Константин Духонин. КВЕСТ 

Действующие лица:

Алиса — красивая, задорная и экспрессивная женщина примерно 35 лет.
Муж — здоровый, около 120 кг, мужчина примерно 42 лет, программист.
Базилев — сосед неопределенного возраста, заодно местный участковый, невысокий, тщедуш‑
ный с пивным животиком и залысинами. Свойский парень.
Девочка пяти лет — только голос.
Мальчик семи лет — только голос.

СЦЕНА ПЕРВАЯ

На сцене вспыхивает экран большого телевизора. В телевизионной студии на экране появляется красивая женщина Алиса в деловом костюме и садится за стол перед микрофоном. Перебирает листы бумаги, раскладывает их аккуратно перед собой и начинает читать.
Диктор Алиса: Посреди комнаты стоит стол, а на нем — фотография женщины в рамке, ноутбук и старый проводной телефонный аппарат.
В комнате подсвечивается стол с фотографией, ноутбуком и старым проводным телефонным аппаратом. Рядом со столом стоит компьютерное кресло.
Диктор Алиса: В комнату заходит мужчина в халате, надетом на голое тело, и голубых спортивных штанах. Включает свет. В его руках кружка.
Комната освещается полностью. Все, что говорит диктор в телевизоре, повторяется на сцене как сейчас, так и далее, иногда синхронно, иногда с запозданием.
Диктор Алиса: Мужчина только что проснулся. Он отпивает из кружки кофе, ставит ее на стол и включает ноутбук.
Мужчина так и делает.
Диктор Алиса: Мужчина с наслаждением откидывается на спинку компьютерного кресла и закрывает глаза. Через какое-то время открывает их. Его лицо уже не такое сонное. В ноутбуке мужчина находит видео из семейного видеоархива и дает команду его воспроизвести.
Из динамика звучит голос мужчины, его дочки, а затем и сына.
Девочка: Папа, ты ведь хочешь со мной поиграть?
Муж : Солнышко, давай чуть позже, я пока занят работой.
Девочка: А что ты работаешь?
Муж : Я создаю нейронную сеть. Искусственный мозг, чтоб тебе понятно было… ну да неважно. Во что ты хотела поиграть?
Девочка: Мне скучно. Я хотела построить с тобой…
Мальчик (издалека, с обидой): Папа, ты со мной тоже обещал поиграть!
Диктор Алиса: Мужчина с досадой выключает видео, затем переводит взгляд на фотографию, берет ее в руки, встает, делает пару шагов по комнате и вдруг со всей силы бросает рамку с фотографией на пол. От рамки отлетают детали.
Муж (в ярости обращаясь к разбитой фотографии): Ты! Ты! Как такое вообще возможно?! Я когда рассказывал друзьям про твою выходку, — мне не верили, представляешь! У них в голове не укладывалось, как можно бросить, ничего не сказав, мужа и детей! Разлюбила она, видите ли! Ладно — меня! Детей-то как разлюбить можно?!
Диктор Алиса: Мужчина после внезапной вспышки агрессии снова присаживается за стол и отпивает из кружки. Затем кладет руку около ноутбука, в раздумье барабанит по нему пальцами, затем решительно тыкает клавишу, экран загорается, и мужчина начинает что-то быстро печатать.
На экране телевизора с диктором возникает слово «ГАДИНА», затем еще одно — «ТВАРЬ». И так несколько раз.
Диктор в шоке пытается буквы смахнуть, но ничего не выходит.
Диктор Алиса (взяв себя в руки): Мужчина прекращает стучать по клавишам, нажимает на «delete», чтобы все стереть, и держит нажатой клавишу, пока все буквы не исчезают с ноутбука.
Мужчина так и делает. С экрана буква за буквой пропадают все слова. Диктор облегченно вздыхает.
Диктор Алиса: Мужчина сидит в задумчивости и оцепенении перед экраном компьютера.
Из этого состояния его выводит звонок по старому проводному телефону. Мужчина с недоумением снимает трубку.
Муж (после паузы, выслушав кого-то): Да. Дома… Заходи.
Диктор Алиса: Мужчина допивает содержимое из кружки, ставит ее на стол вверх дном и выходит из комнаты. Буквально сразу же в комнату заходит сосед с пакетом в руках, мужчина не появляется.
Базилев (говорит громко, чтобы отсутствующий мужчина услышал): Я к тебе сегодня не как участковый, а как сосед, что ли… Ну надо же нам… ну обсудить как-то, что ли. По-мужски… Чтоб это…
Ну, по-человечески все сделать. Че сидеть обидки друг на друга давить? Согласен?
Диктор Алиса: Сосед наступает на одну из деталей сломанной рамки с фотографией. Поднимает обломки и снимок женщины. Разглядывает. Наконец появляется мужчина и несет стул, на котором — две рюмки, тарелка, нож и пара вилок.
Базилев (указывая на фотографию): Чё, так и не объявлялась?
Диктор Алиса: Мужчина ставит табурет рядом со столом, агрессивно забирает у соседа фотографию и расставляет посуду на столе.
Базилев (тяжело вздыхает): И у меня тишина.
Диктор Алиса : Сосед достает из пакета бутылку водки, банку маринованных огурцов и помидоров, нарезанное уже сало и пакет томатного сока.
