Пётр Фёдоров. УФИМСКИЙ САТИРИКОН – 2022

Летом 2022 года в Уфе в издательстве «Прокопий» вышла антология сатиры и юмора «Уфимский сатирикон», составленная Р. Г. Шариповым, И. С. Вайсманом и А. С. Иликаевым. Главным редактором альманаха выступил бессменный лидер «Уфимского хронотопа» Ренарт Шарипов, а предисловие к нему написал писатель-сатирик Леонид Соколов. На обложке антологии представлены карикатуры из современной жизни, выполненные в стиле древней наскальной живописи. И это символизирует то, что многие нынешние человеческие пороки берут своё начало в далёком прошлом.
Смех и производные от него сатира и юмор являются одними из самых древних и сложных проблем в философии, лингвистике, психологии, литературе и искусстве. По М. М. Бахтину, смех является «первоисточником эмоций смеха-плача языковой личности»[1]. Философ Л. В. Карасёв считает, что «смех – способ оценки зла и его преодоления, но не разрушающий, а напротив, противостоящий любым формам разрушения»[2]. Как пишет современная исследовательница Т. М. Евдокимова: «Проблема и уникальность сатиры заключается в её способности раскрывать острую проблематику отрицательного явления через своеобразный сплав негодования с комическим изобличением»[3].
Самые ранние из сохранившихся сатирических произведений относятся ко второму тысячелетию до нашей эры. А термин «Сатирикон» берёт своё начало от авантюрно-сатирического романа Петрония Арбитра, созданного в Древнем Риме времён упадка в I веке нашей эры. При всей своей непристойности этот древний латинский роман до сих пор увлекает своих читателей лихостью изложения и утончённым мастерством.
В средневековой Европе сатира была неотъемлемой частью поэзии вагантов. А на Руси эту функцию выполняли скоморохи. Но когда в европейских странах эпохи Ренессанса возродились традиции римских сатурналий, католическая церковь узаконила смех. Это способствовало появлению таких выдающихся писателей-сатириков, как Д. Чосер, Д. Боккаччо, Ф. Рабле. Русская же православная церковь продолжала считать смех греховным явлением. Не случайно в народе бытовала поговорка: «Где грех, там и смех». По словам архимандрита Рафаила (Карелина): «… шутки и смех – это тёмные провалы души, в которых гаснет свет ума и исчезают духовные силы»[4]. И только после того, как Пётр Первый пропустил российскую элиту через «публичный дом» своих европейских нововведений, в Российской империи начали появляться свои писатели-сатирики.
В литературе народов Башкирии сатира и юмор присутствовали с самых ранних времён, но отдельные авторы, специализирующиеся в значительной степени на этом жанре, появились значительно позже. Из наиболее известных в башкирской и татарской литературе можно назвать поэта-просветителя М. Акмуллу (1831–1895), одним из первых обратившего свой смех против уродливых форм общественных отношений, и пришедших за ним Г. Тукая (1886–1913) и Ш. Бабича (1895–1919), а в русской – писателя-сатирика А. С. Бухова (1889–1937), сотрудничавшего в журналах «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». Наиболее значительный вклад в уфимскую сатирическую прозу ХХ века внесли чешский классик Ярослав Гашек (1883–1923) своими фельетонами времён Гражданской войны, Борис Четвериков (1896–1981) повестью об Уфимской мужской гимназии «Синяя говядина» (1927), врач и прозаик Артур Кудашев (р. 1967) сатирическими и юмористическими рассказами 1990-х годов. Можно включить в этот перечень Сергея Довлатова (1941–1990), родившегося в Уфе, но удостоившего её лишь одним анекдотом. Его повести и рассказы, пронизанные горьким юмором и переведённые на более чем 30 языков мира, являются одними из самых читаемых в нашей стране за последнюю четверть века.
На рубеже ХХ и ХХI веков и в первой четверти ХХI века сатира и юмор в уфимской прозе были представлены рассказами и повестями главного редактора журнала «Бельские просторы», прозаика и публициста Юрия Горюхина (р. 1966), работающего в редком сейчас жанре суровой социальной сатиры, и профессиональными писателями-сатириками Марселем Салимовым (р. 1949) и Леонидом Соколовым (р. 1953).
