Василий Бабушкин-Сибиряк. ВОРОБЬИНЫЕ НОЧИ С ТЁТКОЙ СТЕПАНИДОЙ

Когда-то очень и очень давно жил я в деревне.
В те давние времена деревня наша была похожа на тысячи других таких же, разбросанных по всей России. Десятка два домов, протянувшихся одной улицей. Дома не лепились друг к другу, а разделялись огородами, хлевами для лошадей и коров.
Каждый хозяин старался украсить свой дом резными наличниками, некоторые дома хозяйки постоянно подбеливали известью, и выглядели они очень даже празднично.
Почти перед каждым домом — палисадник, в котором росла черёмуха или рябина. Цветники в те времена ещё не вошли в моду, но в каждом доме были горшки с геранью и ванькой мокрым.
Никто не ставил на доме номер, и улица была просто улица. «Мамка, мы пошли на улицу»,— говорили дети и босиком выскакивали на заросшую травой землю, иногда наступая ногой на куриный или гусиный помёт. «Что, вляпался?» — кричали отставшему, который оттирал ногу о зелёную траву. Бежали улицей по мягкой коричневой пыли, стараясь загрести её ногами, чтобы поднять в воздух.
Эта пыль, похожая на муку, в дождь становилась густой, словно тесто, грязью, которую взбивали копытами бредущие с пастбища коровы с телятами и лошади. Да и мы любили детьми ходить по ней, чувствуя, как она проскальзывает между пальцами, щекоча ноги.
За деревней — городьба, отделяющая поля от потравы, это и граница для мелкоты, которой строго-настрого наказано за поскотину не выходить.
В те времена в деревне было только электричество для освещения и радио. Это чёрные бумажные тарелки-динамики, до которых ток доходит по проводам на столбах, тянущихся от деревни к деревне. Мы детьми верили, что если прижаться головой к столбу, можно услышать музыку или разговор, что несётся по проводам.
Это уже после появятся телевизоры, когда деревни-улицы начнут собирать в сёла.
В третьем доме от поскотины жили дядька Степан и тётка Степанида. Это был самый уютный и нарядный домик на улице. Тётка Степанида — из хохлушек, она белила весь бревенчатый домик и раскрашивала его подсолнухами и уточками, плавающими на воде.
В палисаднике у них росла рябина, которая была похожа на тётку Степаниду — невысокая, круглая. Под рябиной дядька Степан сколотил столик и поставил скамью.
Это любимое место всей уличной мелкоты.
Своих детей у дядьки Степана и тётки Степаниды почему-то не было, и они любили, когда ребятня шумела у них под окнами.
Любили мы собираться у этого дома и потому, что по вечерам тётка Степанида выходила в палисадник, садилась на скамейку и начинала нам рассказывать сказки.
Дядька Степан почти всегда сидел у открытого окна в комнате, покуривал или что-нибудь делал, прислушиваясь к сказкам, и иногда подшучивал над нами или рассказами тётки Степаниды.
Как-то мы спросили тётку Степаниду, почему их с мужем одинаково зовут.
— Это ещё до войны было. Я в другой деревне жила. В семье нас много, и все девки. Однажды пришли сваты. Папане говорят: мол, Степаниду хотим сватать. Жениха я ни разу и не видела, но сказали, что его Степаном кличут. Вот я и подумала: раз зовут его как и меня, то, значит, судьба нам жить вместе. Так всё и сладилось.
Однажды в середине лета мы засиделись под рябиной у тётки Степаниды допоздна. Сумерки наступили быстро. Где-то далеко за полями в небе заполыхали зарницы, их сполохи рассекались иногда яркими молниями.
Над полями, лесом и такой домашней тихой улицей это небесное зрелище было совершенно чуждым, словно пришло из другого мира.
Казалось, что где-то там большая гроза, но не слышно было ни грома, не видно было дождя. Это непонятное для детского разума явление пугало нас, и мы сгрудились около тётки Степаниды, будто цыплята у наседки.