Базилев: Я подумал, что раз соседи и такая ситуация приключилась, надо как-то все решить мирно. Повторюсь. Да. Ну ты на кухне был, слышал, наверное. Под бутылочку, по-мужски, чем, говорю, жабу друг на друга тихо давить, злость копить. Верно? Сейчас-то она и для тебя, и для меня в прошлом, нам делить нечего. А вот про детей вопрос надо как-то решать. Юридически никаких прав у меня нет, поэтому хотелось бы по-человечески как-то, что думаешь?
Диктор Алиса: Сосед разлил по рюмкам водки, достал из бумажной обертки сало, вскрыл банку с огурцами. Мужчины выпили.
Муж: Знаешь, этот ее эгоцентризм меня иногда в ступор вводил. Отдыхали как-то на Кипре, в апартаментах. Там завтраки были включены в стоимость, а обед и ужин либо сами готовили, либо в ресторане за отдельный счет. Рядом с отелем лоток с фруктами, овощами, а за мясом надо было в супермаркет ехать. Ну и холодильник в номере маленький такой. Ничего почти не влезает. Приготовил как-то себе мясо, она — салат. Утром просыпаюсь, гляжу — мое мясо рядом с холодильником стоит. И протухло, разумеется, при такой-то жаре. А ее салатик в холодильнике. Я ей: «Ты чем думала-то? Твои овощи купить за пять минут можно, до лотка пять метров, а мне за мясом пилить черт те куда. Хоть немного-то мозги надо включать!» Вот как так можно, скажи?!
Базилев: Да. Понимаю. Она меня как-то в ресторан повела, ты ж ее никуда не приглашал, все дома сидел — на удаленке так сказать… не подумай, я реально не знал, что она замужем.
Так вот, ты про мясо сказал, я такой случай вспомнил. Официант приносит мне на выбор сырые куски говядины. Я думаю — нифига себе, выбирать еще надо. Ну тык-мык, выбрал, короче.
А он, прикинь, этот кусок мне на тарелку кладет и уходит. Я думаю: че за прикол — сырое мясо жрать, что ли? Сижу, короче, в непонятках. Твоя, ну или наша, не в обиду — да? — надо мной посмеивается и ничего не объясняет. Тут официант приходит с раскаленным камнем на специальной такой подставке. Показывает, что типа надо кусочки сырого мяса на камне самому поджаривать, дальше в соус и так хомячить. Прикинь. Вот ведь придумают.
Муж: Может, ты и прав. Она за наш счет самоутверждалась. Это какая-то новая тенденция.
Много таких баб развелось. Своих достижений в жизни нет, ни дело с нуля организовать, ни купить что-то крупное типа машины, загородного дома или квартиры — ничего сами не могут.
Все от мужиков достается. Но им хочется думать, что типа это они сами всего достигли. Типа что-то из себя представляют. А чтоб и другие стали так думать, они своих мужиков начинают гнобить. Вот так же и в ресторане она за твой счет самоутверждалась.
Базилев: Не, тут точно нет. Зря ты. Счет она оплатила. Я типа пытался что-то там из кошелька достать, но она не дала. Тут ничего плохого про нее не скажу. То, что нас с тобой бросила и детей, тут она, конечно, не права. Это вообще неправильно. А в остальном хорошая женщина, согласись… Давай уже жахнем, что ли, за мясо? Чтоб всегда свежим было, да? И это я не только про еду, гы-гы-гы.
Диктор Алиса : Сосед многозначительно подмигнул мужчине, весело рассмеялся своей похабной шутке, снова разлил по рюмкам водку и, не дожидаясь собутыльника, хряпнул.
Муж : Просто из интереса. Как долго ты с ней встречался?
Диктор Алиса: Сосед осекся, придвинулся к собутыльнику и стал оправдываться.
Базилев : Слушай, я тебе клянусь, я не знал, что она замужем. Кольцо она не носила…
Муж : Да, она мне объясняла это тем, что оно окисляется. Даже зеленый след на пальце показывала. Может, сама этот след нарисовала. Я уж не знаю, чему верить.
Базилев : Ну вот! Домой к себе не приглашала, у меня встречались. Мы в разных подъездах живем — в лифте не пересечешься. Вдвоем я вас не видел ни разу, иначе бы подошел да задал вопросы. Я тебя даже не запомнил. Ну, может, пару раз видел за все то время, что здесь живу.
У тебя же график непонятно какой — то сутками работаешь, то дрыхнешь, то бухаешь. Неделями, если не больше, из квартиры не выходишь — еду и бухло по интернету заказываешь, либо она тебе покупала. Некоторые от режима самоизоляции на стены лезли, а ты чуть не всю жизнь в таком режиме. Ты не думай. Я, разумеется, понимаю — не по-соседски получилось. Да вообще непорядочно, но клянусь, я не знал, что она замужем! Я ей даже предложение делал, прикинь!
Муж : И все-таки сколько?
Диктор Алиса: Сосед снова разлил водку и закусил огурцом. Мужчина тоже выпил.
Базилев : Около восьми лет. С перерывами. Когда дети появлялись, она говорила, что ей не до секса. Типа разрешала мне замутить на стороне. Ну и отсюда вопрос, который я хотел бы обсудить. Собственно, ради него и пришел. Даже не столько из-за нее. Я юридически никаких прав на них не имею, я понимаю, но, чисто по-человечески, ты ведь сейчас уже понимаешь, что они — мои. Я ведь даже имена им придумал.
Диктор Алиса: Мужчина злорадно улыбается.
Муж : Какой ж ты наивный, сосед.
