Максим Лаврентьев. СТИХИ В ЖУРНАЛЕ “ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИЕРУСАЛИМ” №34

ПРИТЧИ ЦАРЯ СОЛОМОНА

1.
Слушай наставления отца,
мудрого не отвергай завета –
нет великолепнее венца,
чем венец, дарованный за это.
Если скажут грешники: «Пойдем,
схватим беззащитных, вспорем плоть им,
а следы так ловко заметем,
словно всех их целиком проглотим,
но пока не скрыла прах земля,
трупы мы обыщем и разденем,
и затем по-братски, как семья,
меж собою честно все разделим», –
сын мой! не пускайся с ними в путь,
увлечен опасною беседой;
рядом с кровопийцами не будь,
с лютыми одной стезей не следуй.
Волчьей стаей мчат они вперед,
но не знают, что спешат к ловушке,
что засада этих бестий ждет,
утопивших разум в пенной кружке.
Чем бы ни вскружилась голова,
не переступай черту закона
или ты погибнешь, – такова
первая премудрость Соломона.

2.
Сын! мои заветы сохрани,
и под их благовестящей сенью
острый слух с усердьем приклони
к мудрости, а сердце — к размышленью.
Суть ищи, не покладая рук,
словно клад на дне сухого лога.
Тайну тайн, секрет земных наук
разгадаешь – и познаешь Бога.
Ибо мудрость нам Господь дает,
ибо от Него исходят разом
знание, что разум познает,
и вот этот познающий разум,
и сохранность верного пути,
в небо уводящего отсюда,
и способных по нему идти –
сбереженье от страстей и блуда.

И когда уразумеешь ты
как слепым ползти по бездорожью,
цену хитрости и прямоты,
пропасть между правдою и ложью,
и когда по милости Творца
мир увидишь в истинном ты свете,
отшатнешься, как от мертвеца,
от кривой стези, ведущей к смерти.

3.
Слов моих не забывай, храни
на скрижали сердца – да умножит
Бог твои, мой сын, земные дни,
и в достатке век твой будет прожит.
Думай, но не корчи мудреца,
за какое ни возьмешься дело,
только на Небесного Отца
полагайся сразу и всецело.
Разум твой и сердце отвори,
от прибытка удели немного,
и сторицей житницы твои
преисполнит вскоре милость Бога.
А накажет Он – терпи, мой друг,
видно, что зажился слишком сытно.
И не злобствуй – от отцовских рук
вразумление принять не стыдно.
Будь же щедрым к другу твоему,
близким расточай без счета ласки,
а не расставляй силки тому,
кто живет с тобою без опаски.
Радостно с безвинным примирись.
Не уподобляйся лиходею.
Обрети божественную высь,
и придет земная мудрость с нею.

4.
Выслушайте, дети, до конца.
Семя доброе для вас я сею,
ведь и я был сыном у отца
и любим был матерью моею.
Соломон, седобородый муж,
рос беспечно юношей безусым,
и отец его учил тому ж:
умным становись, а не безумцем;

на познанье денег не жалей,
пусть тебя наставники тиранят,
мудрость – вот награда, перед ней
цену даже золото теряет;
по путям обдуманным иди,
не таясь и не петляя вором,
глядя на распутье впереди
разума незамутненным взором.
Ты увидишь лживый мир как хлев,
где глупец, отвергнув поученья,
беззаконья пожирает хлеб,
где лакает он вино хищенья.
Но от правды отличая ложь,
не склоняясь влево или вправо,
мимо злого к славе ты шагнешь,
ибо мудрого венчает слава.

5.
Сын! жена чужая нечиста.
Чем она желанней, тем сильнее
лгут медоточивые уста,
речь полна притворного елея.
Но пути ее нисходят в ад,
смерть ее облизывает ноги.
Оттого-то как полынь горчат
любодейства жалкие итоги.
Чтобы уклониться от беды,
снадобьем любви не отравиться,
чтобы в пору жизненной страды
для чужого дома не трудиться,
чтоб не истощить напрасно сил,
а потом с собой еще бороться,
помни, сын, о чем отец просил:
воду пей из своего колодца.
Не затем же ты его копал,
укрывал от мусора и пыли,
чтобы наплевал в него нахал,
чтобы босяки в нем ноги мыли.
Обходя засаду стороной,
тайное не бойся делать явно:
утешайся собственной женой,
наслаждайся ею постоянно.

