Роман Гершзон. СЛОВО О ЦАРЕ ДАВИДЕ 

Согласно предположениям историков, великий еврейский царь Давид жил в XI-X веках до н.э. (около 1035–965 гг. до н.э.). ТАНАХ утверждает, что из рода царя Давида в мир должен прийти Мессия (Машиах бен Давид).
Он преобразит существующий далеко не идеальный мир в сообщество, где не будет войн и страданий, а земля наполнится любовью к Всевышнему и людям.
В христианской традиции считается, что в мир уже приходил Мессия из рода Давида – Иисус Христос, ожидается его второе пришествие. Христиане видят в царе Давиде пророка (Деяния 2:30) и праотца Иисуса – «Сына Давидова» (Деяния 13:22).
Псалмы Давида, иначе называемые Псалтырь, являются важным элементом православного богослужения. В исламе утверждается, что через пророка Дауда (Давида) правоверным была послана священная книга Забур. Деяния Дауда были угодны Аллаху, поэтому автор книги Забур был сделан не только пророком, но и земным властителем.
В еврейской традиции пастушок Давид был младшим из восьми сыновей жителя Бейт-Лехема (Вифлеема) Ишая, сына Оведа, правнуком богатого землевладельца Боаза и его жены моавитянки Рут. Пастухом Давид был надежным и хорошо следил за своим стадом. Кстати, название иерусалимского района Гило, соседствующего с Бейт-Лехемом, происходит от ивритского слова «легалот» – обнаружить, усмотреть. Говорят, что в этом районе пастух Давид когда-то обнаружил свою отбившуюся от стада овечку.
Почему именно мальчик из Бейт-Лехема Давид бен Ишай был помазан пророком Шмуэлем на царство?  В библейских текстах говорится, что такова была воля Всевышнего.
Далеко не сразу помазанник Давид стал царем. В те далекие времена правил страной первый еврейский царь Шауль из рода Вениамина. В царской армии служили братья Давида, сам Давид тоже был знаком с царем.
Однажды родители послали юного пастушка в армию, отнести братьям домашних гостинцев. Еврейская армия тогда воевала с филистимлянами.
Так Давид оказался на поле боя в долине Эла, где ему пришлось сразиться с филистимлянским воином, великаном Голиафом. Армии евреев и филистимлян стояли друг напротив друга, никто не хотел нападать первым.
И тогда филистимлянский великан Голиаф призвал одного из соперников сразиться с ним, чтобы решить судьбу поединка.
«Сорок дней филистимлянин выходил каждое утро и каждый вечер и бросал свой вызов» (1 Царств, 17-6). Давид, прибыв в армию, принял вызов Голиафа, сразился с великаном и уничтожил соперника камнем из пращи. После такой победы Давид был приближен к царской семье, подружился с сыном царя Шауля Йонатаном и женился на царской дочери Михаль.
Но случилось непредвиденное.
Царь Шауль возненавидел Давида и пытался его убить.
Когда Шауль погиб в бою с филистимлянами, племя Иуды в Хевроне провозгласило Давида царём.
«Тридцать лет было Давиду, когда стал он царем; сорок лет он царствовал. В Хевроне был царем над Иудеей семь лет и шесть месяцев, и в Иерусалиме был он царем над всем Израилем и Иудеей тридцать три года» (2 Шмуэль 5:4-5).
Царствование в Хевроне, столице племени Иуды, свидетель-ствовало о правлении Давида только над одним племенем Иу-ды, но никак не над всей Эрец Исраэль.
Оставались независимые от далекого Хеврона северные ев-рейские племена.
Оставалась и царская династия во главе с сыном царя Шауля Ишбошетом. В стране возникло двоевластие. «Авнер, сын Нура, военачальник Шауля, взял Ишбошета, сына Шауля, и повел его в Маханаим.
И поставил его царем над Гиладом, и Ашури, и Изреелем, и Эф-раимом, и Бениамином, и над всем Израилем.
Сорок лет было Ишбошету, сыну Шауля, когда он стал царем над Израилем, и два года царствовал он; только дом Иудин был за Давидом» (2 Шмуэль 5:8-10).
Началась война между Давидом и Ишбошетом, в которой по-гибли Авнер, Ишбошет и множество простых воинов и мирных жителей. Только после кровопролитной двухлетней гражданской войны все еврейские племена признали Давида царём Израиля.
Нестабильность в стране сохранялась, в любой момент мог-ла начаться очередная гражданская война.
Да и враги-филистимляне только и ждали удобного случая для нападения.
И тогда Давид совершил поступок, достойный великого царя. Он создал столицу еврейского народа и еврейского государства – город Иерусалим, объединяющий центр и сердцевину нации.
