Анастасия Андреева. ОБЗОР ПУБЛИКАЦИЙ ПОЭТОВ ДИАСПОРЫ В ВЕСЕННИХ НОМЕРАХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЖУРНАЛОВ 2018 г.

Арион – журнал поэзии, издаётся с 1994 года. Это – первый и на сегодняшний день единственный в России «толстый» поэтический журнал.

№ 1, 2018

Игорь ИРТЕНЬЕВ (Кармиэль, Израиль – Москва, Россия)

* * *
Телевизор я врубаю,
Там беснуется попса,
Слышны крики попугаев,
Обезьяньи голоса.

И терпеть не в силах муки,
Думаю: «твою же ж мать,
Как умеют эти суки
Эти звуки извлекать?»

Владимир Васильев (Харьков, Украина)

ОДИССЕЙ

Он в корыте плывёт.
Понт сияет вокруг штилевой.
Не веслом он гребёт,
А щербатой доской половой.

Догорает триера за мысом.
В ногах решето.
Что теперь он замыслил,
Уже не узнает никто…

Андрей Фамицкий (Минск, Беларусь)

* * *
шесть соток фамильного сада
луна освещает, но мне
немного по совести надо,
и этого хватит вполне.

сидеть на ступенях веранды,
смотреть, как сгущаются: тьма,
и жизнь, и её варианты,
и прочие игры ума.

Вера ЗУБАРЕВА (Филадельфия, США)

Взял и умер, не сказав ни слова.
В этом – весь ты. Узнаю тебя.
Небось, ушёл в запой в райских кущах,
Празднуя свободу от бремени жизни
И взвалив на нас тяжкое бремя догадок,
Ужас от белого кружка в скайпе.
Выйдешь на связь, а он глядит,
Как мечемся по комнате или по жизни
В поисках тебя или, может быть, себя.

Владимир ЗАХАРОВ (Москва, Россия – Тусон, Аризона, США)

Под небоскребом город тих,
Картонный короб на двоих
Уютно делят два бомжа,
А третий всё не спит, дрожа.

Вверху дожди, внизу бомжи,
А посредине – этажи.

Владимир Ермолаев (Рига, Латвия)

МОЙ СОН

мой сон повадкой похож на кота:
поздним вечером устраивается в ногах,
а в середине ночи встаёт и уходит.
чем он занят? и где он бродит?

Дружба народов – ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал. Основан в 1939 году.

№ 3, 2018

Даниил Чкония (Кёльн, Германия)

наступила осень патриарха
и ему то холодно то жарко
бродит он по золотому саду
собирает спелые плоды
нет ему с собою миру-сладу
то вина запросит то воды

да ещё вздыхает ох и ах
странный доложу вам патриарх

Вера ЗУБАРЕВА (Филадельфия, США)

Луна маячит на последнем этаже,
Словно готовится к прыжку с вышки.
Машины шуршат по мостовым, как мыши,
И юркают в норки гаражей.
И снится снег, и плывёшь, и плывёшь
Вдоль берега ночи по его млеку,
И Город сам на себя не похож,
И память о нём из снежных молекул.

№ 4, 2018

Евгения БИЛЬЧЕНКО (Киев, Украина)

Я помню их: святые лики сёл
Над чёрной бойней Запада с Востоком.
И лёгок слог,
Как писанное в стол,
Непойманное таинство восторга.

Не взят блокпост. Не установлен флаг.
И больно так, что хочется смеяться.
И лёгок слог,
Как поздний Пастернак:
Смертельная божественная ясность.

Заир АСИМ (Алма-Ата, Казахстан)

Это продвижение в темноте
с вытянутым лучом губ,
так фонарик освещает
узкую тропу смысла.
Прохлада прямоугольной воды,
дыхание живого стекла.
Прозрачность, погруженная
в безмятежность отражения.

Иван ВОЛОСЮК (Донецк, Украина)

Не важно, с кем ты просыпался, – страшен
сам переход из пробной темноты,
которую, как панцирь черепаший,
не перебьёшь, не одолеешь ты.

И если нет ни Альфы, ни Омеги,
а только смерть, и прах, и вещество,
тогда зачем зимою столько снега
и столько тишины на Рождество?

