Светлана Замлелова. РЫБЫ

Рассказ

У Марии Константиновны была смешная привычка всякий свой рассказ предварять словами: «Я вам такое расскажу!» Или: «Такое было!.. Вы умрёте…». За этими словами могло последовать повествование как о событиях из ряда вон выходящих, так и, напротив, о явлениях совершенно рядовых. Знакомые Марии Константиновны давно привыкли к её забавным привычкам и не обращали на них никакого внимания.
Но однажды, когда Мария Константиновна явилась в кафе на встречу с двумя приятельницами – такими же полувековыми девочками, как и сама Мария Константиновна, – её невинные присказки дали начало прелюбопытному разговору. Одна из подружек – Елена Геннадьевна, полноватая брюнетка с короткой стрижкой, покрытая серебряными украшениями как бронёй – недовольно поморщилась и сказала строго:
– Маша, когда ты перестанешь причитать? Говори уже по существу.
Мария Константиновна смутилась, захлопала глазами и, сбитая несколько с толку, поведала неинтересную историю о том, как уронила на заправке перчатки и как перчатки, оказавшиеся в луже, дождались возвращения своей хозяйки, вовремя спохватившейся и сообразившей, где следует искать пропажу.
Лариса Вячеславовна, носившая крупную бижутерию из пластмассы, зато не имевшая ни единого седого волоса в туго затянутых резинкой светло-русых волосах, деликатно улыбнулась и даже цокнула языком, выразив таким образом удивление и сочувствие. Но Елена Геннадьевна, почему-то настроенная в тот день особенно воинственно, прохладно заметила:
– Ну, бывает. Только с чего бы нам умирать? Ещё и не то случается.
Мария Константиновна, окончательно смутившись, виновато улыбнулась и уставилась в чашку, где в жёлтой мутной жидкости плавали ягоды облепихи, похожие на глаза пираний.
– Умирать, конечно, не стоит, – примирительно заметила Лариса Вячеславовна, – но это забавно, когда твои перчатки дожидаются тебя в луже. Одна из таких удивительных ситуаций, в которые все попадают время от времени.
– Да ничего тут нет удивительного, – нахмурила нарисованные брови Елена Геннадьевна и махнула рукой, так что кольца, унизавшие все пять пальцев, легонько звякнули.
Она сделала глоток зелёного чая из маленькой белой чашки и продолжала:
– В наше время вообще трудно удивить. Во всяком случае, не могу себе представить, что могло бы вызвать моё удивление. Народ вокруг совершенно ополоумел, никто ничего не соображает. Иногда мне кажется, что я живу в сумасшедшем доме. Вы только оглянитесь! – она понизила голос и небрежно махнула другой рукой, отчего послышалось то же лёгкое звяканье. – Вон! Собаку в кафе притащили… Совсем уж… Дожили! А вот вырядились, дуры… ворон, что ли, пугать собрались?..
Мария Константиновна фыркнула, Лариса Вячеславовна слегка улыбнулась, а Елена Геннадьевна продолжала:
– А вы послушайте, о чём говорят вокруг! День будете прислушиваться, а назавтра уже ничему не удивитесь!
– Согласна, – объявила Лариса Вячеславовна, отламывая вилкой кусочек торта, покрытого толстым слоем красной глазури, – но всё же ты преувеличиваешь. Возможно, всё дело в степени удивления. Но если бы ты услышала … ммм… невероятную историю, то есть что-то такое, о чём ты ещё никогда раньше не слышала, наверняка бы ты испытала что-то вроде удивления.
– Сомневаюсь, – возразила Елене Геннадьевна. – То есть я сомневаюсь, что есть нечто, о чём я ещё не слышала. Даже не представляю, что это за экзотика.
И на сей раз лёгкое бряцание издали её серьги.
– Берусь тебя удивить! – улыбнулась Лариса Вячеславовна. – Вернее так: я знаю нечто, о чём ты гарантированно не слышала.
Елена Геннадьевна недоверчиво улыбнулась и повела бровью.
– Ну попробуй, – сказала она с таким видом и таким тоном, что все отчётливо поняли: «Послушаем, что это за враки».
Лариса Вячеславовна между тем откинулась на спинку диванчика и спокойно сказала:
– Не думайте, что я расскажу вам о встрече с инопланетянами, вампирами или Микки Рурком. Это история о том, как я ходила в театр примерно месяц назад.
