Липа Грузман. ПИАНИНО ДЛЯ СИНАГОГИ

Подходит к концу еще один год еврейского календаря. Мой святой народ «добивает» 5782 год существования в земном пространстве.
И я, Захария-Липа, сын сапожника Арона, тоже сын этого удивительного народа, дотягиваю семьдесят пятый год своей жизни на планете Земля.
Шарик наш крутится и накручивает вокруг своего светила Солнца космические обороты.
А я живу, толком не зная того, что происходит в космосе. Но вот события земные…
В моем сознании живет память о них и вдруг заставляет брать в руки тетрадь и авторучку для того, чтобы вписать в историческую память жизни самые запоминающие моменты, даже случившиеся много-много лет тому назад.
…В ближайшие дни мне предстоит встретиться с израильской журналисткой и рассказать ей о так называемой культурно-просветительской деятельности жутко активной общественной организации (я обозначу ее псевдонимом «Хамы»), которая, истово исполняя поручение «батьки Шнеерсона», послала своих представителей в Россию-матушку.
Формально – для того, чтобы помогать местным евреям выйти из советского идеологического рабства и получить «свободу совести», законы которой на горе Синай послал в 2337 году Творец народу моему, через величайшего из пророков, Моше-рабейну, Моисея.
Не быстро дело делалось, но в 1991 году в городе Приволжске евреи, кажется, получили возможность приобщиться к религии и вере праотцев.
С 18 мая в этом старинном русском городе, стоящем на слиянии двух великих российских рек, вновь начала работать синагога.
И конечно же, изголодавшиеся по иудаизму «пленные евреи» города потянулись в культовое здание, которое более пятидесяти лет служило не меноре, а «крестьянскому серпу и рабочему молоту».
Что да, то да: помогать еврейскому духовному возрождению в России из-за бугра приехали профессионалы, знатоки своего дела. Благообразные лица, окладистые бороды, атласные кафтаны, беленькие ручки, ничего тяжелей вилки в руках не державшие. Возглавлял эту шоблу раввин-херуин Боря-Медведь.
Конкретно Приволжскую «поляну» с готовыми уверовать евреями стал курировать хераввин Изя Рускин, уроженец этого города. В 1967 году его семья уехала в Израиль. Покантовавшись там аж двадцать три года в не сильно престижном захолустном местечке под названием Поселение Ангелов, Изя Рускин был призван на «сверхсрочную службу» ко двору лихого ребе, последнего Шнеерсона, и уподобился именоваться «посланником Мессии». Во как!
Вот что умел Изя хорошо делать – это выступать перед публикой! Говорил много, ярко, пафосно, призывая всех здешних евреев вернуться к традиционному образу жизни, который был утерян-утрачен в огненные дни Октябрьской революции, гражданской войны, индустриализации-коллективизации… Да, и конечно же, в годы Великой Отечественной войны, когда все силы уходили на спасение страны от нацизма, и в страшные послевоенные годы с антисемитскими «процессами», а там уж выросло поколение, ничего о своей вере и истории не знающее.
А еще Изя устраивал разные тусовки, с пением-плясками, раздачей бесплатного печенья и дармового кошерного лимонада. Толкал пламенные речи, потом громко, вслух молился. Мог и наоборот: сначала пламенная молитва, потом огненная речь.
Все эти мероприятия обязательно записывались, фрагментами, на видеокамеру, фотографировались на дорогую технику, проходили отбор…
Зачем? Чтобы наглядно показать: в городе Приволжске вовсю ведется «культурно-просветительская деятельность». Снимки и плёнки отсылались «за бугор»: имея их на руках, было проще выцыганивать деньги у богатых и известных людей, в том числе и неевреев (ведь спасение национальной идентичности трогало и сердца протестантов в США!).
Вытаращив глаза, эти шнореры[1] заверяли, что каждый цент будет потрачен на спасение еврейских душ от идеологии КейДжи-Би2, из страшного советского идеологического рабства, в котором люди родились и жили-мучились.
Помогали как-то так хитро, что общественная организация «Хамы», состоящая из таких же ушлых проходимцев, как наш Изя, с каждым годом становилась всё богаче и богаче, соответственно жирели и «знатоки Торы», цинично ступившие на тропу религиозного бизнеса.
Шобла бородатых фармазонщиков в черных шляпах не брезговала ничем. В сферу их деятельности входил и перевод денег с территории рабоче-крестьянской родины тоже на родину, но историческую. Многие доверчивые евреи, принявшие эту кучку «Остапов Бендеров» за святых людей, воспользовались этой услугой, и значительные суммы копились на счету «благородного раввина» Изи.