Майя Шварцман (Гент, Бельгия)

Блажен, кто подаянье близ фрамуг
смиренно собирает на кормушках,
отдаривая музыкой, кто звук
даёт увидеть в росписях воздушных.
Им всем завещан заповедный сад,
а в нём, как шёлком, щёлканьем расшитом,
щеглы порхают, иволги царят,
и зёрнышками Хлебников рассыпан.

Звезда – старейший петербургский ежемесячный литературный журнал. Издается без перерыва с декабря 1923 г.

№ 4, 2018

Борис ПАРАМОНОВ (Нью-Йорк, США)

Кто б ни был ты – ездок или ходок, –
мороз зовется по-немецки фрост,
и к сердцу подступает холодок,
когда гусары поджигают мост.

И я в своем умении простом,
своим на том и этом берегу –
я съёжился, и прячусь под мостом,
и сорок лет огниво берегу.

№ 5, 2018

Михаил ОКУНЬ (Аален, Германия)

* * *
В кинохронике случайной –
Блок в фуражке средь толпы.
Он бросает взгляд печальный,
Улыбается слегка,
Видя нас издалека.
И ему вполне понятен
Через век любой дебил.
Знает: мы до дна испили
Чашу, что он пригубил.

Знамя – ежемесячный литературный журнал, издающийся с 1931 года, в котором печатались корифеи советской литературы, а после 1985 г. произведения, во многом определившие лицо горбачёвской перестройки и гласности.

№ 3, 2018

Геннадий РУСАКОВ (Москва, Россия – Нью-Йорк, США)

Холодные дни без купюр и повторов.
Уже не пугает неистовый быт.
У каждого времени собственный норов
и собственный счёт незабытых обид.
…Архангел крылами плеснул от проулка.
А может, не он, а сама темнота.
Ночами в округе и тихо, и гулко.
И нежен у яблонь парок изо рта.

Владимир Гандельсман (Нью-Йорк, США – Санкт-Петербург, Россия)

Бог рассвета в единый
миг тебя,
точно нить паутины,
сдует со лба.
Шаг, шажок, боязливо
с просёлка свернёшь,
выйдешь к бухте залива
и себя не найдёшь.

Олег ДОЗМОРОВ (Лондон, Великобритания)

* * *
Народ не с вами. И не с нами.
Народ огромный бутерброд
соорудил с семью слоями
и отправляет прямо в рот.

Народ безмолвствует и только
тихонько чавкает. Народ
расставил рюмочки на столике.
Он мудр, он всех переживёт.

№ 5, 2018

Иван Стариков (Гейдельберг, Германия)

* * *
ну давайте ещё
но только не за первого парня
третьего рима в шестой палате
всё же так же
воздвижение земляного города
на исторической свалке
засиделись мы поедем пожалуй
не бежать же от вас
а вот уже и не убежишь

Александр Радашкевич (Париж, Франция)

У мамы

У мамы без мамы по пояс сугробы
и талые души в прозрачных мехах,
безбурные ветры, ручные бураны,
сокрывшие пухом провалы дорог,
и стены за стенами глубей зеркальных,
где стаи немые в краях узнаванья
срываются в твердь отражённых озёр.
Уфа расступается, вчуже родная,
всевешнее дышит за стёртым углом.
У мамы без мамы до неба сугробы
и детская мгла заоконных миров.

Новая Юность – литературно-художественный познавательный журнал тридцатилетних. Выходит с 1993 года, после драматического исхода 14 журналистов из «старой» «Юности».

№ 1 (142), 2018
Игорь ИРТЕНЬЕВ (Кармиэль, Израиль – Москва, Россия)

Неверье – слепая химера,
Нас в пропасть толкает она,
А вера есть высшая мера
Вещей без покрышки и дна.
Мне обе модели по сердцу,
Неважно – слабей ли сильней –
Добавить способные перцу
В похлёбку сиротскую дней.

Сергей Тенятников (Лейпциг, Германия)

я знаю, когда кончаются романы,
как тает и чадит империя-ледник.
мы руки греем, жмём, а ждём
медвежьего объятья, и выживаем из ума.
себе мы сами ни свояки, ни братья.
точно ослепшие клубни картофельной зимы,
со дна окопов глядим мы в телескопы
на нищий мир, роскошный мир.