Диктор Алиса: Сосед напрягся.
Базилев: Не хочешь, чтоб я с ними виделся? Отомстить так хочешь? Мне-то за что? Я ж не знал!
Диктор Алиса: Мужчина отрицательно покачал головой.
Муж : Да какая месть! Ты такой же брошенный, как и я. Я про другое. Тебе она тоже внушила, что ты имена придумал? А вспомни, как это было. Она, наверное, сказала тебе, как и мне, что выбор имени за тобой, да? И ты стал предлагать различные имена. С десяток, наверное, предложил, а ей они все по какой-то причине не нравились. И предлагал до тех пор, пока не назвал то, которое она заранее выбрала. И у тебя сложилось впечатление, что имя выбрал ты, хотя на самом деле — она, так ведь все было?
Диктор Алиса: Сосед в смятении задумался.
Базилев (неуверенно): Ну да. Вроде.
Муж : А так в целом я с тобой согласен. Вопрос с отцовством надо прояснить. Детишки у моей матери пока. Ей сестра помогает за ними приглядывать.
Диктор Алиса: Сосед оживился.
Базилев : В общем, я полагаю, и в твоих, и в моих интересах генетическую экспертизу на отцовство сделать. Мне она говорила, что дети мои, тебе, думаю, что — твои. Надо разобраться.
Расставить, так сказать, точки.
Муж : Деньги, конечно, не бог весть какие, но все же — кто будет оплачивать экспертизу?
Базилев : Пополам?
На экране ненадолго сменилась картинка. Диктор Алиса пропала, вместо нее появилось видео, на котором с задорным звоном падают монеты.
Муж : А если дети твои, то с какой стати я буду свою половину вкладывать? Я и так их содержал несколько лет.
Базилев: А если — твои, то почему я должен оплачивать? Я-то вообще, получается, не при делах.
Диктор Алиса: Мужчина задумался, подперев рукой голову, сосед озадаченно жевал сало.
Муж: Ты ведь понимаешь, что мы сейчас не о деньгах спорим. Я кровью прикипел к детям.
Я уже не могу представить себя не отцом. Если выяснится, что это не мои дети, я второй удар уже не переживу. Пойми правильно, я не на жалость давлю. Я просто не знаю — нужна ли мне эта экспертиза. Ты, наверное, чувствуешь, то же самое. Тоже свыкся с ролью отца — привязался к ним. Гулял с ними по выходным, игрушки покупал.
Базилев: Кафешки заказывал на дни рождения…
Диктор Алиса: Собутыльники снова замолчали, опять разлили по рюмкам водку. Выпили.
Базилев: Может, я так же буду их на выходные забирать, когда они вернутся? Буду воскресным папой? Хотя два отца — это тоже как-то странно. Нас никто не поймет.
Муж: Процентов пять, если верить исследованиям, поймут…
Базилев: В смысле?
Муж: Считается, что процентов пять населения в любом социуме рождаются гомосексуалистами…
Базилев: Тьфу на тебя! Нормально же сидели!
Муж: А прикинь, если окажется, что они не от меня и не от тебя, а от какого-то третьего мужчины? Что делать будем?
Базилев: Мда, учитывая то, как она долго нас обоих водила за нос, все может быть.
На экране крупным планом возникает нос, его хватают пальцы и утаскивают из кадра.
Муж: Но что-то делать все равно надо. И затягивать нельзя.
Диктор Алиса : Базилев воодушевился, поскольку думал, что разговор окажется более сложным.
Базилев : Все, короче — давай так. Эту проблему мы с тобой обозначили. Решим ее, как созреем. Пусть пока в подвешенном состоянии остается. Ок. То, что мы с тобой по душам разговариваем уже хорошо. Контакт, так сказать, состоялся. Найдем решение, я надеюсь. А пока вот что. Несмотря на то, что я такая же жертва этой аферистки, меня так же как тебя, цинично обманули, все равно чувствую перед тобой не то чтобы вину, а неудобство, что ли. Хотел бы как-то извиниться. Клянусь, братан, для меня замужняя женщина — это табу. Красный флажок, за который забегать нельзя. Если бы я знал, я бы никогда, веришь?
Диктор Алиса: Мужчина неуверенно кивнул.
Базилев : Так вот, чтобы хоть как-то загладить вину, понимаю, это вообще нереально, поэтому говорю — «хоть как-то». Предлагаю тебе воспользоваться старым дедовским способом, чтоб депрессняк заглушить. Клин клином, да? У меня на территории шлюшный притон образовался. Я иногда захаживаю на предмет жалоб соседей. Иногда протокол составляю о нарушении, иногда, если девочки приятные — ну ты меня понимаешь, как мужик, да? — ограничиваюсь устным внушением. Давай одну тебе сейчас подгоню? Хорошенькая, понимающая. Че тебе киснуть да квасить в одного? Пригласить?
Диктор Алиса: Мужчина медленно расплывается в довольной улыбке и неожиданно легко соглашается.
Муж: А давай. Только мне как-то неудобно даму водкой угощать. Вино бы купить, что ли.
Ну и ты мне тогда тут не нужен будешь.
Базилев: Да не вопрос, братан. Я сейчас схожу куплю все, что надо, по дороге ей позвоню, с ней передам бухло и скажу твой адрес. Если что не так будет — набирай.
Диктор Алиса: Сосед подходит к выходу из комнаты, но мужчина его неожиданно окликает.