«Уфимский сатирикон» стал первой попыткой в современной уфимской прозе собрать под одной обложкой произведения сатиры и юмора 17 уфимских авторов. Конечно, далеко не все их произведения можно в полной мере отнести к сатирическим. В ряде рассказов и миниатюр есть смешные эпизоды, но они не являются ключевыми для этих произведений. Однако в целом антология представляет интересную подборку разнообразных вариантов современной сатиры и юмора в региональной прозе.
Самой большой по количеству авторов является группа писателей, работающих в стиле народного юмора. Сюда можно отнести Марата Аминева, Светлану Гафурову, Разилю Рыскужину, Лидию Сафаргулову и Вахита Хызырова. Как правило, их произведения состоят из бытовых зарисовок, сдобренных безобидными шутками или лёгкой иронией.
Опытный журналист и автор многочисленных юмористических рассказов М. Аминев представил в антологии подборку юморесок, высмеивающих отдельные недостатки в журналистике, здравоохранении и семейных отношениях. Поэтесса Р. Рыскужина и журналистка Л. Сафаргулова работают в этом же направлении. Их житейские истории о наших современниках наполнены мягкой иронией и безобидным юмором, приправленным местами лёгким национальным колоритом.
Не все рассказы известной уфимской журналистки, поэтессы и прозаика С. Гафуровой можно отнести к жанру сатиры и юмора. Но её быль «Букет лаврушки» о летних приключениях в посёлке Весёлое возле Сочи полна изящной самоиронии и неподдельной поэзии о южной природе и знаменитом кавказском гостеприимстве.
Одним из удачных образцов настоящего народного юмора в альманахе являются рассказы известного башкирского певца В. Хызырова. В них нет искусственного нагнетания смешного, свойственного для современного отечественного эстрадного юмора. В этих автобиографических житейских историях автор подмечает смешное в своей природной наивности в столкновении с современным зарубежным искусством или в трагическом случае с автокатастрофой, чуть было не стоившей ему и его супруге жизни.
Другим типом дистиллированного юмора обладают рассказы Леонида Соколова. Среди участников альманаха он является единственным писателем-сатириком, опубликовавшим значительное количество книг данной тематики в региональных и столичных издательствах. Все его рассказы, представленные в этом альманахе, профессионально выверены в стилевом и сюжетном планах. Не затрагивая серьёзных социальных проблем, они поднимают актуальные бытовые и нравственные темы. Такой юмор является наследием советской сатиры, задавленной многие годы литературной и идеологической цензурой. Он имеет право на существование и пользуется спросом не только в средствах массовой информации, но и среди отдельных групп читателей. Однако этот юмор далёк от своего народного собрата своей искусственностью, отделяющей смех от плача.
Рассказы и миниатюры прозаика и публициста Игоря Вайсмана тяготеют к публицистической сатире. В них часто поднимаются актуальные социальные и философские проблемы, такие как национальная идея, патриотизм, классическая литература, женская эмансипация и другие; но их воплощение редко доходит до глубоких художественных обобщений.
Психолог, поэт, прозаик и литературный критик Вячеслав Михайлов в подборке разнообразных текстов продемонстрировал большой диапазон тем и жанров: от охотничьих баек, семейных историй и розыгрышей до фекального юмора и саркастического памфлета о литературной критике.
Александр Иликаев, Фарит Ишмуратов, Александр Леонидов и Ренарт Шарипов создают свои сатирические произведения с помощью искажения реальности до фантастического гротеска. В остроумных пародиях на научную фантастику Ф. Ишмуратова и А. Леонидова звучит скрытая боль, связанная с деградацией советской науки и наступлением постиндустриального варварства.
Два больших текста А. Иликаева в данной антологии созданы в жанре мистико-эротического гротеска. Внешне непохожие герои этих произведений одержимы сексом и часто выпадают из реальной жизни в различные паранормальные состояния. При этом автор с явным сарказмом живописует реалии современной молодёжной субкультуры и высшей школы.