Новый Журнал – старейший в русском зарубежье литературный журнал, основан в 1942 году по инициативе И. Бунина писателями М. Алдановым и М. Цетлиным.

№ 290, 2018

Вера ЗУБАРЕВА (Филадельфия, США)

* * *
Сумятица. В разгаре вьюг фиеста.
Сугробы, как подобья пирамид.
Развинчен свод, и город сорван с места
И в птицу превратиться норовит.
Вращаясь в дисгармониях угрюмых,
Готовит ветер ледяной набег.
Сумятица. И мир темнее в думах,
И ночь светлее, оттого что снег.

Елена Малишевская (Киев, Украина)

К жаждущим свежей озерной ряби
От вялотекущего общего места
Строфой блеснувшей, одной хотя бы,
Извернувшись, выпрыгнуть из контекста!
И живцом, напитавшись первоосновы,
Соскользнуть, впадая в сердечное устье,
За пороги, с течением быстрой крови,
Прямо в чувство.

Михаил Этельзон (Нью-Йорк, США)

В его заложниках – страна:
артисты, лекари, солдаты,
и бесконечная война –
могилы, имена и даты.
А на войне, как на войне:
невинных там искать нелепо…
Последний рейс горит в огне –
в огне сожжённого Алеппо.

Ефим Ярошевский (Котбус, Германия)

* * *
Поэт,
бегущий в полночь к мутному бульвару,
где плачет пароход (без мамы),
где туман…
где всхлипывает март,
где прячется диспансер
(худой рентгенвесны показывает парк),
где холодно,
где соловей издох, попавший в снегопад…
поэт свихнувшийся,
на ледяной скамейке ждущий лета…

Зоя Межирова (Сиэтл, США)

Нет уже прошлой жизни,
Как нет сгоревшей дачи под Москвой,
Где так часто бывала в детстве,
Где летом жили бабушка с дедушкой,
Где играла с Валечкой,
Трагически нелепо погибшей в ранней юности,
С которой варили суп из лепестков ромашек
В игрушечных, крохотных кастрюльках…

Татьяна Ананич (Лос-Анджелес, США)

Эйлатский камень. Соль. Трава. Песок.
Извилистая каменистая дорога.
Пыль на скитальческих сандалях. Рог
пастуха. Лимонно-жёлтого этрога
полынный сок. Трава. Песок. Йильдѝ…
Щемящее есть что-то в этих далях.
Как будто бы мы здесь на волосок
от, знает Бог чего. – Что мы видали. –

Борис Ильин (Нью-Йорк, США)

мал человек да долог
голос нечист и тонок
взгляд лишь лучист

это ли отраженье
прошлого отторженье
ныне и здесь?

Новый мир – один из старейших в современной России ежемесячных толстых литературно-художественных журналов. Издаётся с 1925 года.

Номера еще не опубликованы в «Журнальном зале», но их можно читать на сайте «Нового мира»: http://www.nm1925.ru/

№ 4, 2018
Александр Кабанов (Киев, Украина)

Октябрь – старейший русский литературно-художественный журнал, выходит с 1925 года.

№ 4, 2018

Елена Касьян (Львов, Украина)

Здравствуй, моя девочка, здравствуй, моя птичка.
В рай по расписанию ходит электричка.
Тихие кондукторы с грустными глазами
Не пускают девочек к папе или маме.
Если продираешься через ночь и стужу –
Словно путешествуешь изнутри наружу.
Но пока не выстроен мостик через Лету,
Это путешествие от печали к свету.

Prosōdia – южнороссийский журнал для литераторов, критиков, литературоведов и всех, кто интересуется вопросами теории, истории и практики современной поэзии. Приоритетный интерес журнала – опыт чтения и понимания поэзии во всей ее сложности и разнообразии.

№ 8, 2018

Григорий МАРГОВСКИЙ (Бостон, США)

Атлант могуч, с его упругих плеч
Не соскользнёт небесной тверди бремя.
Таланту пофиг, он в земную речь
Впивается, поскрёбывая темя.
Монах Тантал в молитву погружён,
Лишен аскезой и воды, и яблок.
Талант бухлом приваживает жен,
Жуя, пускает по реке кораблик.