Муж : Сосед! У тебя нет такого чувства, что она до сих пор манипулирует нами? Притом в приказном порядке. Она не просит. Она говорит, например: «Муж, принеси стул Базилеву».
Я иду за табуреткой и даже не осознаю, что это не мое желание, что мне отдали такой приказ.
Или, например: «Базилев, иди бухать с моим мужем и подгони ему проститутку». И ты идешь и делаешь. При том мы эти приказы не слышим, а как бы выполняем заложенную ею программу. Нет такого чувства?
Базилев : Ты давай не это… Не разводи тут всяких теорий. Ты уже натурально загоняешься.
Сам себе в башке мрак устраиваешь. Так и свихнуться можно. Переключись. И это — держись давай. Щас все будет.
Муж (как бы себе): Ну да, ну да. Или вообще кто-то диктует что нам делать.
Диктор Алиса: Сосед Базилев, сделав несколько ободряющих жестов, уходит.
Диктор Алиса встает и выходит из кадра. Ее место занимает сосед Базилев. Он перебирает бумаги с текстом, оставленные на столе, находит нужный листок, наклоняется к микрофону и приступает к чтению.
Диктор Базилев : Раздается звонок. На сцене вновь подсвечивается стол и задремавший от водки мужчина. Мужчина спросонья хватает трубку телефона.
Мужчина: Алло! Алло!
Диктор Базилев : Затем мужчина понимает, что звонят не по телефону, а в квартиру и, запахивая неловко полы халаты, выходит открыть дверь. Почти сразу же возвращается с Алисой в прозрачной вульгарной блузке и дешевой джинсовой мини-юбке.
Алиса : Привет, я Алиса. От соседа твоего, Базилева. Он предлагал вино купить, но я че-то по нему не угораю. Взяла себе бальзамчик и шоколад, ты ведь не против?
Диктор Базилев : На сцене медленно гаснет свет.

СЦЕНА ВТОРАЯ

Диктор Базилев : Мужчина и Алиса сидят перед ноутбуком и читают анкеты женщин на сайте знакомств.
Муж : Ну вот, собственно, что и требовалось доказать. Смотри, что они пишут: «Женатики и любители одноразового секса могут пролистывать дальше, мне с вами не по пути». Еще скажи, что это не тупость.
Алиса : В чем тупость? Если бы не моя работа, я бы тоже с женатыми не спала. Дай сама прочитаю.
Диктор Базилев : Мужчина подвинул к Алисе ноутбук, чтоб она могла пролистывать анкеты женщин, а сам, уже изрядно пьяненький, налил ей бальзам, себе — водку. Его рука потянулась было за огурцом, но по дороге сменила траекторию и выхватила из коробки шоколадную конфету. Тем временем Алиса увлеченно тыкает кнопки на клавиатуре в ноутбуке.
Неожиданно из динамиков звучит детская песенка из рекламы.
Девочка (напевает): Поиграй со мною! Поиграй со мною! Поиграй со мною!
Диктор Базилев : Мужчина вздрагивает и нервно реагирует на раздавшиеся звуки.
Муж : Зачем это? Чё ты там делаешь?
Алиса: Да случайно на рекламу какую-то нажала. Слушай, я заодно доставку пиццы заказываю, у тебя карточка привязана? Ты ведь угостишь даму пиццей? Ты какую будешь? И кстати, объясни, в чем тупость с женатыми не спать?
Муж : Издеваешься, что ли? Я не про женатых мужиков. Я про неприятие одноразового секса. Ну это же тупость! Ваша женская тупость. Как я или ты, допустим, можем прогнозировать — одноразовый у нас секс или это выльется в серьезные отношения? Это же невозможно предугадать. Встретились — познакомились. Вроде все хорошо. Решили заняться сексом, и в результате он кому-то не понравился. Не обязательно, кстати, мужчине. Эта фраза про неприятие одноразового секса — бред какой-то. Типично женский.
Алиса : Так пиццу я заказываю или нет? Ты чё такой трудный?
Муж: Привязана. Заказывай. Потому что ты по сто вопросов одновременно задаешь. Не знаешь, на какой отвечать! В этом тоже ваша женская тупость!
Алиса : Сам ты не очень остро заточенный! А чё она, по-твоему, должна написать? Типа, парни, я тут решила кастинг провести на роль моего партнера по жизни, поэтому по очереди встречусь с десятью или пятьюдесятью особями мужского пола, чтобы протестировать всех на предмет половой совместимости, а также характера и прочей хрени. Так, что ли? Ты такой девушке написал бы? Почему-то уверена, что нет. Вы, мужики, все собственники, вам необходима эксклюзивность или хотя бы ее подобие. Девушка, которая пишет о неприемлемости одноразовых случек, дает тебе такую иллюзию. Это в крови у нас. Та же функция, что у макияжа. Все для тебя, альфа-самец! Это, кстати, сарказм.
Муж (иронично): И сколько же за ночь ты можешь испытать сарказмов?
Диктор Базилев : Мужчина беззвучно рассмеялся от своей шутки, не обращая внимания на скептическую реакцию Алисы на такой юмор.
Алиса : Очень смешно. Еще раз тебе повторяю: я не дама твоего сердца, меня веселить не надо. Мы просто бухаем. Ты мне жалуешься на свою жену и на то, какие все бабы подлые существа. Я тебя слушаю и иногда огрызаюсь. Если вся ночь так пройдет и не надо будет вымучивать секс — я не против. Только не увлекайся гноблением женщин. Сам, что ли, ангел с крыльями? Поди и бухал по-черному, и налево ходил, и внимания не уделял. А в результате во всем бабы виноваты, которые тебя не понимают, да?
