Сергей Сумин. ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИ (2012 – 2019 гг.)

***

Всякий автор, который постепенно смещает взгляд с обыденной, вязкой, сиюминутной реальности сансары на нечто большее (не будем его называть) по сути идет на сближение с философией, эзотерикой и духовидческой литературой. Таковы У.Блейк периода «Песен» и «Небес и ада» Д.Донн стихов и проповедей А.Рембо первых опытов и «Письма ясновидца» Д.Хармс юморесок и философских трактатов.
Надеюсь, и у меня будет такая книга…

***

Ни один человек, который движется по пути постижения сути жизни, не достигает просветления и чистого взгляда на мир только при помощи тренировок, повторений, медитаций, практик и дыхательных упражнений. Главным всегда оказывается нечто иное, легкое как облако, подобное дыханию, которое входит в душу само, без настойчивых призываний.
Именно поэтому поэт имеет столько же, если не больше, чем практикующий или медитатор, увидеть Нечто большое вблизи, естественно и непосредственно. В человеке пишущем, глубоко чувствующим целое, связь предметов и явлений, уже есть все, что нужно, чтобы постигнуть Дао, слиться с потоком!

***

Что ж! Пока живы мои родители – я бессмертен! Что там дальше, после них, я не думаю. И не хочу думать. Однако пока они есть – я не могу умереть. Это непреложно для меня, и это то ли самоубеждение, то ли вера, то ли детская наивная надежда…

***

Только стихи пока приходят сами по себе, без спроса и предупреждения.
За последний год – 10 стихотворений. Я не ждал их и не звал – они появились сами почти в готовом виде ( 1-2 исправленные строфы на стихотворение – не считаются). Все остальные тексты нужно просить и заставлять себя написать: эссе, рассказ, рецензия, репортаж, интервью, статья.

***

Не факт, что в конце, в самом конце нам откроется, ради чего все это было и пронеслось – события, встречи, жизнь. Быть может завеса останется такой же плотной и за 20 минут до смерти, возможно, увидеть дальше так и не удастся и только усталость и боль помогут не чувствовать горечи и разочарования, ведь равнодушие может и помочь, ибо когда ты не испытываешь чувств – уходить проще!

***

Если это и грусть, то почему она пришла? Для чего? Может ли она хотя бы что-то ценное выносить под сердцем, породить? Грусть вообще продуктивна? И чего же в ней больше – тоски или надежды? Отчаяния или веры?

***

Вчера я сидел у окна и думал о том, что первая половина жизни уже завершилась, а я так и не заметил – чем? Но также я подумал о том, что не верю, что это была моя жизнь, полностью моя, так сказать, нечто, что случается с человеком в первый и последний раз.
Жизнь? Или что? Ты говоришь – половина жизни? Но где же она? Позади? В памяти? Здесь? Сейчас?

***

Безмолвие, горечь, абсолютное одиночество, отсутствие отклика – что знал датский принц о пугающей тишине мира, которая длится и длится?

***

Иногда я чувствую, что сидеть и смотреть – это невообразимо огромно, это сверхусилие, почти подвиг, и может быть не стоит искать других способов жить, только вот лицезреть проплывающий мимо день с его заботами и радостями, трудами и неприятностями, просто день со всем его содержимым.

***

Быть продавцом своих книг – очень грустно и нелепо. Разве я продавец книг? Хороший менеджер? Нет. Да и к тому же, пусть я и написал несколько текстов, которые сильны и важны. Кому понадобятся они? Кому их продавать в качестве книги? Да, я и не уверен, что не разочаруюсь в своих текстах через 3-4 года. Тем не менее, я издал уже 3 своих книги, и каждый раз спрашиваю себя – зачем они? Для кого?

***

Ошо пишет, что современное общество заинтересовано в том, чтобы мы страдали. На эту мыль я и сам натыкался множество раз, находясь в эпицентре толпы, человеческого скопища. Люди контролируются, пасутся кем-то. Но это же не повод быть бараном?
Человек должен проснуться от этого дурного сна, сна социума. Ты должен самому себе стать факелом! Ты силен! В тебе есть огромный потенциал. Нужно искать точку приложения сил! Она существует…

***

Интересно, в какую сторону двигались мои любимые авторы. И Хармс, и Рембо, и Новалис, и Торо, и Мишо открывали для себя древние практики, ясновидение, фольклор, философию, магию, миф и судьбу.
Тем не менее, они лишь в последнюю очередь могут быть увязаны в идеологии, религии, вероучении. Прежде всего они – поэты, люди слова и только через слова они могли видеть и оценивать этот мир, соприкасаться с тайной мира. Их опыт – абсолютно неповторим и слова их – только их слова, уникальные и весомо выстраданные. Где же тут место обобщению, вере, мировоззрению, общественному опыту?

