Юрий Казарин. ПОЭЗИЯ И ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ: ОСМЫСЛЕНИЕ, ИЗУЧЕНИЕ, АНАЛИЗ И СИНТЕЗ

Предлагаемые редакции журнала «Плавучий мост» заметки – это, скорее, не текст, а предтекст, не план возможного написания книги и не тезисы, предваряющие большое исследование. Эти заметки могут восприниматься и как план, например, монографии, и как обозначение направлений, или направления, изучения поэтической картины мира, которая создаётся автором, поэзией и поэтическим текстом.
Ю.К

1. Гносеологическое;
Поэтическое познание в парадигме общего и художественного познания (основная проблема: объектом поэтического познания являются субъекты и объекты [поэзия, поэт, поэтический текст] такого вида познания). Здесь важен учёт пересекаемости – функциональной и этико-эстетической – поэзии, поэта (познающего себя, прежде всего) и поэтического текста. Поэтическая интенция познания.

2. Текстоведческое и – конкретнее – поэзиеведческое. Эти направления базируются на антрополингвистических представлениях поэтического текста и текста вообще.
– Текст и языковая личность, речевая, текстовая личность, культурологическая личность автора.
– Текст и текстоид («недотекст», «имитационный текст», «фейк-текст»).
– Генеральные, категориальные, дифференциальные и уникальные признаки поэтического текста (среди них наиважнейшими являются не только те, которые составляют известную формулу Н. А. Заболоцокого «МОМ» (мысль – образ – музыка), но и в ряду многих других такие признаки, как энигматичность, эвристичность, экспериментальность.
– Проблема порождения поэтического текста.
– Проблема взаимозависимости поэтических текстов.
– И др.

3. Языковое:
– Общее и индивидуальное.
– Соотношение просодического, языкового и культурологического статусов поэтического текста.
– Соотношение поэтической графики, смыслов, особенностей языковой реализации данных и иных категорий поэтического текста (проблема знаков препинания, графической структуры текста, просодических вариантов текста и др.).
– Соотношение и пересекаемость систем языка и поэтического текста.
– В языковой системе единицы реализуют ту или иную семантику последовательно и неодновременно, тогда как в системе поэтического текста семантика порождается единицами текста вертикально.
– И др.

4. Графико-произносительное. Графика и звучание. Эти проблемы обусловлены наличием многих видов поэтического текста в функционально-генеративном отношении, например: поэтический текст для чтения, поэтический текст для произношения, поэтический текст для декламации (а также визуальная поэзия, песенная, игровая и др.).

5. Социальное, прагматическое (и проч.) и поэзия (поэтический текст).

6. Место поэтического текста в парадигме (в ряду) других текстов (поэтическая интертекстуальность).

7. Этико-эстетическое:
– Поэзия (поэтический текст) и этико-эстетический сценарий поэтического познания.
– Поэзия и нравственность.
– Поэзия и религиозность (религиозность в широком смысле, религиозность как один из категориальных признаков художественного текста).

8. Поэзия и гармония. Художественная гармония. Поэтическая гармония.

9. Поэтическая семантика. Семантика и поэтический текст.
– Графосемантика.
– Фоносемантика.
– Граммосемантика.
– Деривационная семантика.
– Лексическая семантика.
– Синтаксическая семантика.
– Идеография поэтического текста.
– Семантика единиц просодии.
– Семантика поэтической интонации.
– Мелосемантика поэтического текста («музыка»).
– И др.

10. Поэзия и проза.
– Регулярное стихотворение.
– Нерегулярное стихотворение.
– Силлабо-тоника и тоника.
– Стихотворение в прозе.
– Верлибр.
– «Восточный поэтический текст».
– Прозопоэтический текст.
– И др.

11. «Возрастная» парадигма поэтического текста:
– Детский поэтический текст.
– Отроческий поэтический текст.
– Юношеский поэтический текст.
– «Взрослый» поэтический текст.
– Проблема ювенильного поэтического текста.

12. Гендерная парадигма поэтического текста («поэт» и «поэтка»).

13. Поэзия и музыка. Поэтический текст и тексты различных видов искусства. Поэтический текст и текст-культура.
– Поэтический текст и музыка.
– Поэтический текст и живопись.
– Поэтический текст и скульптура.
– Поэтический текст и архитектура.
– И др.

14. Поэзия и духовность (душа, Дух).

15. Психология поэтического текста.

16. Архетипическая природа поэтического текста:
– Текст-культура.
– Текст-замысел.
– Текст-промысел.
– Реализованный текст.
– Опубликованный текст.
– Текст читателя.
– Текст оптимальный.
– Архетекст.

17. Текст и речь.

18. Текст1 – текст2 – текстn (и т. д.).

19. Поэтический текст и информация. (Поэтическая информация?)

20. Поэтический текст и коммуникация. Виды поэтической коммуникации.

21. Поэтический текст и человек. Поэтический текст – читатель – поэт – поэтический текст.

22. Поэзия и литература.

23. Поэзия и наука.

24. Поэзия, поэтический текст и творческое поведение. (Переменная и константа творческого поведения.)

25. Поэзия и поэтическое творчество: автор – адресат. Полисемантика поэтической интенции: «что сказал автор?», «что сказал текст?», «что сказала поэзия?».

26. Поэзия и культура.

27. Вещество поэзии.

Опубликовано в Плавучий мост №1, 2021

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Казарин Юрий

Поэт, филолог, литературтрегер, издатель, критик. Родился 11 июня 1955 года. Работал фрезеровщиком, служил на флоте, окончил филологический факультет Уральского университета. Доктор филологических наук (диссертация "Поэтическое состояние языка"). Преподавал русский язык в Каликутском университете (Индия); профессор кафедры современного русского языка Уральского университета и преподаватель отделения литературного творчества Екатеринбургского театрального института. Автор нескольких монографий и трехтомного учебника "Филологический анализ художественного текста". Составитель антологии "Последнее стихотворение (XVII-XX вв. русской поэзии)". В 2001-2002 гг. заместитель главного редактора журнала "Урал", с 2010 - зав. отделом поэзии журнала. Председатель Свердловского отделения Союза писателей России (2003-2010). Издатель серий поэтических книг "Ex versibus" и "Марафон". Стихи публиковались в журналах "Знамя", "Новый мир", "Октябрь", "Урал", "Уральская новь", "Юность", "Воздух" и др. Лауреат премий журналов "Юность" (1991) и "Урал" (1996), имени Бажова (1999), имени Решетова (2010) и др.

Регистрация
Сбросить пароль