©оюз Писателей – украинский русскоязычный литературно-художественный журнал. Основан в 2000 году. Издаётся в Харькове.

№ 17, 2018

Евгений Пивень (Николаев, Украина)

* * *
шестнадцать лет когда получили первую работу и живые
деньги вештались по степным ковылям за ручки переносили
в длинный альбом настенную копоть в хатáх и слушали
как старые птицефермеры вспоминают более прочные
нижние ветви вéка три наверное назад массивное дерево
бесплодное только ветки ветки ветки столько веток что
в голове не укладывается переносили в длинный альбом

Арсений Ровинский (Копенгаген, Дания)

* * *
наш район чем интересен – во-первых, холмы
с таких позиций как Москалёвка или Д/К Учителя виден весь город
но есть и ещё один бонус, а именно – телебашня
незабвенная
эта башня для каждого воина место священное
кто за 1й канал жизнь отдал за дарёный металл золотыми зубами
за мертвячку-башню последнюю клятву давал

Ия КИВА (Киев, Украина)

* * *
совсем не выходишь не ходишь
но если находишь значок выхода непременно парк
в котором гуляют белки и малыши
упакованные в рассеянный сентябрьский свет
в цвет то ли песочный, то ли горчичный
в ожидании спелых мандариновых корок
и ступаешь мягко чтобы у земли ничего не болело
это балетный лёд и балетный мёд
и что ни движение то цыпочки на цепочке
дайте мне точку опоры говоришь и трогаешь волдыри
и не приходишь в себя до самого дома

Яша Цикле (Рим, Италия)

Но картины растворяются,
когда прибегает чумазый мальчонка-щипач,
тукает в трансформаторную будку
и будит дряхлого дворника Зюзю.
Тот кряхтит, взбираясь на стремянку:
«Тлетворен всекрайний луч! Волки, волки ползут!»
И лопает метровым шилом звёздочки.
Saratov кутается во покойный сон.

Ал Пантелят (Харьков, Украина)

я вычерпываю
твои слова
из ледяной воды

и оставляю
на растерзание
окрепшим будням

Александра Мкртчян (Харьков, Украина)

Сделать свои пути прямыми? –
я так не думаю,
поля роз в моём сновидении,
поля роз, солярис,
солярис в моём сновидении,
синие облака, кровяные луга.

Александр Кочарян (Харьков, Украина)

* * *
стыдно, стыдно за каждое слово –
так сказал мне говорящий плинтус.
я лёг на пол и согласился.
и дальше с плинтусом
молчали мы,
и дальше мы молчали вместе.

Александр Ходаковский (Харьков, Украина)

в зрачках запечатать оскомину пройденных утр
напоследок и руки твои оробевшие и пустословье
навсегда ни о чём щебетанье неслышных минут
жаркое обеда на сытое наше здоровье

любовь вытекает нездешним ручьём и лучом неземным
кто-то плачет навзрыд и немеют поля на излёте
тот же запах полыни а бусы пихт пацаны
на патроны порвут как живьё тишины самолёты…

Леонид Иванов (30 ноября 1944, Харьков – 16 июля 2014, Харьков)

* * *
В мерцаньи шума городского
Под гнётом мёртвых пирамид
В раскопах сна тот не раскован
Кто добровольно не убит

Но дезертиру гороскопы
Ночного неба не солгут –
Для самовольного холопа
Есть у владык и цепь и кнут

И истинный беглец однажды
Отыщет выход и исход
В колодец сна скользнув как Гаршин
Шагнувший в лестничный пролёт

август 1983

День и ночь – литературный журнал для семейного чтения. Основан в 1993 году при участии В.П. Астафьева.

№ 6, 2017

Изяслав Винтерман (Иерусалим, Израиль)

* * *
На лепестках ресниц заблестит роса.
Капли ночного солнца, вспыхнув, погаснут.
Слышала голос? – Это была гроза…
И ощущала губы? – Это опасно…
Был ли это туман, взявший в кольцо тела, –
как он стелился здесь, чтоб вознести внезапно
впадины переулков и купола тепла,
силу желаний… всё, что случится завтра.

Дети Ра – ежемесячный литературный журнал поэзии, издаётся с 2004 года в Саратове. С 2011 года выходит под эгидой Союза писателей ХХI века.