***

Бесполезный человек в представлении даосов – как ветвистое дерево, из которого не сделать ни стула, ни растопить печь. Бесполезен – значит жив. Жив и счастлив от того, что ни в чем не участвуешь. Даосы инстиктивно отшатнулись от обладания и власти. Самое лучшее – думали они – это когда ты ни над кем не командуешь, и когда тобой никто не командует. Прекрасно.

***

Не нужно считать ни свои победы, ни свои поражения, ни приходы, ни расходы. На самом деле мы вовсе не знаем, в чем заключается наша подлинная победа… Может быть то, что мы пока живы, счастливы, относительно здоровы – главная удача жизни! Все то, что мы считаем главным: деньги, проекты, женщины, известность, успехи в профессии – может оказаться обманкой, ложной дорогой. Дао непредсказуемо, и все возможности, которые нам оно посылает – равноценны и таят в себе потенции роста в грядущем!

***

Деньги – это защита, а творчество – это беззащитность. И вроде бы понятно, что нужно выбирать. Однако подлинная сила все-таки в творчестве, хотя и кажется наоборот.

***

Я пишу сразу несколько произведений и это важно для меня. Важно ли это для других? Для кого мы вообще пишет? В ком ищем понимания или поддержки? Интересно, что если творчество существует во мне вовсе не из желания прославиться, то значит – для иных потребностей. Я пишу, чтобы уважать себя? Для гармонизации пространства вокруг?
Для защиты наиболее значимых для меня вещей мира? Неизвестно.

***

Какой еще достойный способ существования ты можешь назвать, как ни рядом с литературой? Путешествия, поиск приключений, зарабатывание денег, спорт, медитация, охота за наслаждениями? Нет, только литература , только творчество..

***

Книга, приравненная к товару – ложь и обман. Буквы на бумаге – это не просто знаки. Впервые называя реальность, мы повелеваем стихиями и неведомыми силами. Орфография – излишняя роскошь, пунктуация – бессмысленна. Магия и тайнопись сердца – это главное, что нужно искать в мире. Это и есть скрытый смысл произведения, пейзажа, абзаца, лица, музыки. Именно это и нужно читателю отыскать в книге.

***

Писать, продолжать писать, даже усомнившись в своих способностях, писать стихи и прозу, потому что это и есть самовоспитание, самосовершенствование, иного способа ты не знаешь, вернее, другие способы показались тебе чуждыми. Писать, чтобы стать лучше, писать, чтобы жить дальше, играть с судьбой на равных, не чувствуя полного умирания.

***

Так кто же я: коллекционер, поэт, критик, организатор, самиздатчик, преподаватель, редактор, издатель, афорист, художник, лектор, библиотекарь, куратор, экскурсовод, составитель «Антологии», ведущий петанка, репетитор, блогер, журналист, краевед, писатель?

***

Недавно я понял, что должен отдавать. В детстве ты не чувствуешь того, что тебе достается легко – от родителей, детства, жизни. Потом, позже, у меня в 40 лет, ты понимаешь, что должен не только брать, но и отдавать.
Не только копить, но и делиться накопленным.
Это бытийное состояние вовлеченности в общий процесс жизни дарит настоящее счастье. Ты чувствуешь, что растворен в других людях и других существованиях… Один – низачем, незачем. Он просто мимо проходит. Я не хочу просто проходить, я хочу жить вместе с другими людьми, иметь связь со Вселенной.

***

Литература, творчество, поэзия не избавляют от одиночества, не делают тебя способным к общению. Быть с людьми, помогать другим, иметь реальную связь – искусство скорее отдаляет нас от всего этого, давая мощную замену. Тщеславие, концентрация на себе, гордыня, зависть, эгоизм – вот основные моменты бытия писателя, и это крайне неприятные черты характера.
Но как работает погруженность в творчество? Оно подает надежду, тешит иллюзиями гениальности, нагружает задачей, заставляет видеть только себя – то есть обманывает, называя все это свободой художника.

***

Сложная манера письма – это не цель, текст вообще есть всего лишь следствие цветения узора. Не нужно стремиться усложнять письмо, ведь оно движется не за узором, оно само – сложный и прихотливый узор, который выражает твое душевное и интеллектуальное движение. Для чего стремиться писать сложно? Узор твоего письма всего лишь должен быть адекватен тебе, движениям и переживаниям духа. Не сложность, а живость, правдивость, яркость должны были бы быть твоей целью как писателя.