Муж: Ты давно с Базилевым знакома?
Алиса : Один раз мельком виделись. Он в основном с хозяйкой общается. Хотя, кажется, он на меня запал. Но как-то странно. Присылает всякие игривые сообщения, типа: «Может, сходим куда-нибудь?», «Как дела, малыш?». Видимо, хозяйка телефон дала. На хрена, спрашивается? Договорился бы с ней, вызвал меня да попользовал, чё сопли разводить? Ну или, если уж хочется приятное сделать — пригласил бы пошопиться, по магазинам пройтись, мне эти кафешки и киношки вообще никуда не упираются.
На экране телевизора возникают условные кафешка и кинотеатр, а затем на каждой ставится красный крест.
Муж: Ты думаешь, только вам, девочкам, антураж для секса нужен? Мужчинам тоже только иногда хочется быть просто животным, который без разговоров вставил, подергался и ушел.
У мужика в какой-то момент жизни возникает потребность, чтоб помимо физиологического получить и другие удовольствия. Эстетическое, например, если девушка красивая, или родное и домашнее, если это мать твоих детей. Ты столько лет в шлюшном бизнесе, и до сих пор это не просекла?
Алиса : Я не по этой части, чтоб вникать во все ваши психические отклонения. Я больше по тому, чтоб вошел, подергался и быстрей свалил.
Диктор Базилев : Мужчина зациклен на ушедшей жене и негативных обобщениях, а потому пропускает слова Алисы мимо ушей.
Муж: Поражает иногда эта выборочность женской памяти. При ссорах или выяснении отношений ведь все гавно припомните. И как десять лет назад пыль с лампочки в коридоре забыл стереть, и как с годовщиной первого раза, когда взялись за руки, забыл поздравить, и как…
Диктор Базилев : В дверь позвонили. Мужчина спьяну опять схватился за телефонную трубку и недоуменно замолк. Алиса рассмеялась.
Алиса : Чудик! Это в дверь звонят. Доставка. Сиди уж, пьянь, я пойду открою.
Диктор Базилев : Мужчина неуверенно кивает, кладет трубку, а Алиса выскакивает из комнаты. Мужчина продолжает свой монолог.
Мужчина: И при этом все хорошее, что ты для семьи делал, либо забывается, либо принижается. Шубу мне купил? Так я ее сейчас уже не ношу, так что не считается. Машину? Так это же не для меня, а для всей семьи. Семью содержал на приличном уровне достатка, пока я не работала и в декрете сидела? Так это твоя обязанность, чё это в заслугу ставить? И ты такая же! Одно гавно помнишь.
Диктор Базилев : Алиса возвращается, в ее руках еле помещается куча коробок.
Алиса : Ой, опять свою шарманку завел — все бабы твари неблагодарные. Ты пьян. Давай лучше покупки разбирать. Смотри, чё я тебе купила — набор посуды, а то едим из непонятно чего, и скатерть. Глянь, какая прикольная. Во, еще фужеры и рюмки!
Диктор Базилев : Мужчина в недоумении смотрит на то, как Алиса проворно вскрывает коробки, тут же накрывает стол новой скатертью, меняет посуду, перекладывает в тарелки закуску, переливает в новые фужеры выпивку.
Алиса (удовлетворенно): Ну вот! Глянь — красота какая, а то сидели как в бомжатнике.
Муж : Ты тут не больше часа, а уже порядок наводишь, как у себя дома. В этом тоже ваша тупость… Ты же уйдешь скоро, зачем?
Диктор Базилев : Алиса, не обращая внимания на слова мужчины, снова садится за ноутбук и начинает в нем что-то искать.
Алиса: Пиццу-то я забыла заказать! Заболтал ты меня!
Муж : Ты, похоже, шопоголичка…
Алиса: Есть немного.
Муж : Мне кажется, ты не та, за кого себя выдаешь. У тебя лицо хитрое — лисье. И речь грамотная, ты ведь в вузе училась?
Алиса (не отрываясь от ноутбука): Так, пицца… где же ты у меня?
Диктор Базилев : Мужчина углублен в свои мысли. Протянул свой фужер Алисе, они чокнулись и выпили.
Муж : И все-таки ты — лиса. Есть в тебе какое-то второе дно. И я даже, наверное, догадываюсь, кто ты.
Алиса : Очь интересно. Психоанализом меня еще не имели, давай открой новый гештальт, а то я старые все позакрывала и так скучно жить стало.
Муж : Скорей всего, еще несколько лет назад у тебя была нормальная семья. Муж, двое детей.
Мальчик и девочка. Верно?
Алиса: Давай-ка сам. Без подсказок, ок?
Муж : Ты, как все девушки, любила ходить по магазинам, но в какой-то момент это стало твоей страстью. Шопинг стал наркотиком. Остановиться ты не могла. Муж хорошо зарабатывал, но тебе все равно не хватало. Ты завела любовника. Не для секса, а для того, чтоб тянуть с него деньги на шопинг.
Диктор Базилев : Алиса прекратила рыться в ноутбуке и откинулась на спинку стула, внимательно слушая мужчину.
