.
Таким образом, в романе обрисовано несколько типов людей из современного общества. Сталкивая их взгляды на жизнь и труд, автор заставляет читателя задуматься о том, чья же жизненная позиция верна: «Ведь человек живет-поживает и умирает, и только в душах людей оставляет след. Этот след – вторая, духовная жизнь каждого… А может, это главная жизнь, главный мир человека? Может, только за это мы страдаем, ошибаемся, горюем и радуемся?»
Роман написан сочным, богатым, образным языком. Монологи и диалоги героев и персонажей очаровывают своими богатыми народно-разговорными элементами и разнообразием как в калейдоскопе.
Простой народно-разговорный язык характерен также персонажам отдельных рассказов Н. Гаитбая. В этом аспекте привлекают внимание рассказы «Жизнь» и «Поживем еще». Остаются в памяти их главные герои с меткими и остроумными речами (старик Шугаип, старухи Зейнап и Халима), в их монологах и диалогах наблюдаются глубокие философские размышления о жизни, бытии и назначении человека в этом мире. Если в рассказе «Жизнь» весьма поучительным является образ Гайзуллы, который в годы войны, скрываясь, избегал призыва в армию и затем всю жизнь провел в отчуждении от односельчан, то в произведении «Поживем еще» вызывает восхищение старуха Халима, нашедшая в себе силы перебороть тяжелую болезнь ради своих внуков, родители которых погибли в автокатастрофе.
Следует отметить, что в рассказах Н. Гаитбая, в отличие от его вышеупомянутого романа и многих повестей, нет темы коллективного труда и производства. В центре их повествования стоит образ простого человека, нашего современника. Образно отображая судьбы людей, их сложные взаимоотношения, любовь и ненависть, чистоту души и коварство, верность и предательство, автор поднимает важные морально-этические проблемы современности.
Писателя волнуют и судьбы тех молодых девушек, которые в поисках лучшей жизни уезжают в города и не могут найти семейного счастья («Течет река»), и судьбы детей из неблагополучных семей («Желтые окна»), и горечь от бесцельно прожитой жизни («Вот и пролетело лето», «Возвращение», «Степь»), и бессердечность некоторых городских жителей («В городе»), и быстротечность любовных страстей («Туман», «Пасмурные дни осени», «У Белого брода»).
В этих в большинстве своем обращенных к молодежи рассказах утверждается величие таких человеческих качеств, как доброта и благодеяние. Особенно характерно произведение «Дом на склоне горы». Его главная героиня – фельдшер Раушания, несмотря на то что приехала работать в чужое для нее село, за короткое время становится уважаемым и близким человеком для сельчан, ибо лечит людей не только таблетками и уколами, но и добрым словом, своей отзывчивостью. Образы Салавата и Хакима-бабая из рассказа «Спутники» также запоминаются своей человечностью. Они не оставляют шофера Гайнуллу одного с забуксовавшей машиной на дороге, как остальные пассажиры, а все тяготы и трудности переносят вместе с ним.
Н. Гаитбаевым написаны также рассказы, предназначенные детям и подросткам. Из них наиболее удачным можно назвать произведение «Белый дождь». Повествование ведется от имени лирического героя-подростка. На первый взгляд, в рассказе нет ни напряженного сюжета, ни острого конфликта. Деревенские мальчики вслед за Ахметом-агаем идут на рыбалку. Неожиданно начинается проливной дождь, и мальчики вынуждены прятаться в палатке. Тем временем Ахмет-агай уходит косить сено для своей одноклассницы Зухры, тяжелобольная мать которой лежит в больнице. Главный герой и его друг Гали, несмотря на дождь, приходят к нему на помощь, скоро со своими косами появляются и одноклассники Ахмета… Как видно, и в этом рассказе, построенном на эмоциях и размышлениях юного героя, доброта и человечность выведены на первый план.
