Александр Фролов. СТИХИ В АЛЬМАНАХЕ “ПАРОВОЗЪ” №9, 2019

* * *
По весёлому морю бежит пароход…
М. Кузмин

По осеннему небу неслись облака.
Пароходик скользил по упругой волне.
Я стоял на корме. И чужая строка,
так легко и доверчиво льнула ко мне.
О, какая свобода! Так плыть бы и плыть,
в этот светлый простор заплывать, заплывать.
И бездумно на воду смотреть, и курить,
и бездумно строку повторять, повторять.
Между тем что-то плёл местный гид. И вдогон
что-то чайки кричали в сквозной вышине.
Мой приятель-прозаик бубнил в диктофон,
свежей мыслью своей поражённый вполне.
Бедных смыслов ловец, мытарь значимых тем,
мне, зеваке, к чему твой расчёт деловой?
Разве спросишь у сердца: стучишь ты зачем?
Разве мысли залётной прикажешь: постой!
Если ветер сдувает любые слова,
словно пену с барашков бегущей волны.
И пылают янтарным огнём острова,
и затоны расплавленной меди полны.
Разве счастье поймать? — хлоп в ладоши — и нет.
Что осталось? — непрочное слово твоё
или этот прохладный над плёсами свет.
И свобода. Осенняя горечь её.

* * *
— Ты прекрасна, возлюбленная: мёд и млеко твои уста,
твоя шея — атлас, и зубы белее, чем мел…

…Хочешь, я расскажу тебе про то, кем не стал
в этой жизни, кем не был и уже не буду, чего не успел.
Я не стал астрономом, художником, под парусом не ходил,
не катался на горных лыжах, не сплавлял плоты.
Не построил свой дом, и дерева не посадил.
Ни с немецким, ни с английским не стал «на ты».

— Ты прекрасна, любимая; чёрно-рунный поток с высот
Галаадских стекает, накрывая меня с головой…

…Из двух дюжин профессий, что кормили за годом год,
до конца овладеть не удосужился ни одной.
Ладно, хватит, не буду дальше умножать печаль;
перечисление своих несвершений — такая муть.
Но когда я говорю тебе, что ничего не жаль,
я не то чтобы вру, но так — лукавлю чуть-чуть.

— Ты прекрасна, прекрасна, ни пятна на тебе нет!
Весь мой опыт не стóит движения губ твоих…

…Я умею всего лишь худо-бедно связать сюжет,
прошивая слова тонкой нитью смыслов сквозных:
и бессвязный лепет полночный вплести в рассказ,
и беспечный смех, и будильника мерный стук…
И науку любви осваивать заново, как в первый раз, —
бесполезную и самую грустную из наук.

ИЗ ИСТОРИИ ПЬЮЩИХ

— Тот пьёт потому что он пьёт потомучтоонпьёт…
— А тот?
— Потому что он жаждой духовной томим.
— А этот?
— А этот узнал, что однажды умрёт…
— А ты?
— Ну, за тем, что им тошно и скучно одним.
Тот — первый — пропойца: всю жизнь исковеркал, дурак.
Машину, любовницу, дачу — всё пропил на фук;
он даже Брокгауза продал с Евфроном за так;
жена его бросила, проклял единственный друг.
— А этот, другой?
— Этот с Бродским, представь, был знаком.
Он был молодой, подающий надежды поэт…
— И что?
— Ничего. Испугался поставить на кон
талант.
А теперь ни таланта, ни времени нет.
— А третий?
— А третий… — он страх заливает всерьёз,
кошмар ожидания вечности, но между тем
он втайне желал бы подохнуть, как брошенный пёс,
но так, чтоб совсем незаметно, не больно совсем.
— А ты?..
— А что я? Ну, я пью, потому что я пью;
ещё потому, что духовною жаждой томим,
а также, — и смерть ужасает, и жизнь не люблю…
А главное, — жалко мне этих… куда им одним?..

* * *
Я знал его. Нет, я его не знал.
Так, иногда… на финише запоя…

Он пил. А кто не пил, когда не спал?
А кто не спал во времена застоя?
Три языка… Эпохи Цин знаток…
К тому ж — поэт… яхтсмен… фуражка с крабом…
Ещё молва плела, — он был ходок.
А кто в те годы не ходил по бабам?

…Прошло лет сто. Мы встретились опять
в каком-то, смутно помню, месте злачном.
Он мрачен был; всё: «…мать-да-перемать…»
А кто в ту пору не был злым и мрачным?

…Прошло ещё с десяток нудных лет.
Нас потрясла казённая свобода.
Мы с ним сошлись опять. На почве бед, —
не личных, нет, но общих бед народа.
Он рассуждал вполне как дилетант,
но как кипел! (Хотя и неуместно.)
Вот говорят: он был большой талант.
А кто был не талантлив, если честно?