— Сегодня воробьиная ночь. В такую ночь воробьи не могут летать, только прыгают. Очень боятся они её и прячутся где могут, пока ночь не кончится,— сказала тётка Степанида.
— А почему они её боятся?
— А потому что в эту ночь ждут наказания за свои плохие дела. В такую ночь идёт битва между силами добра и зла. Всё зло, накопившееся за год, вступает в битву с добром. А воробьи высиживают вместе со своими яйцами и яйца нечисти, что стоят на стороне зла.
— Какой нечисти?
— Разной. Там и драконы-змеи трёхголовые, и кикиморы-ведьмы, лешие и домовые. Все те, что стараются людям пакости и зло делать.
— А давайте завтра разорим все воробьиные гнёзда, побьём их яйца, чтобы из них нечисть2 не вылупилась?
— Не дело вы придумали, а такое же зло. Никогда добро через зло не приходит. Вы побьёте яйца — и не станет воробьёв, а ведь они и пользу большую приносят,— сказал из окна дядька Степан.
— А кто с этой нечистью дерётся? Надо же им помочь.
— Там великие русские богатыри сражаются: Илья Муромец, Алёша Попович да Добрыня Никитич.
Вон как мечами махнут по пламени, что Змей Горыныч на них дует, так молонья по небу сверкнёт — и пламя затихает,— рассказывала дальше тётка Степанида.
— А вам всем пора по домам разбегаться, там уже ваши мамки волнуются. И не забудьте сначала самых маленьких проводить,— вновь высказался из окна дядька Степан.
И мы бежали по улице по своим домам, где прижимались к мамам и рассказывали им, как страшно сверкают зарницы и почему все воробьи попрятались. И засыпáли с уверенностью, что русские богатыри победят любую нечисть и завтра с утра вновь будет солнечный счастливый день.
Сразу за поскотиной начинается поле ржи. Поскотина — это городьба из длинных жердей 3, прибитых к столбам, чтобы скот — коровы, лошади, телята — не мог попасть на поле и потравить хлеб.
Один конец этой городьбы подходит к речке, которая в этом месте очень глубокая, а берег обрывистый. Другой конец тянется вдоль поля очень далеко и упирается в тёмный еловый лес, в котором есть болото, а в нём живут водяницы и русалки, которые могут защекотать человека до смерти и утащить к себе на дно.
Рожь начинает поспевать. В её колосках, в колючих гнёздышках, уже сформировались зёрнышки.
Эти зёрна мягкие и очень вкусные. Мы перелазили через нижнюю жердину и бежали к полю, чтобы набить рот поспевающей рожью.
Жевали её долго, пока во рту не оставались только чешуйки, которые потом мы сплёвывали.
Над полем и всей деревней висел ощущаемый телом горячий воздух. Этот воздух был пропитан запахом ржаного хлеба. Такой же запах будет будить нас зимой в избе, когда наши мамы пекут булки в русской печи. А ещё — когда отец сушит зерно на горячих кирпичах этой печи и весь дом пропитан запахом подсыхающих зёрен. И этот запах даже в наших детских душах рождает уверенность и спокойствие.
Над полем нет даже малейшего дыхания ветерка.
Колосья склонили свои головки, и мы чувствуем, как наливаются силой зёрна и тяжелеют.
Перед дождём, когда ветер пригоняет тёмные тучи, которые после проливаются на поле водой, рожь волнуется. По всей её поверхности пробегает одна волна за другой. В это время не видно отдельных колосков, всё ржаное поле едино в ожидании дождя.
А сейчас над полем один только зной. Это верный признак, что сегодня будет воробьиная ночь, и опять мы все соберёмся около дома дядьки Степана, и тётка Степанида будет допоздна рассказывать нам свои сказки под сполохи зарниц над всем нашим детским миром.
Вот они, эти сказки, которые не забылись и не потерялись среди множества воспоминаний, накопленных за целую жизнь.