6.
Если поручился за кого,
сам себя, считай, запутал в сети.
Так беги и умоляй его,
чтобы он расторгнул узы эти.
А пока не наложили дань,
не спеши свое давать ты слово,
из ловушки выпрыгни, как лань,
сойкой упорхни от птицелова.
Посмотри, лентяй, на муравья:
силой и умом необычаен,
трудится, как вся его семья,
маленький, зато себе хозяин.
Если не займешься ты трудом,
прозеваешь дни обильной жатвы,
бедность и нужда придут в твой дом,
нечисты, прожорливы и жадны.
Вот еще, что не потерпит Бог:
гордые глаза, язык гадюки,
к злодеянью бег проворных ног
и в крови запачканные руки,
сердце, уводящее во тьму,
сеть плетущее из хитрых петель.
Но особо мерзостен Ему
сеющий раздоры лжесвидетель.

7.
Помни наставления отца,
сила да хранит тебя святая!
Раз я был свидетелем юнца
и блудницы тайного свиданья.
Встретились у моего окна,
словно заговорщики – во мраке,
и сказала так ему она,
будто показала кость собаке:
«Я коврами мягкими, как шелк,
наше ложе убрала ночное,
надушила их, пока ты шел,
смирною, корицей и алоэ.
Упиваясь молодым вином,
будем до утра любить друг друга!
Мой сегодня безопасен дом:
муж в отъезде, в отпуске прислуга».
И сказавши это, за собой
повлекла оболтуса пройдоха,
и как вол, ведомый на убой,
он пошел, не чувствуя подвоха.
Ибо зверь не чует западню
и силки не различает птица.
Будь разумным – вот к чему клоню,
чтобы видеть и не оступиться.

8.
На распутье и у входа в дом,
благородным и простому люду,
говорит премудрость об одном
всем, всегда, везде и отовсюду:
«Я белей и чище серебра,
и ценней, чем золотые слитки.
Кто со мной, тот всякого добра
от меня имеет в преизбытке.
Прежде мира я уже была,
искони существовала в Боге,
счет Его творениям вела,
стоила надмирные чертоги.
И когда подлунный окоем
создавал Господь себе на диво,
я была художницей при Нем,
чудо мастерила кропотливо.
Слушайте же, смертные, меня!
Мудрых жизнь покойна и богата.
Размышляйте до исхода дня,
до последних отблесков заката!
Счастлив тот, кого не ввергла в грех
злая глупость, эта смерти сводня,
с ним повсюду слава и успех,
мой совет и благодать Господня».

9.
К тем, кому недостает ума
выбраться из пропасти греховной,
мудрость обращается сама,
призывает к трапезе духовной.
А немногих вестников своих
в честных, но ошибочных порывах
унимает – недостойно их
поучать безумцев нечестивых.
Обличенье дураку не впрок,
он за это ненавидит пуще;
наставленье мудрому – урок,
а учиться мудрецу присуще.
Те же, кто на мысль вострят ножи,
и лгуны, клянущиеся Богом,
пусть же обретаются во лжи,
пусть петляют по кривым дорогам.
Глупость скажет: «Заходи, вкуси
от щедрот, которыми богата!» –
и утонет негодяй в грязи
посреди бесцельного разврата.
Будет пожирать прогорклый хлеб
на своей же непотребной тризне,
будет хохотать он, глух и слеп,
хладный труп, мертвец еще при жизни.

10.
Истина есть пища для сердец,
и мудрец ее, как кость, не гложет –
духом постигает, а глупец
тужится, но раскусить не может.
Даже если правда так проста,
что переварить способен каждый,
глупые и лживые уста
сожжены вранья вседневной жаждой.
Правда многим ест глаза, как дым,
колет, как булат на поле брани.
Вразумлять таких опасно – им
истина что уксус для гортани.
И в ничтожном сердце бьется страх –
страх перед судом, перед ответом
как-нибудь потом в иных мирах,
но оно наказано и в этом.

Опубликовано в Литературный Иерусалим №34

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Лаврентьев Максим

Родился в Москве в 1975 году. Окончил Литературный институт им. А.М. Горького. Поэт, прозаик, редактор. Живёт в Москве.

Регистрация
Сбросить пароль