Снискавший читательскую популярность своими «Затонскими хрониками» бывший физик Ф. Ишмуратов на этот раз опубликовал, помимо реалистического рассказа «Ренегат Фишер», две фантастические истории о контакте с инопланетной цивилизацией. В этих историях высмеиваются не только отдельные ситуации и персонажи, но и выхолащивание и бюрократизация современной науки: «Если пришельцы выскоблят тебе голову, думаю, ничего страшного не произойдёт – будешь, как все, на работу каждый день ходить и отчёты своевременно строгать»[5].
А. Леонидов в своём произведении «Колдыри на Груманте» с помощью фантастического гротеска и игры с вульгарной и научной лексикой в очередной раз повествует о новых приключениях своего любимого сквозного героя – академика Виталия Николаевича Мезенцева. На этот раз Мезенцев со своим аспирантом оказались в Арктике, на острове Шпицберген, прежде называвшегося Грумант. Там они исследуют временно-пространственную аномалию, образовавшуюся после падения самого крупного фрагмента погибшей космической станции. С помощью фантастических допущений и игры слов автор доводит до абсурда комические похождения своих героев. Его сарказм обусловлен нелепостями и мерзостями реальной жизни, возникшей на руинах мечтаний о светлом будущем в советских фантастических романах И. Ефремова и братьев Стругацких.
Наибольшего масштаба социальная сатира достигает в произведениях писателя, поэта и публициста, основателя литературного направления «тюркское фэнтези» Р. Шарипова. Его гротескные истории о персонаже уфимского фольклора академике Мезенцеве с лихо закрученным сюжетом бьют наотмашь по базовым ценностям современной капиталистической цивилизации с её рыночными отношениями, сатанинской наукой, финансовой системой и порноиндустрией.
Поэту, писателю, переводчику, автору и исполнителю собственных песен Сергею Фроловнину принадлежит двадцать текстов в этой антологии, созданных с 1990 по 2021 г. Из них восемь относятся к алкогольной тематике, включая в себя смешные истории о пьянстве мужчин и женщин, рабочих и служащих, а также домашних и диких животных и птиц. Этот пьяный юмор призывает не терять человеческий облик и оставаться людьми даже в отношении к спивающимся нашим меньшим братьям. В некоторых своих рассказах С. Фроловнин с помощью социальной сатиры поднимает острые проблемы фальсификации отчётов об уборке урожая, вытеснения русского языка из нашей повседневной жизни и культуры, засилья агрессивной рекламы. В рассказе 1997 года он печально замечает: «В России нет горя! Раньше было – Бога нет, а теперь – горя нет. Почувствуйте разницу!»[6]. Его рекламнутый герой считает, что от этого стало явно лучше.
Известный уфимский писатель и переводчик Айдар Хусаинов вновь обратился к кодексу бесчестия уфимца в своём «Анти-Бусидо-2». Жанр афоризмов является одним из самых трудных в литературе. А если это связано с сатирой и юмором, то трудным вдвойне. Но автор с честью справился с этой задачей и вновь блеснул не только знанием уфимской действительности, но и своим остроумием.
Лирический юмор представлен в рассказах популярного автора иронической поэзии Владимира Кузьмичёва, прозаика и журналиста Алексея Чугунова и ученика А. Касымова, поэта, сатирика и публициста Геннадия Юдина.
В ненаучной фантастике В. Кузьмичёва «Вверх тормашками» герой с помощью машины времени попадает из современного мира в Италию эпохи Возрождения и навсегда остаётся там. Будучи от природы одарённым художником, он всю свою жизнь проработал рядовым сотрудником в закрытом НИИ. Юмор этой лирической истории состоит в том, что, чудом попав в близкую ему по духу среду, он стал испытывать ностальгию по своей прежней постылой жизни.
Два рассказа А. Чугунова имеют мало общего с сатирой и юмором, но они добротно сделаны и в них присутствуют интересные художественные образы.
В своих рассказах Г. Юдин иронизирует над современным потребительским обществом и завершает антологию светлым стихотворением в прозе «Просто жить и любить». В диалоге лирического героя с Весной он пытается её успокоить: «…Ну зачем плакать, когда праздников стало в три раза больше – к советским прибавились демократические, религиозные…»[7]. Весна же, руководствуясь логикой, заложенной в неё матерью-природой, призывает героя к новой жизни: «Затяни ремень. Возьми лопату и убирай снег. Под снегом жирная-прежирная земля. Я помогу тебе засеять поле для осенней жатвы и любви»[8].