Повесть писателя «Последняя игра» как по содержанию, так и по структуре является наиболее удачной. Сюжет ее весьма увлекательный и напряженный. Судьба главного героя Айрата непростая: его родители развелись, а отчим жесток и груб с ним. И мальчик тоскует по родному отцу, вынужденному покинуть семью. Единственное утешение для Айрата – игра в футбол. Со своим другом Азатом в составе сборной команды школы участвует в первенстве города. Приложив очень большие усилия, в финальной игре их команда выигрывает у соперников и награждается пятидневной путевкой в Уфу. А в столице живет отец Айрата, об этом он узнает от двоюродного брата отца – Хисаметдина…
Здесь автор как опытный психолог во всех тонкостях и реалиях обрисовывает сложные взаимоотношения между детьми и взрослыми, искренность душевных порывов юного героя, появление у него первой влюбленности. Футбольные баталии также описаны живо и в психологически мотивированной форме.
В свое время среди юных читателей особой популярностью пользовалась серия повестей Н. Гаитбая под названием «Черный ящик». Когда в 1988 году в газете «Пионер Башкортостана» увидела свет первая повесть из этой серии, многие читатели обратились с просьбой о продолжении, и автор написал повести «Прощание» и «На чужой планете». Однако они еще более усилили интерес детей к повествуемым событиям, и писатель, развивая продолжающийся сюжет и судьбы главных героев, создал еще три повести данной серии.
Хотя «Черный ящик» написан на тему фантастики, в отличие от многих «фантастических» повестей и романов конца 80-х – начала 90-х годов, данное произведение привлекало внимание читателей своей относительной простотой, сочетанием элементов реализма и художественного вымысла. К тому же в произведении в меру употреблены научно-технические термины и сравнительно мало участвуют «фантастические» герои и персонажи. Повествование, как и в детективных произведениях, начинается с интересного и странного явления – женщина-мать сообщает милиции, что неожиданно пропал ее 10-летний сын Хасан. Позднее выясняется, что вместе с Хасаном бесследно пропали еще 17 мальчиков. Несмотря на тщательные поиски, милиционеры не могут найти детей. Тогда юные Батыр и Хамит сами решаются разыскать их. К тому же неожиданно на башкирской земле появляется прилетевшая с чужой планеты девочка по имени Амиля… Таким образом, с первых строк повесть увлекает читателя в загадочный мир, полный приключений и открытий.
В повести тесно переплетены условность с реальностью, выдумка с действительностью. Если один из главных героев Батыр выделяется своим чувством справедливости и смелостью, то его друг Хамит очень часто бывает нерешительным и изворотливым. Благородная и милосердная Амиля, познакомившись в Сибае с этими подростками, решается всячески помочь им. А мальчиков заинтересовал находящийся внутри космического корабля странный черный ящик. Однако прилетевший с планеты Ур вместе с Амилей и ее отцом Лайоном старик Дукаш, при помощи своего дельца Баро, коварным образом пытается помешать им. Несмотря на все противодействия, подростки находят черный ящик и, открыв его, спасают похищенных детей. Позднее при помощи Амили Батыр попадает на планету Ур и, став свидетелем постоянной борьбы между добром и злом, возвращается на Землю с добрыми намерениями.
Сюжет и композиция произведения построены весьма удачно, повествуемые события развиваются стремительно, характеры главных героев раскрываются в полной мере. Привлекает внимание то, что, хотя повесть написана в период, когда в нашей стране вообще не было мобильных телефонов, герои и персонажи общаются между собой по сотовой связи, компьютеры и роботы производят постоянное наблюдение над землянами и ведут широкомасштабную войну против них. В этом плане автор в какой-то степени предсказал будущее.
Главными героями серии повестей «Черный ящик – 2» и «Схватка с ястребом» также выступают Батыр, Хамит и Амиля. В черном ящике, который может изменить даже время, они попадают то в прошлое, то в будущее, посещают планету Золо, где живут очень страшные звери. При помощи черного ящика молодые герои преследуют и летающие «тарелки», которые стали часто появляться над Сибаем. В последней повести события в основном происходят в Уфе и ее пригороде, они также окутаны приключениями. В конце повествования, распрощавшись с Батыром, Амиля возвращается на свою родную планету Ур.