№ 1(159), 2018
Бахыт КЕНЖЕЕВ (Нью-Йорк, США – Москва, Россия)

Мне хорошо – я всё-таки могу,
склонившись в небо с лестничной площадки,
помочь тебе, мышонок на снегу,
поднять тебя, согреть тебя в перчатке.
Но плачешь ты – и жизнь вдвойне страшна,
дымится ночь, лёд схватывает руку,
и медленно ступает тишина
сквозь Петербург, похожий на разлуку…

Интерпоэзия – международный журнал поэзии, выходит с 2004 года. Издается в США.

№ 1, 2018

Борис ХЕРСОНСКИЙ (Одесса, Украина)

* * *
надоели бокс каратэ и борьба на
всех площадках нет хорошего фильма без порно
отовсюду слышится гром барабана
крик архангельских труб и пионерского горна
значит мир качнулся вправо тираны кричат браво
кандидаты в тираны боязливо жмутся друг к другу
право выжить не действует право выжать достойное право
как зэки в тюремном дворе эпохи идут по кругу

Рита БАЛЬМИНА (Нью-Йорк, США)

Кликни, баловник,
Да на линки эти.
Я – безликий nick
В никаком Рунете.
На Великий Пост
Пантократор-Боже
Уничтожит post…
Модератор тоже.

Александр Габриэль (Бостон, США)

Что нам, январь, твой ледяной улов,
и свет звезды, в холодном небе тающий,
на фоне наших, самых важных слов,
которые не сказаны пока ещё?
И что с того, что ночи дольше дней
и тучи собираются на вече?
Почти всегда январского сильней
сердечное. Людское.
Человечье.

Александр Немировский (США)

Как блоки стен надеты на линейку –
Лежат века. Но их не охвачу.
Я город пробегаю по лучу.
За башни, переулком, по ступенькам.
Я здесь молился, жил.
Теперь молчу.

Татьяна Ананич (Лос-Анджелес, США)

Старый вокзал. Часы. Телефонная будка.
Рядом с ней в вазоне цветёт незабудка.
В привокзальном кафе под названием «Минутка»
пахнет хлеб, как во Франции.
Разворачивается последний трамвай кольцом.
Кто-то сверху храпит, свесив руку с кольцом.
Я уткнусь в подушку свою лицом:
мне до другой станции.

Иван ВОЛОСЮК (Донецк, Украина)

* * *
Выцарапывай музыку из грампластинок, «Урал»,
дело времени – всё разрушать, кроме камня и звука,
в симфонической близости к смерти я переступал
через чьи-то тела, через головы, ноги и руки.

Так давай, Леонардо, бери меня на карандаш,
в человеке душа, но она не попала в учебник,
в придорожную пыль превращаются «наш» и «не наш»,
в алфавит вещества, пропечатанный мелко на стебле,

здесь листвы прочитал Заболоцкий изнаночный код,
здесь война началась и уже никогда не пройдёт.

Ирина МАУЛЕР (Израиль)

Ну а тебе – тишина пустынь
и беспокойного неба синь,
солнце на завтрак.
Сад апельсиновый под окном –
эти законные стол и твой дом
чем не подарок?

Крещатик – журнал издается с 1998 года в Германии. Традиционное содержание номера: проза, поэзия, критика, эссе, рецензии.

№ 1, 2018

Александр ШМИДТ (Берлин, Германия)

О ВОЗВЫШЕННОМ

Когда люди
Видят спящих детей,
Они становятся
Возвышенней.
Они тогда ходят на цыпочках –
Я видел.

Лалита БАУЭР (Берлин, Германия)

Чью-то лодку любви
ветер мягко колышет,
и зови – не зови, –
тот, кто в лодке,
не слышит.

Иван БЕР (Бонн, Германия)

* * *
Я этот диалог веду давно,
я сам того не знал, что день настанет,
когда начну, как женщин, пить вино,
а женщин, как вино, пить перестану.

Белла ИОРДАН (Розенхайм, Германия)

Ты помнишь симфонию поздней, осенней любви?
Конечно, не помнишь. Я тоже почти позабыла.
Там, кажется, флейта чуть слышно зачин выводила,
а скрипки минором на зов откликались вдали…
По тактам и правилам темы развитие шло,
вливались кларнеты, серебряно арфа звенела,
душа в упоенье навстречу созвучьям летела…
Ты знаешь, и в возрасте душам летать не грешно.

