Ольга Куценко. БЕСЦЕННЫЙ ДАР МУЗЕЮ А.С. ПУШКИНА

Недавно коллекция Одесского пушкинского музея пополнились бесценным экспонатом. Известный одесский краевед Сергей Калмыков подарил музею журнал «Новости литературы» за 1823 г. (кн. 6, №48), который издавался в Петербурге в 1822-1826 гг. как еженедельное литературное приложение к газете «Русский инвалид». Журнал – книга в кожаном переплёте размером: 205-130-30 мм. Сохранилось 314 страниц.
Издателями журнала были Василий Иванович Козлов (1793-1825) и Александр Федорович Воейков (1778-1839). С 1825 года издателем и редактором стал один Воейков – поэт, критик, журналист, переводчик. В своих печатных органах он неизменно выступал сторонником Пушкина. В 1820 году выступил с разбором поэмы Пушкина «Руслан и Людмила». Пушкин с Воейковым общался в литературных кругах после окончания лицея в Петербурге в 1817-1820 гг. Во время ссылки в письмах брату Льву из Одессы (янв.-февр. 1824) Пушкин пишет: «Благодарю вас, друзья мои, за ваше милостивое попечение о моей славе! … Благодарю Воейкова, моего высокого покровителя и знаменитого друга!». Воейков не прерывает литературных отношений и по возвращении поэта из ссылки. В Петербурге Пушкин посещает литературные «пятницы» Воейкова. Поэт был знаком с женой Воейкова – Александрой, урождённой Протасовой (1795-1829 г.), племянницей В. Жуковского. После смерти Пушкина Воейков назвал поэта «великаном русской поэзии». В 1822 г. Воейков взял в аренду военную газету «Русский инвалид». К газете, не имевшей литературного отдела, Воейков стал давать литературные приложения, сначала под названием «Новости литературы» (1822-1826), затем журнал «Славянин» (1827-1830) и далее – «Литературные прибавления к Русскому Инвалиду» (1831-1839). Журналы Воейкова не имели определённого направления. В журнале печатались произведения многих русских писателей: К. Батюшкова, Е. Баратынского, В. Вяземского, А. Дельвига, В. Жуковского, К. Рылеева, В. Туманского, Н. Языкова и др. Много печаталось переводов. Из произведений Пушкина в «Новостях литературы» было напечатано девять стихотворений. В этом номере журнала (стр. 279) было впервые напечатано одно стихотворение А. Пушкина – «Я пережил свои желания» (1821) под названием «Элегия» и с полной подписью поэта: «А. Пушкинъ»:

Я пережилъ свои желанья,
Я разлюбилъ свои мечты,
Остались мне одни страданья
Плоды сердечной пустоты.
Безмолвно жребію послушный
Влачу страдальческій венецъ,
Живу печальный, равнодушный,
И жду:придетъ ли мой конецъ.
Такъ позднимъ хладомъ пораженной,
Какъ ветровъ слышенъ зімній свистъ,
Одинъ– на ветке обнаженной
Трепещетъ запоздалый листъ.