Мария Константиновна с какой-то неуместной тревогой приготовилась слушать, а Елена Геннадьевна хмыкнула и даже отвернулась на мгновение, словно желая скрыть недоверчивую улыбку.
– В общем, примерно с месяц тому назад отправилась я в N-ский театр. Правда, меня предупредили, что спектакль не обычный, а… как же это… хеппенинг. Ну или что-то вроде. Словом, публика входит, получает жёлтые жетоны на длинных лентах и вешает эти ленты на шеи. На жетонах разные надписи. Мне выпало: Достоевский. Ну, думаю, хороший знак: Достоевского люблю. Тут выходит тётенька и всех, кто с жетонами, просит пройти в угол и подождать. Собралась группа. Тут стали подходить девушки с табличками на палочках. На табличках те же надписи, что на жетонах. Подошла и с «Достоевским», говорит: «Пожалуйста, следуйте за мной, не теряйтесь». Потом разворачивается и ведёт нас куда-то не в зал за сценой, а в какие-то кулуары. И вся наша компания – ну, все, кто с «Достоевским» – идёт, как на экскурсии, следом. Останавливаемся возле какой-то двери. Ждём. Наконец дверь распахивается, и выходит… Кто бы вы думали?
Тут Лариса Вячеславовна назвала всем давно известную театральную фамилию, так что обе её приятельницы оживились и промычали что-то одобрительное. А Лариса Вячеславовна продолжала:
– Он выходит и начинает излагать нам историю здания театра. Всё это довольно скучно – в конце концов, никто не ходит в театр на экскурсии или лекции. Но в ожидании чего-то большего, в предвкушении, так сказать, действа поневоле смиряешься и слушаешь перечисление дат и фамилий. И вот он перечисляет весь цвет русской культуры и доходит до самого Достоевского, чьё имя болтается примерно на двадцати шеях. Выясняется, что и Достоевский бывал в здании в бытность его рестораном… Здания, конечно, не Достоевского… Ну и что будто бы в здании ресторана Достоевский начал сочинять знаменитую свою речь о Пушкине. И вот, дойдя до Пушкина, он распахивает двери, из которых только что вышел, и приглашает всю нашу группу в небольшой с колоннами зал. В зале расставлены для зрителей стулья, а перед стульями… Перед стульями что-то вроде анатомического театра.
– В каком смысле? – зашевелилась Елена Геннадьевна.
– В театральном, разумеется, – улыбнулась Лариса Вячеславовна. – Стоит длинный стол, на столе вроде как тело, покрытое простынёй. Кругом – на полу, на простыне, на колоннах даже – вроде как кровь. За столом – прозектор, сестра милосердия, судя по косынке, а между ними – мужик с бородой. Потом этот с бородой начинает говорить, и становится ясно, что это вроде как Достоевский, а под простынёй – вроде как Пушкин. Ну то есть нам показывают, как Достоевский анатомирует Пушкина.
– Жесть, – заметила Елена Геннадьевна и спросила:
– Но надеюсь, ты не этим собралась нас удивить? А то, знаешь, на подобное насмотрелись…
– О нет! – лапидарно возразила Лариса Вячеславовна и продолжила:
– Пушкина они расчленили на три части. Долго тащили из него кишки в виде красной верёвки, достали сердце и пустили в него пулю. Потом опять тащили из него красную верёвку, к концу которой оказались привязаны бирюзовые панталоны, завидев которые барышня в косынке взвизгнула и убежала за ширмы, помещавшиеся у них за спиной. За ширмы препроводили и панталоны. Потом «Достоевский» – ну тот мужик с бородой – погрузил руки в «труп» «Пушкина» и, сияя как ёлочный шар, достал их уже в красных перчатках, вроде как обагрив их пушкинской кровью. Потом начались какие-то фокусы с превращением верёвок в палки, а палок в верёвки. Я, признаться, всё ждала, когда из «Пушкина» достанут кролика. Но обошлось без кроликов…
– А что же публика? – перебила рассказчицу Елена Геннадьевна.
– Да, реакция-то какая? – заволновалась Мария Константиновна.
– А что публика? – многозначительно улыбнулась Лариса Вячеславовна. – Публика смеялась. Но наконец фокусы прекратились, и нас попросили пройти дальше.
– Пока что не удивила, – усмехнулась Елена Геннадьевна.
Мария Константиновна молчала, но Ларисе Вячеславовне показалось почему-то, что мысленно она уже рассказывает кому-то о «трупе» Пушкина, предварив свой рассказ восклицанием: «Такое было!.. Вы умрёте…».