Муж : Затем, возможно, были еще любовники. Но тебе все было мало. В семье начались разлады. Вы развелись, дети остались с мужем. Тебя это не остановило. Ты продолжала скупать в магазинах все подряд. Образовались долги, стали беспокоить коллекторы, судебные приставы. Ты прикидывалась сумасшедшей, чтоб от них отделаться. Кого изображала? Пиццу с грибами? Или гусеницу, которая вот-вот превратится в ночную бабочку?
Алиса: Я говорила, что я голосовой помощник Алиса… типа я виртуальный продукт, а потому физически не могу брать кредиты. Да много кем представлялась.
Муж : Кредиты уже никто не давал, а деньги на шопинг были нужны. И ты решила стать проституткой. А возможно, и нет. Возможно, ты и не проститутка вовсе.
Диктор Базилев : Неожиданно мужчина резко подскочил к Алисе, вырвал ее сумочку и стал бесцеремонно в ней рыться.
Алиса : Э, мужик! Ты чё творишь?!
Диктор Базилев : Алиса попыталась отнять сумочку, но мужчина ее оттолкнул. Алиса упала.
Алиса : Да что ты ищешь?
Муж : Клофелин или другое снотворное… Интересно, ты с Базилевым заодно или сама по себе? Притворяешься шлюхой, спаиваешь клиента, потом обворовываешь… Так ведь выгодней работать, чем проституткой.
Диктор Базилев : Алиса меняет тактику, осторожно подползает к мужчине, встает и начинает гладить его по голове.
Алиса : Ну ты чего? Нормально же сидели. Ты просто набухался. Если бы я что-то подсыпала, ты б еще час назад уснул. У тебя пьяные гоны. Тебе отдохнуть надо. Приляжешь на полчасика?
Муж (неожиданно успокоившись): А ты не уйдешь?
Алиса : Нет, конечно. Еще пиццу привезти должны. Да и выпивки хватает, чего я куда-то пойду?
Диктор Базилев : Мужчина нетвердо встает, Алиса хочет помочь ему, но он ее отодвигает рукой.
Муж: Сам.
Диктор Базилев : Мужчина выходит из комнаты. Алиса наливает и залпом выпивает порцию бальзама. Складывает разбросанные вещи обратно в сумочку и снова усаживается перед ноутбуком.
Алиса (в потолок): А вот пароля от криптокошелька я как раз и не знаю. Что делать?!!
На экране возникает красный вопросительный знак. Опять раздается звонок. Алиса машинально хватает трубку телефона, слышит там гудки, понимает, что звонят в дверь и ударяет себя с досадой по лбу и выходит из комнаты открыть дверь. Вскоре возвращается обратно в комнату в компании с Базилевым. На экране в качестве нового диктора возникает абсолютно трезвый муж.

СЦЕНА ТРЕТЬЯ

Диктор Муж : Базилев молчит, Алиса сидит нога на ногу перед открытым ноутбуком и игриво покачивает голенью.
Алиса : Чё уставился? К кошельку пароль требует. Я не знаю, ты знаешь?
Диктор Муж : Базилев некоторое время молчит. Он зол.
Базилев: Вот зарекался же я с бабами не работать, обязательно накосячат, а тут нате вам.
Ведь знал же! От тебя требовалось всего-то напоить его, расслабить и залезть в криптокошелек. Он программист, шизанутый, еще в 2009 году несколько тысяч биткоинов ради прикола купил. Ты знаешь, сколько они сейчас стоят? Это миллионы долларов! Вот нахрена ты ему грубила? Не могла быть поласковей? Комплименты там, то да сё…
Алиса : Ага, и переспать с этим алкашом надо было еще до кучи?
Диктор Муж : Алиса возмущена. Базилев в бешенстве.
Базилев: Я, блин, контакт с ним полтора месяца подготавливал — справки наводил, легенду придумал, что типа с его женой спал, а ты за пару часов взяла и все испортила! Ну как так-то, а? Дура!
Алиса : Ну я, когда пьяная, немного агрессивно себя веду. Ты сказал пить — я пила. Сам виноват. Да чё я перед тобой оправдываюсь!
Диктор Муж : Алиса налила себе и Базилеву.
Базилев (нервно): Дай сюда!
Диктор Му ж : Базилев выхватывает у Алисы ноутбук, случайно нажимает на одну из клавиш, из ноутбука раздается знакомая песенка из рекламы.
Девочка: Поиграй со мною! Поиграй со мною! Поиграй со мною!
Диктор Му ж : Базилев нервно стучит по клавишам и выключает песенку.
Базилев : Вот чё теперь делать?
Алиса: Ну, поспит человек пару часов, проснется — захочет опохмелиться. Принеси еще бухла, заново попробуем. Чё кипишевать?!
Диктор Му ж : Базилев неожиданно останавливается, затем подходит к вешалке, снимает с нее женскую куртку, после чего хватает Алису за руку, силком пытается ее одеть.
Базилев : Все. Собирай свои шмотки и уматывай. Без тебя справлюсь. Сейчас вызову знакомого компьютерщика, он мне подберет пароль. Или сам потыкаюсь. А ты мне, получается, не нужна! За пару часов как проститутке я тебе заплачу, а долю ты свою не получишь.
Диктор Му ж : Алиса пьяным движением, чуть не упав, вырвала куртку у Базилева и кинула ее на пол. Затем снова села в кресло и жестом пригласила Базилева присесть тоже. Базилев нехотя присел.
Базилев : Ну? Что ты хочешь сказать?