В поэзии Пушкина представлены все лирические жанры, в системе которых элегия занимает прочное место. Элегия – стихотворение грустного содержания. Это определение верно отражает общую эмоциональную окраску этого жанра. У Пушкина всего лишь шесть стихотворений названы «элегиями», пять из которых относятся к ранней лирике поэта. «Счастлив, кто в страсти сам себе» (1816), «Я видел смерть, она в молчаньи села» (1816), «Я думал, что любовь погасла навсегда» (1816), «Опять я ваш, о юные друзья!» (1817), «Воспоминаньем упоенный» (1819), «Безумных лет угасшее веселье» (1830). Между тем многие его стихотворения без названия по своей жанровой природе принадлежат к элегической поэзии . К 1821 году относится цикл элегий , в которых нашли отражение его переживания, раздумья о пройденном пути, о личной судьбе. К этому году относится одна из самых «унылых» элегий – «Я пережил свои желанья». В элегии звучит мотив горестного одиночества и печали. Усиливает впечатление подавленности и опустошённости поэтический и выразительный метафорический образ – поражённый поздним холодом, запоздалый и одинокий лист, сиротливо трепещущий на обнажённой ветке. Критик В. Белинский писал об элегии «Из пушкинских пьес – лучшая, в которой преобладает элегическая грусть. Она невольно останавливает внимание читателя своим последним куплетом». Метафорическое сравнение разрастается в своего рода параллель, дающую зримое изображение одиночества. Пушкин, с его жизнелюбием, жизнеутверждающим пафосом миросозерцания в 22 года написал элегию, в которой с такой силой звучит разочарование, безнадёжность. Нужно представить, в какой степени омрачена душа поэта, если он потерял веру в свою мечту, которая всегда являлась опорой в жизни, надёжным щитом пред «бурями судьбы жестокой».
Элегии Пушкина – порождение любви поэта. В письме к А.А. Бестужеву (29 июня 1824 г.) Пушкин писал из Одессы: «Мне случалось когда-то быть влюблену без памяти. Я обыкновенно в таком случае пишу элегии…». Элегия известна в нескольких автографах. Первоначальный набросок найден на полях беловой рукописи поэмы «Кавказский пленник». Романтическая поэма «Кавказский пленник», начатая в 1820 г. в Гурзуфе, закончена 20 февраля 1821 г. в Каменке во время южной ссылки поэта. В Каменку – имение Давыдовых – Раевских в бывшей Киевской губернии Пушкин приезжал несколько раз в 1821-22 гг. Пушкин очень много работал над поэмой. Первоначальное название её в рукописи было «Кавказ». Закончив поэму в черновике, он переписывал её набело, всякий раз то уничтожая уже написанные строки и слова, то вставляя новые. Сохранились пять редакций поэмы. Третий беловой черновик поэмы послужил оригиналом для первого издания поэмы в 1822 г. Много трудился Пушкин и над образом пленника. Ему хотелось воплотить в этом лирическом образе и страстную любовь к свободе, и свои собственные страдания от неразделённой любви. Против стихов первого монолога пленника («Без упоенья, без желанья – Я вяну жертвою страстей») Пушкин вставил восемь стихов элегии. Все стихи вставки, кроме первого и третьего, обозначены только начальными буквами первых слов. Первый стих вставки – Я пережил МОИ желанья. Вероятно, поэт предполагал ввести элегию в речь пленника, но этого не делает. По смыслу и по настроению она вполне примыкает к грустной речи пленника, в которой Пушкин выразил свои личные переживания. В окончательную редакцию поэмы стихи не вошли. Мотивы духовного одиночества, уныния, которыми проникнута элегия, уже прозвучали в поэме.
Полный текст Пушкин записал в «Третью кишинёвскую тетрадь» (1821-1830) под названием «Элегия» (из поэмы «Кавказ») и с датой «Каменка. 22 февраля 1821». Переписана она была в процессе работы над поэмой. Отделив набросок элегии от поэмы, поэт развил её в отдельное лирическое стихотворение , проникнутое чувством тоски и апатии. Источник этих страданий – сердечная пустота, душевная усталость, так резко расходящаяся с общим бодрым и радостным взглядом поэта на жизнь. Тетрадь была заведена Пушкиным 9 февраля 1821 г. специально для записи в ней готовых беловых текстов и представляет собою сборник, своеобразную антологию его отдельных небольших стихотворений. В эту тетрадь поэт переписал пять стихотворений, посвящённых Екатерине Раевской. Пушкинист Л. Аринштейн утверждает, что 22 февраля поэт добавляет это шестое – очень грустное стихотворение, когда узнаёт о предстоящей свадьбе Екатерины и генерала М.Ф. Орлова. Новость поразила Пушкина. А. Тургенев сообщал П. Вяземскому 23 февраля 1821 г., что М. Орлов женится «на дочери генерала Раевского, по которой вздыхал Пушкин». Раевская Екатерина Николаевна – старшая дочь генерала Н. Раевского, в обществе которой Пушкин провёл три недели в Гурзуфе, летом 1820 г. Поэт писал брату Льву: «Счастливейшие минуты жизни моей провёл я посреди семейства почтенного Раевского. Все его дочери – прелесть, старшая женщина необыкновенная». Годы пребывания Пушкина в южной ссылке (1820-1824) составили один из важнейших, переломных этапов творческой жизни поэта. Поиски поэта шли в направлении дальнейшего усовершенствования и обогащения элегического жанра. Впечатления поэта периода южной ссылки долго питали мечтательное воображение Пушкина, и не раз он будет возвращаться к ним. Элегия вошла в окончательной редакции с некоторыми изменениями в первое «Собрание стихотворений Александра Пушкина» в 1826 г.

Я пережилъ свои желанья,
Я разлюбилъ свои мечты,
Остались мнеодни страданья,
Плоды сердечной пустоты.
Подъ бурями судьбы жестокой
Увял цветущій мойвенецъ
Живу печальный,одинокий,
И жду:придетъ ли мой конецъ
Такъ позднимъ хладомъ пораженной,
Какъ бурислышенъ зимній свистъ,
Одинъ на веткеобнаженной
Трепещетъ запоздалый листъ.

Пушкинист Б.Томашевский в ранней лирике Пушкина внутри жанра элегии выделил следующие её разновидности: сюжетную, историческую, социальную, пейзажную, любовную, элегию – исповедь и др. Элегию «Я пережил свои желанья» назвал элегией – раздумьем. В ней созерцательная мечтательность, элегическая грусть незаметно переходит в раздумье о жизни. В элегиях Пушкина личные, интимные переживания тесно переплетены с темами глубокого социально-философского звучания.
_____
Литература:
Журнал «Новости литературы» :Литературное приложение к газете «Русский инвалид». – СПб, 1823. – Кн. VI, №48. – С. 314.
Аринштейн Л. Пушкин. Непричесанная биография. – М, 2011. – С. 254.
Григорьян К.Н. Пушкинская элегия. – Л-д: Наука, 1990. – С. 256.
Смирнов-Сокольский Н. Рассказы о прижизненных изданиях Пушкина. – М: Книжная палата, 1962. – С. 630.
Томашевский Б. Пушкин. – М, 1990. – Т1. – С. 367.
Селиванова С. Над пушкинскими рукописями. – М: Наука, 1980. – С. 127.
Черейский Л. Пушкин и его окружение. – Л-д: Наука, 1978. – С. 518.

Опубликовано в Южное сияние №1, 2019

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Скрытое содержание доступно только для подписчиков Lit-Web. Если вы подписчик, авторизируйтесь на сайте. Если еще нет, то приобретите премиум-подписку.

Куценко Ольга

Старший научный сотрудник музея А.С. Пушкина, г. Одесса

Регистрация

Сбросить пароль