Примерно в 1000 году до н.э. на северной границе племени Иуды располагалась величественная ханаанская крепость Ие-вус, защищенная мощными крепостными стенами.
Крепость была практически неприступной, и поэтому остава-лась независимой во времена еврейского покорения Ханаана. Давид понимал, что только имея собственную столицу, можно создать независимое монархическое государство.
Для этого как нельзя лучше подходил не принадлежавший ни одному еврейскому племени, но находившийся во владениях царя Давида ханаанский город Иевус.
Армия Давида приступила к осаде неприступной крепости. Защитники Иевуса вывели на крепостные стены слепых и хро-мых инвалидов, показывая, что даже эти люди смогут защитить город.
«Они сказали Давиду так: ты не войдешь сюда, пока не убе-решь слепых и хромых, – то есть не войдет Давид сюда» (2 Шму-эль 5:6).
«И сказал Давид в тот день: «…всякий, кто побьет иевусеев и доберется до трубопровода (так в русском переводе ТАНАХа) и до хромых и слепых, ненавистных душе Давида…» (2 Шмуэль 5:8).
Словом, постарайтесь, ребята, а я уж вас не обижу…
И ребята постарались. Подземным ходом воины царя Давида проникли в город, и неприступный Иевус пал. После штурма го-роду вернули его прежнее название – Иерусалим. Еще одно на-звание, которое получил город в те времена, – город Давида.
«И поселился Давид в этой крепости, и назвал ее городом Давида. И обустроил её Давид кругом, от Мило и внутрь города» (2 Шмуэль 5:9).
Время царствования Давида стало временем расцвета ев-рейского государства и его столицы Иерусалима. Понимая всю важность города, царь уделял огромное внимание благоустрой-ству Иерусалима.
«И прислал Хирам, царь Тирский, послов к Давиду, и кедро-вые деревья, и мастеров по дереву, и мастеров по камню для стен; и построили они Давиду дом». (2 Шмуэль 5:11).
С помощью тирских умельцев в Иерусалиме был построен царский дворец, не уступавший по красоте и величию дворцам самых могущественных царей соседних государств.
Царь Давид по примеру своих монарших соседей создал во дворце большой гарем, поскольку в те времена гаремы были символом царского величия.
«И взял Давид еще наложниц и жен из Иерусалима после то-го, как пришел из Хеврона. И родились у Давида еще сыновья и дочери» (2 Шмуэль 5:13-14).
Далее царь Давид сделал Иерусалим религиозным государ-ственным центром страны.
Для этого он перевез Ковчег Завета, находившийся в ма-леньком городке Кириат Иеарим, в Иерусалим.
Давид отправился за Ковчегом с тридцатитысячной армией и многочисленной свитой.
Специальная колесница, запряженная волами, везла Ковчег в Иерусалим, ее сопровождали толпы народа и жрецы, выражавшие свою радость барабанным боем, пением, плясками, музыкой.
«А Давид и весь дом Израиля играли перед Господом на вся-ких музыкальных инструментах» (2 Шмуэль 6:5).
Во главе процессии находился сам царь Давид в льняном жреческом одеянии.
Доставив Ковчег Завета в Иерусалим, Давид решил постро-ить Всевышнему храм, который по красоте и великолепию пре-взошел бы царский дворец.
Царь рассказал об этом пророку Натану, но пророк, погово-рив с Всевышним, запретил Давиду строить храм.
Господь по-прежнему хотел оставаться Богом пастухов и ско-товодов и жить в шатре. А храм впоследствии построил наслед-ник Давида царь Соломон.
Разумная внешняя и внутренняя политика царя Давида при-вела к расцвету еврейского государства, а многочисленные во-енные победы способствовали территориальному расширению державы.
Вместе с тем, личная жизнь царя была далека от совершен-ства.
«И было, в вечернее время встал Давид с ложа своего и про-хаживался по кровле царского дома и увидел с кровли купаю-щуюся женщину… И сказали: это же Бат-Шева, дочь Элиама, жена Урии Хеттийца» (2 Шмуэль 11:2-3).
Однажды душным летним вечером Давид увидел с крыши своего дворца прекрасную купающуюся женщину.
С этого началась одна из самых красивых историй любви в святом городе Иерусалиме и, в то же время, одна из самых не-красивых историй в жизни царя Давида.
Слуги доложили, что купающаяся женщина – это Бат-Шева, жена Урии, одного из тридцати военачальников царя. Урия на-ходился в походе против аммонитян, и Давид, пользуясь отсут-ствием мужа, соблазнил в это время его красавицу-жену Бат-Шеву. Спустя некоторое время оказалось, что «забеременела женщина, и послала сообщить Давиду, и сказала: я беременна» (2 Шмуэль 11:5).