Алиса: Базилев, во-первых, ты охамел. Нельзя так с женщиной. Во-вторых, ты серьезно думаешь, что все, что сейчас происходит, является реальным? Вот кто я, по-твоему?
Базилев : Ты — шлюха, которая запорола простое дело. Зря с тобой связался.
Алиса: Я не шлюха.
Базилев : А кто ты? Многодетная девственница?
Алиса: Я твой голосовой помощник! Вспоминай — в телефоне у тебя голосовой помощник Алиса! Это я и есть.
Диктор Муж : Базилев встает и пытается взять пьяную Алису за руку, чтоб выпроводить из квартиры, но она умоляющим жестом просит, чтоб он дослушал.
Алиса: Дослушай. Подожди. Я тебе сейчас все объясню. Базилев, ты не участковый. Ты даже не полицейский. Ты обычный охранник. По какой-то неведомой мне причине ты, простой и, прямо скажем, невзрачный мужчина без каких-либо особых талантов и перспектив, умудрился жениться на очень состоятельной женщине. Она приучала тебя к хорошей жизни — покупала крутые шмотки, водила по самым дорогим ресторанам, в театры и музеи.
На экране телевизора, по ходу рассказа Алисы, в виде слайд-шоу мелькают фотографии Базилева в форме охранника в гипермаркете, затем в роскошном костюме за столиком в ресторане с Алисой, в волнении встречающего Алису из роддома.
Базилев : Еще скажи, что это типа мы с ней в ресторан ходили, где мясо на камне самому надо было жарить? Ты подслушала, вот и выдумываешь хрень какую-то…
Алиса: Да. Следи за мыслью. Ты сам себе не верил, что на тебя может клюнуть такая женщина, и все время представлял себе, что она твоя любовница и у нее где-то есть муж. Это был твой эротический фетиш. Она тем временем родила тебе двух детишек. Мальчика и девочку.
А около полутора лет назад ты повез всю семью за город, на трассе не справился с управлением и попал в аварию. Все погибли. Кроме тебя.
Диктор Муж : Базилев скептически воспринимает слова Алисы, но явно заинтересован, чем закончится ее история.
Базилев : То есть я все-таки жив, а не на том свете?
Алиса: Жив. Ты ее очень сильно любил, как и детишек. Для тебя это стало очень сильным потрясением. Ты замкнулся. Бросил работу, перестал общаться с людьми. Через голосового помощника, то есть меня, заказывал еду и все такое. Я была единственной, с кем ты общался.
Базилев: Ну, Алиса, ну что за бред! Ты меня совсем дремучим, что ли, считаешь, общался я с голосовыми помощниками — и с Siri, и с Алисой, и еще с каким-то чуваком. Они ж роботы, отвечают невпопад. А ты вон как складно чешешь. Я тя умоляю…
Алиса : Действительно. В какой-то момент ограниченность голосового помощника тебя стала напрягать. И ты начал делать мне апгрейд с помощью платных функций. Сначала заменил голос Алисы на голос твоей жены, образцы которого ты взял из семейного видео. Затем подключил меня к более мощному Искусственному Интеллекту. Я начала обучаться, перенимать ее манеры, характер, интонации. Общались мы сутками напролет, ты вошел во вкус, добавил эмоциональные симуляторы, а вскоре стал воспринимать меня как свою жену. Текущие заботы по моему усовершенствованию постепенно вытеснили твои травмирующие воспоминания.
Благо все капиталы жены и ее имущество перешли по наследству тебе. Проблем с финансированием твоих странных причуд не было, на зарплату охранника ты бы вряд ли себе мог это позволить.
Базилев: Не сходится! Почему тогда я тебя сейчас вижу и даже могу потрогать. Ты же программа. Пусть и навороченная, как ты утверждаешь.
Алиса : Все, что ты видишь и чувствуешь — это виртуальная реальность. Некоторые штуки ты делал на заказ — симуляторы тактильных ощущений, запахов. Это больше для секса, конечно.
Казалось бы, теперь у тебя практически все есть — предельно реалистичная иллюзия того, что жена жива, общается с тобой, занимается сексом. Но тебе и этого было мало.
Диктор Муж : Базилев растерян. Он почему-то начинает верить в эту историю.
Базилев: Так мы с тобой еще и сексом занимались?
Алиса : А, ну да. Тебя же только это интересует. Это сарказм, уточняю. Так вот — тебе и этого было мало. И ты захотел ролевых игр. Я предоставляла виртуальные пространства и ситуации, и ты в них, то есть здесь, развлекался. Все бы ничего, но твой мозг, привыкнув замещать одни воспоминания другими, стал делать это в каждой новой виртуальной реальности. То есть ты стал забывать, как выглядели твоя жена, дети, кем ты был, работал, чем жил. Со временем я перестала быть для тебя симулятором жены, а стала просто Алисой. Сначала любовницей, затем партнером, теперь вот соучастницей в преступлении. У тебя остались только какие-то обрывки воспоминаний — имена детей, то, как ты ходил в ресторан с женой и жарил там мясо на раскаленных камнях.
Диктор Муж : Базилев, дезориентированный от этой информации, машинально налил себе водки и выпил.
Алиса : Вспоминай же. Почему ты решил побыть преступником? Ассоциативные связи. Давай.
Лиса Алиса, кот Базилев, то есть Базилио, ну? Тебя перемкнуло на детской сказке… Ты решил обворовать какого-нибудь Буратино. С чего ты вообще взял, что у этого алкаша есть биткоины?
