Варвара Заборцева. ЗИМА ПО-НЕСТЕРОВСКИ: ВСТРЕЧА С ОДНОЙ КАРТИНОЙ

Радость узнавания и радость знакомства – вот что может подарить посетителю музей. Размышления об этом навеяны коллекцией М. В. Нестерова в Уфе.
В первом случае встреча с картиной напоминает встречу со старым другом, которого долгое время не видел, но порой всматривался в памятные фотографии, чтобы не забыть его образ. Друг неизбежно не совпадает с фото точь-в-точь, но всматриваешься в то самое, памятное и неизменное, и радуешься этому узнаванию. Так и с картиной, репродукцию которой разглядывал не раз, но наконец увидел вживую. Полотно может поразить форматом или фактурой, которые не передаст копия, но его суть, его существо тебе уже так близко и знакомо, что невольно улыбнешься.
Второй вариант – идти в музей вслепую и доверять интуиции. Она подскажет, какая встреча важна именно сейчас. Всматриваешься в незнакомые, но почему-то особенно любопытные для тебя детали, радуясь маленьким и большим открытиям.
В ноябрьские переходные дни я встретила картину «Зимой в скиту». Коллекция Художественного музея им. М. В. Нестерова в Уфе была мне знакома, но с этой работой мы по-настоящему «увиделись» впервые.
Картина небольшого формата, но зиме на холсте удивительно просторно. При этом особая камерность работы настраивает на тишину и неспешные размышления. Привычно ведешь взгляд слева направо, повторяя маршруты заснеженных склонов. Рассмотрев очертания домов и деревьев, встречаешься с женской фигурой, которая на фоне массивных гор кажется хрупкой. Собранность и цельность отличают силуэт, выделяя его среди свободно написанного пейзажа.
В какой-то момент я будто осталась наедине с картиной. За полчаса до закрытия музея посетителей почти нет, а друзья на мгновение куда-то растворились. Пустой зал и бесконечные горы. Смотрю в темные глаза незнакомки с холста.
Трудно сказать, куда обращен взгляд девушки: то ли на пейзаж, уходящий вдаль, то ли вглубь тревожных размышлений. Именно ее глаза становятся центром композиции. Обрамленное черным платком и темными голыми деревьями, лицо загорается не только морозным румянцем, но и внутренним светом, концентрируя на себе все внимание зрителя. При этом нет ощущения замкнутости, художник оставляет простор для невидимого собеседника, которым может стать и зритель.
Внутренний драматизм картины построен на контрастах: вертикаль фигуры и горизонталь леса на другом берегу, холодные зимние краски и теплые оттенки красно-желтого, окружающие центральный образ, умиротворение гор и тревожность взгляда, простор и замкнутость. Эта противоречивость перекликается с внутренними переживаниями героини, которыми она безмолвно делится с природой, ищет в ней гармонию, тянется к вечному.
Эта картина сродни поэзии, она раскрывает удивительно лирическое мироощущение живописца. Нестеров немногословен: краски напоминают точно подобранные эпитеты, тонко найденный ритм пейзажа подобен мелодии стиха. Рассматривая фрагменты картины снова и снова, открываешь в самом себе поводы к размышлению. Взять даже еле намеченный куст в левом нижнем углу: маленькая надежда на скорую весну или сама жизнь, пробивающаяся даже через самые безжалостные холода. Или другая деталь: при всей, казалось бы, искрящейся белизне зимнего пейзажа, чистым белым написана лишь тонкая березка, вторящая женскому силуэту. Так Нестеров ненавязчиво, но выделяет ее, сопоставляет с фигурой девушки, наделяя образ неокрепшего оголенного дерева символическим значением.
Диалог прервал смотритель, осталось пять минут до закрытия музея. Поход в галерею порой стоит одной картины, если тебе удалось поговорить с ней о сокровенном и вечном. Уходя, купила открытку, чтобы увезти морозный образ с собой. Через пару дней волей судьбы оказалась в Успенском Свято-Георгиевском мужском монастыре «Святые Кустики» под Уфой. Пошел первый, но такой смелый снег, что после службы наступила настоящая зима. Удивительно, между нестеровской зимой и нынешней больше ста лет, но белые склоны по-прежнему дарят тишину и свет.

Опубликовано в Бельские просторы №3, 2022

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Заборцева Варвара

Победитель студенческой программы Ежегодного Всероссийского Совещания молодых литераторов СПР (г. Москва, 2020 г.), лауреат международного литературного фестиваля-конкурса "Русский Гофман" в номинации «Молодые авторы в возрасте от 17 до 25 лет» ( Диплом III степени, г .Калининград, 2019 г.), лауреат всероссийского молодежного фестиваля «Мцыри» (г. Москва, 2019 г.), лауреат Всероссийского конкурса молодых поэтов «Зелёный листок» ( г. Тверь, 2020).

Регистрация
Сбросить пароль