…Потом он подустал и поостыл.
Он запил, внука не пристроив в ясли.
Он не писал — угасли жар и пыл…
А у кого, скажите, не угасли?
Он жаловался всем на всех. Он стал
Невыносим, как постоянный зуммер…
Потом он глупо умер. То есть взял
и умер просто так.
А кто не умер?

СТИХИ, НАПИСАННЫЕ В СОЧЕЛЬНИК

— К вам придут и скажут…
— Кто придёт? Что скажет?
Горьким или сладким по губам помажет?
Кто таков? Откуда? С чем придёт — известно?
Врач? стукач? сантехник? депутат с харизмой?
Бандюганы в масках, участковый местный,
Божий человечек или чёрт акцизный?..
Или же все разом
ввалятся, повяжут…
— Что вы взволновались? К вам придут. И скажут…

— Я и не волнуюсь, и совсем не трушу.
Просто ненавижу, когда водят за нос…
К нам или за нами, иль по нашу душу? —
Ну и пусть приходят — испугать нельзя нас.
пусть орут, пусть даже
дёгтем дверь обмажут…
— Вот и ладно. Значит, к вам придут и скажут…

— Нет, нас не обманешь никаким паролем,
никаким условным стуком в наши двери…
Кто бы ни явился, — мы им не откроем.
Что бы ни сказали, — мы им не поверим.

— Это дело ваше.
Но хоть ставьте стражу, —
всё равно, однажды к вам придут. И скажут…

* * *
Я ещё петушусь, петушусь.
— Я ещё ничего, — говорю.
Я ещё распишусь, распишусь
к сентябрю-октябрю-ноябрю.
Я ещё похожу-поброжу,
пошатаюсь по этой земле.
Я ещё покажу, покажу
в декабре-январе-феврале.
Я ещё хоть куда — хвост трубой!
Не устал ещё, черт побери!
Я ещё молодой, молодой…
А в ответ: говори-говори…

ПРИСТУП СТРАСТИ

Театру «Крепостной балет»

…за «Голуаза» горький дым,
за тонких женских рук излом;
за очарованность одним,
разочарованность в другом;
и за щемящий этот шарм,
за ревности и страсти сплав;
за это вот «падам-падам»
бессмертное Эдит Пиаф;
за этот страх, за этот пот,
за топоток ступней босых;
и за отрыв, и за полёт
над рябью взлётной полосы;
за танец, сотканный из снов,
за вечный и сквозной сюжет,
где жизнь понятна и без слов.
А смерти нет.

НА ОНЕГЕ

Что наболтано мной, набормочено,
что растрачено попусту слов!..
В ветхом срубе, обветренном дочерна,
подсчитай невеликий улов.
Мальчик с удочкой, помнишь, — на корточки
он присел, и на нас не глядит…
…Ах, уплыть бы с тобой нам на лодочке
в этот сизый размыв впереди.

Тихой жизнью озёрного жителя
жить бы нам, поживать, не грустя.
До соседской добравшись обители,
на полгода остаться в гостях.
Потому что от воли и разума
ничего не зависит порой;
от буксира зависит чумазого
и от тяги его рулевой.

От норд-оста, задувшего к вечеру,
от волны, забегающей в дом.
От тумана по шхерам; от нечего
делать в этом тумане густом.
Разве сети вязать со старанием
да кижанку смолить. Так и жить,
наконец расплатившись молчанием
за бесстыдную страсть говорить.

Опубликовано в Паровозъ №9, 2019

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Фролов Александр

Родился в 1952 году в Ленинграде. Поэт, прозаик. Автор книг стихов «Обратный отсчёт: из трёх книг» (1993), «Обстоятельства места» (1998), «Для кого этот росчерк?..» (2003), «Час Совы» (2009), «…И другие стихи» (2012), «Безымянный полустанок» (2017), «Избранные места из переписки…» (совм. с В. Капустиной, 2017) и книги рассказов «Жить-то надо…» (2017). Печатался в журналах, альманахах и коллективных сборниках России, США, Англии, Германии, Китая, Украины, Киргизии, Латвии. Стихи переводились на английский, китайский, финский, киргизский, французский языки. Автор текстов песен к мюзиклу «Айболит и Бармалей» (Санкт-Петербургский ТЮЗ, 2001). Член Союза писателей С.-Петербурга и Союза российских писателей. Лауреат премии им. Н. Заболоцкого (2004), премии журнала «Звезда» (2015), дипломант Международного тютчевского конкурса «Мыслящий тростник», победитель конкурса им. Д. Хармса «Четвероногая ворона» (2016). Участник международного конгресса поэтов (С.-Петербург, 1999), различных фестивалей в России и за рубежом.

Регистрация
Сбросить пароль