Положение царя становится угрожающим: это не просто кон-фуз – шалость монарха.
Ведь стоит воинам царя узнать, как он обходится с их жена-ми, когда солдаты погибают в боях, начнется мятеж, под угро-зой может оказаться царская власть.
И тогда за одним отвратительным поступком растерянного царя следует другой.
Давид вызывает в столицу мужа Бат-Шевы Урию, проводит с ним совещание и посылает домой отдохнуть. Расчёт царя вроде бы точен: после проведенной с женой ночи Урия, естественно, воспримет будущее рождение ребенка.
Но благородный военачальник провел ночь на земле у «во-рот царского дома». Он не мог наслаждаться близостью с супру-гой, когда его солдаты остаются на войне.
Благородный поступок Урии подтолкнул Давида на еще боль-шее преступление. Царь в секретном письме приказал своему ко-мандующему Иоаву во время боя поставить Урию на самое опас-ное место и отступить от него, чтобы он был поражен и погиб.
Приказ есть приказ, и Урия был отправлен на верную гибель. Вероятно, вместе с ним погибли и верные Урии солдаты.
Со временем Бат-Шева родила Давиду крепкого и здорового сынишку. Это был Шломо (Соломон), наследник Давида, буду-щий великий еврейский царь.
Официальным наследником престола в Иерусалиме тогда считался старший сын Давида Амнон, далее следовали много-численные наследники-сыновья от различных жен царя.
Жизнь еврейского царя Давида является ярким примером жизни удачливого монарха и несчастливого отца.
Начать с того, что его старший сын Амнон изнасиловал соб-ственную сводную сестру Тамар.
Амнон уже давно был объят страстью к сестре, но скромная девушка и слышать не хотела о позорной связи.
«Нет, брат мой, не принуждай меня, ибо не делается так в Израиле, не делай этой мерзости» (2 Шмуэль 13:12).
Тогда хитрый Амнон прикинулся больным и попросил царя прислать ему Тамар в сиделки. Когда Тамар начала ухаживать за мнимым больным, тот  «одолел её, и изнасиловал её, и ле-жал с нею… И взяла Тамар пеплу, и посыпала голову свою, и разноцветные одежды, которые на ней, разодрала … и пошла, рыдая» (2 Шмуэль 13:14-19).
Только через два года пришел час расплаты.
Наступил традиционный праздник стрижки овец, и Авшалом, родной брат Тамар, пригласил царскую семью в свое владение в Баал Хацор.
Это была заранее подготовленная ловушка.
Давид не захотел ехать, но приехали все царские сыновья. Во время пира, когда Амнон захмелел и не мог сопротивляться, слуги Авшалома зарубили насильника мечами.
Остальные сыновья Давида в панике разбежались.
Авшалом же убежал к своему царственному деду Талмаю в страну Гешур и прятался у него три года, ожидая прощения от отца.
В конце концов царский военачальник Иоав стал посредни-ком между Авшаломом и Давидом и добился для Авшалома разрешения вернуться в Иерусалим.
Отец, однако, не хотел его видеть и запретил появляться в царском дворце. Только через два года произошло примирение отца и сына. Давид был очень рад примирению, нежно обнял сына после долгой разлуки, и «поцеловал царь Авшалома». (2 Шмуэль 14:23).
Царский поцелуй не изменил коварного нрава Авшалома. Он и дальше продолжал плести свои интриги. Следует сказать, что Авшалом был необыкновенно красивым мужчиной. Все в его облике было прекрасным: высокий рост, правильные черты ли-ца, благородная царственная осанка и длинные пышные воло-сы. «Во всем Израиле не было мужчины, столь славного красо-той … от стопы его до темени не было в нем изъяна» (2 Шмуэль 14:25).
Авшалом был любезен с придворными и простым народом и скоро стал всеобщим любимцем.
Был он и любимцем Давида, который прощал старшему сыну легкомыслие, расточительность, лицемерие и властолюбие. Отцовская любовь не позволяла Давиду видеть то, что уже про-исходило: сетью своих интриг Авшалом оплел всю страну.
Он способствовал восстанию северных племен против Дави-да, которые считали династию Шауля истинными правителями страны, а Давида – узурпатором царской власти.
Давняя неприязнь к южному племени Иуды всегда присутст-вовала в северных племенах, чем умело воспользовался Авша-лом для разжигания восстания.
После подавления восстания Авшалом отправился в Хеврон, столицу Иудеи, якобы для принесения жертв Всевышнему в благодарность за возвращение в Иерусалим. Ничего не подоз-ревавший Давид спокойно отпустил сына.