Подводя итоги обзору данной антологии, следует особо подчеркнуть, что фантастический гротеск и пьяный, фекальный и эротический юмор ряда его авторов имеет лишь внешнее сходство с «гротескным реализмом» народно-смеховой культуры, подробно исследованном в трактате М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса». В этом трактате Бахтин открыто выступает против религии, утверждая, что народно-смеховая культура, отказываясь от неба, погружается в производящий телесный низ, чтобы одновременно умерщвлять и сеять и снова родить лучше и больше»[9]. Авторы «Уфимского сатирикона» не погружают вслед за Бахтиным и Рабле мозг, сердце и совесть человека в задний проход, чрево и половые органы. Напротив, в наиболее глубоких их произведениях виден явный протест против зоологизации народа и человека. Их сатира и юмор направлены против современной потребительской культуры Запада, идущего со времён эпохи Ренессанса по ложному пути в историческое небытие, к смерти.
Когда общество, ослеплённое ложными идеями и побивающее камнями своих пророков, уверенно движется к пропасти, последним средством для остановки этого движения становится смех. Но не робкий и безадресный смех официальных юмористов и не глупое и пошлое ржание современной эстрады, а смех Н. Гоголя, позднего А. Чехова, М. Булгакова и С. Довлатова. Не случайно на надгробии Гоголя выбиты слова библейского пророка Иеремии: «Горьким смехом моим посмеюся».

[1] Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. Москва: Искусство, 1979. С. 238.
[2] Карасёв Л. В. Смех и грех: метафизика смеха // Знание – сила. 1993. № 2. С. 122.
[3] Евдокимова Т. М. Теоретические проблемы современной сатирической публицистики // Вестник Моск. гос. ун-та печати им. И. Фёдорова. 2015. № 4. С. 30.
[4] Ульянова В. Смех. Божий дар, повреждённый грехом // Проза.ру. URL: https://proza.ru/2020/02/04/1343?ysclid=l8bpss4n47534870278 (дата обращения: 21.09.2022).
[5] Ишмуратов Ф. Ответный визит // Уфимский сатирикон: антология сатиры и юмора / гл. ред. Р. Г. Шарипов; Творческое объединение «УЛИСС». Уфа, 2022. С. 82.
[6] Фроловнин С. Рекламнутый // Уфимский сатирикон: антология сатиры и юмора / гл. ред. Р. Г. Шарипов; Творческое объединение «УЛИСС». Уфа, 2022. С. 181.
[7] Юдин Г. Просто жить и любить // Уфимский сатирикон: антология сатиры и юмора / гл. ред. Р. Г. Шарипов; Творческое объединение «УЛИСС». Уфа, 2022. С. 248.
[8] Там же. С. 249.
[9] Щепенко М. Ложь под личиной правды: о теории народно-смеховой культуры М. М. Бахтина // Москва. 2010. № 3. URL: https://moskvam.ru/publications/publication_416.html?ysclid=l8bcsq03ki505051894 (дата обращения: 21.09.2022).

Опубликовано в Бельские просторы №1, 2023

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Фёдоров Пётр

родился 22 мая 1956 года в Уфе. Окончил Уфимский библиотечный техникум (1975) и филологический факультет БашГУ (1984). С 1975 по 2020 гг. работал библиографом в библиотеке БГПУ им. М. Акмуллы. С декабря 2020 года работает педагогом-библиотекарем в гимназии № 82 г. Уфы. Участник Аксаковского движения в Башкирии с 1985 года. Автор статей и библиографических пособий о семье Аксаковых, М.А. Осоргине, П.А. Северном, А.Ю. Генатулине, С.Л. Круле, П.А. Храмове и других писателях Уфы и Южного Урала. С 2007 года издавал серию краеведческих мемуаров «Семейные хроники ХХ века», а с 2016 года – серию «Уфимская сирень» (Уфа в художественной и мемуарной литературе). С 2020 года занимается созданием Библиотеки-музея уфимских писателей им. С.Т. Аксакова.

Регистрация
Сбросить пароль