Юлия Баталина. МЫ НЕ МОЖЕМ ЖИТЬ БЕЗ КОСМОСА

Саммер Ленц. Плавучий универсам доктора Фитца. «Волга» №9, 2019
Саммер Ленц. Большое космическое путешествие. «Волга» №11, 2020
Саммер Ленц. Собака сутулая, или Несколько дней из жизни Кассиопеи Кирпичниковой. «Волга» №3, 2021

Саммер Ленц — писательница, которая родилась вовсе не в 1984 году в деревне Жуланово Соликамского района, как написано в официальной биографической справке в журнале «Волга», а в 2019 году буквально на страницах «Вещи»: именно тогда для публикации двух коротких рассказов — «В гостях у Денисовых» и «Договор» — и был придуман этот псевдоним.
Тайна  псевдонима  тщательно сохраняется. Известно, что писательница училась на филфаке в Нижнем Тагиле, участвовала в сетевых литературных конкурсах, живёт в Красноуфимске. Очень может быть, что это просто легенда, и под ярким литературным псевдонимом («Саммер» — по-английски «лето», Ленц — фамилия  самого  харизматичного из «Трёх товарищей» Ремарка) скрывается другое писательское имя, достаточно известное. Об этом говорит мастеровитость текстов, выходящих из-под пера Ленц: профессионализм не скроешь.
Подобно Григорию Шалвовичу Чхартишвили, этот писатель берёт разные псевдонимы для разных жанров и стилей, как бы создаёт новые писательские личности.
Так что же за писательская личность — Саммер Ленц? В жанре фантастической прозы эта уральская писательница делает то же самое, что Ярослава Пулинович в драматургии: пишет от лица детей — от совсем маленьких до подростков; в случае с Ленц — ещё и от лица животных, поскольку героиня «Собаки сутулой» Кассиопея Кирпичникова — натурально, собака. Эти персонажи создаются писательницей с хорошим знанием и пониманием: чувствуется, что дети и собаки не просто близко знакомы ей, но и являются поводом для пристального внимания и анализа.
Детей любят все, по крайней мере, утверждают, что любят. Но многие ли умеют на равных, с полным пониманием разговаривать с детьми, ставить себя на их место, осознавать, отринув стереотипы «счастливого детства», насколько сложна жизнь маленького человека? Это редкий талант, присущий далеко не всем даже детским писателям, а Саммер Ленц обладает им в полной мере.
Главное достоинство её книг — удивительная достоверность; достоверность не только психологическая, но и бытовая. Это особенно важно, когда речь идёт о фантастике.
Казалось бы, фантастический текст — это чистая выдумка, какая достоверность? Однако, как это ни парадоксально, вымышленный мир только тогда художественно убедителен, когда он максимально правдив и реалистичен. У Саммер Ленц эта достоверность достигает вершин мастерства.
Особенно это видно в самом значительном на сегодняшний день произведении писательницы — «Большом космическом путешествии».
Повесть написана в жанре альтернативной истории.
Дело происходит в 1985 и начале 1986 года в прикамской глубинке. Все, кто помнит это время, при чтении текста почувствуют его кожей, языком и зубной болью: кажется, что прошлое буквально ожило, все детали такие знакомые!
Вот только… Подождите…
Ведь всё было не так!
Да, обстоятельства времени и места — настоящие, подлинные, а ход вещей — не тот, что был в нашей исторической реальности, а тот, о котором мечтается добрым людям, тем людям, которые хотят открытых границ, дружбы и мира во всём мире, счастья для детей, безопасного покорения космоса; и чтобы не было никаких катастроф…
Саммер Ленц исключает из хода истории два громких трагических события, случившихся в 1985 и 1986 годах, и тем самым даёт нам надежду на то, что ход событий в мире может быть более счастливым.
Очень важное чувство в наше время.
Сложно писать об этой прекрасной повести без спойлеров, но надо постараться, чтобы для тех, кто ознакомится с нашей рецензией, её чтение оставалось по-настоящему захватывающим Большим Космическим Путешествием, которое по определению должно быть непредсказуемым и изобиловать сюрпризами.
Кроме обилия тонко подмеченных бытовых деталей из жизни прикамской глубинки середины 1980-х годов, кроме психологической достоверности в повествовании, где протагонист — молодой человек детсадовского, а потом младшего школьного возраста, в «Большом космическом путешествии» есть ещё одна грань достоверности — языковая. Саммер Ленц то ли просто полиглот, то ли умеет почувствовать и передать чужую языковую среду так, что во время чтения «Большого космического путешествия» временами кажется, что повесть написал англоязычный автор; а в рассказе «Плавучий универсам доктора Фитца» имитация немецкой языковой среды — имена, названия, реалии — приятно увлекает в мир прозы Джеймса Крюса: кажется, что читаешь текст из «вселенной» Тима Талера с его проданным смехом.
«Плавучий универсам…» — небольшая литературная экстраваганца, которая, как и прочие произведения Саммер Ленц, говорит о самых важных для маленького человека вещах — о семейной любви, о дружбе, о сложностях вхождения во взрослую жизнь.
В рассказах и повестях Ленц семья — главнейшая ценность, и семьи у её героев всегда любящие, даже если они неполные и небогатые. Семья для ребёнка — безопасная бухта, оазис, спасающий от обид, разочарований и предательств, вроде тех, о которых идёт речь в «Плавучем универсаме»…
И, судя по непафосным, но весьма убедительным текстам Саммер Ленц, для взрослого семья — не менее важное обстоятельство в жизни.
Вообще, проза Саммер Ленц — из числа тех редких литературных вещиц, которые написаны вроде как для детей, но абсолютно на равных, без сюсюканья. Это стопроцентно семейные вещи, которые взрослым показаны не меньше, чем детям. Прочитав произведения загадочной писательницы из Красноуфимска, опубликованные в 2019–2021 годах, читатель убедится, что между детьми и взрослыми гораздо больше общего, чем принято считать.

Опубликовано в Вещь №2, 2021

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Баталина Юлия

Редактор отдела культуры ИД «Компаньон», г. Пермь

Регистрация
Сбросить пароль