Леший, или Лихо одноглазое

Сказывали мои родные, что перед тем, как я родилась, поехал мой отец в лес по дрова.
Едет, едет, лошадь сама по дороге идёт, а отец лежит себе в телеге и песни потихоньку для себя напевает.
Вдруг остановилась лошадка. Отец понукнул её, а всё одно стоит. Встал отец, слез с телеги и пошёл посмотреть, что это она остановилась.
Бывает, на дороге что-то лежит — раненая птица, заяц или ещё какая живность. А то ещё нехороший человек прутик положит или верёвочку, и никакая лошадь через неё перешагнуть не сможет, пока не уберёшь.
Ничего не оказалось. Отец лошадку под уздцы 4 взял и тянет за собой, а та упирается.
— Что, не идёт лошадь-то? И не пойдёт, пока я не позволю,— раздался голос.
Смотрит мой батя, а на пеньке леший сидит.
И не просто леший, а Лихо одноглазое. У нечисти, как и у людей, разные характеры бывают. Так вот у Лиха одноглазого самый скверный характер из всех леших.
Лешие — они больше по ночам шастают. А ночью темно в лесу, через чапыжник продираться приходится, вот некоторые и остаются без глаза.
Оттого и характер портится.
— Вот смотрю я на тебя, давно ты в мой лес приезжаешь — то за дровами, то на покос, а то с женой и детишками по грибы да ягоды. И ни разу мне уважения не оказал. Нехорошо это. Решил я тебя наказать,— говорит Лихо.
— Так ведь не видал я допрежь этого дня тебя, а уважение почему бы не оказать? Ты только скажи, чем благодарить тебя,— отвечает ему мой отец.
— А вот приедешь сегодня домой и то, чего в доме своём не знаешь, привезёшь мне.
«Какой глупый леший. Чтобы я, хозяин, в своём доме чего-то не знал — да не может этого быть!» — подумал мой батя и согласился.
Приезжает он домой, а там новость — я родилась.
Очень расстроился отец и опечалился. А у него знакомый из евреев был, и очень даже хитрый.
Вот и научил он отца, как от Лиха одноглазого отделаться и ребёнка сохранить.
На другой день поехали они вместе до того места, где их леший должен был ждать.
Приехали, лошадь, как и прежде, остановилась, показалось это Лихо и говорит:
— Так-так, вижу, решил ты меня обмануть и привёз вместо родившегося ребёнка какого-то жида.
— Нет, я выполнил всё, как ты велел, привёз всё то, что не знал в своём доме и хозяйстве. Вот яйца, что куры без меня снесли, вот молоко, что корова без меня дала, а здесь, в мешке, даже навоз от кур и прочей животины, что без меня появился. А вот ещё привёз тебе гостя, что ко мне пришёл без меня погостить дня на три, теперь ты угощай его и развлекай. А ребёнка я тебе не отдам, потому что он из хозяйства и дома Божьего, не мне он принадлежит, а Богу. Вот с него и спрашивай.
Так и остался леший ни с чем. Правда, пришлось ему угощать и развлекать отцовского гостя целых три дня. После того он заклялся иметь дело с евреями.

Оборотень

Жил среди людей страшный колдун. По виду он как все люди, но нутро звериное. Таких людей зовут оборотнями. Сказывают, что устают они от человеческой жизни и в полнолуние становятся страшными полуволками-получеловеками. И бегают, рыщут по лесу, а если попадётся ему, не дай Бог, крещёная душа, то мучительная смерть ждёт того человека.
Больше всего оборотень не любил, когда промежду людей любовь и лад были. И делал он всё, чтобы посеять среди людей ненависть.
Жили в той деревне или селе парень и девушка.
И такая промеж них любовь была, что люди, видя её, радовались и чище становились.
Очень оборотень возненавидел эту влюблённую пару и решил извести их.
Однажды вечером в полнолуние напал он на них и покусал. А потом, довольный, наложил своё заклятье:
