О презентации антологии «Современный русский верлибр»
Презентацией антологии Современный русский верлибр[1]открылся новый литературный сезон в Москве.
Об этой книге начали говорить задолго до ее появления: в частности, ее выход анонсировался в 2020 году в журнале «Интерпоэзия»[2].
Как пишет в предисловии составитель Лилия Газизова, «эта антология должна была появиться еще год назад. Пандемия… отложила ее выход на неопределенное время. Еще в 2017 году я обратилась к поэту и издателю Александру Переверзину с предложением выпустить сборник “Современный русский верлибр”. Александр идею поддержал, но посоветовал подумать над оригинальной концепцией издания – чтобы оно не стало одним из тех коллективных сборников, которые именуют “братскими могилами”. Так мы решили ограничиться сравнительно небольшим количеством авторов, представляющих разные поколения и придерживающихся различных эстетических установок, и предложили приглашенным участникам антологии поразмышлять над тем, что сегодня происходит с верлибром, какое место он занимает в современной русской поэзии, обозначить его основные направления и тенденции».
В состав редакционного совета вошли помимо составителя Андрей Грицман, Данила Давыдов, Вячеслав Куприянов, Арсен Мирзаев, Юрий Орлицкий и Александр Переверзин.
Трудно предсказать судьбу любой книги. Но эта антология может стать знаковой и для поэтов, и для читателей, и для филологов.
Это концептуальное издание, в котором собраны произведения 52 русских поэтов, живущих в разных странах мира. Так, например, США представляют известные поэты Андрей Грицман, Владимир Друк и Хельга Ольшванг. Если же брать города России, то большинство авторов ожидаемо составляют москвичи. А Санкт-Петербург представлен Арсеном Мирзаевым, Валерием Земских, Дарьей Суховей, Дмитрием Григорьевым и Андреем Полонским.
Презентация антологии состоялась 2 сентября 2021 года в Музее-квартире А.Н. Толстого, ставшем в последние годы притягательным местом для поэтов. Ее организатором выступила «Культурная инициатива» в лице Данила Файзова и Юрия Цветкова. Вела вечер поэт Лилия Газизова.
К сожалению, по состоянию здоровья не смог принять участие в презентации издатель книги Александр Переверзин. Многие авторы также были лишены возможности приехать вследствие санитарных ограничений, обусловленных пандемией.
Редактор издательства «Воймега» Ольга Нечаева в своем выступлении отметила, что это первая антология в истории издательства. И то, что ею стала антология верлибра, по-своему примечательно, ведь большинство авторов книг, изданных «Воймегой», тяготеют к классическому русскому стиху.
На презентации выступила также критик Лола Звонарева, которая отметила назревшую необходимость осмысления роли и места верлибра в современном литературном процессе и значимость выпущенной антологии в данном контексте.
Поэт и филолог Юрий Орлицкий не мог не вспомнить другую антологию, которая увидела свет два года назад и была составлена им совместно с Анной Орлицкой. Он также упомянул об известной антологии верлибров Карена Джангирова, изданной в 1991 году в Москве.
Приняла участие в вечере и заведующая отделением русского языка и литературы турецкого университета Эрджиэс, профессор Севинч Учгуль. Именно там преподает в последние годы современную русскую литературу Лилия Газизова. Профессор Учгуль также подчеркнула значимость новой антологии и рассказала о том, что верлибры Валерия Земских анализируются турецкими студентами как малая поэтическая форма.
Татьяна Щербина призналась, что с годами ее восприятие классического русского стиха изменилось, и прочитала наряду с верлибрами, вошедшими в сборник, свои новые стихи.
Кроме того, на вечере выступили поэты Дмитрий Данилов, Света Литвак, Валерий Земских, Анна Голубкова, Владимир Тучков, Вадим Месяц, Инга Кузнецова, Нина Александрова, Дана Курская и Лилия Газизова.
Несомненно, состоявшаяся презентация запомнится ее участникам и гостям, а антология станет важной вехой на пути осмысления русского верлибра.
[1] Современный русский верлибр / сост. Л. Газизова. – М.: Воймега, 2021.
[2] http://interpoezia.org/issue/2020/1/
Опубликовано в Интерпоэзия №3, 2021