Фантастика и вымысел присутствуют и в повести «Капкан». Однако здесь нет никаких инопланетян, летающих «тарелок» и черных ящиков. Все события происходят на Земле. Автор и в данном случае удачно применяет прием по мгновенному привлечению внимания читателя: повествование открывается с неожиданного сообщения следователю Кабиру вести о том, что Нагим, которого вчера только похоронили, оказывается, жив и здоров. Дальнейшие сложные, загадочные события и явления связаны с поисками и следственными действиями Кабира. Причина оживления смертных раскрывается лишь в самом конце повествования. Оказывается, все это проделки самого Нагима: он занимается чудными проблемами души и тела человека, проблемами пересадки души одного человека в тело другого. В конце, когда все это выясняется, он приходит к пониманию того, что природа не воспринимает такие эксперименты и обязательно наказывает тех, кто занимается подобными делами.
Это произведение также весьма увлекает и интригует читателя, однако недостаточность композиционной целостности привело к снижению некоторых художественно-эстетических качеств повести.
В последние годы к вниманию читателей писатель представил исторический роман «Бабич», написанный в честь 100-летия республики и 125-летия со дня рождения этого выдающегося башкирского поэта. Произведение состоит из пяти глав: «Состязание поэтов-импровизаторов», «Шакирд», «Суверенитет», «Башкиры мои, поднимайтесь на священную борьбу!» и «Проведи в борьбе свою короткую жизнь!». Увлекательно повествуется о событиях и эпизодах из жизни и деятельности поэта со времени его учебы в уфимском медресе «Галия» до самой гибели в ходе борьбы за автономию Башкортостана.
В первой главе события развиваются в казахской деревне Дусенбай, где по приглашению богача Быктымбая учительствует главный герой Шайхзада. Последний влюбляется в дочь богача Юмабике, молодая красавица отвечает взаимностью. Однако Быктымбай заявляет о своем намерении выдать свою дочь за большую сумму калыма тому, кто победит в поэтическом состязании (айтыше) акынов. Преодолев некоторые интриги и противодействия отдельных местных жителей, Шайхзада от имени своего казахского друга Юнуса выходит на айтыш с известным акыном Хаджибеком, который в свои 60 лет вознамерился в третий раз жениться на 16-летней красавице, и благодаря своему импровизаторскому таланту становится победителем состязания. Но Юмабика любит только Шайкульзаду, как она нежно именует своего учителя, и отказывается выйти замуж за Юнуса. После всех этих событий Шайхзада возвращается в Уфу для продолжения своей учебы.
Эта глава романа интересна не только своеобразием героев и увлекательностью сюжета, но и удачным включением в ткань повествования нескольких поэтических текстов. Если учесть то, что эти стилизованные в башкирские кубаиры и казахские улени тексты в сущности являются плодами творчества автора, остается лишь восхищаться стихотворному дарованию Наиля Гаитбая.
Повествуемые в последующих главах события и явления происходят в Уфе, Оренбурге, Троицке, Челябинске и в различных башкирских деревнях и селах, где в годы своей учебы в медресе «Галия» и борьбы за автономию Башкортостана побывал Ш. Бабич. Развивается несколько сюжетных линий. Все они тем или иным образом связаны с личной жизнью и общественно-политической деятельностью великого поэта. Автором весьма удачно созданы образы директора медресе «Галия» Зии Камали, лидера башкирского национально-освободительного движения Ахметзаки Валиди, выдающегося певца и композитора Газиза Альмухаметова, революционера и общественного деятеля Галимзяна Ибрагимова и других исторических личностей. Взаимоотношения поэта с одной стороны и красавиц Алмагуля и Юмабики с другой стороны вносят в содержание произведения глубоко эмоциональный лирический оттенок. Здесь также местами прозаический текст чередуется яркими поэтическими строками, которые взяты из литературного наследия самого Ш. Бабича.
