Тамара Львова. ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ

Отделение прозы в литературном объединении «ПарОм» существует уже третий год. Мне, как ведущей, интересно наблюдать за ростом и развитием молодых авторов.
Большое событие для пишущего – выход его новой книги.
В 2020 году у наших ребят вышло много книг, но я хочу написать о трёх. Это роман Дмитрия Кононова «Собачка бежит по кругу» 1 , фэнтези-повесть «Голубиные дети» 2 Александры Яковлевой и сборник сказочных историй «Приключения арбузной горгульи» 3 Евгения Васильева, публикующегося под творческим псевдонимом Евгений Вальс.
Роман Дмитрия Кононова «Собачка бежит по кругу» – не только подведение автором итогов определённого отрезка его жизни. Это попытка осмыслить ценности целого поколения людей, родившихся на излёте СССР, и их положение в мире современной России. Мир этот суров и недружелюбен, поэтому попытки персонажей романа гармонично влиться в него, начать «жить как порядочные люди» обречены на провал. Впрочем, ещё более глобальная проблема состоит в том, что персонажи романа принципиально не хотят взрослеть и подстраиваться под реальность, которая их не устраивает, идти с ней на компромисс. Инфантильность и эскапизм – отличительные черты описываемого поколения, автор указывает на них, не вынося оценки.
Вообще, автор этого типично постмодернистского текста разговаривает с читателем нарочито бесстрастно, непредвзято.
Он воздерживается от того, чтобы судить и излагать своё видение описанных в романе событий, оставляя все выводы читателю.
Конфликт поколений тоже находит отражение в романе, но главенствующей темой не становится, он лишь дополняет и оттеняет центральное противоречие «Собачки»: дети против мира взрослых, какой бы полемичной эта формулировка ни казалась.
Персонажи романа по сути своей дети, и неважно, что им 28–30 лет. Мир взрослых, который пассивно противостоит им самим фактом своего существования, населяют не только люди средних лет. Так, например, автор достаточно наглядно демонстрирует культурную и моральную пропасть между поколением тридцатилетних и поколением двадцатилетних. Последние, как ни удивительно, куда более органично вписываются в реалии современного российского общества.
«Книжные дети» – вот на ком фокусируется внимание автора.
В центе романа –начитанные люди, получившие прекрасное воспитание. Они видят изъяны общества и воспринимают их крайне болезненно. Они отлично понимают, «что такое хорошо и что такое плохо», но не находят в себе сил сколько-нибудь последовательно бороться за лучший мир и за себя в нём.
Роман написан хорошим ритмичным языком, читается легко, сюжет увлекает. Но не думайте, что одолеете книгу с ходу: за историями, где-то печальными, где-то трагическими, скрывается глубокий смысл. Увеселительной прогулки в 1990-е не получится. Роман оставляет сильный отпечаток в душе, это и светлая грусть, и горечь о несбывшемся.
«Голубиные дети» Александры Яковлевой – её первая повесть в жанре фэнтези. Она повествует о приключениях и испытаниях двух братьев-близнецов двенадцати лет, Пашки и Макса. Каждый своим путём, они попадают в параллельные миры, где оба учатся справляться с потерей, быть самостоятельными, смелыми и стойкими, ведь их жизнь в родном мире нельзя назвать радужной изза развода родителей.
«Если вечно забывать детей то там, то здесь, когда-нибудь они в самом деле пропадут» – это и произошло… Пока родители заняты своими проблемами, братья находят в лесу пустую голубятню, а потом – как в прятках: один пропадает, другой ищет.
А ещё, как в жизни: один, поборов страхи, становится сильнее, другой, поддавшись гневу и отчаянию, разрушает всё вокруг.
Повесть разделена на две части, по одной на брата. И вот что примечательно: темп повествования соответствует их характерам. Первая часть рассказывает о приключениях Пашки. Он довольно спокойный и мечтательный мальчик-фантазёр, вечно с книжкой в руках, вечно бежит за Максом и не успевает за ним.
Так и первая часть повести: неторопливая, размеренная, тревожная. Она напоминает размытые облака в небе, в которых легко заблудиться. И чтобы выбраться из вязкого пространства нового мира, Пашке нужно проявить терпение и предельную внимательность. Ему помогает фантазия и доброта.
Вторая часть повествует о приключениях Макса. Он волевой и сильный мальчишка, готовый в любой момент встать на защиту брата. Этому способствовали тяжёлые отношения между родителями, приведшие к разводу. Всегда настороже, всегда наготове защищать и защищаться, попав в другой мир, Макс становится обладателем редкого могущества – умения путешествовать между мирами. Его желание найти брата так велико и неудержимо, что Макс рвёт грани между мирами, что приводит к разрушающим последствиям. Текст второй части плотный и напряжённый, сюжет разворачивается стремительно и ошеломляет многообразием деталей и образов. Каждая часть под стать герою, которому она посвящена.
Финал повести неожиданный и неоднозначный. Братья находят друг друга, но они не могут вернуться в свой мир, им приходится сделать нелёгкий выбор. «Голубиные дети» – ещё одна история об одиночестве и взрослении, о неизбежных переменах в жизни и принятии своей судьбы.
Если первые две книги несут в себе серьёзный смысл и заставляют задуматься о реальности, о конфликте разных поколений и трудностях переходного возраста, то книга Евгения Васильева даёт возможность в полной мере окунуться в сказочный мир Санторинского королевства.
«Приключения арбузной горгульи» – это десять историй о горгулье Флоране.
Маленькая полосатая горгулья Флорана попала в очень неприятную ситуацию. Когда-то она была свирепой и могучей и охраняла королевский замок от злых чар коварных ведьм. Но однажды её настигло заклятье, и она стала размером с лесного кота.
Обстоятельства вынудили её сменить красивый и величественный замок на фермерский огород. Однако маленькая горгулья не смирилась со своей новой участью. Она решила во чтобы то ни стало снять заклятье и вернуть себе прежний облик.
Сказочный мир Евгения Васильева наполнен самыми невообразимыми волшебными существами. Автор не довольствуется исторической мифологией – его воображение идёт дальше и дарит нам таких интересных персонажей, как Ёлочная фея, хмырьки и забавные полосатые горгульи, живущие в сочных арбузах.
Надо сказать, что это очередная книга писателя-сказочника в серии рассказов о Ёлочной фее. Этот удивительный персонаж так или иначе фигурирует во многих детских сказках автора.
В череде забавных приключений горгульи Флораны фея появляется мельком, в одной истории, но она ставит перед горгульей задачу серьёзнее относится к своим желаниям.
Сказки Евгения Васильева хороши тем, что они не поучают, они показывают на простых и внятных примерах, что дружба необходима, а доброта, подобно свету, помогает увидеть свой путь. Из склочной и капризной особы горгулья Флорана путём ошибок и трудностей вырастает в отзывчивого и верного друга для хмырька Ича и мальчика Фрэя из семейства Лиль. Не так-то просто донести до совсем юного читателя важные принципы доброты, милосердия, ответственности, дружбы. Сказочнику Евгению Васильеву это удаётся.
Текст читается легко, истории насыщены приключениями.
Хорошим подспорьем для сказочных рассказов служат замечательные иллюстрации, созданные самим автором.
Три книги с произведениями, совершенно отличными друг от друга по жанру и хронотопу, для разных читательских возрастных категорий. Однако есть объединяющий их лейтмотив – все произведения затрагивают темы о сложном пути становления личности, о преодолении трудностей и взрослении. Возможно, это связано с тем, что авторы книг совершенствуются в литературном мастерстве. А для меня эти книги примечательны тем, что их создатели – пассажиры одного «ПарОма», а наше литературное объединение дало им хороший старт в мир большой литературы.