– Подожди, – сказала Лариса Вячеславовна, кивнув Елене Геннадьевне, – самое удивительное впереди.
Елена Геннадьевна приподняла левую бровь, поправила подвески, украшавшие грудь, звякнула кольцами и ничего не сказала.
– Мы вышли из этой прозекторской, – продолжала Лариса Вячеславовна, – и снова двинулись гурьбой за девушкой с табличкой. Она повела нас дальше по коридору, свернула раз, другой… Наконец остановилась ещё у какой-то двери. На сей раз к нам вышел…
Опять прозвучала известная всем театралам и даже любителям кино фамилия, так что Елена Геннадьевна и Мария Константиновна не смогли хранить молчание и волей-неволей что-то промычали в ответ.
– Тут нам стали толкать о Чехове, – продолжала свой рассказ Лариса Вячеславовна, сделав глоточек кофе и прожевав отломленный кусочек печенья. – Чехов – то, Чехов – сё… Наконец завели в другой зальчик, небольшой такой… Там мы уселись в дальнем тёмном углу на приготовленные стулья, а в углу по диагонали Чехов с Сувориным завели какой-то долгий и нудный разговор о книгах, о деньгах и Бог знает, о чём ещё… Разговор их прерывался Львом Толстым, старавшимся ворваться в комнату. Кто-то его там держал в коридоре, а он рвался и орал, что Суворин – подлец. На что Суворин каждый раз отмахивался и приговаривал: «Не обращайте внимания, это же Лев Толстой». Потом Чехову стало дурно, и Суворин стал кричать, требуя карету скорой помощи… Ну, видимо, забыл, что в его времена скорой помощи в Москве не существовало.
И Лариса Вячеславовна, довольна собой, усмехнулась.
– Правда? – удивилась Мария Константиновна.
– Что? – не поняла Лариса Вячеславовна.
– Ну вот, что скорая помощь…
– Разумеется, – фыркнула Елена Геннадьевна, издав недовольное бряцание.
– Ну вот, представьте, – Лариса Вячеславовна выдержала паузу, – расчленённый Пушкин, потрошитель Достоевский, придурок Толстой… Что может внушить такое зрелище?
– Я бы ушла после Пушкина, – заметила Елена Геннадьевна.
– Была у меня такая мысль, но, знаешь, неудобно… Но случай-таки выдался!
– Неужели свет выключили во всём театре? – предположила Мария Константиновна.
– Ну, нет! В этом театре уместнее предположить пожар! – заметила Елена Геннадьевна.
– Не угадали! Я же говорила, такого вы точно не видели и не слышали!
– Так не томи! – бряцая кольцами и серьгами, отозвалась Елена Геннадьевна.
– К нам всего-навсего вышла очередная знаменитость – на сей раз дама – и отвела в третий зал, предварив этот поход рассказом о дне святой Татьяны, который московские студенты отмечали с таким энтузиазмом, что иные профессора уходили с попойки без очков. Ну вы знаете, что святая Татьяна якобы покровительствует студентам. «Берегите очки!» – сказали нам и ввели в новое помещение, где мы расселись за длинным столом, покрытым скатертью. В другую дверь вошёл актёр, изображавший пьяного студента…
– Что, правда, пьяный? – испугалась Мария Константиновна.
– Да нет, конечно! Имелось в виду, что он пришёл в кабак и здесь напился. На разных стадиях опьянения он… э-э-э, ну, как бы это… Короче, он взаимодействовал со зрителями.
– Наливал, что ли? – обрадовалась Елена Геннадьевна. – Ну, если так – признаю, такого не видела.
– О! Подожди! Я совсем не об этом. Да и пьянел не взаправду. Ну, сначала он вроде как начал приставать к мужчинам…
Слушательницы оживились и обе прыснули.
– Опять не угадали! – воскликнула Лариса Вячеславовна. – Он выпить их звал: выпьем да выпьем. Потом вспомнил свою любовь. И, как бы обращаясь к этой любви, с которой он давно расстался, повис на какой-то тётке. И даже, пардон, облапал её – других слов не подберу.
Это сообщение, по всей видимости, тоже пришлось по душе и Марии Константиновне, и Елене Геннадьевне: первая тихонько захихикала, прикрыв рот ладошкой, а вторая завела глаза к потолку, точно желая сказать: «Я так и знала, что этим кончится».
– На следующей стадии опьянения он залез под стол и начал хватать зрителей за ноги. Послышались визги, ойканье, аханье и прочее в том же роде…
– Подожди, – перебила Елена Геннадьевна, – а зрители-то что? Ну облапал он эту тётку, а она?..