Следует отметить, что при создании данного романа автор широко использовал не только стихотворения и поэмы Ш. Бабича, но и некоторые архивные материалы и труды ученых-историков. В произведении творческий вымысел и документальность тесно взаимосвязаны, образуя неразрывное художественное полотно.
Н. Гаитбай активно и плодотворно работает и в области драматургии. Как видно из воспоминаний писателя, над драматическими произведениями он начал работать еще в 1977 году. Первая драма, поставленная на сцене театра, называлась «Под проливным дождем». После этого остросюжетного произведения, которое заставило зрителя волноваться и задуматься о дружбе и подлости, верности и измене, доброте и коварстве, более двух десятков пьес драматурга были поставлены в театрах не только Башкортостана и Татарстана, но и всей России, даже некоторых зарубежных стран. В настоящее время Н. Гаитбай – автор более 50 пьес, написанных в жанрах драмы, комедии, трагедии и пьес-сказок для детей.
Обратим внимание на драму «Дороги обрываются на берегу», написанную в 1991 году. В ней все происходящие события связаны с членами одной семьи: Ашрафом, Салимой и Айратом, а также с их супругами Насимой, Рамазаном и невестой Зульхизой. Причиной возникшего между ними конфликта становится старинный родительский дом, расположенный на крутом берегу реки. Родные братья и сестра претендуют на отцовское наследие. Если живущие на стороне Ашраф и Салима мечтают продать дом, то отсидевший за несовершенный проступок Айрат хочет отремонтировать и жить в нем со своей будущей женой Зульхизой (и на это он имеет полное право, ибо по традиции отцовский дом остается младшему сыну). По этой причине между родными людьми возникает острое противоречие, конфликт еще более обостряется тем, что в него вступают вышеупомянутые супруги и невеста, связанные сложными любовными треугольниками. События в произведении заканчиваются трагически: в ходе этих скандалов и ссор Айрат погибает от руки своего родного брата, а отцовский дом внезапно рушится и обваливается в бурную реку…
«Дороги обрываются на берегу» – одно из лучших драматических произведений Н. Гаитбая. В нем нет ни одного лишнего героя и персонажа, нет лишних событий и эпизодов. Все они выполняют определенную идейно-психологическую нагрузку и способствуют раскрытию основного содержания драмы. К примеру, в драме, кроме старинного дома, имеется символический образ растущей возле него столетней ивы. Она также становится немым свидетелем и жертвой трагических событий. В течение многих лет ее глубокие корни не давали разрушиться крутому берегу и охраняли целостность фундамента дома. Когда семейный конфликт усиливается до предела и доходит до самой кульминации, словно предупреждая о грядущей катастрофе, ива вместе с домом с грохотом проваливается в пропасть.
Конфликт между героями драмы тесно переплетается с происходящими в их душах сложными эмоциональными переживаниями, посредством которых автор достигает неразрывного единства внешнего и внутреннего противоборства. Следует отметить и то, что образы отрицательных героев Ашрафа и Салимы с их сложным и противоречивым внутренним миром еще более усиливают эмоционально-психологическую составляющую произведения. Как верно отметил профессор З. А. Нургалин, в этой драме нашел отражение не только бытовой, семейный конфликт, в ней дается намек на широко распространенную в современном обществе моральную деградацию личности, на нарушение и отход от многовековых святых семейных традиций[3].
Внутрисемейные отношения занимают центральное место и в драме «Стол на четверых». В ней все события происходят в тесной связи с семейной трапезой, организованной супругами Ахатом и Асией вместе с дочерями Зилей и Розой. Жизненные коллизии, неразрывно связанные со сложными внутренними переживаниями и воспоминаниями главных героев и второстепенных персонажей (Дамир, Ирек), представлены в данном произведении в очень сжатом виде. В итоге семейное чаепитие, о котором мечтают все члены семьи, не состоится, так как у хозяйки дома абсолютно нет времени для семьи – она всей душой предана общественным делам и работе.