— Отныне станете вы волком и волчицей, но даже в этом обличье не бывать вам вместе. Волк будет превращаться в человека с первым лучом солнца, а в это время его любимая обратится в волчицу.
И будете вы постоянно врагами друг другу, желать крови один одному. И рано или поздно кто-то из вас загрызёт другого, потому что не узнать волку, что перед ним его любовь. По этой причине будете вы избегать обоюдной встречи. А именно она может превратить вас обратно в людей, и случиться это может через три года в солнечное затмение.
В эти мгновения вы оба будете людьми, и если увидите друг друга, то вернётся к вам память, и станете вы прежними. Но не бывать этому, как волку не полюбить человека.
С тех пор и расстались влюблённые. Стал парень жить в лесу. Днём он принимал обличье человека, построил себе дом, а ночью становился волком и убегал из него, бегая по лесу и не понимая, что с ним.
Девушка тоже жила в том же лесу, днём становилась волчицей и пряталась в самой чаще, а ночью опять пряталась от диких зверей в заброшенной старой избушке лесника.
Так получилось, что на второй или третий год девушка ночью наткнулась на этот дом. Зашла в него, а там пусто. Решила дождаться хозяев, но наступил день, и она, превратившись в волчицу, убежала.
В это время вернулся парень — уже человек.
Почуял он носом, что в доме была женщина, поискал-поискал, но не нашёл никого.
Так и повелось. Днём в доме парень живёт, а ночью девушка, и никак встретиться они не могут.
Девушка увидела на стене мужскую одежду, заштопала в ней все дыры, постирала, а парень в благодарность ей оставил туесок 5, полный пахучей земляники, и букет полевых цветов.
С того момента и стала зарождаться между ними любовь. Ведь любовь начинается с внимания и заботы. Когда один человек делает приятное другому, то второй обязательно ответит тем же.
А ещё любовь наполняет человека разными чувствами, и обязательно хорошими. А всё хорошее, поселившись в человеке, изгоняет плохое, звериное.
Стал парень, будучи волком, чувствовать в себе человеческое. По ночам он поднимал голову к звёздам и выл, пытаясь излить свою тоску.
А любовь уже полностью овладела несчастными влюблёнными. Они хотели встретиться, но заклятье преследовало их. Только один становился волком, как тут же бежал в глубину леса.
А волк, ставший человеком, не понимал, почему не может встретиться с любимым, так как память его была стёрта.
Но вот наступил день солнечного затмения. На диск солнца стала наползать тень. В эти мгновения девушка-волчица почувствовала в сердце страх потери своего любимого и бросилась бежать к дому в лесу, где жил тот, кого она любила, но никогда не видела.
Парень стоял у дома и смотрел, как солнце полностью скрылось в темноте, оставив только сверкающий диск, и в этот момент перед ним появилась волчица, которая превратилась в мгновение в девушку. Они увидели друг друга и вспомнили всё.
Бросились в объятия, счастью не было предела.
А солнце, освободившись от тёмной завесы, разгоняло наступившую ночь своим теплом и светом. После бывшего мрака оно казалось ещё более ослепительным и родным и изливало на землю и людей свою Любовь.
И от этой любви и света злой оборотень стал уменьшаться, уменьшаться, пока совсем не исчез.
А парень с девушкой поженились, у них было много детей, прожили они хорошую жизнь, дожили до золотой свадьбы и умерли в один и тот же день.
— А почему они умерли в один и тот же день?
— Наверное, это им Бог в награду послал за то, что они три года не могли видеть друг друга. Вам сейчас ещё не понять, как тяжело любящим друг друга людям жить в разлуке.