*  *  *

Если я вот прямо сейчас не расскажу о том, какое злодеяние совершилось в сентябре 1991 года, в стенах вновь открытой еврейской синагоги города Приволжска, то кто это сделает?
Стыд за бесстыжих сердце жжёт!
Начало эта история берёт в далеком 1967 году, когда Борис и Рива Рускины, с четырьмя своими детьми: Израилем, Соломоном, Раей и Басей, открыто заявили, что они – семья религиозных евреев, желающих вернуться на родину предков.
Получив разрешение, они принялись делать капитальный ремонт квартиры (только в таком виде её можно было бесплатно вернуть государству, которое когда-то семье эту квартиру дало) – ничего не поделаешь, таков закон для людей с «лицами еврейской национальности», возжелавших оставить за спиной великую и могучую державу – СССР.
Это заняло примерно три месяца (про деньги уж я и не говорю!). Только после предоставления в ОВИР выданного жилуправлением Акта сдачи жилья люди могли выписаться со своей жилплощади, выйти из советского гражданства и получить визу на право пересечения советской границы.
Где люди будут жить до отъезда, никого не интересовало.
И в этот трудный период Господь послал семье Рускиных настоящее чудо. Гриша и Бася Когановы предоставили малознакомым людям свою дачу для проживания на весь период ремонта и оформления документов на выезд.
Дача находилась в курортном поселке Зеленый Город, всего в шести километрах от города. Три месяца бесплатно, комфортно, в зеленой зоне прожили Рускины в доме Когановых, а те сами поселились рядом, в двух больших армейских палатках, взятых напрокат в воинской части.
И никаких уговоров хозяева слышать не хотели: живите в доме – а у нас будет романтика.
Время общения было наполнено глубоким содержанием.
Одна из семей была религиозная, за компанию и вторая стала присутствовать на еврейских субботах и при исполнении других традиционных обрядов. Им нравился вновь обретенный дух еврейской традиции, столь неожиданно снизошедший на семью Когановых.
Две семьи, можно сказать, срослись в единое целое, ожидание получения выездных документов было легким. Хозяева дома даже жалели, что оно так быстро закончилось.
Рускины благополучно уехали.
Через пару месяцев Когановы получили первое письмо из Израиля, в конце которого стояли подписи всех шестерых членов большой и дружной иудейской семьи, ставшей для них родной. Глава семьи Гриша и его жена Бася даже плакали, читая весточку из очень далекой, но родной страны. Их сыновья Миша и Саша также очень сопереживали родителям, читающим вслух письмо из страны-мечты.
Прошло много лет – и в сентябре 1991 года прекрасная страна перестала для Когановых быть далекой мечтой.
Через двадцать четыре года после отъезда Рускиных они тоже подали документы в ОВИР и начали собираться в дорогу «за три моря».
Старший сын, уже очень повзрослевший Миша, взял на себя работу по продаже семейного имущества, в котором числилось и старое семейное пианино фирмы «Беккер».
В те годы продать инструмент в России было почти невозможно, да и давали за него максимум двести долларов. Вот тут помогла старая дружба между семьями Рускиных и Когановых.
Изя Рускин, ставший, так сказать, раввином-посланцем в старинном Приволжске, выручил Мишу, приобретя у него пианино. И буквально через десять минут с шиком, с трублением в трубы и размахиванием флагами, подарил этот уникальный музыкальный инструмент уже действующей Приволжской синагоге.
Ура-ура! Ура-а-а!
Первая «помощь евреям города из-за границы» сопровождалась огромным количеством выступлений, статей в газетах, сюжетов в теленовостях…
Еврейское население города Приволжска ликовало! Ведь раввин-херуин Изя Рускин заявил, что это пианино – подарок от самого мудрого дедули Шнеерсона! Сам он ходил по синагоге вальяжной походочкой, ослепительно улыбаясь…
Через неделю командировка раввина Изи окончилась – и он укатил из Приволжска в Кировоград, где он также гастролировал как представитель Великого Ребе.
А у нас жизнь еврейская как-то стала налаживаться.
Уже никто не боялся посещать «культовое здание», постепенно уходил из еврейских душ застарелый страх.
И вдруг, через пять недель после выезда семьи Когановых в Израиль, пришла депеша.
Доставил ее из далекой Хайфы друг и коллега Коганова-младшего, тоже Миша, по фамилии Гир.
Он передал письмо-записку Нотэ Сандлеру, обливаясь при этом крупными каплями пота, ибо выполнять пришлось неприятное поручение.
Записка была подписана всей семьей Когановых. На помятом тетрадном листе было написано:
«Нотька, шалом!
Я дал Мише Геру указание забрать моё пианино из Приволжской городской синагоги.
Нас жутко обманули.
Изя Рускин оказался тварью, подлецом, фармазонщиком и туфтилом. Мы предварительно договорились, что сразу после нашего приезда в Израиль я доберусь к нему в Поселение Ангелов – и он тут же вручит мне двести долларов.
Никаких расписок не брал – наши семьи ведь дружат много лет. Приехал, позвонил – и слышу: «Я никогда и никому не обещал платить деньги за музыкальный инструмент, пожертвованный общине. Это, Миша, твоя выдумка. А лучше сказать, придумка всей вашей семьи. Сейчас я могу тебе дать только десять баксов, чтобы нанять гравера, который изготовит дарственную пластинку и прикрепит её к пианино».
Так что я, от имени всей нашей семьи, заявляю, что Изя бесстыжая личность, конченый моральный урод, который на чужом горбу норовит в рай въехать, клянчит деньги якобы для несчастных евреев России.
Он профессиональный мошенник в религиозном бизнесе. Его презирают все, кто вступал с ним в деловые отношения.
Будь с ним очень осторожен, ибо этот посланник ребе Шнеерсона и сотрудник организации “Хамы” – подлец, и даже не один, а три в одном!»
Письмо из Хайфы было подписано всеми членами семьи, и в его правдивости сомневаться не было никаких оснований.