В драме повествуемые события и явления происходят в течение всего лишь двух часов, а сложные и противоречивые переживания героев развиваются последовательно, целостно и стремительно. Это, конечно, показатель творческого мастерства писателя. Произведение не только интригует и захватывает читателя, оно заставляет его глубоко задуматься о месте и роли матерей в семье, о материнском долге в современной суровой действительности.
Вообще освещение типичных явлений современности и духовно-нравственных проблем нынешнего общества через изображение истории отдельно взятой семьи часто наблюдается в пьесах Н. Гаитбая. Яркий пример тому такие драмы и комедии, как «Не плачь, красавица!», «Почему пропадают чувства?», «Сваха Джихан, или Как выйти замуж?», «У кого конь – у того задор», «Астагафирулла!», «Приехали девушки в село» и «Спрячь любовника в шкафу!». Кстати сказать, писатель обращается к разным жанровым формам комедии. В его творческом багаже имеются как обычные, традиционные комедии, так и сатирические комедии и трагикомедии, а некоторые произведения автор называет «грустной комедией» и «комедией-размышлением».
В своих комических произведениях автор очень уместно и удачно применяет прием неожиданности. В ходе развития сюжета пьесы, во время какого-то события или явления его герои внезапно меняются и предстают перед читателем и зрителем абсолютно другими людьми, вовсе не похожими на тех, к кому уже успели привыкнуть. Таким образом, резко меняется путь развития событий и усиливается увлекательность произведения. Основная интрига, разыгранная между героями и персонажами, загадочная проблема раскрывается лишь в самый последний момент.
Общеизвестно, что, если комедия нацелена только на смех и поднятие настроения у читателя и зрителя, какой бы она ни была интересной и увлекательной, она не сможет подняться до уровня явления в литературе и искусстве. Обычно сценическая жизнь таких пьес бывает очень короткой. В этом плане комедии Гаитбая отличаются своей многозначностью, наличием глубинного идейного смысла.
Комедия «У кого конь – у того задор» относится к разряду именно таких произведений. В ней читателю (зрителю) под комическими, неординарными событиями, связанными с тайной продажей любимого коня старика Кутлубая, иносказательно преподносится мысль о том, что для башкира конь – не обычное домашнее животное, а священное существо, его спутник жизни, его опора и надежда. Во все времена народ жил с конем, дорожил им и оберегал. Этим и объясняются душевные терзания главного героя, ведь он в пылу своих переживаний даже задумывается развестись со своей старухой Балбикой, с которой душа в душу провел свою долгую жизнь, и жениться на старушке-соседке Шамсебике.
Иносказательность и аллегоричность характерны и для комедии «Сваха Джихан, или Как выйти замуж?». В этой пьесе, построенной на увлекательных и комических ситуациях, подробно повествуется о попытке супругов Гильмана и Вазифы выдать замуж при помощи свахи Джихан своих дочерей Санию и Фанию. Сколько бы ни увлекали внезапные повороты событий, многочисленные интриги и приключения героев, разумный читатель обязательно обратит внимание на то, что все кандидаты в женихи и невесты в поисках счастья стремятся в Сибирь, ибо на родной земле, в Башкортостане, им не уготовлены подходящая работа и зарплата. Это очень важная социальная проблема.
В данном произведении привлекательно представлены диалоги и монологи героев. Их самобытная речь и острые реплики попадают точно в цель, делая образы яркими и неординарными. В этом плане особо выделяется сваха Джихан, которая своими остроумными высказываниями, нацеленными в конечном счете на добычу легких денег, не только придает ощутимое оживление сюжету комедии, но и способствует раскрытию образа.