***

Самиздат, которым я активно занимался с 1997 года до 2012 года , всегда привлекал меня тем, кто книга по форме, по замыслу можно сделать почти любой. Это не типографские ограничения размером, страницей и шрифтом. Шрифты у меня в нескольких книгах были авторские, рисунки свои, были рукописные книги, книга-свиток, книга-календарь, книга-гербарий, книга-малышка и т.д. Я надеюсь, что самиздат снова когда-то вернется в мою жизнь и я еще создам: книгу-матрешку, книгу-газету, книгу на салфетках, книгу набор открыток, книгу-фотографию, книгу-набор  крестословиц,  книгу-колоду,  книгу  пачку  писем,  книгу-раскладушку, книгу-шкатулку, книгу рисунков, книгу-коллаж, книгу-камень..

***

Я часто говорю себе – не жалуйся! Будь доволен тем, что имеешь. Цени то счастье, которое здесь. Не сопротивляйся течению жизни. Она мудрее тебя. Доверься пространству. Занимайся делом, которое любишь. Радуйся всему. Люби жизнь. Цени время. Благодари постоянно.

***

В моей книге «Письмена листвы» которая вышла на днях, очень прихотливая структура и большое количество разнородного материала. Я тут прикинул и получилось, что в состав этой книги в 120 страниц входят следующие жанры:
– монологи
– поэтические афоризмы
– перечни
– дневник
– послания
– коаны
– стихотворения в прозе
– словарь
– комментарии к классике
– авторские риторические загадки
– цзацзуани
– фрагменты
– мини-эссе

***

Книги, которые я читал как литературу, на самом деле может быть, никаким развлечением или вымыслом не являются: «Дао дэ Цзин», суфийские притчи, Кастанеда, дневники Ван Гога, Сказки народов мира , «Уолден» Торо, Дзенские притчи, Эпос о Гильгамеше.
Если присмотреться, то видишь, что книги эти воздействуют на тело (танец), служат медитации, возможности произносить их хором, книги для внутренней постановки, это книги – инструкции, книги-путеводители души, по сути все эти книги – манифесты веры, только во что?

***

Мне не нужно жаловаться, ведь чудо все время стоит рядом со мной.
Нечто очень хорошее не забывает обо мне и я чувствую чью-то ласку, заботу. Не только я совершаю поступки и выбираю направление. Нечто большее иногда направляет меня и подсказывает. Просто нужно уметь его слышать.

***

По сути, то, что мне приходится сейчас много работать – благо для меня. Я сейчас слабо представляю полностью свободный день. На что бы я его потратил? Занялся спортом? Творчеством? Общался с друзьями?
Пил? Читал?
Все старые ориентиры сейчас сильно померкли, почти иссякли. Труд действительно освобождает.

***

Труд, саморастрата, усилие, радость забвения «Я», растворение в общении – этого требует сам человек. Он не может целиком сосредоточиться на себе, особенно русский человек. Мы общины и общительны. Нам, русским, нужно жить чем-то или кем-то, помогать, совершать поступки, заботиться, любить, быть вовлеченным в нечто, что больше единицы.
Мы должны раздаривать себя и свою жизнь.

***

Самая страшная фраза на свете звучит так: «Теперь ты остаешься один».

***

Зачем слова? Для чего писать? Слова ведь говорят о вещах, которые во много раз больше тебя. .Да и вообще, явлений и предметов, которые больше тебя – огромное количество. Всё, по сути, больше тебя. Так зачем настаивать на своей речи? Зачем писать? Скромнее давай, тише, смиреннее. И глубже! А глубина – это молчание. Молчание, а не речь, которая почти всегда – апломб, вызов, желание, напор, глупость.

***

Если жизнь длинна, и все длится и длится, то успеваешь от всего устать, во всем разочароваться, все проклясть… Но. Жизнь длинна, а это значит, что усталость тоже проходит. И приходит желание, приходят силы, приходит понимание. Всех этих старых новых вещей. А потом снова приходит усталость.

***

Расстаться с этой жизнью будет непросто. Но если и правда, что мы все ещё увидимся – можно и не плакать. Вернее, не так. Плакать все же нужно. Без слёз нельзя. Эта земная жизнь была хороша, как ни крути.
Без слёз нельзя. Но в этих слезах, я надеюсь, есть не только соль, но и мёд.

Опубликовано в Графит №20

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Сумин Сергей

Родился в 1973 году. По образованию – филолог. Опубликован в сборниках «Нестоличная литература» и «Самарский верлибр», журналах «Волга» и «Гипертекст» и др. Около 80 интернет-публикаций. Автор 3-х книг. Живет в Тольятти.

Регистрация
Сбросить пароль