В Хевроне Авшалом собрал многочисленную армию, пре-имущественно из воинов северных племен, провозгласил себя царем и двинул свое войско на Иерусалим.
Мятеж Авшалома застал Давида врасплох, и царь в панике бежал из Иерусалима. Его сопровождали шестьсот человек ста-рой гвардии и два отряда филистимлянских наемников. Со сле-зами спешно покидал Давид Иерусалим.
«И плакала в голос вся страна, и царь перешел поток Кидрон, и весь народ прошел по дороге к пустыне.
А Давид всходит на гору Масличную, всходит и плачет; и го-лова у него покрыта, и шел он босой; и все люди, бывшие с ним, покрыли головы свои и всходили, плача» (2 Шмуэль 15:23,30).
Решающая битва армий Давида и Авшалома закончилась разгромом мятежников. Авшалом погиб.
Смерть сына принесла Давиду больше страданий, чем радо-сти. Он покрыл голову и рыдал:
«Сын мой, сын мой Авшалом! О, если бы я умер вместо тебя, Авшалом, сын мой! Сын мой!» (2 Шмуэль 19:1).
В последние годы жизни царь Давид ослабел, стал дряхлым, болезненным, не мог согреться даже в постели под теплыми одеялами. Придворные нашли для царя молодую красивую де-вушку Авишаг из города Шунама, основной задачей которой бы-ло ухаживать за царем днём, а ночью согревать его.
Девушка добросовестно выполняла свои обязанности, но Да-виду с каждым днем становилось все хуже.
«И состарился царь Давид, вошел в преклонные лета; и по-крывали его одеяниями, но не становилось ему теплее… И ис-кали девицу красивую во всех пределах Израильских, и нашли Авишаг Шунамитянку, и привели ее к царю. И была девица эта очень красива, и ухаживала она за царем, и прислуживала ему, но царь не познал ее» (1 Мелахим 1:1-4).
Окружение царя не сомневалось в том, что дни Давида со-чтены, и в дворцовых коридорах начались активные интриги и борьба за престол.
Образовались две противоборствующие за царский трон группировки, возглавляемые царскими сыновьями Адонией и Шломо (Соломоном). Преимущество имел Адония как старший сын царя и его непосредственный наследник.
Два фактора помогли воцарению Соломона: хорошо проду-манная интрига и его величество случай. В очередной раз Адо-ния решил задобрить своих сторонников и устроил большой пир возле источника Эйн Рогель. Пиршество больше походило на военный совет, в нем участвовали вожди северных племен, все сыновья царя, кроме Соломона, военачальник Иоав и перво-священник Авиафар. Кто знает, сколько молодого вина было выпито на этом пиру, какие зажигательные речи говорились возле дворца умирающего царя Давида? Но сразу после пира пророк Натан поспешил к Бат-Шеве, матери Соломона, и велел ей немедленно сообщить царю, что в Эйн Рогеле Адония само-вольно провозгласил себя царем. Это было неправдой, но Бат Шева поспешила к больному царю.
«И сказала она ему: Адония стал царем, а ты, господин мой царь, даже не знаешь об этом.
И зарезал он множество волов, откормленного скота и овец, и пригласил всех сыновей царя и первосвященника Авиафара, и Иоава, военачальника; Шломо же, раба твоего, не пригласил» (1 Мелахим 1:17-19).
В это время, как будто случайно, в царскую опочивальню за-шел пророк Натан и подтвердил слова Бат-Шевы.
Страшно разгневался царь Давид, собрался с силами и при-казал немедленно взять Соломона, отвезти его к источнику Ги-хон и там помазать на царство. Повеление царя было выполне-но без промедления, и Соломон уже царём торжественно вер-нулся во дворец.
Вскоре в Иерусалиме состоялась церемония коронации ново-го царя, которую провел первосвященник Цадок, верный сто-ронник Соломона.
«И принесли жертвы Господу, и вознесли всесожжения Гос-поду на следующий день: тысячу быков, тысячу баранов, тысячу овец с возлияниями их и жертв множество за весь Израиль. И ели и пили перед Господом в день тот с радостью великой, и поставили царем Шломо, сына Давида, и помазали его перед Господом в правители» (1 Диврей ямим 29:21-22).
Недолго после этих событий пришлось прожить Давиду.
«И умер он в старости доброй, насыщенный годами, богатством и славой» (1 Диврей ямим 29:28).

Опубликовано в Литературный Иерусалим №35

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Гершзон Роман

Прозаик, журналист. Родился в г. Станислав (Ивано-Франковск), Украина. Автор восьми книг, лауреат международных литературных премий «Золотое перо Руси», «Добрая лира». В Израиле с 1990 года. Живёт в Иерусалиме.

Регистрация
Сбросить пароль