– Да ничего! Сидит, сжалась вся, подобралась так… Раньше-то, когда он мужиков тискал и орал «Брудершафт», она хихикала сидела. Я ещё подумала, как он стал её хватать: ты всё пела – это дело. Так поди же попляши.
Елена Геннадьевна удовлетворённо кивнула. А Лариса Вячеславовна объявила, что подобралась к самому интересному.
– Так, – согласилась Елена Геннадьевна, – вернёмся к пьяному студенту.
– Ну да, – Лариса Вячеславовна кивнула и продолжала. – Вот он уже один выпил, требовал у зрителей брудершафта, помял несчастную тётеньку, с рёвом заполз под стол и стал хватать зрителей за ноги. Как вдруг из-под стола вылетела чья-то туфля. Может, он стянул её с ноги у одной из зрительниц, а может, это был заготовленный реквизит – не разберёшь. Но только туфелька эта – такая вся грязненькая, такая вся облезлая и замызганная – прилетает из-под стола прямо в мою физиономию. Вот сюда! – и Лариса Вячеславовна показала на свой маленький, аккуратный носик.
– Жесть… – отозвалась Елена Геннадьевна.
– Умереть… – согласилась с ней Мария Константиновна.
– Спасибо, конечно, не в глаз… Но очки падают на стол. Опять же, спасибо, не разбились и не сломались. Туфелька эта, отпечатавшись на моей физиономии, приземлилась тут же, то бишь на столе. Поверх моих сорокатысячных очков.
– И что же ты сделала? – в глазах у Елены Геннадьевна, словно предчувствовавшей феерическую развязку, мелькнуло какое-то хищное выражение.
– Я решила, что это превосходный повод прервать встречу с прекрасным, – гордо объявила Лариса Вячеславовна. – Собрала вещи, в смысле, взяла очки, сумку, и ушла. Просто встала и ушла.
– Честно говоря, это давно следовало сделать, – заметила Елена Геннадьевна, дёрнув плечом, как будто стряхивая чью-то непрошенную руку. – Расчленённый Пушкин уже был поводом лучше некуда.
– С одной стороны, конечно, – согласилась Лариса Вячеславовна, – но с другой-то… Никто же не поймёт.
– Ну да, – поворчала Елена Геннадьевна, – нам нужно сапогом по роже заехать, чтобы до нас дошло…
Все замолчали.
– Ну надо же! – нарушила тишину Мария Константиновна. – В театре!..
– Угу, – Лариса Вячеславовна кивнула, – именно! Грязным башмаком.
– Да по физиономии! – подхватила Елена Геннадьевна.
Все трое весело рассмеялись.
– Да уж, признаюсь: удивила! – сказала наконец Елена Геннадьевна. – Надо было пари заключать…
Но не успела Лариса Вячеславовна ответить, как Мария Константиновна о чём-то вспомнила.
– Ой! – вдруг пискнула она. – Что я вам расскажу…
– Мы умрём? – Елена Геннадьевна ухитрилась одновременно сощурить глаза и высоко задрать левую бровь.
Мария Константиновна расхохоталась звонким, нервным смешком. А Лариса Вячеславовна улыбнулась не то снисходительно, не то покровительственно, переводя чуть усталый взгляд с одной приятельницы на другую…

За огромными стёклами кафе в тёмных водах московского вечера проплывали похожие на рыб люди. А может, рыбы, похожие на людей. Холодные и равнодушные ко всему рыбы. И кафе казалось каким-то огромным аквариумом – стеклянным ящиком, наполненным воздухом и помещённым в толщу вод.

Опубликовано в Южное сияние №4, 2020

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Замлелова Светлана

Родилась в Алма-Ате. Окончила Российский Государственный Гуманитарный Университет (Москва). Прозаик, публицист, критик, переводчик. Автор романов «Блудные дети», «Скверное происшествие. История одного человека, рассказанная им посмертно», философской монографии «Приблизился предающий... Трансгрессия мифа об Иуде Искариоте в XX-XXI вв.», книг «Гностики и фарисеи» (рассказы и повести), «Разочарование» (рассказы и фельетоны), «Посадские сказки», «Французские лирики XIX в.» (переводы французской поэзии), сборников статей «Ибо абсурдно…», «В переплёте» (о современной литературе), «Нам американцы объявляли санкции» (о наиболее заметных мировых событиях последних лет) и др. Член Союза писателей России и Союза журналистов России. Кандидат философских наук (МГУ им. М.В. Ломоносова).

Регистрация
Сбросить пароль