Кикимора болотная

Раньше, когда я ещё была маленькая, как вы, страшные дела творились у нас на болоте. Это сейчас нечисти поубавилось, а то ведь житья от неё не было.
Жили на болоте болотные духи Злыдни, а верховодила ими страшная старуха Кикимора болотная.
У этой Кикиморы куриные ноги и длинные руки с когтями, которыми она хватает маленьких детей. Она выпивает из них кровь через нос-жало, как у комара, а после отдаёт на съедение своим слугам Злыдням.
Злыдни — маленькие и круглые, как мячик, только на этом мячике глазки и большой рот, в котором много-много острых зубов. Ног у них нет, поэтому они не ходят, а прыгают, как воробьи.
Каждое лето люди из всех деревень, что около того болота, должны были отдавать одного ребёнка Кикиморе, а иначе та могла навести страшный мор на всю скотину. Вот и приходилось от неё откупаться.
А если ребёнка не отдавали ей, то она сама приходила в деревню, когда все были на работе, и воровала дитя.
Жил тогда в нашей деревне мальчик Ванюшка, такой же, как вы, и была у него маленькая сестрёнка, которая ещё не умела ходить. Когда родители уходили работать в поле, то Ванюшка должен был за сестрёнкой приглядывать.
Кормил её с ложечки, менял пелёнки, укладывал спать. И вот однажды, когда сестрёнка заснула, выскочил он на улицу и побежал что-то спросить у своих друзей.
Кажется, недолго бегал, а вернулся — сестрёнки-то и нет в зыбке 6. Смотрит, а на полу мокрые следы от больших куриных лап. А в зыбке лежит полено, завёрнутое в пелёнку.
Сразу понял Ванюшка, что это приходила Кикимора, украла у него сестру, а взамен полено оставила. Бросился он бежать по трёхпалым следам к болоту и полено с собой тоже захватил.
Добежал до болота, увидел, что страшная старуха со спутанными, как кудель7, волосами, на противных куриных ногах, с его сестрёнкой на руках вошла в избушку. Подкрался он к окошку и стал смотреть. Кикимора разложила огонь в печке, сказала своим Злыдням, чтобы они берегли девчонку и не вздумали бы её съесть без неё. А сама отправилась звать в гости Водяного Деда.
Как только Кикимора ушла, Ванюшка заскочил в избушку, взял сестрёнку на руки. Бросил полено в пелёнках Злыдням, которые набросились на свёрток, думая, что там ребёнок. Пока Злыдни грызли полено, Ванюшка тем временем бежал домой.
Выбежал он к полю, уже когда наступила ночь.
А около поля жил ночной дух с горящими глазами, Хмырь, его ещё Ыркой кличут.
Этот Хмырь, на тонких ножках и с тонкими ручками, очень злой и пакостный. Его даже лешие из леса выгнали за пакостный характер. Любит он людей подманивать, зовя знакомыми голосами.
А когда те обернутся на голос, увидят его, то тут же оцепенеют, а Хмырь подбежит и кровь всю выпьет.
Почудилось Ванюшке, что его мать зовёт:
— Ваня, мой мальчик, остановись, не беги. Я здесь, иди ко мне.
И так она жалобно его зовёт, что почувствовал Ванюшка: это не его мать,— и ещё сильнее припустился бежать к дому.
Добежал до деревни, в свой дом зашёл, а там мать с отцом сидят и очень горюют, что Кикимора у них детей унесла. А когда увидели, что Ванюшка с сестрёнкой живые, то очень даже обрадовались.