В последние годы в башкирской драматургии ощутимо активизировался жанр трагикомедии. В этом определенная заслуга и Н. Гаитбая. Его произведения «Белые ночи, или Акмулла», «Новый башкир, или Что не хватает человеку?» написаны именно в этом жанре. Как видно из названий, первая из пьес посвящена прошлому, вернее, жизни и деятельности известного башкирского поэта-просветителя, вторая – проблемам современности.
Главный герой трагикомедии «Новый башкир, или Что не хватает человеку?» Самат, на первый взгляд, достиг всего в своей жизни: он очень богат, содержит даже работников для своего личного хозяйства. Но выясняется, что в молодости он был талантливым скульптором, не гонялся за деньгами и материальным достатком, был щедрым, готовым помочь своим родным и друзьям. Когда он уходит в коммерцию и начинает гнаться за длинным рублем, окончательно превращаясь в жадного толстосума, то теряет весь свой творческий дар. Обо всем этом в произведении повествуется с определенной иронией и сарказмом.
Естественно, пьеса «Белые ночи, или Акмулла» в определенной степени характеризуется документальностью. В ней условность и вымысел чередуется с реальностью и историзмом. Если некоторые герои и персонажи (Мифтахетдин, Исянгильде, Сафа) являются реальными личностями, то остальные – плоды фантазии автора. Естественным является и то, что в произведении присутствуют и поэтические строки. Однако следует отметить и то, что импровизации Акмуллы в жанрах рубаи, кубаира и частушки зачастую являются творениями самого автора пьесы.
Впрочем, созданные самим Н. Гаитбаем стихи естественным образом вплетаются в повествование и таких пьес, как «Реликвия, киллер и любовь», «Приехали девушки в село», «Студенты, или Девушки, откройте дверь!». Написанные в виде частушек и песен эти стихотворные строки добавляют животворный дух произведениям, способствуют оживлению сюжета.
Чередование поэтических и прозаических строк наблюдается и в трагедии «Победа, или Салават». Условность как литературный прием еще более активно использована в данном произведении. Как главный герой, Салават выступает одновременно в трех лицах: 20–22-летний Воин, 23-летний Узник и 46-летний Аксакал. У каждого из них – свой взгляд на события и своя оценка происходящего. Если Воин Салават готов бесстрашно сражаться за свободу и независимость родного народа, то Узник Салават задумывается о последствиях кровавого восстания, в какой-то момент даже раскаивается, что поднял народ к вооруженному мятежу, а Аксакал Салават не теряет свой дух даже в условиях вечной каторги. Воину и Узнику он говорит, что без поражений не будет будущих побед, победа – это прежде всего победа над собой, над своим духом и правильное понимание поражения. Основной лейтмотив произведения состоит именно в этом. Вообще, эта трагедия построена на противоборстве чувств и раздумий, на психологических противостояниях.
Будучи поэтом-импровизатором, главный герой произведения часто говорит стихами, выступает с пламенными кубаирами. Если стихи в действительности являются плодами творчества Салавата-батыра, то кубаиры сочинены самим автором. И надо сказать, по своей форме и содержанию они нисколько не уступают знаменитым народным кубаирам.
Психологические коллизии еще сильнее проступают в трагедии Н. Гаитбая «Ночь, или Хадия и Рами». Сложные раздумья и переживания у подверженных жестоким преследованиям главных героев образуют конфликтные ситуации и эпизоды. Конечно, Хадия Давлетшина и Рами Гарипов жили в разные эпохи и никогда между собой не встречались. Однако в пьесе Н. Гаитбая эти знаменитые башкирские писатели несколько раз встречаются и беседуют, ибо в основе трагедии лежит не хронология событий, а явь, сон и вымысел. Чтобы в полной мере воплотить свои творческие замыслы, автор довольно широко использует условность и в результате перешагивает через время и пространство. Он даже устраивает встречу и беседу Хадии с героями ее романа «Иргиз». Из этих героев особенно примечателен сын богача Ниязгула Имай. Если в романе он олицетворяет полностью отрицательного героя, то здесь выступает защитником интересов простых людей, живет мечтой об открытии новой школы и распространения знаний среди односельчан. Хадия считает, что прошлое должно быть отражено без прикрас и объективно, однако сотрудники НКВД, партийные работники под условными именами Второй и Третий всяческими угрозами и преследованиями заставляют ее отойти от своих творческих принципов. Эти персонажи, обозначенные только цифрами, в лице функционеров обкома и райкома жестко нападают и на Рами, требуя встать на путь обмана и лицемерия ради своей безбедной жизни. Но, как бы ни было тяжело, поэт поступает по совести, и потому рано уходит из этой жизни.