*  *  *

Прошло тридцать лет с момента этого злодеяния – а я всё еще краснею, вспоминая, как все мы верили этому так называемому «ангелу от Ребе».
Я в своей работе гвоздика подошвенного не присвоил – по этой причине мне и по сей день стыдно за этого мерзавца!
…Израильские журналисты сейчас обратились ко мне, чтобы я поделился с читателями воспоминаниями, в том числе – о деяниях-злодеяниях посланников дедушки Шнеерсона.
Конечно, у меня есть много чего рассказать, но всему своё время. И гарантирую – чтение будет не скучным.
Вот и эта история, что называется – рассказал и облегчил свою душу. И может быть, не только свою.
Потому что не имею права уносить в лучший мир горькую правду, которая лучше красивой, сладкой лжи.

            Подписываюсь:
Захария-Липа Сандлер, сын сапожника Аарона.
              30 августа 2022 года,
                          Иерусалим
—————————
[1] Шнорер – собиратель милостыни на благотворительные цели.
2 Кей Джи Би – КГБ.

Опубликовано в Литературный Иерусалим №33

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Грузман Липа

Прозаик, журналист. Родился в Горьком. Член МСПИ и Союза журналистов России. Автор пяти томов хроникально-художественной прозы. Лауреат премии Нижнего Новгорода за 2018 год в номинации «Публицистика». В Израиле с 1998 года. Живёт в Иерусалиме.

Регистрация
Сбросить пароль