Соня ЯНКЕ (Берлин, Германия)

* * *
Я сама себя не знаю.
Что могу, чего хочу?
Я была недоуменьем
Или просто приложеньем
ко всему и ни к чему.

Лидия РОЗИН (Мюнстер, Германия)

Средь старых писем и вещей забытых,
За шагом шаг, от строчки – к новой строчке,
Я в дебрях памяти, где бурелом событий,
Ищу тропу логической цепочки.
На нити лет нанизаны мгновенья,
Завязаны «на память» узелки…
Теряются и выпадают звенья:
Из брошки камень, слово – из строки.

Владимир ШТЕЛЕ (Кассель, Германия)

Я хромоног, медлителен, ну что ж,
Ведь, главное, – не еду на телеге.
Следы полуистёршихся подошв
Останутся на этом юном снеге.

Соседка Люба выйдет, крикнет: «Дед,
Куда попёрся? Рань, мы только встали».
Отвечу я: «Хочу оставить след,
Пока другие тут не натоптали».

Виталий ШТЕМПЕЛЬ (Фульда, Германия)

* * *
Прости меня – я, кажется, в загоне.
Ушёл ли сам или отпущен с миром, –
Люблю тебя, как тепловоз вагоны,
И как вагоны любят пассажиров.

Не торопись – дай нежности нескорой,
Дай ощутить несвязное в деталях.
Я долго шёл. Я стал у семафора.
Я напишу однажды об усталых.

Андрей ШТОППЕЛЬ (Берлин, Германия)

За окном снегопад,
Вечер…
Я из дома ушел
Незамечен,
Невидимкой брожу
В белой пыли,
Снег лежит,
Где следы были.

Вальдемар ВЕБЕР (Аугсбург, Германия)

МОГИЛЫ ОТЦОВ

Целое поколение,
выросшее без могил предков.
Иное жизнеощущение.
Парящая отстраненность.
Всплески памяти
при взгляде на облака,
летящие к мёртвым.

По ту сторону «Журнального зала»

Мосты – ежеквартальный «толстый» литературный журнал. Выходит с января 2004 года в Германии. Объединяет на своих страницах русских писателей-эмигрантов.

№ 57, 2018

Евгений Терновский (Париж, Франция)

Вот и дождались: период летний.
Шапки и шубы – надолго в ледник.

Стужа – пускай! – наносила раны нам.
Холод любим и чтим северянином.

И метелица под Верхоянском,
нам отраднее, чем в троянском

чреве августа. Жди ветрила!
Льет металл огневое светило.

Дмитрий Казьмин (Сан-Пауло, Бразилия)

Не горюнься, друг мой ласковый,
Что искали – то нашли.
Гостю нынче милость барская –
Расписные словари.

Нам сегодня будет пиршество,
Нам вовеки – благодать:
Отглагольные излишества
Чуждой речи поверять.

Борис Кушнер (Питтсбург, США)

* * *
Кружат чёрные птицы,
Чёрен снег в Аушвице –
Так называют немцы
Польский Освенцим.
Время судило люто.
Пучина отчаянья. –
Здесь нужна не минута –
Вечность молчания.

Опубликовано в Эмигрантская лира №2, 2018

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Андреева Анастасия

Живёт в Брюсселе. Родилась в 1973-м в Ленинграде. Училась в английской школе. Была сотрудником Ленинградского зоопарка, работала менеджером рок-групп, заместителем директора в научно-коммерческой фирме, переводчиком в русско-голландской компании; в Бельгии работала консультантом по русскому языку на фламандском телевидении. Сейчас растит двух дочерей, даёт частные уроки русского языка. Помогает Александру Мельнику в осуществлении проектов ассоциации «Эмигрантская лира» (заместитель главного редактора литературного журнала «Эмигрантская лира» и член жюри международного интернет-конкурса «Эмигрантская лира»). В 2013 году издан сборник стихов «Обратное». Стихи (в том числе стихи для детей) и проза публиковались в российских и зарубежных изданиях.

Регистрация

Сбросить пароль