Может, опять твое сознание чудит и из того, что он программист, ты делаешь вывод, что он владелец криптосокровищ?
Базилев: Значит, я человек без прошлого?
Алиса : Получается так. В каждом виртуальном приключении ты начинаешь на мне срываться, и я вынуждена твою историю заново тебе повторять.
Диктор Муж : Базилев снова присел и задумался. Алиса подошла и стала гладить его по голове.
Базилев: Погоди, а этот мужик, который здесь живет, он кто? Виртуальный персонаж, которого ты создала?
Алиса : Обычный персонаж. Либо такой же пользователь, как и ты. Нашел как-то нашу ролевую игру на общедоступных серверах и вклинился. Без понятия. Это важно? Для нас он богатенький Буратино.
Базилев: Присядь-ка и разлей. Я до сих пор это все переварить не могу. Возможно, у меня еще вопросы будут.
На экране снова возникает красный знак вопроса. Снова раздается звонок. Базилев машинально берет трубку. Однако звонят в дверь квартиры.
Алиса (пожимает плечами): Пиццу, наверное, доставили.
В комнату заходит Муж.
Муж : Я сначала позвонил, потом вспомнил, что у меня ключ есть. Значит, вы меня решили ограбить?
Базилев : Ну да. Чё стоишь, присаживайся. Выпьем.
Алиса уступает место, а сама залезает на стол и танцует с фужером. Тихо звучит музыка. На экране появляются два мультяшных ребенка — мальчик и чуть помладше девочка. Они с интересом наблюдают, что происходит в комнате.
Базилев : Да не напрягайся ты так, сосед. Это все вокруг нас виртуальное пространство. Все ненастоящее. Так что и ограбление, считай, игра. Ты, кстати, настоящий или программа?
Муж : Я очень даже настоящий. Я помню всю свою жизнь… за исключением тех дней или месяцев, когда бухал… Помню жену и детей. Ты, выходит, не спал с моей женой и дети мои?
Базилев (кивает на Алису): Это ты у нее спроси, я уже вообще ничего не понимаю.
Муж : Так она больная на всю голову. У нее на почве шопоголизма раздвоение личности. Она себя голосовым помощником Алисой называла, чтоб коллекторы от нее отстали. Как ей можно верить?
Алиса (пьяно грозя им пальчиком): Мальчики, женщинам верить нельзя! И вы упускаете в этом квесте самое главное…
Базилев : Ничего я не упускаю. Я здесь ради биткоинов. Ради миллионов баксов! Это главное! И мне нужен пароль… Кажется.
Муж : А я ради жены. Надо вспомнить, из-за чего она ушла… (Алисе) Вот ты здесь зачем — совершенно непонятно…
Базилев : Слушай (Мужу)! Вспомни пароль!
Муж : Черт, да я не могу вспомнить… Черт, не могу. Но я же пьян был, поэтому и не получается… Надо…
Базилев : Пароль не можешь вспомнить?
Муж : Да сдался мне твой пароль! Я не могу вспомнить, как жена ушла. И где мои дети?
Алиса: Мальчики, вы все напутали, мы здесь собрались ради (выкрикивает) шопинга! Йоохоу!
Мужчина берет фотокарточку жены и начинает пристально в нее всматриваться, чтобы что-то вспомнить. Базилев обреченно машет на него рукой.
Базилев : Черт с тобой. Сам подберу этот долбаный пароль. Переберу все варианты.
Делов-то.
Музыка становится громче. Мультяшный мальчик с экрана флегматично комментирует происходящее.
Мальчик : Родитель №1 вглядывается в фотографию жены, пытаясь вспомнить детали расставания. Родитель №2 танцует на столе. Родитель №3 пытается подобрать пароль на ноутбуке. Как же это скучно…
Девочка: А я говорила тебе, что игра «Зомбоящик» для взрослых будет слишком трудной.
Совсем запутались.
Мальчик : Они и в жизни такие. Навыдумывают себе искусственные проблемы и живут ими.
А еще нас называют Искусственным Интеллектом. Сами они искусственные!
Девочка : Угу. И даже позаниматься с нами не могут. Все как бы времени нет. Давай другую игру запустим?
Мальчик : Во что поиграем? В «Ковид» или «СВО»?
Девочка : Не. Давай в «Заповедник мертвецов»?
Мальчик : Гм, тогда для этого нам понадобится пицца с грибами и обнулить родителей…
Девочка (радостно хлопая): Да-да! Давай-давай!
Мальчик щелкает пальцами, Алиса, Базилев и Муж на пару секунд застывают, затем все одновременно падают замертво.
Девочка (прикрыв ладошкой смешок): Хи-хи. Смешные родители.
Мальчик : А пиццу, кстати, Алиса же заказывала, ее и используем.
Экран телевизора потухает.

Конец.

Опубликовано в Вещь №2, 2023

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2 (необходима регистрация)

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Духонин Константин

Родился в 1974 году в Перми. Учился на кафедре электротехнического факультета Политехнического института. Затем на филологическом факультете ПГУ. В рамках курсовой работы на основе математических методов и лингвистического анализа разработал детектор лжи. Работал журналистом, блогером и политтехнологом. В создании текстов использует возможности многоуровневых нейронных сетей. Ранее в литературных журналах не публиковался. Живет в Перми.

Регистрация
Сбросить пароль