Водяная Дева

Речка наша из озера вытекает; может, кто из вас и бывал на нём с тятькой, видел. Так в том озере много водяной нечисти живёт: русалки с рыбьими хвостами, водяницы, что от утопленниц и водяных рождены были.
А главной над ними — Водяная Дева: красавица — глаз не отвести, но надменная и с холодной рыбьей кровью.
Любит водяная нечисть за молодыми парнями и девками подглядывать, хочет понять, как и почему люди друг друга любят.
Около озера в лесу большая елань8 была, и там всегда парни и девки из ближних деревень любили по вечерам собираться. Костёр жгут, прыгают через пламя, играют в горелки 9, песни поют.
Надо сказать, что был в нашей деревне в те времена один парень — красавец, и только. Чуб кольцами вьётся, глаза молнии девкам в сердце метают. А самое главное — как запоёт он, то голос его за душу берёт.
Все девки, да что там девки — и замужние некоторые, от него без ума были, каждая втайне мечтала, чтобы он на неё внимание своё обратил.
Но Семён, так того парня звали, очень уж самовлюблённым был и гордым. Подружкам и друзьям говорил: «Не женюсь, пока не найду идеал женской красоты». А когда его спрашивали, какой он, этот самый идеал, то Сеня и сам не знал.
И влюбилась в него одна девушка, Катя. Все её в деревне за добрый и отзывчивый характер косаткой 10 прозывали. Ещё и потому, что коса у неё была толщиной в руку.
Все подруги отговаривали Катю и советовали не сохнуть по Семёну: мол, никчёмный он будет муж, и что, кроме красоты и голоса, за душой у него ничего нет, любить он неспособен.
Но Катерина только заслышит, как тот поёт,млела вся и места себе не находила. А парень и не замечал этого.
И вот однажды увидела Сеню Водяная Дева.
Услышала, как он поёт девушкам песни у костра, и решила завладеть им. Уже ночь наступила. Околдовали водяницы Семёна, усыпили его. Все девки и парни по домам да укромным углам разбрелись, а Семён на берегу спит.
А когда проснулся, костра уже нет, только огромная луна свой мёртвый свет с неба на землю отбрасывает.
А на поляне под этим светом девушки водяные хоровод водят, а русалки хором поют, и так жалобно, что сердце сжимается от тоски.
И одна из девушек подходит к Семёну, та самая Водяная Дева. Смотрит тот на неё и глаз оторвать не может. Такая она красавица и вся дорогими украшениями украшена да в золототканое платье одета. Куда там деревенским девкам до неё!
И говорит Водяная Дева Семёну:
— Слышала я сегодня, как поёшь ты. Тебе с твоим голосом и красотой нужно в хоромах дорогих среди злата серебра жить, а не среди деревенского навоза. Пойдём со мной в мой терем под водой, там ты станешь князем моим и будешь в роскоши и довольстве купаться.
Очарован был Сеня красотой Водяной Девы, околдовала она его своими обещаниями, и пошёл он за ней, как бычок на верёвочке.
Кто-то видел, как Семёна русалки и водяницы с собой в озеро увели.
Узнала о том и Катерина. Очень страдала она и пошла просить совета у Бабы Яги, которая в чаще леса жила.
Баба Яга со всей нечистью в наших местах в знакомстве состояла и даже кой-какое влияние на них имела.
Пришла к ней Катя, а та уже знает, что она к ней идёт и зачем.
— Ох, крещёная душа до меня соизволила прийти — видно, очень приспичило. Знаю, знаю я твою беду, хочешь ты своего любимого у Водяной Девы забрать. Но ничего у тебя не получится, уж очень он ей приглянулся. Живёт у неё как птица в золотой клетке. Петь не поёт, скучает очень и, скажу по секрету, тебя вспоминает. Если мог бы убежать — убежал бы. Но очень сильна Водяная Дева, её даже Водяной Дед боится, хотя она ему внучкой приходится. Вот он-то и может проводить тебя под воду к ней. Но только знай, что Водяная Дева выкуп потребует за твоего милого. И очень дорогой он для тебя. Потребует она отрезать твою косу и отдать ей. А коса у девушки — это не только краса, но и источник жизненной силы. Вместе с косой к ней перейдёт вся твоя энергия, а ещё люди от тебя отвернутся за позор твой. Сможешь ли ты пойти на это ради любимого?
— Пойду, на всё пойду, только чтобы спасти его.
Отвела Баба Яга Катю к Водяному Деду, а тот проводил её к Водяной Деве.
Спросила Дева Катерину:
— И ты пришла, чтобы забрать у меня этого парня?
Зачем тебе такой? Ведь он только о себе думает.
Разве можно любить того, кто тебя не любит?
— Можно и нужно,— отвечает ей Катерина.— Ведь всякому человеку самому очень трудно со своими плохими привычками справиться. Потому и дал Бог каждому другую половину, чтобы они совместно одним целым человеком стали.
— Чуднó всё у вас, людей, построено в жизни. Ну, предположим, отдам я тебе его — и что дальше?
Ведь будет всё как прежде: он станет собой любоваться, а ты — страдать.
— А я ему ребёночка рожу, тогда он станет его любить больше, чем себя, ведь это его частичка.
— Хитрая ты. А знаешь, что я взамен у тебя попрошу? Твою девичью честь — косу, а вместе с ней и половину твоей жизненной силы. Сможешь ли ты жить с ним, зная, что отдала такой выкуп, а он не оценил его?
— Смогу. Мне моя любовь поможет.
— И что у вас, у людей, за любовь такая? Пропадёте вы с ней, не выживете в этом мире. Забирай своего любимого, отдавай мне взамен выкуп, и уходите.
Взяла Катерина Семёна за руку, и пошли они к себе в деревню.
— Тётка Степанида, а они после вместе жили?
— Конечно, вместе. Семён, как из подводного царства Водяной Девы вернулся, совсем другим человеком стал. Понял, что любить не себя надо, а жену и детей, потому как жить только для себя — очень даже глупо и скучно. Обвенчались они с Катериной, дом свой завели, дети в том доме галдеть стали — одним словом, русским духом запахло. А нечисть постепенно в озере повывелась, сейчас уже почти и нет её.

1. Поскотина (по-скот) — граница, изгородь.
2. Нечисть — все некрещёные существа.
3. Жердь — ствол тонкого дерева, очищенный от ветвей.
4. Узда, уздечка — ремни, надеваемые на голову лошади для управления.
5. Туесок, туес — посудина, заменяющая ведро, сделанная из бересты.
6. Зыбка (люлька) — большая корзина, подвешиваемая к потолку, в которой спал младенец.
7. Кудель — волокно для пряжи, приготовленное изо льна, пеньки.
8. Елань — поляна среди леса.
9. Горелки — игра, где игроки догоняют друг друга.
10. Косатка — ласковое обращение к девушке.

Опубликовано в День и ночь №2, 2019

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Бабушкин-Сибиряк Василий

(Гусев Василий Кузьмич) Назарово Красноярского края, 1948 г. р. Родился в Красноярском крае, потомственный сибиряк в четвёртом поколении, из староверов. Работал в тайге на реке Ангаре егерем, лесником, сейчас пенсионер. Образование высшее. Пишет о Сибири, тайге, экологии, сибиряках — простых людях. Публикуется в российских и зарубежных изданиях — как бумажных, так и электронных. Член Ассоциации независимых писателей России.

Регистрация
Сбросить пароль