1 Кононов, Дмитрий. «Собачка бежит по кругу»: Роман. Омск: Изд. Загурский С. Б., 2020. 220 с. ISBN 978-5-903118-87-8
2 Яковлева, Александра. «Голубиные дети»: Повесть. Омск: Изд. Загурский С. Б., 2020. 192 с., ил. ISBN 978-903118-82-3
3 Васильев, Евгений. «Приключения арбузной горгульи». Омск: Амфора, 2020. 124 с., ил. ISBN 978-5-6045377-0-1

Опубликовано в Складчина №48

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Львова Тамара

Родилась в 1974 году в селе Ермак Нововаршавского района Омской области. Окончила медицинский колледж. Публиковалась в журналах и альманахах «Литклуб», «Перовские страницы», «Просто из атомов», «Третья планета от солнца», «Странствия» (Москва); «Серебряная Обь», «Няганские родники» (Нягань); «Твой мир велик и многолик» (Ханты-Мансийск); «Складчина», «Иртышъ-Омъ», «Тарские ворота», «Можно коснуться неба», «ПарОм», «Литературный ковчег», «Омская муза» (Омск). Участник региональных литературных семинаров «ПарОм». Участник Германского международного литературного конкурса русскоязычных авторов «Лучшая книга года» (2015), награждена специальным дипломом «За солнечное творчество» за представленную книгу «Сновиденный мир». Финалист Международного литературного конкурса «Пролёт Фантазии» с рассказом «Маруська» (2020). Автор восьми книг (поэзия, проза). Состоит в Союзе российских писателей и Союзе литераторов России. С 2019 года ведущая отделения прозы на ЛИТО «ПарОм».

Регистрация
Сбросить пароль