Все события и явления происходят в трагедии в течение всего лишь одной ночи. В данном случае ночь – не только временное пространство, она имеет и символическое значение: беседовавшие друг с другом Хадия и Рами устают от темноты и с нетерпением ждут утра, это как бы намекает на разрушение самой системы, всячески подавляющей свободу личности.
Н. Гаитбай написал более десяти пьес для детей и юношества. Если некоторые из этих произведений основаны на народных сказках и кубаирах («Урал-батыр», «Абзелил и водяной», «Храбрый петух»), то другие («Мелодия курая», «Две сороки») являются пьесами-сказками, придуманными самим драматургом, а третьи («Салавату шесть лет», «Тюбетейка и Уфа», «Будем сражаться?») основаны на реальных исторических событиях.
Условность и вымысел занимают большое место и в пьесах для детей у Гаитбая. В них сон и явь, действительность и выдуманный мир, факт и гипотеза неразрывно связаны и чередуются друг с другом. Для примера обратим внимание на произведение «Салавату шесть лет», большую часть которого составляют гипотетическое суждение и вымысел. Это и понятно. Ведь никаких исторических сведений, связанных с детством народного героя, не сохранилось. Для представления 6-летнего Салавата автор прибегает к очень удачному литературному приему: в его диалогах с родителями, дедушкой и бабушкой, старшим братом Азаматом, а также в монологах речь идет в основном о храбрости, геройстве и творческом таланте. У главного героя дар импровизатора открылся еще в детстве, а бесстрашным борцом за свободу родного края и народа он становится в расцвете своей молодости – все события и действия в пьесе подтверждают эту мысль.
Чередование событий сна и яви, действия реалистичных и сказочных героев занимает особенно большое место в пьесе Н. Гаитбая «Будем сражаться?!», написанной к 55-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Против этих героев воюет 3-главый див, а у поезда, доставляющего солдат на поле сражений, есть душа, и он говорит человеческим голосом.
Иносказательность и поучительность особенно характерны для пьес-сказок писателя. К примеру, в произведении «Две сороки» ставится цель подтолкнуть детей к тому, чтобы они задумались о таких прекрасных человеческих качествах, как доброта, взаимопомощь, отзывчивость, уважение к старшим. Сова из этой пьесы раздает конфеты лишь тем птицам, которые любят справедливость и делают только добрые и полезные дела. А сороки Сикылдак и Шакылдак пытаются заполучить конфеты с помощью воровства и обмана, лишь пройдя множество испытаний и поняв, что плохо, а что хорошо, они становятся достойными награды.
Таким образом, произведения Н. Гаитбая добавляют современной башкирской прозе и драматургии много новых ярких красок. У писателя есть собственная манера письма, свое видение мира и оригинальный стиль. За плодотворное литературное творчество писатель удостоился таких высоких званий, как «Заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан» и «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», стал лауреатом Литературной премии имени Мифтахетдина Акмуллы.
[2] Исангулов Ф. Повести последних лет // «Агидель». 1983. № 10. С. 14–16 (на башк. яз).
[3] Нургалин З. Горизонты за горизонт. – Уфа: Гилем, 2008. – 314 с. (на башк. яз.).
Опубликовано в Бельские просторы №9, 2023